На белорусские НПЗ вместо венесуэльской пойдет нефть из Азербайджана. Венесуэла беларусь нефть


Беларусь и венесуэльская нефть – по тропе контрабандиста

Сколько Беларусь платит за венесуэльскую нефть и кому в России выгодна эта сделка

Минск платит по 30-60 долларов за доставку тонны нефти из Венесуэлы, чтобы прикрыть поставки на белорусские НПЗ контрабандного российского сырья, которое стоит ему на 200-250 долларов дешевле мировой цены. Потери российского бюджета от поставок контрабандной нефти в Беларусь и реэкспорта углеводородов через эту страну превышают миллиард долларов в год неуплаченных пошлин

Странные дела творятся в белорусском государстве. Бушует валютный кризис. Население хранит доллары уже не в чулке под матрасом, а в рамочке на стене. Из-за хронической нехватки валюты руководство страны начинает пускать на мясо священных коров «рыночного социализма», распродавая ключевые объекты госпромышленности.

Но в то же время Минск находит миллиарды долларов[i] на экзотические «хобби». Несмотря на возможность беспошлинно закупать российскую нефть, белорусские НПЗ перерабатывают еще больше заморского сырья, чем в прошлом году. Через Украину в Беларусь поступает азербайджанская нефть (940 тыс. тонн за январь-октябрь 2011), но основные объемы «альтернативного сырья» по-прежнему импортируются из Венесуэлы(1,3 миллиона тонн за аналогичный период)

Это при том, что, согласно официальным данным, заморские углеводороды обходятся Минску на 15% дороже мировой цены[v]. Правда, в Украине Белорусская нефтяная компания (БНК) перепродает венесуэльскую нефть по демпинговым ценам[vii]. Очевидно, заполняя таможенные декларации при ввозе товара в Беларусь, БНК несколько преувеличивает свои затраты. Но тогда получается, что Венесуэла, сама переживающая перманентный валютный кризис, продает Беларуси нефть себе в убыток? Вряд ли. Чтобы понять, кто оплачивает взаимовыгодное сотрудничество Каракаса и Минска, достаточно взглянуть на другие диковинные поставки «альтернативного» сырья на белорусские НПЗ.

Казахстанский мазут

В прошлом году заместитель главного технолога Новополоцкого НПЗ Алексей Вегера сообщил на конференции в Минске, что его завод вышел на полную загруженность и положительную рентабельность, переключившись частично на переработку казахстанского мазута и российского печного топлива (200 тысяч тонн ежемесячно на обоих белорусских НПЗ).[viii] Поставки мазута из Казахстана в прошлом году в пять раз увеличили белорусский импорт из этой страны.

Сверхприбыльная переработка в Беларуси таких объемов импортного мазута вызывает удивление экспертов, поскольку в прошлом году поставки российских нефтепродуктов в эту страну облагался пошлиной и продавались по мировой цене – также как и сырая нефть. Переработка же казахстанского мазута, с учетом дорогостоящей железнодорожной доставки через Украину, вызывает у участников рынка такое же удивление, как и «венесуэльская эпопея».

Сомнения оказались небеспочвенны. Исходя из документации Белорусской железной дороги, как минимум часть казахстанских углеводородов, поступающих в Беларусь, являются не мазутом, а «нефтью сырой». Но зачем Минску скрывать импорт нефти из Казахстана под видом мазута? Эксперты отмечают, что такое прикрытие является типичным для контрабандного экспорта через Казахстан беспошлинной российской нефти.

«Сырой мазут» казахстанского разлива

Согласно соглашению между Москвой и Астаной, российские нефтяники имеют право вывозить сырье в Казахстан беспошлинно - для переработки на местных НПЗ. На самом деле существенная часть углеводородов реэкспортируется оттуда в третьи страны. На границе контрабандный вывоз оформляется как экспорт мазута, якобы полученного при переработке российского сырья в Казахстане и уплачивается казахстанская экспортная пошлина на мазут – в разы меньшая, чем российская пошлина на нефть. Недоплачивая половину экспортной пошлины, предприимчивые экспортеры могут получать стандартную прибыль, продавая контрабандную нефть на 30% дешевле мировой цены. Участники рынка иронично именуют схему экспортом «сырого мазута».

В последние годы реэкспорт российской нефти через Казахстан достиг таких масштабов, что в октябре Москва ввела полный запрет на железнодорожные поставки углеводородов в эту страну. Но эти меры коснутся, в основном, лишь мелких контрабандистов.

Российские ВИНКи (вертикально интегрированные нефтяные компании) реэкспортируют сырье, поставляемое по трубопроводам (6 миллионов тонн в год), причем не только под видом мазута, но и при помощи свопа с казахстанскими производителями. В отличие от мелких контрабандистов, получающих за такую деятельность тюремные сроки, крупные компании, экспортирующие «сырой мазут», сталкиваются с крайне либеральным отношением властей.

Так в прошлом году инспекторы ФТС в Новороссийске сделали химический анализ казахстанского мазута, который партиями до 60 тысяч тонн поставлялся танкерами в НПЗ болгарского Бургаса, и установили, что на самом деле это – российская сырая нефть. Ущерб государству от недоплаченной пошлины за арестованную партию (30 тыс. тонн). был оценен почти в 7 миллионов долларов. Прокуратура, однако, посчитала указанную сумму недостаточной для заведения уголовного дела о контрабанде, и ограничилось административным расследованием (указание неправильных данных в транcпортных документах). Но вскоре и административное дело было закрыто «в связи с недостаточностью доказательств вины юридического лица»- ошибся, мол, декларант нечаянно – с кем не бывает?

