Большая Энциклопедия Нефти и Газа. Варандей добыча нефти


Варандей — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Посёлок

Варандей

Варандей — вахтовый посёлок на межселенной территории МО «Заполярный район» Ненецкого автономного округа, на побережье Печорского моря, официально закрытый как населённый пункт в 2000 году. Административный центр упраздненного муниципального образования Варандейский сельсовет[1].

История

Посёлок основан в первой половине 1930-х годов как база оседлости оленеводов. В начале 1970-х годов в период развития геологоразведочных работ посёлок стал базой Варандейской нефтегазоразведочной экспедиции. На берегу Баренцева моря появился посёлок Новый Варандей, население которого составляло до тысячи человек. В начале 1990-х море начало наступать на берег. В считанные месяцы оно стало угрозой жизни варандейцев. По просьбам жителей Варандея, Правительство Российской Федерации в 1993 году приняло решение о признании Варандея зоной стихийного бедствия[2]. Жители старого и нового Варандея были переселены в Архангельск, Нарьян-Мар и село Красное.

Бывшие жители Старого Варандея через несколько лет начали возвращаться на родину. В 2009 году в поселке жили 15 семей[3].

Экономика

С 2000 по 2008 годы в Варандее действовал временный морской терминал с возможностью перекачки не более 1,5 млн тонн в год. В настоящее время Варандей — вахтовый посёлок при нефтяном терминале Лукойла мощностью 12 млн т нефти в год — используется для отгрузки нефти, добываемой в северной части Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. Непосредственно вблизи посёлка находятся месторождения нефти: им. Требса (Варкнавтское), Варандейское, Торавейское, Медынское, Тобойское, Мядсейское. Имеется аэропорт и морской порт.

Перевалочная база проекта «Приразломное»

В пос. Варандей расположена перевалочная база проекта «Приразломное». Она используется для доставки вахтового персонала и грузов на морскую ледостойкую стационарную платформу «Приразломная». Вахтовый посёлок для временного размещения персонала рассчитан на 180 человек. В ближайшее время в рамках проекта на Варандее планируется проектирование и строительство вертодрома. Приразломное месторождение — единственное на сегодняшний день месторождение на арктическом шельфе России, где добыча нефти уже начата[4]. Нефть нового российского сорта получила название ARCO (Arctic oil)[5]. Месторождение расположено на шельфе Печорского моря в 55 км к северу от посёлка Варандей. Приразломное открыто в 1989 году и содержит более 70 млн т извлекаемых запасов нефти. Лицензия на Приразломное месторождение принадлежит компании «[shelf-neft.gazprom.ru/ Газпром нефть шельф]» (дочернее общество ОАО «Газпром нефть»).

Варандейский терминал

Нефтяной терминал «Варандей» представляет собой стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал построенный в 22-х километрах от порта Варандей, на глубине в 17 метров, причал соединяет с береговыми нефтяными резервуарами подводный дюкер, по которому перекачивается нефть. Отгрузочный причал — конструкция высотой более 50 м общим весом более 11 тыс. тонн и состоит из опорного основания с жилым модулем, швартово-грузового устройства со стрелой и вертолетной площадкой.

Терминал функционирует круглогодично, для работы в зимний период привлекаются ледокольные суда. В частности, для обеспечения навигации зимой 2003—2004 года привлекался недавно приобретённый ледокол «Владимир Игнатюк»[6].

Сотовая связь

Операторы сотовой связи стандарта GSM: МТС, Билайн.

Происшествия

17 марта 2005 в районе аэропорта потерпел катастрофу самолёт Ан-24, перевозивший нефтяников «Лукойла» на промыслы. Из 52 человек, находившихся на борту, погибли 28.

См. Катастрофа Ан-24 в посёлке Варандей.

11 марта 2006 года, в 11 часов 15 минут в районе аэропорта Варандей потерпел катастрофу вертолёт Ми-8. На борту находилось 16 пассажиров и 3 члена экипажа; 1 человек погиб, 9 ранено. По трагической случайности на борту вертолёта летели родственники людей, погибших в авиакатастрофе 2005 года.

См. Катастрофа Ми-8 в посёлке Варандей.

См. также

Топографические карты

Напишите отзыв о статье "Варандей"

Примечания

  1. ↑ [www.pechorstroy.ru/index.php?ds=1278842 ЗАКОН НАО от 05.05.2000 № 243-ОЗ "О ПОРЯДКЕ ЗАКРЫТИЯ РАБОЧЕГО ПОСЕЛКА ВАРАНДЕЙ И УПРАЗДНЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВАРАНДЕЙСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ» (принят Собранием депутатов НАО 27.04.2000)]
  2. ↑ [www.bestpravo.com/rossijskoje/er-zakony/c3n.htm Распоряжение Правительства РФ от 22.09.1993 N 1677-р]
  3. ↑ [www.nvinder.ru/?t=sm&d=17&m=01&y=2009&n=7 Варандейцы вернулись на родину…]
  4. ↑ [www.gazprom-neft.ru/press-center/news/1096745/?sphrase_id=99289 Алексей Миллер: «Газпром» стал пионером освоения российского шельфа Арктики]
  5. ↑ [www.gazprom-neft.ru/press-center/news/1101279/?sphrase_id=95341 Пресс-релиз: Отгружена первая нефть арктического шельфа России]
  6. ↑ Олег Смоленский [ip217-27.mmsn.ru/smi/21/4568/85007.html Труженик арктических морей] // Арктическая звезда : Журнал. — Мурманск, 2008. — Вып. №9 от 29 Сентября.

