В Азербайджане кончается нефть. В азербайджане нефть кончается


В Азербайджане кончается нефть - Minval.az

В Азербайджане значительно снизились нефтедобыча и нефтедоходы/

Аналитики агентства Turan, изучив посвященную энергетике часть выступления президента Азербайджана, пришли к выводу, что на заседании правительства заранее было решено все описывать в розовых тонах. Хотя 2012-й остался в памяти как год со многими проблемами и не достигнутыми целями. Поэтому было бы целесообразнее говорить именно них и дать знать обществу о предстоящих задачах на 2013 год. Однако, как ни странно, на заседании ни главе Госнефтекомпании Азербайджана, ни председателю правления АООТ «Азерэнержи», ни президенту новосозданной Государственной компании по возобновляемой энергии не было дано слово. Вместе них коротко и не обо всем рассказал сам глава государства.

В результате не было сказано, сколько в стране было добыто нефти и газа. Хотя по сравнению с 2011 годом добыча нефти сильно уменьшилась: если верить декабрьскому заявлению президента SOCAR, в стране было получено 43,9 млн. тонн нефти и за год объемы ее производства снизились на 1,7 млн. тонн. А если исходить из статистики самой Госнефтекомпании (на основе 11 месяцев 2012 года — ред.), то добыча вряд ли превышала 43 млн. тонн, а спад был не меньше 2,6 млн. тонн нефти.

С другой стороны, главной проблемой 2012 года были высокие темпы падения добычи на морских месторождениях «Азери-Чыраг-Гюнешли» (АЧГ). На октябрьском заседании правительства глава государства в резкой форме обвинил в этом компанию ВР и говорил об огромных потерях страны, о неполученных доходах, превысивших за эти годы $8 млрд.

Однако спустя 3 месяца оказалось, что в нефтянке (и не только) царит идиллия. Так что же произошло? Если действительно все идет так гладко, как говорил президент, то почему, например, Руководящий Комитет до сих пор не утвердил бюджет консорциума АЧГ? А ведь это связано с тем, что стороны еще не решили вопросы по программе предстоящих работ и финансовым затратам. Тогда о какой стабилизации добычи может идти речь на «Азери-Чыраг-Гюнешли» в 2013 году? Ведь здесь пока еще даже не начали бурить новые эксплуатационные скважины. Да и если бы даже и бурили, то пока их введут в эксплуатацию, пройдет еще 4-5 месяцев, и за это время на контрактной площади спад добычи станет неизбежным.

АООТ “Азерэнержи” в последние годы построило множество современных электростанций, однако несмотря на это до сих пор средний расход условного топлива на выработку 1 квтчас электроэнергии расходуется 313 грамм условного топлива. Это очень высокий показатель расхода условного топлива.

Далее, в 2009 году в стране было создано Госагенство по альтернативной энергетике при Министерстве промышленности и энергетики. 1 июня 2012 года в стране на базе этого ведомства создана вторая по счету Государственная компания. Однако до сих пор не утвержден ее устав. Агентство в 2012 году создало гибридный парк, но не может его открыть, так как имеются проблемы с «Азерэнержи» — госмонополистом по транспортировке и распределению электроэнергии. Кроме этого, в стране до сих пор малые ГЭС, являющиеся объектами альтернативной энергетики, строит «Азерэнержи». И сколько же все это будет продолжаться?

И наконец, в 2012 году впервые нефтедоходы Азербайджана стали уменьшаться. Насколько, пока неизвестно. Точные данные у чиновников. Однако ясно одно, по сравнению с 2011 годом снижение будет на уровне около $3 млрд.

Minval.az

minval.az

В Азербайджане кончается нефть » Deyerler AIN

В Азербайджане значительно снизились нефтедобыча и нефтедоходы/

Аналитики агентства Turan, изучив посвященную энергетике часть выступления президента Азербайджана, пришли к выводу, что на заседании правительства заранее было решено все описывать в розовых тонах. Хотя 2012-й остался в памяти как год со многими проблемами и не достигнутыми целями. Поэтому было бы целесообразнее говорить именно них и дать знать обществу о предстоящих задачах на 2013 год. Однако, как ни странно, на заседании ни главе Госнефтекомпании Азербайджана, ни председателю правления АООТ "Азерэнержи", ни президенту новосозданной Государственной компании по возобновляемой энергии не было дано слово. Вместе них коротко и не обо всем рассказал сам глава государства.