Российский «сырой мазут»

Российская нефть экспортируется под видом мазута не только из Казахстана, но и напрямую – через порты России, Прибалтики и Украины. Согласно аудиту, проведенному Счетной Палатой РФ, в 2009 году экспорт «сырого мазута» из России составил 10 миллионов тонн.[xx] Но это, видимо, лишь вершина айсберга, поскольку не учитывает операций, совершаемых под прикрытием принадлежащих ВИНКам НПЗ. К примеру, Киришский НПЗ ежегодно перерабатывает до миллиона тонн «сверх своей проектной мощности».[xxi] Основные объемы киришского экспорта идут в Таллиннский порт, который официально сырую нефть не переваливает с 2007 года. Но более 500 тысяч тонн в месяц мазута кем-то отправляется из Таллина в США на танкерах, предназначенных для перевозки сырой нефти.

«Транспортировка мазута танкерами, предназначенными для перевозки сырой нефти (crudeoiltankers) иногда практикуется. Но, в отличие от «продуктовозов» (oilproductstankers), которые стандартно перевозят мазут, крупнотоннажные crudeoiltankers, как правило, не оснащены системами подогрева, необходимыми для того, чтобы не дать мазуту застыть в грузовых баках. Поэтому, использование crudeoiltankersв холодное время года для перевозки мазута на дальние расстояния является рискованным и используется лишь в отдельных случаях», - объясняет представитель судоходной компании MinervaMarinaЯмиас Джанопулос.[xxiii]

Однако, при экспорте из Таллинна, владельцы упомянутых танкеров этого риска не боятся. Возможно, потому, что мазут, который они перевозят, соответствует химическим параметрам сырой нефти.

«Сырой мазут» и Беларусь

До утраты нефтяных преференций Минск также активно занимался реэкспортом углеводородов из РФ. В 2009 году через Беларусь только официально было реэкспортировано 2 миллиона тонн российского бензина и дизельного топлива. О реэкспорте сырой нефти под видом белорусского мазута можно лишь догадываться. Похоже, что потеряв в прошлом году официальные нефтяные льготы, Минск договорился с некоторыми российскими партнерами о поставках беспошлинного российского сырья в Беларусь иными маршрутами.

Так, например, в январе этого года «Сургутнефтегаз», который снабжает белорусские НПЗ по трубопроводам «Дружба», активно искал дополнительные маршруты поставок в Беларусь нефти Юралс. В частности, компания договорилась о перевалке в украинском порту «Южный» - для дальнейшей транспортировки сырья в Мозырь. Причина была в том, что в январе «Транснефть» приостановила поставки в Беларусь из-за очередного конфликта между Москвой и Минском, поэтому дружественным Беларуси нефтяникам пришлось искать способы доставить туда нефть конфиденциально -  через третьи страны.

Венесуэльский своп

В прошлом году венесуэльское издание ElNacionalсообщило, что во время визита в Каракас Лукашенко вел переговоры о закупке венесуэльской нефти с 30%-ой скидкой – по цене «сырого мазута», причем представители Венесуэльской нефтяной компании допускали такую возможность только при использовании свопа.

Участники рынка, коментируя цену венесуэльской нефти для Беларуси и схему ее доставки, также указывают на высокую вероятность того, что поставки осуществляются по свопу с российскими ВИНКами.Необходимость данной операции, очевидно, была вызвана тем, что поставки миллионов тонн «сырого мазута» в Беларусь напрямую, на фоне политического конфликта между Москвой и Минском, могли вызвать санкции Кремля против контрабандистов.

Вместо этого, российские друзья Лукашенко продолжают экспортировать «сырой мазут» в Америку, но продают его там с 30%-ой скидкой Венесуэле, которая использует сырье на своих НПЗ в США[xxviii] или  перепродает своим американским клиентам.Взамен Каракас по той же цене отправляет в Беларусь аналогичные объемы своей легкой нефти марки «Санта Барбара», используя танкеры, которые доставляют в США российское сырье.[xxix] По прибытии в Таллинн танкеры из Венесуэлы, как правило, там же получают новый груз и везут его обратно в США.

Таким образом, партнеры доплачивают по 30-60 долларов на тонне нефти[xxxi] за обратный фрахт до Америки, чтобы прикрыть поставки на белорусские НПЗ контрабандного сырья из РФ, за которые Минск платит на 200-250 долларов меньше мировой цены.

Должок

Потери российского бюджета от поставок «сырого мазута» в Беларусь могут превышать 500 миллионов долларов невыплаченных экспортных пошлин только за прошлый год. В прошлом году – убытки намного больше.  Ведь согласно подписанным ранее своп-контрактам, российские ВИНКи продолжают поставлять дешевый «сырой мазут» Венесуэле, которая, в свою очередь, продолжает отправлять в Беларусь танкеры с «Санта-Барбарой». Одновременно Минск расплачивается с поставщиками «сырого мазута», позволяя им реэкспортировать аналогичные объемы углеводородов через Беларусь.

По информации участников рынка, Беларусь в этом году импортировала из России 2,7 миллиона тонн дизельного топлива и прямогонного бензина. На нефтебазах белорусской компании «Трайпл» в нефтепродукты добавляется 0,2% спирта, что, согласно белорусскому законодательству, позволяет реэкспортировать их в третьи страны беспошлинно - под видом биодизеля и бензина-ратворителя. Учитывая, что в РФ такая смесь облагается стандартной пошлиной на нефтепродукты, потери ФТС от данной схемы реэкспорта составили за январь-октябрь более 600 миллионов долларов.

