Поставки венесуэльской нефти в Беларусь - миф? Венесуэльская нефть в беларуси


Зачем Беларуси венесуэльская нефть? | AlexGa

В ситуации, когда основной белорусский поставщик сырой нефти – Российская Федерация – играет в хитроумные игры с таможенными пошлинами, Беларусь нашла хороший вариант диверсификации источников углеводородов.

Главней всего – погода на карте нефтяных месторождений. Если еще буквально месяц назад некоторые «комментаторы» твердили, мол на пути из пункта «В» в пункт «Б» все туманно, и видимость перспектив равна нулю, то уже сегодня понятно: нефть «не подкачала». Мало того что сорт «Санта-Барбара» при переработке практически не оставляет ненужных «осадков», так еще и логисты развязали все морские узлы. Из Венесуэлы до Одессы, затем до южного Мозыря – за три недели.

Теперь, если будет попутный ветер, нефтяной поток потечет и на север. Через порты Балтики в белорусский Новополоцк. В тот день, когда на Дерибасовской была хорошая погода, а у Одесского причала из «Морской звезды» переливали «Санта-Барбару», в Вильнюсе предположили: на северный «Нафтан» черное золото может попасть и через Балтику. Точнее, через литовские порты. Между прочим: с января по март нынешнего года только в клайпедском порту перегружено более двух миллионов тонн белорусских товаров. Что по объемам сопоставимо с перевалкой наших грузов на терминалах Латвии, Эстонии, Украины и России, вместе взятых. Сотрудничество по длинному перечню товаров налажено. Самое время добавить в приносящий золото список – и золото черное.

Андрюс Кубилюс, премьер-министр Литвы:– У нас есть хорошая инфраструктура для этого. Часть принадлежит приватному капиталу, часть государству. Так что можно посмотреть на любые возможности.

Сергей Сидорский, премьер-министр Республики Беларусь:– Тема обсуждения этих вопросов находится пока в коммерческой плоскости, и я думаю, что в ближайшее время мы взвесим все коммерческие за и против. Но факт состоит в том, что Беларусь активно занимается разработкой нефтяных месторождений как в Иране, так и в Венесуэле. Мы добываем там свою нефть и будем поставлять ее в Беларусь на наши заводы с тем, чтобы вести глубокую переработку.

Кстати о глубокой переработке. Например, завод «Нафтан» уже приступил к своей модернизации. За пять ближайших лет – 25 инвестиционных проектов на общую сумму почти в полтора миллиарда долларов. Впрочем, часть работ уже ведется. Например, на одном из полей всего через 42 месяца появиться комплекс установок глубокой переработки. Для производства широко востребованного нефтяного кокса.

Вячеслав Зубович, заместитель главного инженера по стандартизации, сертификации и качеству ОАО «Нафтан»:– Те остатки, которые у нас сейчас идут в мазут – будут сырьем этого производства. Это топливо, которое потом применяется во многих производствах.

Леонид Заико, экономист: – Технологически идут улучшения, потому что очень важна глубина переработки нефти. И в этом плане эти заводы – жемчужины белорусской собственности.

Впрочем, процесс модернизации белорусского нефтеперерабатывающего комплекса начался задолго до того как подули нынешние ветры нефтяных перемен. Даже в первые годы после распада Советского союза Беларусь не отказалась от развития высоких углеводородных технологий. В конце 90-х начале 2000-х объемы производства нефтепродуктов планомерно наращивались. И Президент не раз посещал предприятия-флагманы нефтяных морей. А в январе 2007 во время визита на «Нафтан» глава государства поставил цель – вывести производство на качественно новый уровень. И как показало время, новый уровень – это всегда стартовая площадка для следующего шага.

Вячеслав Зубович:– В Советском союзе наши заводы не были ориентированы на глубокую переработку. То есть: нас устраивало, что в нефти 50% светлых (бензин, керосин и дизель) и 50 % – это мазут. Сегодня такая экономика не пойдет, мы сразу все проиграем западу. Поэтому наши белорусские заводы и эффективны.

В России качеству предпочли количество добываемой нефти. Тем самым отодвинув на второй план ныне востребованное производство нефтепродуктов.

