Мексиканский город остался без воды из-за утечки нефти. Утечка нефти из трубы


Утечка нефти произошла из трубы ВСТО в Приамурье - МЧС

Сюжет:

Последствия аварии на нефтепроводе ВСТО (5)

Подпишись на ежедневную рассылку РИА Наука

Спасибо за подписку

Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки

Специалисты ликвидируют последствия аварии на нефтепроводе "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО), произошедшей в среду вечером на севере Приамурья.

ВЛАДИВОСТОК, 4 фев - РИА Новости. Специалисты ликвидируют последствия аварии на нефтепроводе "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО), произошедшей в среду вечером на севере Приамурья, сообщил РИА Новости в четверг представитель пресс-службы Главного управления МЧС России по Амурской области.

"Авария произошла на магистрали ВСТО неподалеку от поселка Невер Сковородинского района. В результате произошла утечка нефти, объем утечки и размеры площади загрязнения уточняются", - отметил собеседник агентства.

 

По его словам, на месте аварии работает бригада специалистов, также в четверг начата ликвидация загрязнения.

"На севере Приамурья сейчас стоят 30-градусные морозы, поэтому нефть быстро загустела и сквозь слой снега не проникла в почву", - уточнил собеседник агентства.

Комментарием представителей "Транснефти", оператора нефтепровода, РИА Новости пока не располагает.

В наступившем году это уже вторая авария на нефтепроводе ВСТО. 20 января в Якутии на 1351-м километре магистрали в 30 километрах от города Ленска, между Талаканом и Олекминском, из-за разрыва трубы в грунт вытекло около 450 кубометров нефти. По данным Дальневосточного регионального центра МЧС Росси, площадь загрязнения составила более 20 тысяч квадратных метров. ЧП произошло во время ремонтных работ на одном из участков нефтепровода.

Нефтепровод ВСТО в Якутии

В ликвидации последствий утечки нефтепродуктов задействованы 196 человек, 46 единиц техники. Предварительная зачистка загрязненной территории будет выполнена в срок до 5 февраля, а окончательно территория будет очищена к 1 марта.

По оценке специалистов МЧС РФ, угрозы жизни и здоровью людей нет. Вероятность попадания нефтепродуктов в водоемы также отсутствует. Нефть имеет густую консистенцию, не растекается.

ria.ru

Причиной утечки нефти из трубы ВСТО стал человеческий фактор | Опасная зона

ЯКУТСК, 11 фев - РИА Новости. Причиной утечки нефти из нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий Океан", произошедшей 20 января этого года в Якутии, стал человеческий фактор, сообщил в четверг РИА Новости представитель республиканского министерства охраны природы.

На 1351 километре линейной части трубопровода ВСТО, в 30 км от города Ленска, 20 января 2010 года в ходе проведения технологических работ произошла утечка нефти. В результате на грунт вытекло 450 кубометров нефтепродуктов, общая площадь загрязнения составила 20 тысяч квадратных метров.

"Основная причина произошедшего - человеческий фактор. В ходе проверки, проведенной специалистами Западно-Сибирского управления Ростехнадзора, установлено, что утечка нефти произошла из-за халатности при проведении плановых работ с использованием полевого нефтепровода, при этом сам магистральный трубопровод ВСТО не был затронут", - сказал представитель республиканского министерства охраны природы.

По словам специалистов Центра экологического мониторинга Минохранприроды Якутии, все работы по ликвидации аварийной ситуации ведутся в строгом соответствии с утвержденным планом.

"Следующим этапом после сбора нефти является уборка грунта, вырубка деревьев, после этого - биологическая рекультивация территории. Наблюдения ведутся на 22 участках, на сегодняшний день анализ показывает снижение уровня содержания нефтепродуктов в районе разлива, загрязнения водоемов не зарегистрировано", - отметила руководитель центра Лена Волкова.

Представитель ведомства сообщил в четверг РИА Новости, что в марте 2010 года по инициативе Минприроды республики и ЯРО ВПП "Единая Россия" пройдет расширенное заседание по вопросам экологической безопасности при эксплуатации нефтепровода.

"Региональное отделение "Единой России" поддержало инициативу Министерства охраны природы Якутии по проведению в марте этого года в Якутске расширенного заседания с участием членов правительства, депутатов Госсобрания, представителей "Транснефти", общественных организаций республики по вопросам экологической безопасности. Этой же теме будет посвящено заседание постоянного комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственного Собрания (Ил Тумэн), которое состоится 16 февраля", - сказал собеседник агентства.

В наступившем году произошла еще одна авария на нефтепроводе ВСТО. В Сковородинском районе Приамурья 3 февраля при ведении работ на ответвлении нефтепровода ковшом экскаватора был поврежден трубопровод, в результате чего произошел разлив нефти.

По заявлению руководства компании "Востокнефтепродукт", вылилось 6-8 кубометров нефти, авария и ее последствия - устранены. По данным областной прокуратуры, объем утечки в несколько раз больше. Точный объем разлившейся нефти, площадь загрязнения, а также нанесенный ущерб устанавливаются.

oldimg1.ria.ru

Разломы, разрывы, разливы. как защитить нефтяную трубу

РАЗЛОМЫ, РАЗРЫВЫ, РАЗЛИВЫ. КАК ЗАЩИТИТЬ НЕФТЯНУЮ ТРУБУ?