Ссылки

  • [sevprostor.ru/poleznoe-interesnoe/raznoe/286-foto-varandey.html Фотографии Варандея] Фотографии порта, поселка Варандей и Варандейского терминала (2009 и 2011 год)
  • [www.dead-cities.ru/city/Varandey Варандей. Исчезнувшие города]
  • [www.nvinder.ru/?t=sm&d=17&m=01&y=2009&n=7 Варандейцы вернулись на родину…]
  • [neftegaz.tv/lukojl-varandejskij-terminal/ Фильм про терминал Варандей]

Отрывок, характеризующий Варандей

Лицо ее вдруг разгорелось, выражая отчаянную и веселую решимость. Она привстала, приглашая взглядом Пьера, сидевшего против нее, прислушаться, и обратилась к матери: – Мама! – прозвучал по всему столу ее детски грудной голос. – Что тебе? – спросила графиня испуганно, но, по лицу дочери увидев, что это была шалость, строго замахала ей рукой, делая угрожающий и отрицательный жест головой. Разговор притих. – Мама! какое пирожное будет? – еще решительнее, не срываясь, прозвучал голосок Наташи. Графиня хотела хмуриться, но не могла. Марья Дмитриевна погрозила толстым пальцем. – Казак, – проговорила она с угрозой. Большинство гостей смотрели на старших, не зная, как следует принять эту выходку. – Вот я тебя! – сказала графиня. – Мама! что пирожное будет? – закричала Наташа уже смело и капризно весело, вперед уверенная, что выходка ее будет принята хорошо. Соня и толстый Петя прятались от смеха. – Вот и спросила, – прошептала Наташа маленькому брату и Пьеру, на которого она опять взглянула. – Мороженое, только тебе не дадут, – сказала Марья Дмитриевна. Наташа видела, что бояться нечего, и потому не побоялась и Марьи Дмитриевны. – Марья Дмитриевна? какое мороженое! Я сливочное не люблю. – Морковное. – Нет, какое? Марья Дмитриевна, какое? – почти кричала она. – Я хочу знать! Марья Дмитриевна и графиня засмеялись, и за ними все гости. Все смеялись не ответу Марьи Дмитриевны, но непостижимой смелости и ловкости этой девочки, умевшей и смевшей так обращаться с Марьей Дмитриевной. Наташа отстала только тогда, когда ей сказали, что будет ананасное. Перед мороженым подали шампанское. Опять заиграла музыка, граф поцеловался с графинюшкою, и гости, вставая, поздравляли графиню, через стол чокались с графом, детьми и друг с другом. Опять забегали официанты, загремели стулья, и в том же порядке, но с более красными лицами, гости вернулись в гостиную и кабинет графа.