Владимир Путин, председатель правительства Российской Федерации:– Строить и создавать нужно то, что выгодно. Как это не покажется парадоксальным, сегодня продавать сырую нефть экономически выгоднее, чем нефтепродукты. Для нефтепереработки необходимы инвестиции, затраты рабочей силы, электроэнергии. А нефть сырая дороже стоит, чем нефтепродукты.

Но нефтяной дождь был золотым лишь до тех пор, пока в мире держались высокие цены на сырье. А решение российского руководства об отказе от «невыгодной» модернизации в стране-соседке разделили далеко не все.

Евгений Нефедов, политический обозреватель газеты «Завтра» (Россия): – Может быть, за этим стоят более прикладные экономические интересы Путина и его сторонников. Я, бывая в Беларуси, интересуюсь всеми сторонами ее жизни, бывал на нефтеперерабатывающих заводах, и не раз мечталось о том, чтобы и мы имели нечто подобное. Но, к сожалению, наша промышленность, экономика, наши предприятия большей своей частью сегодня развалены.

Холодный ветер мирового кризиса, буквально сдувший сырьевые цены, заставил российских нефтяников задуматься о нефтепереработке. Попытка купить белорусские заводы успехом не увенчалась. Отдавать за бесценок ценнейшие производства не стали. А вот выступить в качестве акционеров соседям предложили. При этом введения пошлин на заветные баррели в рамках Таможенного союза, от союзного государства и партнера по бизнесу как минимум не ждали.

Дмитрий Абзалов, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры (Россия):– Проигравшими в этой ситуации оказались российские нефтяные компании. Причем они пострадали дважды. Во-первых, после введения 100-процентной пошлины их расходы на переработку сырья в Беларуси существенно выросли; во-вторых, для них повысится плата за прокачку нефти по территории Беларуси.

Сергей Чалый, экономист: – Люди готовы поставить под угрозу саму логику экономической интеграции. Понятно, что это бред. Это никакой не Таможенный союз, в котором могут существовать таможенные пошлины между странами, входящими в этот союз.

Как циклоны в природе соседствуют с антициклонами, так и энергетическая экспансия стала предпосылкой к проведению политики диверсификации. Но белорусскую попытку найти новые нефтяные потоки в России восприняли неоднозначно.

Мария Белова, cтарший эксперт Института энергетики и финансов (Россия)– Я не вижу ни экономических, ни технологических предпосылок для того, чтобы венесуэльская нефть пошла в Беларусь. Да и здравого смысла я в этом тоже не вижу.

Виктор Красильщиков, доктор экономических наук института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук:– Я не вижу ничего предосудительного в том, что Беларусь будет искать других поставщиков нефтепродуктов. Это обычная мировая практика и ничего сверхоригинального здесь нет. Любая привязка к какому-то одному поставщику, тем более учитывая аппетиты нашего российского нефтегазового комплекса, была бы недальновидной с точки зрения государственных интересов.

Часть переработанных баррелей реализуют через созданное в этой стране дочернее предприятие Белорусской нефтяной компании.

Сергей Чалый, экономист: – Там действительно достаточно большой рынок сбыта, да и сама Украина в этом, оказывается, заинтересована.

То что Украина заинтересована – доказывать никому не нужно. В то время пока в Одесском порту перегружали «Санта-Барбару», Президент Украины отправился с рабочим визитом в Беларусь. Вопрос энергоресурсов в диалоге двух лидеров стал одним из самых важных.

Виктор Янукович, президент Украины: – Мы с удовольствием будем с вами работать как партнеры по реализации проекта по венесуэльской нефти. Мы поможем вам в ее транспортировке, переработке и реализации, в том числе и на украинском рынке.

maxpark.com

Венесуэльская нефть для Беларуси растянется на 25 поездов

Первая, пробная партия нефти из Венесуэла будет объемом до 80 тысяч тонн. Всего до конца 2010 года планируется поставить до 4 млн. тонн нефти. Сырую венесуэльскую нефть собираются поставлять на Мозырский НПЗ, там перерабатывать и продавать в Европу нефтепродукты.

- Отгрузка нефти в Беларусь - это исторический момент. Это соглашение не на один день. Это будет долгосрочный проект, - сказал Уго Чавес, передает агентство Интерфакс-Запад.