В начале 2004 года компания «Сахалин Энерджи» объявила о начале строительства нефте- и газопроводов с северо-восточного шельфа Сахалина до пос. Пригородное на юге острова. Последние разрешения получены, контракты заключены, трубы завезены. Можно начинать освоение наиболее лакомого куска миллиардных инвестиций. Как говорится, угощайтесь, за все заплачено! Но защитники природы не желают «продолжения банкета» и настаивают на изменении дизайна нефтепровода.

«А нам все равно, не боимся мы…»

Согласно «Карте инженерно-геологического районирования с оценкой опасности от геологических и инженерно-геологических процессов»7, вся трасса сухопутных трубопроводов пролегает в зонах 8-9 балльной сейсмичности и 55 раз пересекает 44 тектонических разлома различных типов. Кроме того, еще 5 разломов проходят в непосредственной близости от маршрута трубопроводов. Именно разломы являются теми участками земной коры, где сосредоточены очаги землетрясений, и на поверхности которых при землетрясении происходят различные разрывные смещения участков почвы, вплоть до образования трещин в несколько метров шириной!

Из 44 разломов компания «Сахалин Энерджи» считает активными только 22. Однако в мире случалось, что крупные землетрясения происходили на разломах, считавшихся до того неактивными. Например, в октябре 1999 мощное землетрясение произошло близ калифорнийского городка Гектор в Мохавской пустыне с образованием на поверхности земли трещины длиной 40 метров с пятиметровым сбросом грунта на разломе, не проявлявшим себя, по меньшей мере, в течение 5000 лет, и вообще считавшемся неактивным.

Но все это не пугает компанию «Сахалин Энерджи» - оператора проекта «Сахалин-2». Весь свой нефтепровод протяженностью 807 км иностранные нефтяники планируют закопать под землю, на глубину в среднем 1 метр. Однако частые на Сахалине землетрясения в совокупности с пересечениями нефтепроводом наиболее активных и опасных при землетрясениях участков (разломов) неизбежно вызовут повреждения подземных труб, связанные с большими и малыми утечками нефти.

При эксплуатации подземных трубопроводов (по сравнению с надземными) сильно затруднен контроль за их состоянием, а возможность быстро выявить и ликвидировать порыв в трубе значительно снижена. Небольшая утечка иногда может продолжаться многие месяцы – до тех пор, пока вытекающая из трубы под землей нефть не найдет выхода на поверхность, в нерестовую реку или в водозабор близлежащего поселка.

«Чувствуем, что ничего не чувствуем…»

Предел чувствительности аппаратуры для определения утечек, которую «Сахалин Энерджи» планирует установить на своем нефтепроводе, ограничен 1% от объема прокачиваемой нефти8. По заверениям представителей «Сахалин Энерджи», есть надежда, что чувствительность аппаратуры для определения утечек нефти на северном участке нефтепровода будет повышена и составит 0,6 – 0,7% от объема прокачиваемой нефти. Но пока эти изменения не зафиксированы официально в проектной документации, являющейся основой строительства нефтепровода, в расчет можно принимать только цифру в 1%. Все остальное остается "из разряда благих пожеланий".

Невозможность для аппаратуры обнаружить утечку, составляющую менее 1%, означает, что ежегодно 60–80 тысяч тонн нефти из 6-8 млн. тонн, идущих по трубе, могут вытекать незаметно для аппаратуры контроля, загрязняя почву и в конечном итоге попадать в водозаборы, реки, заливы или прибрежные участки моря. Нефтепровод «Сахалин Энерджи» будет пересекать около 1100 рек, ручьев, озер и других водотоков. Учитывая, что большинство рек на Сахалине являются нерестовыми для лососей, а заливы и прибрежные морские участки играют ключевую роль в воспроизводстве множества видов ценных биоресурсов, решение о подземной прокладке нефтепровода в совокупности со столь низкой чувствительностью аппаратуры создает недопустимую опасность для окружающей среды и рыболовства.

Не плюй в колодец! Даже если он чужой.

По мнению экспертов-гидрогеологов, при подземной прокладке нефтепровода, в случае утечки нефти очень высока опасность загрязнения подземных водозаборов 13 населенных пунктов вдоль трассы нефтепровода (среди них такие, как Арги-Паги, Молодежное, Смирных, Гастелло, Лермонтовка и др.), а также источников водоснабжения густонаселенной Сусунайской долины. В существующих геолого-гидрологических условиях (высокие уровни грунтовых вод, взаимосвязь поверхностных и грунтовых вод, разветвленная гидрографическая сеть) эксплуатация заглубленных в грунт трубопроводов по оценке специалистов вообще крайне нежелательна.