Раздвинули бостонные столы, составили партии, и гости графа разместились в двух гостиных, диванной и библиотеке. Граф, распустив карты веером, с трудом удерживался от привычки послеобеденного сна и всему смеялся. Молодежь, подстрекаемая графиней, собралась около клавикорд и арфы. Жюли первая, по просьбе всех, сыграла на арфе пьеску с вариациями и вместе с другими девицами стала просить Наташу и Николая, известных своею музыкальностью, спеть что нибудь. Наташа, к которой обратились как к большой, была, видимо, этим очень горда, но вместе с тем и робела. – Что будем петь? – спросила она. – «Ключ», – отвечал Николай. – Ну, давайте скорее. Борис, идите сюда, – сказала Наташа. – А где же Соня? Она оглянулась и, увидав, что ее друга нет в комнате, побежала за ней. Вбежав в Сонину комнату и не найдя там свою подругу, Наташа пробежала в детскую – и там не было Сони. Наташа поняла, что Соня была в коридоре на сундуке. Сундук в коридоре был место печалей женского молодого поколения дома Ростовых. Действительно, Соня в своем воздушном розовом платьице, приминая его, лежала ничком на грязной полосатой няниной перине, на сундуке и, закрыв лицо пальчиками, навзрыд плакала, подрагивая своими оголенными плечиками. Лицо Наташи, оживленное, целый день именинное, вдруг изменилось: глаза ее остановились, потом содрогнулась ее широкая шея, углы губ опустились. – Соня! что ты?… Что, что с тобой? У у у!… И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала. Соня хотела поднять голову, хотела отвечать, но не могла и еще больше спряталась. Наташа плакала, присев на синей перине и обнимая друга. Собравшись с силами, Соня приподнялась, начала утирать слезы и рассказывать. – Николенька едет через неделю, его… бумага… вышла… он сам мне сказал… Да я бы всё не плакала… (она показала бумажку, которую держала в руке: то были стихи, написанные Николаем) я бы всё не плакала, но ты не можешь… никто не может понять… какая у него душа. И она опять принялась плакать о том, что душа его была так хороша. – Тебе хорошо… я не завидую… я тебя люблю, и Бориса тоже, – говорила она, собравшись немного с силами, – он милый… для вас нет препятствий. А Николай мне cousin… надобно… сам митрополит… и то нельзя. И потом, ежели маменьке… (Соня графиню и считала и называла матерью), она скажет, что я порчу карьеру Николая, у меня нет сердца, что я неблагодарная, а право… вот ей Богу… (она перекрестилась) я так люблю и ее, и всех вас, только Вера одна… За что? Что я ей сделала? Я так благодарна вам, что рада бы всем пожертвовать, да мне нечем… Соня не могла больше говорить и опять спрятала голову в руках и перине. Наташа начинала успокоиваться, но по лицу ее видно было, что она понимала всю важность горя своего друга. – Соня! – сказала она вдруг, как будто догадавшись о настоящей причине огорчения кузины. – Верно, Вера с тобой говорила после обеда? Да? – Да, эти стихи сам Николай написал, а я списала еще другие; она и нашла их у меня на столе и сказала, что и покажет их маменьке, и еще говорила, что я неблагодарная, что маменька никогда не позволит ему жениться на мне, а он женится на Жюли. Ты видишь, как он с ней целый день… Наташа! За что?… И опять она заплакала горьче прежнего. Наташа приподняла ее, обняла и, улыбаясь сквозь слезы, стала ее успокоивать. – Соня, ты не верь ей, душенька, не верь. Помнишь, как мы все втроем говорили с Николенькой в диванной; помнишь, после ужина? Ведь мы всё решили, как будет. Я уже не помню как, но, помнишь, как было всё хорошо и всё можно. Вот дяденьки Шиншина брат женат же на двоюродной сестре, а мы ведь троюродные. И Борис говорил, что это очень можно. Ты знаешь, я ему всё сказала. А он такой умный и такой хороший, – говорила Наташа… – Ты, Соня, не плачь, голубчик милый, душенька, Соня. – И она целовала ее, смеясь. – Вера злая, Бог с ней! А всё будет хорошо, и маменьке она не скажет; Николенька сам скажет, и он и не думал об Жюли. И она целовала ее в голову. Соня приподнялась, и котеночек оживился, глазки заблистали, и он готов был, казалось, вот вот взмахнуть хвостом, вспрыгнуть на мягкие лапки и опять заиграть с клубком, как ему и было прилично. – Ты думаешь? Право? Ей Богу? – сказала она, быстро оправляя платье и прическу. – Право, ей Богу! – отвечала Наташа, оправляя своему другу под косой выбившуюся прядь жестких волос. И они обе засмеялись. – Ну, пойдем петь «Ключ». – Пойдем. – А знаешь, этот толстый Пьер, что против меня сидел, такой смешной! – сказала вдруг Наташа, останавливаясь. – Мне очень весело! И Наташа побежала по коридору. Соня, отряхнув пух и спрятав стихи за пазуху, к шейке с выступавшими костями груди, легкими, веселыми шагами, с раскрасневшимся лицом, побежала вслед за Наташей по коридору в диванную. По просьбе гостей молодые люди спели квартет «Ключ», который всем очень понравился; потом Николай спел вновь выученную им песню.

wiki-org.ru

Варандей — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Варандѐй — вахтовый посёлок на межселенной территории МО «Заполярный район» Ненецкого автономного округа, на побережье Печорского моря, официально закрытый как населённый пункт в 2000 году. Административный центр упраздненного муниципального образования Варандейский сельсовет[1].

История

Посёлок основан в первой половине 1930-х годов как база оседлости оленеводов. В начале 1970-х годов в период развития геологоразведочных работ посёлок стал базой Варандейской нефтегазоразведочной экспедиции. На берегу Баренцева моря появился посёлок Новый Варандей, население которого составляло до тысячи человек. В начале 1990-х море начало наступать на берег. В считанные месяцы оно стало угрозой жизни варандейцев. По просьбам жителей Варандея, Правительство Российской Федерации в 1993 году приняло решение о признании Варандея зоной стихийного бедствия[2]. Жители старого и нового Варандея были переселены в Архангельск, Нарьян-Мар и село Красное.

Бывшие жители Старого Варандея через несколько лет начали возвращаться на родину. В 2009 году в поселке жили 15 семей[3].