Нефть из Венесуэлы сначала придет в порт Одессы, Украина. Одесские причалы могут принимать танкеры с нефтью грузоподъемностью до 90 тысяч тонн. В порту есть специалисты, оборудование, терминалы типа «железная дорога - море».

- О нефти из Венесуэлы для Беларуси мы пока ничего не знаем, - признались нам вчера в порту. - Но все это возможно, конечно! Путь из Венесуэлы, без портов перегрузки, займет около двух недель. В нашем порту нефть можно из танкера в цистерны перелить, хранить. Ведь перевалка нефти - половина прибыли порта!

Пока неизвестно, как нефть будут перевозить до Мозыря. Наземным транспортом вариант один - железная дорога, автотранспорт такие объемы просто не погрузит.

По железной дороге 80 тысяч тонн нефти можно везти в вагонах-цистернах. В одной помещается 60 тонн черного золота, то есть нефть разольют примерно в 1330 цистерн. Если разделить эти вагоны на самые длинные товарные составы, то получится примерно 25 поездов!

Перевезти одну цистерну нефти по Беларуси стоит 726 долларов, по Украине - около 2 тысяч долларов. Чтобы перевезти цистерны по двум странам, понадобится, по нашим примерным подсчетам, около 3,5 миллиона долларов.

Для поставок нефти создадут совместное предприятие, 75% акций будет принадлежать Венесуэле, 25% - Беларуси. Эксперты задаются вопросом, как будет оплачиваться перевозка нефти. И одним из предположений было распределение затрат, как и долей в СП, то есть Беларусь возьмет на себя четвертую часть расходов.

Еще один вариант - прокачать нефть по нефтепроводу «Одесса-Броды». Его труба в бродах соединяется с нефтепроводом «Дружба», разветвляется, и одна ветка идет в белорусский Мозырь.

Вот только сейчас трубопровод работает в реверсном режиме, то есть российская нефть по этой нитке направляется из Бродов в Одессу. Украинский эксперт Богдан Соколовский считает, что можно переключить трубу: взять весь объем венесуэльской нефти плюс нефть для украинских НПЗ (правда, пока ее нет) и развернуть трубу.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Украинский эксперт Владимир САПРЫКИН, Центр Розумкова (Киев):

- Ваше начинание с нефтью очень интересное. Президент Беларуси ищет возможность обеспечить свою страну дешевой нефтью, и это большой позитив! Хотя, на мой взгляд, выгоднее везти нефть через Балтийское море. Сейчас труба «Одесса - Броды» работает в другую сторону. Контракты подписаны, и переключить ее невозможно. И в 2011 году это очень сомнительно. Где большая нефть - там большая политика, и вряд ли потоки нефти будут менять. Идея такая есть, но нужна серьезная политическая воля, деньги и долгосрочные контракты на поставку нефти, чтобы труба была загружена. Получается, для нефти из Одессы в Беларусь остается только железнодорожный путь. Выгода этого начинания для меня не очевидна. Украина пыталась покупать иранскую нефть, она оказалась «золотой»! Чтобы было выгодно, Венесуэла должна сделать Беларуси серьезную скидку на нефть.

www.kp.ru

Венесуэльская нефть безопасней российской

Беларусь ищет альтернативных России поставщиков нефти и газа, прописано в Концепции национальной безопасности Белорусии, согласованной Александром Лукашенко. Однако заявления носят политический характер: дешевле, чем у России, покупать энергоресурсы не у кого, считают эксперты.

В понедельник белорусский президент Александр Лукашенко согласовал проект новой Концепции национальной безопасности Беларуси.

В ней впервые к числу "рисков" и "угроз" национальной безопасности отнесены сложности с поставками в Белоруссию энергоносителей из России (нефти и газа). Речь идет о возможных резких колебаниях цен и/или ограничениях объемов поставок.

Конфликты, связанные с поставками в Беларусь российского газа и нефти, возникают немногим реже, чем "газовые войны" между Москвой и Киевом. В июне российский вице-премьер Игорь Сечин заявил, что может быть введена пошлина на поставляемый в Беларусь газ. Между тем 95% электроэнергии в Беларусь вырабатывается как раз за счет сжигания газа, и других его поставщиков, кроме России, у Беларуси пока нет.