Проектные материалы «Сахалин Энерджи» не рассматривают абсолютно никаких мер по ликвидации нефтяного загрязнения подземных вод. То есть, в случае продолжительной подземной утечки вблизи водозабора грунтовых вод, тысячи людей могут остаться без собственного источника питьевой воды, а загрязненный водоносный горизонт будет на десятилетия потерян. Подобные случаи – не редкость в российских регионах с развитой нефтедобычей и подземными нефтепроводами, даже там, где с землетрясениями знакомы лишь понаслышке.

«А мы сами с усами!»

В мае 1995 года на северо-востоке Сахалина произошло разрушительное землетрясение, стершее с лица земли пос. Нефтегорск и погубившее более чем 2000 человек. До трагедии сейсмичность этого района оценивалась в 7 баллов по шкале MSK, но сила случившегося землетрясения составила 9-10 баллов и привела к образованию разлома длиной 36 км со средним показателем провала в 3,9 м. Эта катастрофа показала, что при сейсмических подвижках земной коры в этом районе возможны очень сильные горизонтальные и вертикальные деформации грунтов, что может стать причиной множественных порывов трубопроводов и катастрофических последствий для окружающей среды. Например, в результате Нефтегорского землетрясения, по свидетельству очевидцев и сотрудников компании «Сахалинморнефтегаз», произошло более 200 разрывов магистрального нефтепровода, идущего с Сахалина на материк и принадлежащего упомянутой компании. Вытекшая при этом нефть загрязнила огромную территорию и нерестовые реки.

Конечно, сильные сейсмические катастрофы, подобные Нефтегорской, случаются крайне редко. Однако повредить подземную трубу и вызвать небольшую утечку нефти может и совсем небольшое землетрясение.

К сожалению, специалисты компании «Сахалин Энерджи» до сих пор не сочли нужным изучить опыт строительства и эксплуатации подземных трубопроводов «Сахалинморнефтегаза», в том числе их поведение при Нефтегорском землетрясении. На встрече в феврале 2004 г. с представителями «Экологической вахты» об этом сообщил Марк Гембл, главный инженер по проектированию трубопроводов «Сахалин Энерджи». «Но пожалуй, это неплохая идея», - задумчиво подытожил он.

Трапеция, зигзаг, глина и кожух – вот что спасет трубу!

Для защиты трубопроводов от землетрясений «Сахалин Энерджи» намерена укладывать трубы в траншеи со специальной трапециидальной конструкцией и засыпать их легко деформирующимся грунтом (песком, торфом и пр.). Также в качестве антисейсмических технологий будут применяться: геотехнические защитные полиуретановые блоки, покрытие траншеи теплоизолирующими материалами для предупреждения замерзания грунта, трубы с утолщенными стенками. Предполагается, что все это позволит трубе двигаться под землей в случае сейсмических деформаций грунта и таким образом, сохранит ее целостность. Однако специалисты "Сахалин Энерджи" не могут ответить на вопрос о том, на какое расстояние могут сдвигаться под землей участки трубы без разрыва. Кое-где для защиты от просачивания нефти в почву будет устраиваться глиняный замок непосредственно в траншее, в отдельных нескольких местах труба будет укладываться в дополнительном защитном кожухе. При этом, не существует никаких гарантий, что целостность глиняного замка или дополнительного кожуха (как и самой трубы) в случае землетрясения не будет нарушена. А геотехнические полиуретановые блоки до сих пор применялись только в гражданском строительстве, и примеров их использования для обеспечения безопасности нефтепровода в мире нет.

Кроме того, при переходе через некоторые наиболее крупные реки на каждом берегу будут установлены аварийные задвижки, которые, однако, не будут срабатывать при небольших утечках, сколь долго бы они ни продолжались. «Сахалин Энерджи» утверждает, что все ее трубопроводы на Сахалине будут построены «по последнему слову техники», однако мировой опыт показывает, что в зонах повышенных сейсмических воздействий нефтепровод должен строиться совершенно иным способом.

Нефтепровод на Аляске – есть чему поучиться

Трансаляскинский нефтепровод (ТАН), пересекающий штат Аляска с севера на юг, был построен в 1977 г. При его проектировании было установлено, что во избежание серьезных катастроф, нефтепровод, пересекающий три активных разлома, должен выдержать землетрясения силой до 8,5 баллов. Для этого нефтепровод был проложен над землей на специальных опорах с компенсаторами, позволяющими трубе скользить по металлическим рельсам в горизонтальном направлении почти на 6 м и, при помощи специальной гравийной подушки, на 1,5 метра вертикально. Кроме того, зигзагообразная линия прокладки трубы позволяла ей “растягиваться” и “сжиматься” при очень сильных продольных сейсмических колебаниях, а также и при температурном расширении металла. Такие технологии позволили нефтепроводу двигаться вместе с подвижками земной коры и оставаться при этом целым.

«Сахалин Энерджи» часто объясняет прокладку ТАН над землей наличием на Аляске вечной мерзлоты, объясняя, что в районах, где она отсутствует, аляскинский нефтепровод закопан под землю. Это действительно так, но это лишь часть общей картины. Иностранные нефтяники никогда не говорят сахалинцам, что на Аляске существует три участка, где нефтепровод также построен над землей, несмотря на отсутствие там вечной мерзлоты – это районы пересечения трех активных разломов. И здесь труба покоится не на высоких стойках, защищающих вечную мерзлоту от таяния, а на рельсах, лежащих на поверхности земли.