И это не считая вероятного реэкспорта российской сырой нефти под видом белорусского мазута. Так в октябре Белорусская нефтяная компания заключила с оператором литовского порта Клайпеда беспрецедентно крупный контракт на перевалку мазута – 2,2 миллиона тонн за год – в три раза больше, чем годом ранее.Весь этот объем отдан на откуп «Лукойлу», который, вывозит оттуда часть белорусского мазута танкерами для сырой нефти. Судя по всему, таким способом Минск расплачивается не только за «сырой мазут», но и за азербайджанскую нефть, которую «Лукойл» поставляет в Мозырь по трубопроводу Одесса-Броды.

Правда, основные объемы каспийского сырья Минску продает «Бритиш Петролеум» – оператор и крупнейший акционер месторождения «Азери-Чираг-Гюнешли», где добывается 80% азербайджанской нефти. В прошлом году вице-премьер Беларуси Виталий Семашко подписал в Лондоне контракт, согласно которому  британская компания поставляет в Беларусь сырье AzeriLightпри посредничестве SOCARTrading– торговой «дочки» Государственной нефтегазовой корпорации Азербайджана (ГНКАР). Одновременно «Бритиш Петролеум» получает в балтийских портах мазут белорусских и российских НПЗ, часть из которого вывозится в США на танкерах для перевозки сырой нефти.

Примечательно, что российская «дочка» «Бритиш Петролеум» - ТНК-ВР, ведущая против своей материнской компании войну в России, оказалась с ней по разные стороны баррикад и в Беларуси. Судя по гневным репликам Лукашенко, российские совладельцы Мозырского НПЗ в Беларуси – ТНК-ВР и «Газпром-нефть», поставлять свой «сырой мазут» Минску отказались. "Если хоть одна копейка уйдет на ту сторону (российским акционерам завода), пеняйте на себя, – инструктировал Лукашенко руководителя Мозырского НПЗ относительно переработки «альтернативной нефти» – Им не надо было перерабатывать нефть и прибыль не была нужна», – свирепствовал белорусский лидер, вспоминая несговорчивость «плохих нефтяников».

Зато для «хороших нефтяников» белорусский руководитель не скупится на почести и награды. К примеру, в прошлом году, в разгар нефтяного конфликта между Минском и Москвой, Александр Лукашенко наградил главу «Лукойла» орденом «Дружбы народов». В этом году -  владелец «Русснефти» получил калийные месторождения в Беларуси.

Недавно Александр Лукашенко с благодарностью заявил, что поставками своей нефти Венесуэла и Азербайджан помогли Беларуси сохранить независимость. Очевидно, речь шла о готовности Уго Чавеса и Ильхама Алиева предоставить политическое прикрытие контрабандным сделкам Минска с российскими нефтяниками. А оплачивает всю эту любовь российский бюджет и счет его потерь идет на миллиарды долларов.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

ex-press.by

Белоруссия и Венесуэла: связанные одной нефтью

На белорусские нефтеперерабатывающие заводы будет поступать венесуэльская нефть. Такой договоренности достигли в Каракасе Александр Лукашенко и Уго Чавес. Эксперты РС полагают, что именно теперь президенту Белоруссии придется познакомиться с мировыми ценами на нефть.

Можно только гадать, какие чувства испытывал Александр Лукашенко, когда венесуэльские гвардейцы на встрече в аэропорту пели гимн его страны на белорусском языке. Но после такого приема белорусский лидер горячо обнимался с Уго Чавесом и называл принимающую сторону не иначе как венесуэльскими братьями.

Главный же результат визита Лукашенко в Каракас - это договоренность о том, что на белорусские нефтеперерабатывающие заводы будет поступать венесуэльская нефть. Некоторые эксперты иронично заметили, что за отсутствием у Белоруссии выхода к морю нефть из Южной Америки будут сбрасывать с самолетов цистернами на парашютах. Но старший корреспондент агентства Доу-Джонс в Москве Александр Коляндр говорит, что на самом деле все не так сложно:

- Скорее всего, белорусские НПЗ будут перерабатывать венесуэльскую нефть по так называемой схеме замещения контрактов. Иными словами, на бумаге эта нефть - венесуэльская, но в реальности это будет либо нефть из каких-то других мест, доставленная через порт Вентспилс - и дальше часть заберет Белоруссия, - либо это вообще будет нефть из российской трубы. Это практикуется во всем мире. Для России это не имеет ни малейшего значения, с моей точки зрения: России все равно нужно перерабатывать нефть. В России не настолько много мощностей нефтепереработки.

В Москве официально опровергают сообщения о том, что вспышка нефтяной дружбы между Минском и Каракасом как-то обидела российское руководство. Но на попытки Белоруссии диверсифицировать свой энергетический сектор Россия всегда реагировала нервно, и данный случай - не исключение. Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин иронично замечает, что теперь Лукашенко, наконец, узнает, что такое мировые цены:

- Очень хорошо, что Лукашенко нашел дополнительные объемы, которые белорусские НПЗ будут перерабатывать и отправлять в Европу. Действительно, Россия не готова на то, чтобы белорусские НПЗ получали по внутрисоюзным ценам нефть и отправляли ее на Запад уже по рыночным ценам. В данном случае мне кажется, что энтузиазм Александра Григорьевича умерится после того, как он окончательно согласует те цены, по которым в Беларусь будет поставляться нефть от Чавеса.

Но трудно поверить, чтобы белорусский президент, всегда умело выбивавший нужные ему деньги из России, не учел каждую копейку или каждый сентимо в сделке с Уго Чавесом. Выгода белорусско-венесуэльских договоренностей становится ясна, когда сравниваешь цену бензина в США и Европе, - говорит президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев:

- В Европе бензин в два раза дороже. На чем зарабатывала Белоруссия? Получала нашу дешевую нефть, перерабатывала в дорогой бензин. Если представить себе, что венесуэльская нефть появляется в Белоруссии - не важно как, физически или по обмену; если она появляется по обычной цене, даже венесуэльской, но потом продается в Европе, - то даже при дополнительных издержках (контракты, морока и так далее) все равно должна появиться дополнительная прибыль.