Россия уже поменяла и пошлину на нефть. До начала 2010-го Россия поставляла в Беларусь нефть с применением коэффициента 0,356 от российской пошлины. Но с начала 2010 года такая практика прекратилась.

Единственная уступка, которую оставило российское руководство: Россия поставит в Беларусь в 2010 году 6,3 млн т нефти беспошлинно, остальной объем нефти будет облагаться 100-процентной экспортной пошлиной. Кроме того, Россия начала взимать таможенные пошлины на поставляемые в Беларусь продукты нефтепереработки — прежде они не облагались пошлиной.

В такой ситуации белорусское руководство взялось за поиск альтернативных поставщиков нефти и газа. Весной Александр Лукашенко побывал в Венесуэле, где заключил договор о поставках в Белоруссию венесуэльской нефти марки "Санта-Барбара" (пригодной для переработки на белорусских заводах). Нефть идет танкерами до Украины, а там в БеларусЬ по железной дороге. Официальное соглашение о поставках венесуэльской нефти в Белоруссию было подписано в марте этого года; общий объем поставок должен составить за 12 месяцев около 4 млн тонн. В среднесрочной перспективе Белоруссия планирует увеличить объем закупок нефти в Венесуэле до 10 млн тонн, что соответствует примерно 50% общего годового объема нефтепереработки в республике.

Кроме того, Беларусь и Венесуэла создали совместное предприятие "Петройл ВБ, С. А." по реализации продуктов переработки венесуэльской нефти. В нем 25% принадлежат Минску, 75% — Каракасу. При этом венесуэльская нефть поставляется в Белоруссию в режиме таможенной территории, то есть 100% нефтепродуктов, выработанных из этой нефти, экспортируются. К примеру, нефтепродукты, полученные в результате переработки первой партии венесуэльской нефти на Мозырском НПЗ, были проданы на Украину. Белоруссия не только возит к себе нефть из Венесуэлы, но и добывает ее там. Белорусским нефтедобытчикам (ПО "Белоруснефть") в рамках договоренностей с национальной нефтяной компанией Венесуэлы PDVSA несколько лет назад был передан участок в бассейне реки Ориноко — т. н. блок "Хунин № 1". Эта нефть не поступает в Беларусь — она продается в Северную Америку через ту же PDVSA, а дивиденды делятся пропорционально долям сторон в проекте.

Другим "нефтяным" направлением для Белоруссии стал Азербайджан. 2 июля Лукашенко посетил Баку, где договаривался с Ильхамом Алиевым именно о поставках нефти (через территорию Грузии и Украины). Кроме того, Азербайджан хочет приобрести нефтеперерабатывающие активы, в том числе и заводы в Беларуси.

Одновременно Беларусь развивает нефтяное сотрудничество с Ираном. По условиям соглашения государственная компания "Белоруснефть" будет с октября этого года добывать нефть на месторождении Джофейр. В рамках проекта стоимостью 450 млн долларов будет ежедневно добываться 40 тыс. баррелей нефти. По прогнозам белорусского вице-премьера Семашко, Белоруссия рассчитывает получать из Ирана до 1,5 млн тонн нефти в год. Специально под этот проект было также создано совместное белорусско-иранское нефтедобывающее предприятие "Белпарс Петролеум Компани Лимитед".

"В плане поставок нефти для Белоруссии украинская труба — оптимальный вариант. Возить венесуэльскую, иранскую или азербайджанскую нефть по железной дороге миллионами тонн — это нереально. Да и маловероятно, что заявленные 4 млн тонн нефти действительно поступят в этом году из Венесуэлы в Беларусь. Это более 40 танкеров, и против таких поставок уже протестует Турция: ей не нужен риск аварии с разливом нефти в сверхзагруженном Босфорском проливе", — полагает политический обозреватель Александр Вольвачев.

По словам эксперта, в случае запуска украинского трубопровода Одесса — Броды Беларусь сможет получать в обход России каспийскую нефть от Ирана и Азербайджана. И Грузия, несомненно, заинтересована в этом: она заработает на транзите. Не случайно же Минск и Тбилиси сегодня буквально переживают "медовый месяц".