Видео по теме

Экономика

С 2000 по 2008 годы в Варандее действовал временный морской терминал с возможностью перекачки не более 1,5 млн тонн в год. В настоящее время Варандей — вахтовый посёлок при нефтяном терминале Лукойла мощностью 12 млн т нефти в год — используется для отгрузки нефти, добываемой в северной части Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. Непосредственно вблизи посёлка находятся месторождения нефти: им. Требса (Варкнавтское), Варандейское, Торавейское, Медынское, Тобойское, Мядсейское. Имеется аэропорт и морской порт.

Перевалочная база проекта «Приразломное»

В пос. Варандей расположена перевалочная база проекта «Приразломное». Она используется для доставки вахтового персонала и грузов на морскую ледостойкую стационарную платформу «Приразломная». Вахтовый посёлок для временного размещения персонала рассчитан на 180 человек[4]. В ближайшее время в рамках проекта на Варандее планируется проектирование и строительство вертодрома.

Белый медведь в районе посёлка

Приразломное месторождение — единственное на сегодняшний день месторождение на арктическом шельфе России, где добыча нефти уже начата[5]. Нефть нового российского сорта получила название ARCO (Arctic oil)[6]. Месторождение расположено на шельфе Печорского моря в 55 км к северу от посёлка Варандей. Приразломное открыто в 1989 году и содержит более 70 млн т извлекаемых запасов нефти. Лицензия на Приразломное месторождение принадлежит компании «Газпром нефть шельф» (дочернее общество ОАО «Газпром нефть»).

Варандейский терминал

Нефтяной терминал «Варандей» представляет собой стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал построенный в 22-х километрах от порта Варандей, на глубине в 17 метров, причал соединяет с береговыми нефтяными резервуарами подводный дюкер, по которому перекачивается нефть. Отгрузочный причал — конструкция высотой более 50 м общим весом более 11 тыс. тонн и состоит из опорного основания с жилым модулем, швартово-грузового устройства со стрелой и вертолетной площадкой.

Терминал функционирует круглогодично, для работы в зимний период привлекаются ледокольные суда. В частности, для обеспечения навигации зимой 2003—2004 года привлекался недавно приобретённый ледокол «Владимир Игнатюк»[7].

Сотовая связь

Операторы сотовой связи стандарта GSM: МТС, Билайн.

Происшествия

17 марта 2005 в районе аэропорта потерпел катастрофу самолёт Ан-24, перевозивший нефтяников «Лукойла» на промыслы. Из 52 человек, находившихся на борту, погибли 28.

См. Катастрофа Ан-24 в посёлке Варандей.

11 марта 2006 года, в 11 часов 15 минут в районе аэропорта Варандей потерпел катастрофу вертолёт Ми-8. На борту находилось 16 пассажиров и 3 члена экипажа; 1 человек погиб, 9 ранено. На борту вертолёта летели родственники людей, погибших в авиакатастрофе 2005 года.

См. Катастрофа Ми-8 в посёлке Варандей.

См. также

Топографические карты

Примечания

Ссылки

wikipedia.green

Варандей

Поселок Варандей – это закрытый населенный пункт, относящийся к территории Ненецкого автономного округа и находящийся в районе Заполярья. История поселка началась в 1930 году, когда населенный пункт представлял собой поселение оленеводов. В последствие с освоением месторождения с нефтяной площадкой в поселке Варандей сюда стали прибывать вахтовые работники со своими семьями. В начале девяностых годов Печорское море, на берегу которого находится поселок, стало выходить из берегов и грозить потоплению поселка. Все семьи были эвакуированы в срочном порядке. В 2009 году поселение вновь было восстановлено. Сейчас главная задача вахтовых работников Варандея – это добыча и транспортировка нефти компаниями Лукойл и Газпром.

Особенности города Варандей

На территории п Варандей имеется аэропорт, который соединяет населенный пункт с Большой Землей, а также порт в Печорском море, который имеет связи со странами ближней Европы, а также крупными приморскими городами России, такими как Архангельск и Мурманск, а также другие. Вокруг поселка Варандей имеется сразу несколько крупных месторождений нефти, среди них им. Требса, Варандейское, Тобойское, Медынское и другие. Терминал аэропорта Варандей принимает грузовые рейсы, а также самолеты с вахтовыми работниками, которые не проводят в поселке более полугода. Неподалёку от пос Варандей, а именно в 22 километрах от населенного пункта, имеется так называемые отгрузочный причал, который соединен подземной трубой с береговыми нефтяными резервуарами. По данному трубопроводу нефть перегоняется с Тимано-Печерского нефтегазового месторождения. Прямо отсюда c терминала г Варандей нефть с помощью танкеров перебрасывается в Мурманск и другие крупные город России.

Приразломная база поселка Варандей

Неподалеку от севера поселка Варандей расположилась так называемые стационарная база, с помощью которой вахтовые работники и все необходимое оборудование перебрасывается на так называемой Приразломное месторождение нефти, которое принадлежит компании Газпром. Это единственное месторождение в Печорском арктическом шельфе, где добыча нефти уже началась и имеет свое особенное название и вид – arctic oil. Данное месторождение нефти в районе поселка Варандей в море позволяет вырабатывать около семидесяти миллионов тонн углеводорода. Как мы уже упоминали выше, неподалеку от Варандея расположено месторождение им Требса. Его также называют Варкнавтским месторождением. Данная площадка месторождения им. Требса в Варандей обслуживается определенным количеством вахтовых работников, каждый из которых обладает большим опытом работы в условиях крайнего Севера. Месторождение Требса и Титова в районе п Варандей считается одним из наиболее перспективных.