У Александра Лукашенко в нефтяной сфере вообще множество любопытных партнеров, среди них - президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. И белорусскому режиму стоит опасаться только одного - что его достаточно одиозные контакты и контракты могут быть пересмотрены, если власть в этих странах-изгоях переменится в ближайшем будущем.

www.svoboda.org

Венесуэльская нефть безопасней российской / Мой BY — Информационный портал Беларуси. Новости Беларуси

Беларусь ищет альтернативных России поставщиков нефти и газа - прописано в новой Концепции национальной безопасности. Однако, заявления носят политический характер: дешевле, чем у России, покупать энергоресурсы не у кого.

В понедельник Александр Лукашенко согласовал проект новой Концепции национальной безопасности Беларуси.

В ней впервые к числу «рисков» и «угроз» национальной безопасности отнесены сложности с поставками в Беларусь энергоносителей из России (нефти и газа). Речь идет о возможных резких колебаниях цен и/или ограничениях объемов поставок.

Конфликты, связанные с поставками в Беларусь российского газа и нефти, возникают немногим реже, чем «газовые войны» между Москвой и Киевом. В июне российский вице-премьер Игорь Сечин заявил, что может быть введена пошлина на поставляемый в Беларусь газ. Между тем, 95% электроэнергии в Беларуси вырабатывается как раз за счет сжигания газа, и других его поставщиков, кроме России, у Беларуси пока нет.

Россия уже поменяла и пошлину на нефть. До начала 2010-го Россия поставляла в Беларусь нефть с применением коэффициента 0,356 от российской пошлины. Но с начала 2010 года такая практика прекратилась. Единственная уступка, которую оставило российское руководство: Россия поставит в Беларусь в 2010 году 6,3 млн т нефти беспошлинно, остальной объем нефти будет облагаться 100-процентной экспортной пошлиной. Кроме того, Россия начала взимать таможенные пошлины на поставляемые в Беларусь продукты нефтепереработки — прежде они не облагались пошлиной.

В такой ситуации белорусское руководство взялось за поиск альтернативных поставщиков нефти и газа. Весной Александр Лукашенко побывал в Венесуэле, где заключил договор о поставках в Беларусь венесуэльской нефти марки «Санта-Барбара» (пригодной для переработки на белорусских заводах). Нефть идет танкерами до Украины, а там в Беларусь по железной дороге. Официальное соглашение о поставках венесуэльской нефти в Беларусь было подписано в марте этого года; общий объем поставок должен составить за 12 месяцев около 4 млн тонн. В среднесрочной перспективе Беларусь планирует увеличить объем закупок нефти в Венесуэле до 10 млн тонн, что соответствует примерно 50% общего годового объема нефтепереработки в республике. Кроме того, Беларусь и Венесуэла создали совместное предприятие «Петройл ВБ, С. А.» по реализации продуктов переработки венесуэльской нефти. В нем 25% принадлежат Минску, 75% — Каракасу. При этом венесуэльская нефть поставляется в Беларусь в режиме таможенной территории, то есть 100% нефтепродуктов, выработанных из этой нефти, экспортируются. К примеру, нефтепродукты, полученные в результате переработки первой партии венесуэльской нефти на Мозырском НПЗ, были проданы на Украину. Беларусь не только возит к себе нефть из Венесуэлы, но и добывает ее там. Белорусским нефтедобытчикам (ПО «Белоруснефть») в рамках договоренностей с национальной нефтяной компанией Венесуэлы PDVSA несколько лет назад был передан участок в бассейне реки Ориноко — т. н. блок «Хунин № 1». Эта нефть не поступает в Беларусь — она продается в Северную Америку через ту же PDVSA, а дивиденды делятся пропорционально долям сторон в проекте.

Другим «нефтяным» направлением для Беларуси стал Азербайджан. 2 июля Лукашенко посетил Баку, где договаривался с Ильхамом Алиевым именно о поставках нефти (через территорию Грузии и Украины). Кроме того, Азербайджан хочет приобрести нефтеперерабатывающие активы, в том числе и заводы в Беларусь.

Одновременно, Беларусь развивает нефтяное сотрудничество с Ираном. По условиям соглашения государственная компания «Белоруснефть» будет с октября этого года добывать нефть на месторождении Джофейр. В рамках проекта стоимостью 450 млн долларов будет ежедневно добываться 40 тыс. баррелей нефти. По прогнозам белорусского вице-премьера Семашко, Белоруссия рассчитывает получать из Ирана до 1,5 млн тонн нефти в год. Специально под этот проект было также создано совместное белорусско-иранское нефтедобывающее предприятие «Белпарс Петролеум Компани Лимитед».

«В плане поставок нефти для Беларуси украинская труба — оптимальный вариант. Возить венесуэльскую, иранскую или азербайджанскую нефть по железной дороге миллионами тонн — это нереально. Да и маловероятно, что заявленные 4 млн тонн нефти действительно поступят в этом году из Венесуэлы в Беларусь. Это более 40 танкеров, и против таких поставок уже протестует Турция: ей не нужен риск аварии с разливом нефти в сверхзагруженном Босфорском проливе», — полагает политический обозреватель Александр Вольвачев. По словам эксперта, в случае запуска украинского трубопровода Одесса — Броды Беларусь сможет получать в обход России каспийскую нефть от Ирана и Азербайджана. И Грузия, несомненно, заинтересована в этом: она заработает на транзите. Не случайно же Минск и Тбилиси сегодня буквально переживают «медовый месяц».