В результате не было сказано, сколько в стране было добыто нефти и газа. Хотя по сравнению с 2011 годом добыча нефти сильно уменьшилась: если верить декабрьскому заявлению президента SOCAR, в стране было получено 43,9 млн. тонн нефти и за год объемы ее производства снизились на 1,7 млн. тонн. А если исходить из статистики самой Госнефтекомпании (на основе 11 месяцев 2012 года - ред.), то добыча вряд ли превышала 43 млн. тонн, а спад был не меньше 2,6 млн. тонн нефти.

С другой стороны, главной проблемой 2012 года были высокие темпы падения добычи на морских месторождениях "Азери-Чыраг-Гюнешли" (АЧГ). На октябрьском заседании правительства глава государства в резкой форме обвинил в этом компанию ВР и говорил об огромных потерях страны, о неполученных доходах, превысивших за эти годы $8 млрд.

Однако спустя 3 месяца оказалось, что в нефтянке (и не только) царит идиллия. Так что же произошло? Если действительно все идет так гладко, как говорил президент, то почему, например, Руководящий Комитет до сих пор не утвердил бюджет консорциума АЧГ? А ведь это связано с тем, что стороны еще не решили вопросы по программе предстоящих работ и финансовым затратам. Тогда о какой стабилизации добычи может идти речь на "Азери-Чыраг-Гюнешли" в 2013 году? Ведь здесь пока еще даже не начали бурить новые эксплуатационные скважины. Да и если бы даже и бурили, то пока их введут в эксплуатацию, пройдет еще 4-5 месяцев, и за это время на контрактной площади спад добычи станет неизбежным.

АООТ “Азерэнержи” в последние годы построило множество современных электростанций, однако несмотря на это до сих пор средний расход условного топлива на выработку 1 квтчас электроэнергии расходуется 313 грамм условного топлива. Это очень высокий показатель расхода условного топлива.

Далее, в 2009 году в стране было создано Госагенство по альтернативной энергетике при Министерстве промышленности и энергетики. 1 июня 2012 года в стране на базе этого ведомства создана вторая по счету Государственная компания. Однако до сих пор не утвержден ее устав. Агентство в 2012 году создало гибридный парк, но не может его открыть, так как имеются проблемы с "Азерэнержи" - госмонополистом по транспортировке и распределению электроэнергии. Кроме этого, в стране до сих пор малые ГЭС, являющиеся объектами альтернативной энергетики, строит "Азерэнержи". И сколько же все это будет продолжаться?

И наконец, в 2012 году впервые нефтедоходы Азербайджана стали уменьшаться. Насколько, пока неизвестно. Точные данные у чиновников. Однако ясно одно, по сравнению с 2011 годом снижение будет на уровне около $3 млрд. /minval.az/

deyerler.org

В Азербайджане кончается нефть? - Minval.az

Несмотря на предпринимаемые меры, добыча нефти в Азербайджане продолжает снижаться

Это весьма негативная для Азербайджана тенденция, учитывая, что львиная доля азербайджанского экспорта приходится на нефть и нефтепродукты, пишет азербайджанская газета «Зеркало».

Согласно статье, добыча нефти в Азербайджане на 2014 год прогнозируется в объеме 41 млн. тонн, что на 2,6% меньше прогнозного показателя по итогам 2013 года.

«По итогам 2013 года правительство прогнозирует, что объем нефтедобычи в Азербайджане составит 42,1 млн. тонн. Прогноз по добыче на 2014 год – 41 млн. тонн нефти», – сообщил агентству «Интерфакс-Азербайджан» информированный источник в правительстве.

Автор статьи отмечает, что падение нефтедобычи в стране приводит к снижению объемов прокачки нефти по экспортным трубопроводам. Сложилась ситуация, когда весь объем добытой в стране нефти можно прокачать по одному нефтепроводу, и при этом в нем еще останется «место» для транспортировки дополнительных объемов.

«Объем прокачки азербайджанской нефти по трубопроводу Баку — Тбилиси-Джейхан (БТД) в январе-июле 2013 года составил 17 млн. 739,955 тыс. тонн, что на 0,9% ниже показателя аналогичного периода прошлого года», — пишет «Зеркало» со ссылкой на «Интерфакс-Азербайджан».

«В июле по нефтепроводу БТД транспортировано 2 млн. 559,379 тыс. тонн азербайджанской нефти, а в целом с момента ввода трубопровода в эксплуатацию (4 июня 2006 года – прим. «ИФ») по 1 августа текущего года – 223 млн. 191,769 тыс. тонн нефти», – сообщили в Госнефтекомпании Азербайджана.