Грузоперевозки в районе платформы Варандей

Все выше перечисленные факты, наличие арктического месторождения нефти, а также высокой концентрации материковых месторождении природного ископаемого вокруг поселка превращают его в важную стратегическую точку для доставки всех необходимых грузов как для ведения добычи углеводородов, так и для обеспечения жизнедеятельности вахтовых работников. Главными способами сообщения с поселок являются аэропорт и порт. Из порта Печорского моря из поселка отправляются танкеры с нефтью. С помощью самолетов сюда доставляются работники, все необходимые продукты питания, товары народного потребления, медикаменты, а также металлические конструкции, позволяющие вести бесперебойную добычу нефти.

Наша транспортная компания – одна из немногих, готовых предложить свой сервис по грузоперевозкам в данном направлении ввиду труднодоступности данной точки на карте России. Если вас заинтересовали данные направления, обращайтесь к нашим логистам по указанным телефонам.

severtek.ru

Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2

Варандей

Cтраница 2

Экономическое развитие округа связано с сохранением традиционных отраслей хозяйства, с наращиванием объемов добычи нефти и газа, развитием геологии, транспортной и социальной инфраструктуры. Транспортировка нефти будет осуществляться в южном направлении через Усинск и в северном - через морской терминал в районе Варандея.  [16]

Адзьвы до берегов Сев. Ледовитого океана), северная оконечность Колвинского мегавала, восточная часть Тимано-Печорской провинции, о-в Колгуев. Варандей) дал возможность форсировать работы, что позволило с 1975 по 1985 разведать Варандей-Адзь - винский р-н: Варандейское нефтяное месторождение ( нач. Титова, 1987), Севере-Сарембойское нефтяные месторождения.  [17]

Дайте мне точку опоры, - предлагал Архимед, - и я переверну мир. Никто удобных точек для этой цели не дает. Приходится обходиться самым жестоким неудобьем - вроде заполярного Варандея или того же Высоцка, возникшего средь топи блат.  [18]

Водный транспорт был и остается важнейшим звеном транспортной инфраструктуры нашей компании, куда кроме нефтеналивных судов входят и перевалочные нефтетерминалы ЛУКОЙЛа. А их у нас сегодня немало. Только речных - 12 терминалов, самые крупные из которых в Волгограде, Перми и Астрахани. Ну и морские - в Высоцке, Варандее, в Калининграде... И все работают без простоев. Вот только за 10 месяцев прошлого года с лукойловских морских и речных терминалов было перевезено водным транспортом 3 2 миллиона тонн нефти и 9 4 миллиона тонн нефтепродуктов.  [19]

ЧИЛИНГАРОВ Артур Николаевич ( 25 сент. За научное обоснование использования припайного льда для по-грузочно-разгрузочных работ в р-не Варандея и п-ова Ямал ему присуждена Гос.  [20]

Она, конечно, не такая эффектная и броская, как, скажем, прокладка дюкера по дну моря, но совершенно необходимая. Или такая чисто бюрократическая, но неизбежная проблема, как определение и согласование статуса терминала с федеральными министерствами и ведомствами. Тут надо установить и административно закрепить координаты и границы нового морского порта Варандей. Теперь он официально называется Морской специализированный нефтеналивной порт Варандей. Поскольку он у нас принимает иностранные суда, значит, нужно установить в нем пункт пропуска через государственную границу Российской федерации, таможенный пост. А это отдельная головная боль: тут и ФСБ, и погранвойска и таможенное ведомство. Иной раз кажется, проще построить порт, чем потом оформить его в многочисленных инстанциях.  [21]

Она, конечно, не такая эффектная и броская, как, скажем, прокладка дюкера по дну моря, но совершенно необходимая. Или такая чисто бюрократическая, но неизбежная проблема, как определение и согласование статуса терминала с федеральными министерствами и ведомствами. Тут надо установить и административно закрепить координаты и границы нового морского порта Варандей. Теперь он официально называется Морской специализированный нефтеналивной порт Варандей. Поскольку он у нас принимает иностранные суда, значит, нужно установить в нем пункт пропуска через государственную границу Российской федерации, таможенный пост. А это отдельная головная боль: тут и ФСБ, и погранвойска и таможенное ведомство. Иной раз кажется, проще построить порт, чем потом оформить его в многочисленных инстанциях.  [22]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru

Варандей — википедия орг

Посёлок основан в первой половине 1930-х годов как база оседлости оленеводов. В начале 1970-х годов в период развития геологоразведочных работ посёлок стал базой Варандейской нефтегазоразведочной экспедиции. На берегу Баренцева моря появился посёлок Новый Варандей, население которого составляло до тысячи человек. В начале 1990-х море начало наступать на берег. В считанные месяцы оно стало угрозой жизни варандейцев. По просьбам жителей Варандея, Правительство Российской Федерации в 1993 году приняло решение о признании Варандея зоной стихийного бедствия[2]. Жители старого и нового Варандея были переселены в Архангельск, Нарьян-Мар и село Красное.