Помимо традиционных, в Беларуси активно прорабатывается проект по замещению российских поставок природного газа альтернативными источниками.

Ключевое решение — получение газа из терминала для сжиженного газа (СПГ), который будет построен в Литве (в Клайпеде).

Строительство терминала в Клайпеде начнется в 2011 году и продлится 2—3 года; оно оценивается примерно в 650 млн евро. Как предполагается, наличие собственного терминала позволит Беларуси получать сжиженный газ из Норвегии, Алжира и Катара — эти страны уже готовы организовать поставки для Беларуси. В Беларуси газ будет поступать из Литвы по магистральному трубопроводу протяженностью 285 км. В этом проекте готов финансово поучаствовать и Евросоюз. Перспективы строительства терминала обсуждались в ходе визита в Вильнюс главы Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу в начале июня. Тогда президент Литвы Даля Грибаускайте заявила, что реализация проекта будет способствовать «серьезной конкуренции с российским газом, так как мы сможем ввозить газ из любых стран».

Для Беларуси весомый аргумент в пользу строительства терминала СПГ — относительно невысокая стоимость этого энергоресурса. Сейчас цена СПГ на европейских рынках составляет около 150—170 долларов за 1 тыс. куб. м и постепенно снижается. Плюс транспортировка может обойтись в 40—50 долларов за каждую тысячу кубометров топлива. Итоговая цена СПГ — 190—210 долларов за 1 тыс. куб. м. Во II квартале 2010 г. Беларуси покупала российский газ по $184 за тысячу «кубов». Ценовой ориентир для Беларуси на 2011 год Газпром уже озвучил — $250 за тысячу кубометров.

Однако решением всех проблем Беларуси строительство терминала не станет. «Это позволит транспортировать лишь небольшие объёмы — их хватит на ограниченное время конфликта с Россией, но постоянно Беларусь получать так газ не сможет, так как это тоже недешевый вариант. Запастись газом впрок, чтобы переждать долгий конфликт, тоже не получится, так как объём хранения газа в стране маленький, меньше миллиарда кубометров. При объёмах потребления около 21 миллиардов в год это не получится», — комментирует аналитик ИГ «Капитал» Дмитрий Александров.

Поэтому слезать с российской нефтяной иглы Беларусь вряд ли будет. По словам экспертов, больших проблем с Россией у Беларуси все равно нет, и дешевле, чем из России, Беларуси нефть и газ получить неоткуда, если только кто-нибудь не будет специально эти поставки Беларуси субсидировать. «Но в Венесуэле этим не будут заниматься, им сейчас не до субсидий Беларуси, так же как и Европе.

Так что, из возможных вариантов остаётся только Казахстан. Теоретически, Беларусь может заключить с ним контракт, но транзит опять же будет идти через российские трубопроводы. В остальных случаях нужно использовать трубопроводы Европейской трубопроводной системы. А тут Лукашенко утыкается опять же в финансовые и политические сложности», — резюмирует Александров.

www.moyby.com

Танцы с бубном вокруг венесуэльской нефти

В ожидании нефтяного потопа белорусский читатель пребывает не первый год. Пока не прорвало, но должно. Об очередном прорыве сообщает уважаемое агентство ПРАЙМ-ТАСС.

«Беларусь подсчитала и сертифицировала в Хьюстоне /Техас, США/ запасы нефти блока Хунин-1 в бассейне Ориноко в Венесуэле. Об этом агентству ПРАЙМ-ТАСС сообщили в гособъединении «Белоруснефть».

По оценке зарубежных экспертов, общие геологические запасы 4-х залежей нефти в блоке Хунин-1 составляют около 6 млрд тонн. В октябре 2008 г совместная группа специалистов Беларуси и Венесуэлы обсудят сроки разработки и основные разделы бизнес-плана, в котором будет отражена целесообразность разработки горизонтов нефти блока Хунин-1, необходимый объем инвестиций для реализации проекта», - гласит сообщение.

Начнем по порядку: «Беларусь подсчитала и сертифицировала в Хьюстоне». А почему не в Белгеологии или там Минприроды?

Ладно, предположим, что подсчетом в Хьюстоне все же занималась некая международная компания по сертификации запасов нефти, а уж никак не Беларусь. Тем более что далее следует фраза «по оценке зарубежных экспертов». Однако название этой всемирно известной компании не уточняется. Скорее всего, речь идет о расположенной в Хьюстоне Ryder Scott Company, L.P., традиционно сертифицирующей запасы нефти в Венесуэле.

На официальном сайте Ryder Scott информация о прорыве отсутствует, а потому проверить цифру в 6 млрд. тонн не представляется возможным.

Однако, на помощь пришла венесуэльская госмономолия PDVSA, с которой белорусы создали совместное предприятие после всяческих напутствий от самих Уго Чавеса и Александра Лукашенко. Так вот, PDVSA еще 16 сентября доложила в своем пресс-релизе о том, что ей удалось выйти на второе место в мире по доказанным запасам нефти благодаря тому, что сертифицированные запасы нефти страны увеличились до 142,3 млрд. баррелей за счет сертификации 7,4 млрд. баррелей на месторождениях Хунин-1, Iguana Zuata и Zuata Norte, находящихся в поясе Ориноко.

Отдельно данные по каждому месторождению PDVSA не уточняет, но допустим снисхождение, что Хунин-1 является самым крупным из трех перечисленных и на его долю приходится 50% - нет, пусть будет 75% сертифицированного запаса.