Проверка на прочность: как это было

В ноябре 2002 года на одном из трех разломов, пересекаемых Трансаляскинским нефтепроводом (Денали – крупнейший разлом Аляски), произошло землетрясение силой 7,9 балла по шкале Рихтера. Мощный толчок, сопровождаемый подземным гулом, сдвинул трубу горизонтально на 2 с лишним метра и вертикально на 75 см. Несмотря на то, что разлом Денали был активным и раньше, до сих пор никто не ожидал, что он сможет генерировать столь сильные толчки. Землетрясение разорвало пять наземных балок, на которых покоился трубопровод, и две вертикальные поддерживающие стойки. Ходящая ходуном гигантская труба выворотила из земли пять якорей, помогающих ограничивать ее горизонтальные движения. В нескольких местах был нарушен пористый теплоизоляционный материал, однако никаких вмятин или разрывов на самой трубе так и не было обнаружено. И уже через пять дней танкеры начали вновь принимать нефть на нефтеналивном терминале в Валдизе.

Благодаря по-настоящему ответственному подходу к безопасности, Трансаляскинский нефтепровод, построенный 25 лет назад и перекачивающий в год около 70 миллионов тонн нефти, с честью выдержал суровое испытание подземной стихией. Уникальные технологии и проектные решения позволяют и сегодня считать ТАН самым безопасным трубопроводом в мире. Сильнейшие толчки не смогли разрушить целостность трубы и пролить хоть каплю нефти.

Чужие уроки или свои грабли?

Для надежного предохранения трубы от разрывов при смещениях земной коры необходимо прокладывать весь сахалинский нефтепровод над землей, с использованием специальных стоек со скользящими компенсаторами или на металлических рельсах, как это сделано на Аляске. За много лет эксплуатации эти устройства много раз спасали аляскинский нефтепровод от разрывов, а окружающую среду от ядовитого воздействия нефти. Кроме того, необходимо прокладывать нефтепровод зигзагообразной ломаной линией для компенсации напряжений, вызываемых смещением почвы. Регулярные визуальные осмотры всей трассы надземного нефтепровода позволят обнаружить любую, даже самую малую утечку намного более оперативно, нежели любая аппаратура, а ликвидировать разлив на поверхности земли при соответствующем техническом оснащении не составляет большой проблемы – в отличие от подземного нефтяного разлива.

Главным аргументом «Сахалин Энерджи» за прокладку подземного трубопровода является опасность причинения ущерба третьими лицами. Но можно вновь обратиться к опыту Трансаляскинского трубопровода – за 25 лет работы в него стреляли из огнестрельного оружия десятки раз, но пуля пробила трубу лишь единожды в 2001 году. Есть пример и на Сахалине – нефтепроводы компании «Сахалинморнефтегаз» на севере острова лежат над землей на многих участках, но случаев преднамеренного вредительства до сих пор не было.

Высокие риски требуют высоких технологий

Две планируемые морские платформы «Сахалин Энерджи» на шельфе северо-восточного Сахалина расположены в зоне 9-балльной сейсмичности. Завод по сжижению природного газа и нефтеналивной терминал на юге Сахалина в Пригородном находятся в 8-балльной зоне, а прямо через участок, отведенный под строительство, проходит несколько тектонических разломов, в т.ч. разлом с неустановленным характером смещений. Производство и хранение СПГ крайне взрывоопасно. Как поведут себя участки земной коры в случае землетрясения силой 6-7, а тем более 8 баллов, что будет при этом с заводом и терминалом, каков риск взрыва и какими могут быть возможные последствия – на все эти вопросы нет ясного ответа.

Высокая сейсмическая активность земных недр подвергает большой опасности эксплуатацию нефтегазовых объектов «Сахалин Энерджи» и увеличивает риск аварий, грозящих катастрофическим воздействием на окружающую среду. Только применение наилучших технологий сейсмоустойчивости всех конструкций, и, прежде всего, надземная прокладка нефтепровода, может предотвратить отравление нефтью подземных водозаборов, нерестовых рек, заливов и прибрежных вод морей!

Наталия Баранникова

Мы пришли сегодня в порт и стоим, разинув рот…

НЕРОМАНТИЧЕСКАЯ МОРСКАЯ ИСТОРИЯ

"Корабли постоят,

И ложатся на курс"

Все моряки любят море. И корабли. Если, конечно, они настоящие моряки. Потому что море и корабли – это настоящая романтика, а каждый настоящий моряк всегда хотя бы чуть-чуть романтик. Романтика моря – голубое небо над головой, и свежий, просоленный ветер. Это дальние экзотические страны со своим необычайным укладом жизни и заманчивой сказочной природой. Это белые чайки за кормой и крепкая моряцкая дружба. Согласно романтическим канонам, каждый моряк оставляет на берегу частичку своей души. Но, унося моряков в океанские дали, суда оставляют в порту и кое-что не совсем романтическое. Как все красивое, морская романтика не обходится без жертв – экологических.