Бывшие жители Старого Варандея через несколько лет начали возвращаться на родину. В 2009 году в поселке жили 15 семей[3].

С 2000 по 2008 годы в Варандее действовал временный морской терминал с возможностью перекачки не более 1,5 млн тонн в год. В настоящее время Варандей — вахтовый посёлок при нефтяном терминале Лукойла мощностью 12 млн т нефти в год — используется для отгрузки нефти, добываемой в северной части Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. Непосредственно вблизи посёлка находятся месторождения нефти: им. Требса (Варкнавтское), Варандейское, Торавейское, Медынское, Тобойское, Мядсейское. Имеется аэропорт и морской порт.

Перевалочная база проекта «Приразломное»

В пос. Варандей расположена перевалочная база проекта «Приразломное». Она используется для доставки вахтового персонала и грузов на морскую ледостойкую стационарную платформу «Приразломная». Вахтовый посёлок для временного размещения персонала рассчитан на 180 человек[4]. В ближайшее время в рамках проекта на Варандее планируется проектирование и строительство вертодрома.

  Белый медведь в районе посёлка

Приразломное месторождение — единственное на сегодняшний день месторождение на арктическом шельфе России, где добыча нефти уже начата[5]. Нефть нового российского сорта получила название ARCO (Arctic oil)[6]. Месторождение расположено на шельфе Печорского моря в 55 км к северу от посёлка Варандей. Приразломное открыто в 1989 году и содержит более 70 млн т извлекаемых запасов нефти. Лицензия на Приразломное месторождение принадлежит компании «Газпром нефть шельф» (дочернее общество ОАО «Газпром нефть»).

Варандейский терминал

Нефтяной терминал «Варандей» представляет собой стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал построенный в 22-х километрах от порта Варандей, на глубине в 17 метров, причал соединяет с береговыми нефтяными резервуарами подводный дюкер, по которому перекачивается нефть. Отгрузочный причал — конструкция высотой более 50 м общим весом более 11 тыс. тонн и состоит из опорного основания с жилым модулем, швартово-грузового устройства со стрелой и вертолетной площадкой.

Терминал функционирует круглогодично, для работы в зимний период привлекаются ледокольные суда. В частности, для обеспечения навигации зимой 2003—2004 года привлекался недавно приобретённый ледокол «Владимир Игнатюк»[7].

Сотовая связь

Операторы сотовой связи стандарта GSM: МТС, Билайн.

17 марта 2005 в районе аэропорта потерпел катастрофу самолёт Ан-24, перевозивший нефтяников «Лукойла» на промыслы. Из 52 человек, находившихся на борту, погибли 28.

См. Катастрофа Ан-24 в посёлке Варандей.

11 марта 2006 года, в 11 часов 15 минут в районе аэропорта Варандей потерпел катастрофу вертолёт Ми-8. На борту находилось 16 пассажиров и 3 члена экипажа; 1 человек погиб, 9 ранено. На борту вертолёта летели родственники людей, погибших в авиакатастрофе 2005 года.

См. Катастрофа Ми-8 в посёлке Варандей.

www-wikipediya.ru

Варандей | Нефтянка

Арктические проекты: шельф, СПГ и Севморпуть.

Интервью Марии Кутузовой для «Нефтянки» с ведущим российским нефтегазовым экспертом Михаилом Григорьевым, директором компании «Гекон».

– Михаил Николаевич, почему с таким опозданием началось освоение морских нефтегазовых проектов в нашей стране?

– Я могу лишь ответить вопросом на вопрос: почему с опозданием? Нефтегазовые проекты всегда начинались в России в свое время. В первую очередь в стране осваивались сухопутные месторождения. Начиная со времен Советского Союза, в Азербайджане сначала освоили Апшерон на суше, а потом приступили к разработке акватории Каспийского моря, освоению первого морского месторождения в стране – Нефтяные камни. В Балтийском море реализация проекта «ЛУКОЙЛа» на Кравцовском месторождении началась после падения добычи на сухопутных месторождениях. Сахалин и Северный Каспий – та же история. Начало добычи определяется тремя факторами: наличием ресурсной базы (привлекательной для ввода в освоение), технологий и транспортной системы. В России морские нефтегазовые проекты не разрабатывались по одной простой причине: не было нужды. Российская Федерация до самого последнего времени прекрасно жила за счет реализации нефтегазовых проектов на суше.