Осталось дело за малым - перевести баррели в привычные тонны. Венесуэльская нефть относится к разряду тяжелых и для перевода в тонны будем использовать усредненный коэффициент 7. Получается, что речь идет о сертификации запасов примерным объемом в 1057 млн.тонн. Отдаем львиную долю в 75% блоку Хунину-1 и получаем 792 млн. тонн, что в восемь с лишним раз меньше заявленного объема. Скорее всего, эта цифра уж очень завышена и в реальности речь идет о более скромном запасе нефти на месторождении, где трудятся белорусские геологи и нефтяники.

Для Беларуси, перерабатывающей около 22 млн. тонн нефти в год – это весьма неплохой результат, несмотря, что ее доля в СП всего лишь 40%. Однако до реальной добычи еще далеко.

Как выясняется, по словам представителя Белоруснефти, этот «обнадеживающий показатель» лишь станет основанием «обращения в парламент Венесуэлы с тем, чтобы получить земельный участок блока Хунин-1 в совместную разработку залежей нефти».

Выходит, что парламент Венесуэлы еще даже не рассматривал этот вопрос, а ведь шаманы обещали, что уже в этом году будет добыто нефти, хоть залейся. Придется дальше танцевать и бить в бубен. Может, когда-нибудь боги смилостивятся…

belaruspartisan.by

Нефтяные проекты Беларуси в Венесуэле приносят лишь условную прибыль?

Семашко считает заработанную сумму значимой «для предприятия и страны в целом». По его словам, «Белоруснефть» уже почти наполовину выплатило так называемые бонусы за разработку месторождений. «Дальше такие месторождения будут присовокупляться, объем будет наращиваться», — цитирует Семашко БЕЛТА.

Напомним, созданное в конце 2007 года совместное белорусско-венесуэльское предприятие добыло более 1 млн. тонн нефти. Предполагалось, что свою часть добытой венесуэльской нефти (а это 40% от объема, добытого СП) Беларусь будет продавать на мировом рынке.

По мнению экономиста Леонида Злотникова, в данном случае речь может идти о выручке лишь от продажи нефти. Однако если учесть все капитальные затраты на разработку месторождений, создание инфраструктуры для нефтяников и т.д., которые понесла Беларусь в Венесуэле, то, скорее всего, прибыли не будет вообще.

«Скорее всего, эта прибыль условная. Думаю, что в себестоимости не «сидят» вложенные Беларусью капитальные инвестиции. Когда там будет развита нефтедобыча в больших объемах, тогда вложения вернутся, и этот проект, возможно, и станет прибыльным», — отметил экономист «Белорусским новостям».

Аналогичная ситуация может быть и с другими проектами, которые Беларусь намерена активно продвигать в Венесуэле. В ходе нынешнего визита Лукашенко в Каракас было заключено да десятка соглашений. Ряд из них касается сбыта белорусской техники. Венесуэла, в частности, пообещала купить 1,3 тыс. единиц дорожно-строительной техники производства МАЗа, БелАЗа, МЗКТ и «Амкодора» на 200 млн. долларов. Также стороны договорились, что уже к 1 июля 2011 года Беларусь построит заводы по производству тракторов на 5 тыс. единиц в год, автомобилей МАЗ на 10 тысяч, сборочное производство дорожной и дорожно-строительной техники мощностью 3 тыс. единиц и технический центр по ремонту и обслуживанию всей белорусской техники.

Кроме того, с поставками техники Беларусь выходит на рынок Бразилии. По словам Семашко, для динамичного развития сельского хозяйства этой стране нужна современная техника, и Беларусь готова помочь, открыв совместное предприятие по сборке белорусских тракторов и комбайнов. «В Бразилии присутствует техника всех ведущих фирм. Конечно, в этом смысле мы здесь немного отстали в том плане, что наш МТЗ не присутствует на данном рынке», — цитирует БЕЛТА первого вице-премьера. По его словам, покупателями техники МТЗ являются более 85 стран.

Для сборки такого количества техники потребуется увеличения закупок в России импортных комплектующих, из которых примерно на 70% состоит белорусская техника. Следовательно, стоит ожидать и роста отрицательного сальдо.

По мнению Злотникова, будут ли успешными эти проекты, сказать сложно, поскольку неизвестна цена доставки из Беларуси в Венесуэлу Машино-комплектов, при каких объемах сборки будет определена точка безубыточности, каким образом будет налажено сервисное обслуживание техники.

Эксперт полагает, что в целом белорусской экономике от реализации таких проектов лучше не станет. «Даже если Беларусь заработает за два года 40 млн. долларов, погоды это не сделает. Для поддержания стабильности в экономике правительству нужны миллиарды долларов внешней подпитки», — полагает экономист.

Кроме того, отметил экономист, делая ставку на страны третьего мира в продвижении своей продукции и технологий, Беларусь тем самым не стремится повышать свою конкурентоспособность. «В этом проекте перспективы нет. Можно создать много сборочных производств и проиграть Китаю, который также активно поставляет свою технику на латиноамериканский рынок. Известно, что китайские грузовики дешевле и качественнее белорусских». Также экономист считает, что «еще неизвестно, насколько прочный режим Чавеса, который губит свою экономику с нашей помощью, и что потом будет с белорусскими проектами, если власть там сменится».

Владимир Семашко назвал нынешний визит Александра Лукашенко в Венесуэлу очень результативным. У Беларуси появилась перспектива (хотя и призрачная)  решения вопроса нефтяной зависимости от России. До конца года Венесуэла намерена поставить Беларуси до 4 млн. тонн нефти, что частично поможет загрузить белорусские нефтеперерабатывающие заводы, которые после введения экспортных пошлин работают почти вхолостую и терпят убытки  от переработки дорогой нефти.