Любое судно – это одновременно и маленький (а иногда и не очень) завод, и многоквартирный дом. Поэтому на всех судах постоянно образуется большое количество самых разнообразных отходов. Это нефтепродукты – льяльные воды, отработанные масла. Бытовой и технологический мусор. Загрязненные разными неприятными веществами стоки. Как известно, отходы необходимо куда-то девать. В море с ними можно поступить очень просто – выбросил за борт и никаких забот. Как правило, на всех судах, работающих в открытом море, именно так и делается – международные правила пока это разрешают, за исключением самых опасных веществ. Безбрежная морская даль поглощает все без следа. Но в порту ситуация иная.

По закону, экипажи судов, стоящих в порту, обязаны сдавать все накопившееся отходы в специальные приемные организации. Но вот уже много лет в большинстве сахалинских портов старые системы приемки и утилизации отходов с судов не работают, а новые еще не появились. Поэтому тем судам, которые подолгу стоят у пирсов, ничего другого не остается, как… в нарушение всех действующих в портах правил сливать всю накопившуюся гадость прямо за борт. Лишь в Корсаковском порту действует «Грот-Ойл» - единственная на всю область организация по приемке судовых отходов. Но и там значительная их часть все же идет за борт. Почему? Разумеется, услуги по приемке отходов платные, а согласно старинной российской традиции, платить за выброс мусора считается ненужным выбросом денег. Казалось бы, система правил должна подкрепляться системой наказаний за их неисполнение. Но, как на беду, в большинстве сахалинских портов эффективной системы контроля за удалением судовых отходов просто не существует. И далеко не всегда потому, что контролеры работают плохо. Как ни странно, загрязнителям портов помогает… международное законодательство.

"А капитан нам шлет

Привычный знак:

- еще не вечер, еще не вечер!"

На любом судне сброс сточных и льяльных вод за борт происходит через специальные отливные клапаны. Согласно международной конвенции МАРПОЛ, на судах, находящихся в порту, эти клапаны должны быть опломбированы. А пломбы ставит не кто иной, как капитан того же судна! Сам ставит, сам снимает… Мудрые международные законодатели не смогли предположить того, о чем наверняка уже догадался сообразительный читатель. Да-да, ночью, пока город спит, наши доблестные капитаны открывают отливные клапаны и преспокойно сливают нефтепродукты и нечистоты за борт. Задачка номер два – в каком состоянии оказываются отливные клапаны на стоящих рядом судах, когда портовые власти начинают расследование по факту разлитого на акватории порта мазута? Правильно, они все без исключения аккуратно опломбированы. Такие случаи были уже не раз. Например, в феврале 2003 г. «Экологическая вахта Сахалина» обнаружила разлив нефтепродуктов в акватории порта Корсаков. Вместе с сотрудниками государственной Спецморинспекции на всех находящихся поблизости судах была оперативно организована проверка. Но… установить виновника так и не удалось. Все было в порядке – и необходимые записи в судовых журналах, и новенькие пломбы на отливных клапанах. Не в порядке оказалось только море, на поверхности которого на белом припорошенном снегом льду еще неделю чернело огромное мазутное пятно. Нет виновного – некому заплатить за ущерб, некому заниматься устранением загрязнения, некому нести ответственность. Если так будет продолжаться и дальше, то видимо все мы – сегодняшние жители острова – со временем ощутим эту ответственность в полной мере, когда наши дети и внуки оценят полное исчезновение морепродуктов у берегов острова.

Но весной 2003 г. ситуация в Корсаковском порту изменилась – при поддержке портовых властей ООО «Грот Ойл» взял в свои руки не только приемку судовых отходов, но и пломбировку отливных клапанов на судах. Теперь уже не капитаны судов, а инспектор-сотрудник компании, уполномоченный Морской администрацией порта Корсаков, пломбирует клапаны на судах в порту и делает записи в судовых журналах. И это не прихоть коммерческой фирмы – в "Обязательные наставления по порту" Морская администрация внесла пункт, обязывающий при заходе в порт вызывать на судно инспектора, уполномоченного производить обязательную пломбировку отливных клапанов. Новшество сработало – представители судов зачастили в "Грот Ойл" за новой услугой, а то, что раньше сливалось за борт, полилось в специальные цистерны.

Но если бы всегда все было так просто, мы бы давно уже жили в другой стране. Обязательное правило внешней пломбировки относится лишь к торговому порту. В соседнем с ним рыбном порту Корсакова ничего подобного нет, как, впрочем, и во всех других сахалинских портах. Почему нет? Ну не может пока определить для себя администрация рыбного порта, действительно ли необходима данная процедура! Неужели портовые чиновники не желают, чтобы в их подведомственной акватории плескалась чистая вода, чтобы не стыдно было перед иностранцами за состояние родных берегов, и чтобы рыба, которую так любят ловить рыбаки, сидя на пирсах, не воняла соляркой?