Мы начали заниматься изучением геологического строения арктического шельфа с конца 70-х годов двадцатого века. В 80-е годы прошлого столетия в стране были сделаны самые крупные открытия на шельфе Баренцева и Печорского морей. Но даже тогда речь не шла об освоении, а, прежде всего, о необходимости сформировать мощную ресурсную базу на будущее.

Я не думаю, что у нас есть отставание в освоении шельфа. У нас в конце 90-х годов началась «экспансия варягов». У норвежцев ведь ничего кроме шельфа нет. Они пришли, рассматривали Россию как перспективный рынок и всеми силами толкали нас на шельф, для того чтобы иметь хороший гарантированный рынок для сбыта своего оборудования и технологий. Но, не сложилось…

Опоздание? По сравнению с чем? С текущими потребностями или политическими лозунгами? Давайте разделять эти понятия.

– Каковы главные сдерживающие факторы на пути развития морской нефтегазодобычи в стране? 

– Ресурсный потенциал месторождений на суше очень велик. Что касается морских месторождений, основные участки на акваториях российских морей поделены между «Роснефтью» и «Газпромом». В 2008 г., когда усилиями этих двух компаний, в основном «Газпрома», был принят закон об участках недр федерального значения, в стране создан барьер для выхода частного и зарубежного капитала на шельф. Можно отметить, что «Газпром» в тот момент не был госкомпанией: доля государства в акционерном капитале «Газпрома» составляла менее 50%. Только благодаря Игорю Ивановичу Сечину, тогда руководителю «Роснефтегаза», в марте 2013 г. были докуплены искомые проценты и с тех пор государство владеет 50,005% «Газпрома». Continue reading →

neftianka.ru

Порт Варандей - Далеко и близко

В развитие темы http://dm-tolstyh.livejournal.com/77446.htmlВарандейский нефтеотгрузочный терминал (ВНОТ), расположен на побережье Баренцева моря в Ненецком автономном округе, предназначен для экспорта морским путем нефти, добываемой «ЛУКОЙЛом» в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции.

ВНОТ состоит из берегового резервуарного парка общей проектной вместимостью 325 тыс. кубометров, стационарного морского ледостойкого отгрузочного причала( СМЛОП), установленного на расстоянии 22 км от берега.Месторождение Варандей в ближайшее время должно выйти на производительность 32,5 тыс.т. нефти в день, и эти объемы будут экспортироваться через терминал Варандей главным образом на рынок США.

Для «северной» нефти месторождений Ненецкого автономного округа решением проблемы стала реализация «ЛУКОЙЛом» проекта строительства терминала Варандей на Баренцевом море, пропускную способность которого к 2007 году планируется расширить с сегодняшних 1,5 млн до 12 млн твг.

С 2000 года «ЛУКОЙЛ» реализует для нефти, добываемой в НАО, специальный транспортный проект. Дело в том, что от трубопроводной системы «Транснефти», а именно — магистрали Харьяга–Уса, эти месторождения отделяет 150 км нехоженой тундры, а от портопункта Варандей — всего 35. Возможность же вывозить все сырье на экспорт, минуя систему «Транснефти» с квотируемой долей экспортных объемов, окончательно склонила «ЛУКОЙЛ» в пользу строительства первого в России частного морского нефтяного терминала на берегу Баренцева моря.

Нефтеналивной терминал Варандей начал функционировать в августе 2000 года, когда здесь были загружены в танкер для отправки на экспорт первые 10 тыс. тонн нефти. В качестве рейдового терминала использовался переоборудованный ледокол «Капитан Николаев» водоизмещением 8,5 тыс. тонн. Танкеры швартовались к ледоколу, соединенному с береговыми резервуарами подводным дюкером. В таком виде перегрузочный комплекс проработал два года, показав, что перевалка нефти на танкеры возможна даже в тяжелых условиях зимней Арктики.

Следующим этапом развития Варандейского терминала стало введение в строй в сентябре 2002 года арктического подводного перегрузочного комплекса (АППК). Технология позволяет загружать суда в любое время года при высоте волны до 5 метров (см. «Грузим нефть из-под воды») . В настоящее время АППК способен пропускать до 1,5 млн твг, хотя пока он не загружен и наполовину (в месяц здесь переваливают не более 60 тыс. тонн нефти). У расположенного на 10-метровой глубине АППК могут швартоваться двухкорпусные танкеры ледового класса водоизмещением до 20 тыс. тонн.

Грузим нефть из-под воды

Нефть поступает с месторождений «ЛУКОЙЛа» по межпромысловым трубопроводам в береговой резервуарный парк (БРП) объемом 65 тыс. м 3 . От БРП сырье перекачивается по подводному дюкеру к арктическому подводному перегрузочному комплексу (АППК). При этом право собственности на БРП закреплено за «ЛУКОЙЛом», а АППК принадлежит Мурманскому морскому пароходству, участвовавшему вместе с нефтяниками в строительстве нефтетранспортной системы и обеспечивающему сегодня ледокольную проводку танкеров в зимнее время.