Напомним, что с 2011 года в Азербайджане сокращаются объемы добычи нефти. Так, если в 2010 году в республике было добыто 50,8 млн. тонн нефти, то в 2011 году объемы нефтедобычи снизились на 10.8% до 45,4 млн. тонн.. В 2012 году объемы нефтедобычи сократились уже на 5,3% до 43 млн. тонн. За 5 месяцев 2013 года нефтедобыча в Азербайджане сократилась на 2,2%.

Согласно официальным данным, объем добычи товарного газа в 2012 году составил 17,2 млрд. кубометров. Отмечается, что это на 5,4% больше чем в 2011 году. Однако в 2011 году госструктуры Азербайджана данные по добыче товарного газа не предоставляли. В первом квартале 2013 г., согласно данным Госкомстата Азербайджана, объемы добычи газа в республике сократились на 1,7%.

 

Minval.az

minval.az

Азербайджанская нефть заканчивается | Лрагир

  • Поиск
  • Архив
  • RSS
  • Погода в Ереване День +2° / Ночь +2
  • USD: 485.06 | EUR: 551.32 | RUB: 7.30
Рус Eng Հայ

Декабрь 4, 2018

Toggle navigation

  • Главная
  • Новостная лента
    • Общество
    • Страна
    • Право
    • Политика
    • Бизнес
    • Арцах
  • Комментарии
  • Интервью
  • Фотогалерея

www.lragir.am

Forbes: Что планирует делать Азербайджан после того, как закончится нефть? | 1news.az

Понятия «Азербайджан» и «нефть» практически неразделимы, так как это - одна из первых стран мира, начавшая разработку нефтяных месторождений и в начале XX века занимавшая половину рынка.

Нефть дала Азербайджану смысл к существованию, а сегодня стала основной причиной драматического экономического спада в стране. В Азербайджане осознали: нефтяной этап завершается, и сейчас как никогда важно диверсифицировать экономику.  

Об этом говорится в материале Вейда Шепарда (Wade Shepard), опубликованном на сайте журнала Forbes.

Шепард – автор книги «Города-призраки Китая: история городов без людей в самой густонаселенной стране мира». В настоящее время он путешествует по маршруту Нового Шелкового пути, собирая информацию для новой книги.

Такой поворот был необходим Азербайджану, считает автор, так как стране оставалось порядка 30 лет развития, основываясь на доходах от нефти – гораздо меньше, чем Казахстану и Ирану, к примеру. И сегодня страна ставит все свои имеющиеся ресурсы на развитие таких секторов экономики, как транспорт, сельское хозяйство и туризм.

«Мы понимаем, что нефть и газ не всегда будут стабильными источниками дохода. Этот фактор, а также непредсказуемость цен на нефть заставили нас задуматься о диверсификации», - говорит исполнительный директор Центра экономических реформ и коммуникации Азербайджана Вусал Гасымлы.

«Правительство думает о постнефтяном этапе развития, о том, как мы будем позиционировать страну в дополнение к нефтяному сектору. Что еще нам сделать?» - говорит выпускник Кембриджа Талех Зиядов, являющийся генеральным директором бакинского порта  – места, которое стремительно быстро становится бьющимся сердцем логистики Азербайджана.

Как отмечает сам автор статьи, дорога в будущее для Азербайджана означает необходимость оглянуться назад в историю, обратиться к эпохе Великого Шелкового пути – значимого торгового маршрута, который пролегал через азербайджанские земли, соединяя Европу и Азию. Сегодня история является источником вдохновения для воссоздания этого древнего маршрута.

«Азербайджан был частью Великого Шелкового пути, пока монголы не разорвали его на части. Мы восстановим его таким, каким он был в те времена», - говорит Эуджин Сеа (Eugene Seah), менеджер по операциям порта в Аляте.

Как и в прошлом, Азербайджан сегодня находится в самом центре Шелкового пути, вновь стремясь превратиться в транспортный центр Евразии, отмечает автор Вейд Шепард. На доходы от нефти по всей стране начато строительство новых автомобильных дорог, железнодорожных линий, аэропортов и морских портов.

В Баку, который имеет амбиции стать настоящим интермодальным транспортным узлом, действует один из крупнейших грузовых воздушных терминалов в СНГ. Бакинский грузовой терминал повторяет логистический центр Люксембурга, в том числе по уровню технологической сложности.

В 2011 году началась реализация первой фазы строительства нового морского порта в Аляте. Этот порт на берегу Каспийского моря нацелен на обработку 25 млн тонн сухого груза в год и будет включать в себя гигантскую зону свободной торговли, где будет возможно производить товары на месте и быстро их отгружать.

Азербайджанская столица также вскоре станет одним из звеньев железнодорожной линии Баку-Тбилиси-Карс, которая, как ожидается, откроется в начале следующего года и соединит Азербайджан с Грузией, Турцией и Европой.