Конечно, одними пломбами невозможно решить проблему загрязнения в акваторий. Главное – это налаженная система утилизации и переработки судовых отходов, которая, как и система внешней пломбировки, в наших портах почти отсутствует. Например, из четырех крупных портов Сахалина только в одном пусть не все, но важную часть судовых отходов есть куда сдать в переработку. ООО «Грот Ойл» принимает пока только нефтесодержащие сточные и льяльные воды, но предприятие полностью справляется с объемами и само себя окупает. Откачанная из трюмов грязная жижа очищается, получаемый при этом мазут продается в качестве топлива, а очищенная вода, соответствующая санитарным нормам, сливается в море.

Но и здесь есть свои "подводные камни". Приемка сточных вод возможна только с берега на машину – цистерну. Судну, стоящему вторым или третьим бортом у причала, сдать на берег льяльные воды невозможно, а стоящему на рейде – тем более. Решением этой проблемы могло бы стать судно-нефтемусоросборщик (НМС), которое имеется в Корсаковском торговом порту. Но большую часть времени НМС в простое – администрация порта не имеет средств на его работу. «Грот Ойл» хотел бы взять НМС под свое крыло и обеспечивать сбор мусора и нефтепродуктов со всей акватории порта, а также приемку судовых отходов с моря, но на это предприятию необходимы дополнительные средства. Ничего нового – все опять упирается в деньги! Однако, существуют новые подходы к их добыванию – и совсем недалеко, у наших соседей приморцев.

Средства на обслуживание портов судами-нефтемусоросборщиками можно получить, установив обязательный экологический сбор со всех судов, заходящих в порт, как это уже давно делается во Владивостокском морском торговом порту. Размер установленного там сбора зависит от характеристик, специализации и размера судов. Оплата производится при оформлении прихода судна в портнадзоре. Далее, во время стоянки (неважно – на рейде или у пирса) все операции по контролю, сбору и утилизации судовых отходов происходят бесплатно для судовладельца. Специализированная компания, проводящая сбор отходов с судов, обсчитывает свои услуги по каждому пароходу и подает счет в портнадзор, который и оплачивает работу компании из средств экологического сбора. Достаточно простая, а главное – эффективно работающая схема.

Казалось бы, что мешает ввести такую систему хотя бы в Корсаковском порту? Мешает одна деталь – для введения экологического сбора порт должен иметь возможность собирать с судов все виды отходов полностью. Однако, на сегодня в Корсаковском порту нет системы приема сточно-фекальных вод. А раз нет – понятно, куда они идут с судов, порой месяцами стоящих у пирса. Здесь и замыкается круг. Если бы существовала такая система, то можно было бы ввести экологический сбор в порту. Тогда бы суда не платили бы за каждую операцию по сдаче судовых отходов (сдавали бы все бесплатно) и не было бы смысла по ночам сбрасывать нефтепродукты и фекалии за борт, срывая свои же пломбы или используя погружные насосы, как приноровились делать те, чьи суда пломбируют независимые инспекторы. Каждый, кто бывает в наших портах, невооруженным глазом видит, как сильно загрязнена их акватория.

Проблема требует скорейшего решения и всем заинтересованным сторонам, а в особенности портовым властям, пора начать действовать в этом направлении. К сожалению, таких предприятий, как «Грот Ойл», нет ни в одном порту на Сахалине кроме Корсаковского торгового порта. В других, не менее крупных портах, ситуация только на уровне самоконтроля, и не существует никакого сбора и утилизации судовых отходов. Но многие портовые служащие помнят о судах-нефтемусоросборщиках, которые в былые времена заботились о чистоте наших портов и нашего моря.

"Но мне хочется думать,

Что это не так,

Что сжигать корабли

Скоро выйдет из моды…"

А порты продолжают работать и даже увеличивать грузооборот. Например, осенью 2003 года в Холмске заработал Западный морской торговый порт. Через его ворота на Сахалин вливается мощный поток тяжелого оборудования для развития нефтегазового комплекса. Огромные средства уходят в нефтяную индустрию, а продукты этой самой индустрии разливаются по водной глади портов. Интенсивность судоходства растет изо для в день, а значит, растет и потребность в утилизации судовых отходов. Порты развиваются, отстраиваются, углубляются, получают прибыль, но при этом экологические аспекты привычно рассматриваются по остаточному принципу. Если деньги останутся, то и наладим контроль, все примем и переработаем, а пока…

Развитие нефтяной промышленности большинство жителей области поддерживает, потому что это деньги в бюджеты, рабочие места, большие зарплаты. Но когда развитие происходит только в сторону формирования капитала, как целых организаций, так и отдельных граждан, то теряется самое ценное, то, что нельзя купить за любые деньги. Такое богатство, как чистое море, еще можно сохранить, нужно лишь помнить, что оно хрупкое и не бесконечное, что это часть нас и нашей судьбы.

Александр Зарчиков

Большая победа маленькой группы

refdb.ru

Утечка нефти произошла из трубы ВСТО в Приамурье - МЧС | Опасная зона

ВЛАДИВОСТОК, 4 фев - РИА Новости. Специалисты ликвидируют последствия аварии на нефтепроводе "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО), произошедшей в среду вечером на севере Приамурья, сообщил РИА Новости в четверг представитель пресс-службы Главного управления МЧС России по Амурской области.