АППК заглублен в донный грунт на расстоянии 3 км от береговой линии (там, где глубины превышают 10 м) и соединен с БРП цельнотянутой стальной трубой диаметром 270 мм и стенками толщиной 11 мм, которая проложена в траншее глубиной 1,5 м (чтобы ее не повредили в зимнее время ледяные торосы, иногда пропахивающие морское дно).

Когда танкер находится над АППК, по радиосигналу от подводного сооружения отделяется и всплывает буй, соединенный тросом с гибким шлангом, который затем поднимают на борт судна и присоединяют к манифольдам. Опять же по радиосигналу внутри АППК открывается задвижка, и нефть по дюкеру и гибкому шлангу начинает поступать в танки — максимум по 5 тыс. м 3 в час. Гибкий шланг одновременно предназначен и для швартовки судна к АППК, так как выдерживает усилие на разрыв до 100 тыс. тонн, а при его дальнейшем увеличении автоматически отстреливается от танкера.

В зимнее время используется также рейдовый ледокол (толщина льда в районе терминала иногда достигает двух метров). При каждой швартовке танкера АППК обслуживает бригада водолазов, так как добиться работы подводного комплекса в автоматическом режиме в зимних условиях не удалось.

Расширение мощностей

Дальнейшее развитие Варандейского терминала связано с ожидаемым началом разработки крупного Южно-Хыльчуюского месторождения, способного давать в год более 4 млн нефти, которую предполагается прокачивать к Варандею по трубопроводу. Для вывоза «большой» нефти понадобятся более крупные суда ледового класса — дедвейтом 70 тыс. тонн и выше. В свою очередь необходимая для их приема глубина акватории составляет не менее 14 м. Если же в перспективе иметь в виду загрузку в Варандее танкеров еще большего водоизмещения (до 200 тыс. тонн), с тем чтобы сделать рентабельной перевозку нефти за океан, то для них необходима глубина воды уже не менее 18 м. Такие глубины в этом районе Баренцева моря начинаются на расстоянии 38 км от берега.

Соответственно, перевалку «большой» нефти НАО планируется производить не у действующего АППК, а на новой выносной конструкции — морской ледостойкой платформе, расположенной почти в 40 км от береговой линии и соединенной с резервуарным парком подводными дюкерами. Для бесперебойной загрузки танкеров и приема возрастающего потока нефти с месторождений будет увеличена емкость резервуарного парка Варандейского терминала.

Помимо «ЛУКОЙЛа» и ConocoPhillips, к грузоотправителям расширенной системы экспорта через Варандей намерена присоединиться «Роснефть», обратившаяся к «ЛУКОЙЛу» с предложением своего участия в развитии терминала. Компания планирует транспортировать через Варандей сырье, добываемое на расположенных поблизости месторождениях Вала Гамбурцева (до 6,5 млн твг). Мотивация очевидна — доставка 1 тонны нефти из Варандея в Роттердам обходится (пока, правда, только «ЛУКОЙЛу») на $15, или практически вдвое дешевле, чем по системе БТС. Такая разница не может не выглядеть привлекательной.

Более того, «ЛУКОЙЛ» рассматривает идею развернуть на Варандей и «южные» объемы тимано-печорской нефти в связи с вышеупомянутым недостатком пропускной магистрали Уса–Ухта. К примеру, на разрабатываемом НМНГ Тэдинском месторождении, ориентированном на поставки в Харьягу, вместо возможных 1900 тонн ежемесячно добывается 1500 тонн — больше система «Транснефти» принять не в состоянии.

А по соседству Харьяга – Индига

Сегодня вопрос расширения магистрали Уса–Ухта фактически снят с повестки дня в связи с возникновением идеи строительства нефтепровода Харьяга–Индига — сильно усеченного варианта проекта «Западная Сибирь–Мурманск». Пропускная способность нового трубопровода составит 15 млн тонн в год. По словам вице- президента «Транснефти» Сергея Григорьева, новый маршрут был разработан «ЛУКОЙЛом», и сегодня «Транснефть» рассматривает предложение нефтяной компании построить эту трубу. В «ЛУКОЙЛе» подтвердили готовность использовать маршрут для транспортировки тимано-печорской нефти и участвовать в финансировании строительства трубы Харьяга–Индига.

Таким образом, с 2007 года по плану начнет функционировать расширенный до 12 млн твг Варандей. А после 2007 года проблема транспортировки дополнительных объемов нефти НАО и Республики Коми будет решаться путем выхода в Индигу. Однако если до конца 2005 года не будет принято соответствующее правительственное решение, дающее «Транснефти» добро на строительство нефтепровода на Баренцево море, «ЛУКОЙЛ» рассматривает вариант последующего расширения Варандея уже до 25 млн твг.

http://www.russianports.ru/vara/schema.htm http://www.esosedi.ru/loc/rossiya/nenetskiy_ao/poselok_varandey/8339/index.html#lat=68821881&lng=58061371&z=11&v=2&mt=0

el-tolstyh.livejournal.com