С точки зрения крупных международных автомагистралей, через Азербайджан проходит участок в 503 км коридора ТРАСЕКА, который соединяет страны Евросоюза с Восточной Европой, Кавказом и Центральной Азией, а также составляет средний участок транспортного коридора Север-Юг, который соединяет Россию и Иран.

Также идут разговоры о том, что Азербайджан может в будущем создать зоны свободной торговли в приграничных регионах. Изначально это выглядело так, будто бы Азербайджан бессмысленно создавал избыток логистических возможностей – критики считали, что в новых дорогах не было необходимости – но теперь все выглядит немного иначе.

«Инвестиции [в транспорт и логистику] шесть или семь лет назад пессимисты воспринимали негативно, а сегодня мы все зависим от этих вложений», - говорит советник генерального директора порта Заур Гасанов.

Автор отмечает, что перевозка грузов по суше между Китаем и Европой через Баку занимает примерно 15 дней, что в два-три раза быстрее, чем морем. Предполагается, что товарные поезда с грузом из Европы будут поступать в новый бакинский порт в Аляте, где товары будут перегружены на паромы и доставлены на противоположный берег Каспия, откуда вновь по суше будут направлены в Казахстан и Туркменистан. Та же схема для грузов из Китая в Европу. 

В настоящее время 95% торговли между Китаем и Европой происходит по морю, в обход Азербайджана. По суше (поездами) отправляются только дорогостоящие товары, которые требуется доставить в быстрые сроки – электроника, сельскохозяйственные продукты, мясо, вино и т.д.

«Мы стремимся интегрировать то, что у нас уже есть в этом регионе, а это довольно много различного сырья, довольно много нефти и газа, нефтехимической промышленности», - говорит гендиректор порта Талех Зиядов.

Идея заключается в том, чтобы построить вдоль нового Шелкового пути производственные хабы, что позволит производить товар ближе к месту его сбыта.

Как отмечает автор статьи, не так много государств расположены близко к крупным мировым рынкам, Азербайджан – одно из них. Страна находится в центре Евразии – географического пласта, где сосредоточено около 70% населения Земли, около 75% энергетических ресурсов и 70% мирового ВВП. 

В дополнение к развитию транспортного направления экономики, амбиции Азербайджана вне нефтяного сектора включают также позиционирование себя как культурного центра – пересечения не только товаров и услуг, но и людей и культур.

Также Азербайджан значительно инвестирует в развитие туристического сектора, который рассматривается как неиспользованная возможность. Усилия в этом направлении, по словам автора, включают рационализацию процесса получения азербайджанской визы, который сегодня достаточно длительный и дорогостоящий.  И это основной сдерживающий фактор для туристов.

Однако примерно ¾ доходов Азербайджана все еще приходятся на нефтяной сектор. Когда осенью 2014 года мировые цены на нефть резко упали, это потянуло вниз и всю азербайджанскую экономику, точно так же, как экономику Казахстана, России. 

В декабре 2015 года Центробанк Азербайджана объявил, что останавливает поддержку маната, и национальная валюта сразу же потеряла треть своей стоимости. Сегодня курс маната продолжает постепенно снижаться и достиг отметки в 1,75 маната за 1 доллар. 

«Перед развивающимися нефтяными странами встают свои вызовы, - говорит Талех Зиядов. – Когда цена на нефть высокая, все отлично. Когда она падает – время подумать о реформах, обдумать возможности, на которые раньше не обращал внимания. Я рад, что мы смогли сделать определенный объем работы за тот период, когда цена на нефть была высокой».   

С полной версией публикации можно ознакомиться в рубрике News Hub:

Forbes: What Azerbaijan Plans To Do When The Oil Runs Out

Елена Остапенко

www.1news.az

Когда в Азербайджане закончится нефть, Баку попытается начать войну как с НКР, так и с Арменией. Что должны предпринять армяне… - Панорама

Когда в Азербайджане закончится нефть, Баку попытается спровоцировать войну как с Нагорным Карабахом, так и с Арменией, однако армяне должны быть дальновидны и предотвратить начало войны за десятилетие до того, как противник захочет начать ее. Об этом говорится в статье Карена Егпаряна, опубликованной в издании «Асбарез».

«По всем подсчетам нефть в Азербайджане закончится через чуть более 10 лет. Это не означает, что в недрах не останется нефти. Это означает, что добыча станет нерентабельной. Конечно, могут быть найдены новые запасы, могут появиться новые технологии. Цена на нефть может подняться, и инвестиции станут выгодными. Но несмотря на это, конец азербайджанской нефти близок. И спад уже начался», – пишет автор.