"Авария произошла на магистрали ВСТО неподалеку от поселка Невер Сковородинского района. В результате произошла утечка нефти, объем утечки и размеры площади загрязнения уточняются", - отметил собеседник агентства.

 

По его словам, на месте аварии работает бригада специалистов, также в четверг начата ликвидация загрязнения.

"На севере Приамурья сейчас стоят 30-градусные морозы, поэтому нефть быстро загустела и сквозь слой снега не проникла в почву", - уточнил собеседник агентства.

Комментарием представителей "Транснефти", оператора нефтепровода, РИА Новости пока не располагает.

В наступившем году это уже вторая авария на нефтепроводе ВСТО. 20 января в Якутии на 1351-м километре магистрали в 30 километрах от города Ленска, между Талаканом и Олекминском, из-за разрыва трубы в грунт вытекло около 450 кубометров нефти. По данным Дальневосточного регионального центра МЧС Росси, площадь загрязнения составила более 20 тысяч квадратных метров. ЧП произошло во время ремонтных работ на одном из участков нефтепровода.

Меркатор

Нефтепровод ВСТО в Якутии.

В ликвидации последствий утечки нефтепродуктов задействованы 196 человек, 46 единиц техники. Предварительная зачистка загрязненной территории будет выполнена в срок до 5 февраля, а окончательно территория будет очищена к 1 марта.

По оценке специалистов МЧС РФ, угрозы жизни и здоровью людей нет. Вероятность попадания нефтепродуктов в водоемы также отсутствует. Нефть имеет густую консистенцию, не растекается.

oldimg1.ria.ru

Утечка - нефть - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2

Утечка - нефть

Cтраница 2

Если утечка нефти или газа значительная ( например, при разрыве трубопровода) и возможно распространение продукта по окружающей территории, особенно вблизи населенных пунктов, железных и шоссейных дорог, необходимо прекратить доступ газа к аварийному участку, выставить предупредительные знаки, срочно принять меры по обеспечению безопасности движения на дорогах, не допускать посторонних дин в опасную зону.  [16]

Обнаружение утечек нефти и газа из промышленных установок и подземных трубопроводов, а также естественных источников, является серьезной проблемой технической диагностики, которую решают, используя разнообразные методы и приборы. К настоящему времени наиболее надежные результаты в области ТК получены на газопроводах. Проблему обнаружения утечек газа широко обсуждают на международном уровне, опираясь прежде всего на опыт США, Швеции, Японии и России.  [17]

Объем утечки нефти рассчитывают исходя из возникновения дефектных отверстий, которые имеют преимущественно форму ромба, расположенного вдоль оси трубы.  [18]

Предотвращение утечек нефти из загрязненной почвы и загрязненных грунтовых вод осуществляется путем обвалования резервуаров и обеспечения дренажа для определенных, защищенных замкнутых площадей. Загрязнение вследствие утечки внутри площади, окруженной валом, может быть предотвращено путем применения вторичных мер ограничения, таких как непроницаемые пластиковые или глиняные обкладки вала резервуара.  [19]

Причиной утечки нефти считают разрушение сварного шва на трубе. Как стало известно, у сварщика, делавшего шов, не было допуска к выполнению такого вида работ, и при сварке было допущено нарушение технологии. Кроме того, труба нефтепровода выполнена не из того материала, который был предусмотрен проектом.  [20]

Определить утечку нефти из трубопровода, если вся она осталась в районе повреждения, причем образовались два озерка на водяной подушке и одно пятно в песчаном грунте.  [21]

К утечкам нефти и нефтепродуктов приводят также неплотности сальниковых уплотнений задвижек, сифонных кранов, подъемников хлопушек, фланцевых соединений, а также неумелый спуск подтоварной воды из резервуаров.  [23]

При утечке нефти через небольшие трещины или свищи течки устраняют без остановки перекачки и опорожнения неф-зпровода. В образовавшееся отверстие забивают деревянную ли свинцовую пробку, срезают ее заподлицо, накладывают ме-аллическую латку и приваривают по контуру к трубопроводу, ели устранить утечку таким способом трудно, применяют варийные хомуты.  [25]

К утечкам нефти и нефтепродуктов приводят также неплотности сальниковых уплотнений задвижек, сифонных кранов, подъемников хлопушек, фланцевых соединений, а также неумелый спуск подтоварной воды из резервуаров.  [27]

О замеченных утечках нефти, любых неисправностях и повреждениях сооружений по трассе, угрожающих нормальной работе нефтепровода или безопасности людей и находящихся вблизи предприятий, населенных пунктов, а также о нарушениях охранной зоны нефтепровода лица, выполняющие патрулирование, должны немедленно сообщать непосредственному руководителю и диспетчеру.  [28]

Допускается ликвидировать утечки нефти через повреждение приваркой заплат или муфт. При этом место утечки должно быть герметизировано безогневым способом. Привариваемые заплаты и муфты в этом случае являются временными средствами усиления несущей способности нефтепровода.  [29]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

BP откачает нефть из Мексиканского залива через трубу

BP пробует новые способы остановить разлив нефти с аварийной скважины в Мексиканском заливе: на этот раз компания решила вмонтировать в трубу, из которой вытекает нефть, трубу меньшего размера.