В правительстве, судя по всему, пока не определились, каким способом планируется поставлять черное золото в Беларусь, чтобы это было менее затратным. Уже известно, что пробная партия венесуэльской нефти в объеме 80 тыс. тонн будет поставлена в мае танкером в Одессу, а затем железнодорожным транспортом на Мозырский НПЗ для переработки. По словам Семашко, на этой поставке будет отработана технология транспортировки нефти из Венесуэлы.

Что дальше, неизвестно. Первый вице-премьер не исключил, что для транспортировки нефти из Одессы может использоваться и трубопровод. Речь идет о нефтепроводе Одесса-Броды, который сейчас работает только в реверсном (то есть обратном) направлении, перекачивая нефть из Бродов в Одессу. По прогнозу украинского эксперта в области энергетики Богдана Соколовского, этот нефтепровод может быть переведен в аверсное (т.е. прямое) направление осенью 2011 года, после введения Россией в эксплуатацию Балтийской трубопроводной системы-2 (БТС-2).

Однако с таким вариантом не соглашается Россия. Кроме того, насколько известно, одним из условий выделения Россией беспошлинной нефти в объеме 6,3 млн. тонн в год был отказ Беларуси от участия в проекте использования нефтепровода Одесса-Броды, который предусматривает продление трубы до польского Гданьска и соединение с белорусским участком «Дружбы».

Кроме того, в правительстве, по словам Семашко, рассматривается также вариант транспортировки венесуэльской нефти через Балтику, поскольку он самый близкий. По словам первого вице-премьера, эта схема тоже обсуждалась, «но на это требуется время».

Что касается цены вопроса, то есть стоимости нефти из Венесуэлы, то здесь, учитывая тесную дружбу двух президентов, возможны самые разные варианты. Эксперты не исключают, что Венесуэла будет поставлять ее на первых этапах сотрудничества вовсе бесплатно. Такой вариант, напоминает АФН, был откатан на Никарагуа и Кубе.

belaruspartisan.by

Когда белорусы разбогатеют на венесуэльской нефти?

— У нас великолепнейшие отношения с белорусскими специалистами, и мы признаем их высокий технологический уровень. Мы хотим перейти на новый этап сотрудничества, более активный и широкий, — заявил министр нефти Венесуэлы Эулохио дель Пино.

Маненок: При высоких ценах на нефть это был неплохой бизнес

— Это хороший опыт для наших нефтяников, работающих в других странах. Они добывают нефть, оказывают услуги, зарабатывая деньги. Сегодня «Белорусьнефть» известная даже по мировым меркам сервисная компания, — говорит эксперт по вопросам топливно-энергетического комплекса Татьяна Маненок.

Эксперт напоминает, что за годы работы в Венесуэле белорусы добились достаточно выгодных для себя условий: была создана совместная нефтедобывающая компания, в которой нашей стране принадлежит 40%.

Собеседница подчеркивает, при высоких ценах на нефть это был неплохой бизнес.

—Теперь же цены снизились, соответственно, снизилась маржа и дивиденды белорусов, — отмечает эксперт.

По ее мнению, расширение сотрудничества имеет смысл, венесуэльские власти выделят белорусам более эффективные месторождения.

Однако, эксперт подчеркивает, что прибыльность работы нефтедобывающих компаний в этой стране во многом будет зависеть от цен на нефть.

Желиба: Пока что перспективы сомнительны, но нужно оставаться

Доктор экономических наук Борис Желиба считает, что перспективы расширения сотрудничества с Венесуэлой пока выглядят сомнительно.

— В стране из-за падения цен на нефть разразился экономический кризис, приведший к дефициту товаров первой необходимости. К нему добавляется политическая нестабильность, массовые акции протеста, — напоминает экономист.

По его словам, экономические трудности отразились на работе белорусских и российских нефтяников.

— У венесуэльских властей уже не хватает средств, чтобы рассчитаться с нашими специалистами, да и с российскими тоже, — говорит эксперт.

Тем не менее, он убежден, что сегодняшние экономические сложности не являются поводом для ликвидации кооперации с Венесуэлой.

— Нужно помнить, что эта страна обладает одними из крупнейших месторождений нефти в мире. И раз уж мы туда пришли, заняли нишу, то нужно ее удерживать. Ведь если мы уйдем, наше место в любом случае кто-то займет, — говорит Борис Желиба.

belaruspartisan.by

На белорусские НПЗ вместо венесуэльской пойдет нефть из Азербайджана

Беларусь перестанет возить венесуэльскую нефть через полмира танкерами, а будет продавать ее в Америке. Полученная выручка будет использоваться для покупки нефти на территории СНГ.