Отмечается, что Азербайджан также имеет запасы газа. Сейчас страна заключает сделки с крупными международными компаниями. В рамках этих контрактов Азербайджан попытается добиться модернизации имеющейся нефтяной инфраструктуры, чтобы сохранить добычу нефти. Это, по словам аналитика, поможет коррумпированным лидерам республики остаться у власти еще пару лет.

«Но в конце концов, энергоресурсы закончатся. Поток миллиардов долларов в страну прекратится. Власти больше не смогут успокаивать население с помощью денег. Что же они будут делать? Конечно, как и все мелкие тираны, они прибегнут к репрессиям. Начнутся восстания, насилие, убийства. Что же лидеры делают в таких случаях? Они найдут или создадут нечто, что отвлечет внимание общества. Война с внешним врагом обычно подавляет внутреннее инакомыслие», – пишет автор.

По его мнению, Азербайджан начнет обстрел армянских позиций или попробует спровоцировать армянскую сторону, чтобы начать войну, в которой Баку будет отчаянно нуждаться.

Егпарян уверен, что есть еще одна причина, по которой Азербайджан развяжет войну: с сокращением потока денег страна будет больше не в состоянии покупать оружие. Кроме того, оружие устаревает и заменяется новыми технологиями. Поэтому Азербайджан будет стремиться использовать уже приобретенное вооружение, пока оно не устарело.

«Армяне должны быть дальновидны и предотвратить начало войны за десятилетие до того, как Азербайджан захочет начать ее», – добавил автор.

Материалы по теме:

«Зеркало»: На фоне снижения цен на «черное золото» сокращается и экспорт нефти из Азербайджана 

Эксперты прогнозируют лавинообразный рост цен в Азербайджане – из-за снижения нефтяных доходов 

www.panorama.am

Когда закончится азербайджанская нефть? – Meydan TV

Материал был опубликован на сайте JAMnews

Нефтяные деньги составляют около 60 процентов доходной части азербайджанского бюджета. Время от времени экономисты, аналитики и политологи начинают беспокоиться — что, если нефть закончится? Особенно теперь, когда после пика в 2010 году объем нефтедобычи снизился за пять лет на 20 процентов. Неужели азербайджанское “черное золото” подходит к концу?

Янардаг — место недалеко от Баку, где языки пламени вырываются из земли. Огонь не гаснет, даже если его полить водой — потому что воспламеняется не на поверхности — газ достаточно нагрет уже сам по себе

С древности было известно, что азербайджанская земля буквально “пропитана” нефтью и газом. В 13-м веке ее вычерпывали ведрами из колодцев.

Биби-Эйбат и Балаханы — поселки на окраине теперешнего Баку. При въезде в Баку в поселке Биби-Эйбат есть старая нефтяная скважина с такой табличкой: “Первая в мире скважина, пробуренная промышленным способом в в 1846 году”.

В 1876 году близ Баку была уже 101 скважина.

Территория теперешнего Азербайджана тогда была частью Российской империи. Нефтеносные участки земли принадлежали не только азербайджанским, но и русским, и армянским предпринимателям, которые стремительно богатели на волне первого нефтяного бума. Так начинается история Азербайджанской нефти.

Поселок Мухтаров (15-20 минут езды от Баку) назван в честь нефтяного магната начала 20 века Муртузы Мухтарова. Жители жалуются, что “нефтяные колодцы перед домом есть, а канализации нет”. На фото — “озеро”, появившееся из-за неправильной эксплуатации нефт

 

Если проанализировать динамику нефтедобычи в Азербайджане, то становится видно, что пики и спады обусловлены не столько “милостью природы”, сколько усилиями, которые люди прилагают для того, чтобы найти и добыть нефть. А спады всегда обусловлены какими-то внешними факторами.

В начале 20-го века добыча нефти в Азербайджане была небольшой — 10 миллионов тонн, но это составляло половину добываемой в мире нефти. Спад добычи больше, чем наполовину, объясняется первой мировой войной и последующим “смутным периодом”, когда только созданная в Азербайджане Первая республика была, фактически, завоевана советской Россией.

Второй пиковый период нефтедобычи приходится на советское время — 1930-е годы — когда на азербайджанскую нефть были брошены ресурсы огромной страны — и на разработку новых месторождений, и на геологическую разведку, и на саму добычу. Потом объем добычи опять падает почти вдвое — из-за Второй мировой войны.

Третий пиковый период — 1970 год — на Каспи

www.meydan.tv