Инженеры BP с помощью специального оборудования погружают в воды Мексиканского залива трубу, чтобы состыковать ее с аварийной трубой, из которой поступает нефть, передает Associated Press.

Диаметр аварийной трубы составляет 53 см. Диаметр трубы, которую пытаются «вкрутить», -- 15 см. Как планируют специалисты, по ней нефть будет откачиваться на танкер и поступать на поверхность. В течение этого дня инженеры BP собираются обложить эту трубу уплотнителем.

Протекающая труба находится на глубине 1,5 тыс. метров. Из нее с конца апреля уже вытекло более 15 млн л топлива. По оценкам экспертов, нефть распространилась на 9,5 тыс. кв. км. По мнению сотрудника университета Майами Хэнса Грейбера, к 10 мая площадь разлива нефти увеличилась на 50%.

По оценкам BP и национальной администрации по наблюдению за океаном и атмосферой США, ежедневно в воды Мексиканского залива попадает 795 тыс. л нефти. Другие специалисты полагают, что уровень протечки в несколько раз выше. Их оценки основываются на видеозаписи, которую недавно BP обнародовала.

Напрасные усилия

Предыдущие попытки BP остановить разлив успехом не увенчались. Неделю назад компания пыталась накрыть место протечки куполом, однако при погружении его поверхность покрылась гидратами, что сделало невозможным откачку нефти. Если операция с трубой маленького диаметра не сработает, то инженеры начнут еще раз погружать под воду купол.

Сотрудники нефтяной компании распыляли химикаты, которые дробят нефтяные пятна. BP рассматривала и возможность забрасывания места аварии различным мусором: от кусков шин до мячиков для гольфа. Предполагается, что он должен попасть в протекающую трубу и ее засорить. Как только нефть перестанет вытекать, место протечки будет зацементировано.

Жители Луизианы, штата, до побережья которого нефтяное пятно уже доплыло, решили сами организовать операцию по очистке побережья. Местная благотворительная организация начала собирать отстриженные человеческие волосы, посчитав, что они впитают нефть.

Предыдущие два дня члены профильных комитетов американского конгресса разбирали обстоятельства аварии и поведение руководства BP (оператора нефтяной скважины), Transocean (владельца буровой вышки) и компании Halliburton (проводила бетонирование). Пока что конгрессменам не удалось установить точные причины аварии. По некоторым данным, не работал специальный предохранительный клапан, который должен был включиться, если в трубе резко меняется давления.

20 апреля на буровой вышке Deepwater Horizon, расположенной в Мексиканском заливе в 80 км от побережья США, произошел взрыв, за которым последовал пожар. Погибли 11 нефтяников. Два дня спустя установка затонула.

www.infox.ru

Мексиканский город остался без воды из-за утечки нефти

Без запасов питьевой воды остались более полумиллиона человек в Мексике. Жители города Вильяэрмоса пострадали из-за попадания сырой нефти в воду местных рек.

Как сообщают средства массовой информации, причиной чрезвычайного происшествия послужила нелегальная врезка в трубопровод мексиканской нефтегазовой корпорации Pemex. Выполненная крайне неаккуратно — она вызвала утечку нефти из трубы.

В городе из-за ЧП временно закрыты все учебные заведения.

Мексиканские власти предполагают, что для полной очистки рек от нефти и нефтепродуктов понадобится более трех суток.

Компании Pemex не везет в этом году. Ранее сообщалось о взрыве и последовавшим за ним пожаре на нефтяной платформе компании в Мексиканском заливе. Тогда погибли 45 человек. Еще 16 – были ранены.

Незаконные врезки в нефте- и газопроводы принимают в некоторых странах масштабы национального бедствия. Так, например, обстоит дело в Нигерии.

На протяжении последних 50 лет, добыча сырой нефти и природного газа из дельты реки Нигер на юге Нигерии сделала богатыми одних, но дорого обходится большей части населения и обернулась серьезными последствиями для окружающей среды.

Местные жители несанкционированно врезаются в нефтепроводы, воруют нефть, а затем перерабатывают ее или продают за границу.

Нигерия является 8-м крупнейшим в мире производителем сырой нефти, при этом оставаясь одной из самых бедных стран: по статистике около 70% из 150 млн жителей живут за чертой бедности. Некоторые местные жители поправляют свое финансовое положение воровством «черного золота».

Нигерия оценила потери в нефтяном секторе от воровства и плохого менеджмента в 29 млрд долларов за последние 10 лет. Об этом сообщает BBC, ознакомившееся с отчетом Министерства нефти для правительства. Для сравнения, расходы бюджета Нигерии в 2013 году составят 31 млрд долларов.

В России за подобные действия предусмотрена ответственность. В случае причинения особо крупного ущерба и нежелании его возмещать, а также при выявлении факта, что подобные врезки осуществляются уже не в первый раз, к виновному лицу могут быть применены статьи УК РФ 158 (Кража при открытом доступе) и 165 (Причинения ущерба путем обмана). :///

 

teknoblog.ru