Такой вывод напрашивается в связи с последними заявлениями правительства, пишут "Белорусские новости". О том, что Беларусь заинтересована оптимизировать систему поставок нефти из Венесуэлы, во время Всебелорусского народного собрания сообщил первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко. "Я был пару дней назад в Лондоне, Женеве, решали эти проблемы. И решили, подписали соответствующие документы, что будем оптимизировать еще схемы. Будут так называемые своп-схемы. Это позволит сэкономить на каждой тонне поставляемой нефти 10-11 долларов", — цитирует вице-премьера БЕЛТА. Вариант поставок нефти из Венесуэлы по своп-схемам изначально был самым оптимальным. Беларусь покупает нефть у Чавеса, продает ее, к примеру, в Северной Америке, а за вырученные средства покупает нефть у России, которая может поставлять сырье по трубе. Но венесуэльская "Санта-Барбара" оказалась качественнее российской Urals. А самое главное, доставка нефти танкерами из Венесуэлы стало делом принципа. Партнеру по союзному государству, не желающему идти на ценовые компромиссы по поставкам нефти, нужно было продемонстрировать, что сырье можно покупать не только в России. Расстояния — не помеха. Планируемый сейчас переход на своп-схемы можно воспринимать как победу здравого смысла. С другой стороны, власти до сих пор не озвучили условия договоренностей с Чавесом, зато периодически не без гордости подчеркивают, что привезти и переработать нефть из Венесуэлы гораздо выгодней, чем купить российскую с пошлиной. Во время Всебелорусского народного собрания Александр Лукашенко воспользовался моментом, чтобы еще раз уколоть Россию и всех скептиков, считающих, что проект с Венесуэлой противоречит как логистическим, так и экономическим законам нефтяного рынка. "Ну, Лукашенко, ну дурачок, что за экономист, это же так не выгодно... Вы что думаете, что я б сюда нефть вез, если б она была убыточная? Так у нас нефти убыточной хватает. Не надо никуда ехать. Россия зальет завтра нефтью. Но мы, переработав по той цене, которую Россия нам предложила, окажемся не просто в тупике, а в яме... Поэтому я по миру начал искать нефть. И мы ее нашли. 10 млн. тонн в год самой качественной нефти "Санта-Барбара", легкой нефти... Подчеркиваю, рентабельной нефти. Это наука всем, кто пытается с позиции силы разговаривать с Беларусью", — заявил Лукашенко. В октябре Белорусская нефтяная компания и венесуэльская PDVSA заключили соглашение на поставку 30 млн. тонн нефти в 2011-2013 годах. Но, похоже, в связи с переходом на своп-схемы, до Беларуси эта нефть не дойдет. Большая вероятность, что на белорусские НПЗ будет поступать нефть из Азербайджана. Такая возможность обсуждалась между Александром Лукашенко и президентом Государственной нефтяной компании Азербайджана Ровнагом Абдуллаевым еще в ноябре. "Вы выигрываете десятки долларов на одной тонне, мы также выигрываем. Я думаю, это вполне естественно. Речь идет о прокачке вашей нефти на наши заводы по нефтепроводу Одесса-Броды с выходом на "Дружбу", — конкретизировал Лукашенко интересы Беларуси. Как стало известно Naviny.by, Белорусская нефтяная компания и Государственная нефтяная компании Азербайджана уже ведут переговоры о поставках нефти по своп-схеме с использованием нефтепровода Одесса-Броды уже с 2011 году. Использование трубопроводного транспорта для поставок сырья с финансовой точки зрения наиболее выгодно по сравнению другими каналами поставок. Это подтвердила и пробная прокачка российской Urals по Одесса-Броды в ноябре. По словам Владимира Семашко, такой способ транспортировки позволит Беларуси экономить 30 долларов на тонне нефти. Азербайджанская сторона также заинтересована в поставках нефти по Одесса-Броды в Беларусь. Как заявил Naviny.by руководитель Бакинского Центра экономического и социального развития Вюгар Байрамов, "поставка азербайджанской нефти в Беларусь сейчас кажется более реальной, нежели прежде, и последние переговоры показывают, что это сотрудничество сулит большие возможности". Беларусь оказалась в сфере интересов Азербайджана в связи с планами по наращиванию экспорта нефти в Европу. Вюгар Байрамов пояснил, что возможности нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, по которому сейчас осуществляются поставки азербайджанской нефти, используются полностью. А производство нефти постоянно растет. По его словам, в 2009 году в Азербайджане было произведено 50,3 млн. тонн нефти, из них 44,4 млн. тонн было экспортировано. В 2010-11 годах ожидается увеличение производства нефти. Особенно возрастет добыча, начиная с 2014 года. В связи с этим встал вопрос о поиске альтернативных нефтепроводов, и Одесса-Броды как раз подходящий канал для наращивания экспорта нефти в Европу. Правда, как отмечают эксперты, условием эффективных поставок нефти в Европу станет достройка нефтепровода до польского Гданьска. Вюгар Байрамов между тем отмечает, что "прежде чем этот проект заработает, нужно провести физическое исследование для выявления продуктивности нефтепровода Одесса-Броды, определить экономическую рациональность проекта, установить, в какие страны целесообразно поставлять по нему нефть". По его словам, для рентабельной работы нефтепровода необходимо, чтобы объем прокачиваемой нефти составлял не менее 7 млн. тонн. Для того чтобы нефтепровод работал рентабельно и на первичной стадии, требуется перекачать 10 млн. тонн нефти. "Если в текущем году посредством нефтепровода Одесса-Броды будет перекачана нефть, то Азербайджан будет в состоянии поставить 6 млн. тонн. Через два года Азербайджан сможет отправить в Европу 10 млн. тонн нефти", — заявил Байрамов. Вместе с тем он не уточнил, сколько нефти из этого объема может быть поставлено в Беларусь. В то же время Байрамов подчеркнул, что по качеству азербайджанская нефть лучше венесуэльской. "И поэтому один баррель азербайджанской нефти дороже барреля венесуэльской нефти на пять долларов", — отметил он. Это значит, что одна тонна азербайджанской нефти будет обходиться Беларуси примерно на 36 долларов дороже венесуэльской. Как отмечает Вюгар Байрамов, цена будет напрямую зависеть от тарифов на транзит: "Азербайджан не заинтересован в увеличении транзитных расходов и стремится к тому, чтобы его нефть была дешевле российской. И последние подсчеты говорят о том, что если проект нефтепровода реализуется, нефть, экспортируемая по нему, будет дешевле российской". 

belaruspartisan.by