Помимо традиционных в Беларуси активно прорабатывается проект по замещению российских поставок природного газа альтернативными источниками. Ключевое решение — получение газа из терминала для сжиженного газа (СПГ), который будет построен в Литве (в Клайпеде).

Строительство терминала в Клайпеде начнется в 2011 году и продлится 2—3 года; оно оценивается примерно в 650 млн евро. Как предполагается, наличие собственного терминала позволит Белоруссии получать сжиженный газ из Норвегии, Алжира и Катара — эти страны уже готовы организовать поставки для Беларуси. В Беларусь газ будет поступать из Литвы по магистральному трубопроводу протяженностью 285 км. В этом проекте готов финансово поучаствовать и Евросоюз. Перспективы строительства терминала обсуждались в ходе визита в Вильнюс главы Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу в начале июня. Тогда президент Литвы Даля Грибаускайте заявила, что реализация проекта будет способствовать "серьезной конкуренции с российским газом, так как мы сможем ввозить газ из любых стран".

Для Беларуси весомый аргумент в пользу строительства терминала СПГ — относительно невысокая стоимость этого энергоресурса. Сейчас цена СПГ на европейских рынках составляет около 150—170 долларов за 1 тыс. куб. м и постепенно снижается. Плюс транспортировка может обойтись в 40—50 долларов за каждую тысячу кубометров топлива. Итоговая цена СПГ — 190—210 долларов за 1 тыс. куб. м. Во II квартале 2010 г. Белоруссия покупала российский газ по $184 за тысячу "кубов". Ценовой ориентир для Беларуси на 2011 год Газпром уже озвучил — $250 за тысячу кубометров.

Однако решением всех проблем Белоруссии строительство терминала не станет. "Это позволит транспортировать лишь небольшие объёмы — их хватит на ограниченное время конфликта с Россией, но постоянно Беларусь получать так газ не сможет, так как это тоже недешевый вариант. Запастись газом впрок, чтобы переждать долгий конфликт, тоже не получится, так как объём хранения газа в стране маленький, меньше миллиарда кубометров. При объёмах потребления около 21 миллиардов в год это не получится», — комментирует аналитик ИГ "Капитал" Дмитрий Александров.

Поэтому слезать с российской нефтяной иглы Беларусь вряд ли будет. По словам экспертов, больших проблем с Россией у Беларуси все равно нет, и дешевле, чем из России, Беларуси нефть и газ получить неоткуда, если только кто-нибудь не будет специально эти поставки Беларуси субсидировать. "Но в Венесуэле этим не будут заниматься, им сейчас не до субсидий Беларуси, так же как и Европе. Так что из возможных вариантов остаётся только Казахстан. Теоретически Беларусь может заключить с ним контракт, но транзит опять же будет идти через российские трубопроводы. В остальных случаях нужно использовать трубопроводы Европейской трубопроводной системы. А тут Лукашенко утыкается опять же в финансовые и политические сложности", — резюмирует Александров.

belaruspartisan.by

Венесуэльская нефть для белорусов

Через два года Венесуэла планирует занять первое место в мире по разведанным запасам нефти, оттеснив Саудовскую Аравию. Пока, правда, не все эти запасы еще подтверждены. Среди прочего белорусские специалисты–нефтяники занимаются и этим — сейсмо–, геологоразведкой месторождений. Нефть здесь буквально сочится из земли. Но все же главный белорусско–венесуэльский проект — это создание совместного предприятия по добыче нефти. В Гуара–Есте я с группой белорусских журналистов побывал за несколько дней до того, как Александр Лукашенко и Уго Чавес объявили о создании СП «ПетроВенБел» и открутили кран, из которого полилась первая совместная белорусско–венесуэльская нефть.

Час на самолете из Каракаса в небольшой портовый городок Барселона (не путать с одноименным в Испании), а затем оттуда несколько часов по саванне в автобусе. Маленькая гостиница в местечке Эль–Тигре — ночлег. Отсюда до «белорусского» месторождения Гуара–Есте уже рукой подать. Поднимаюсь в номер. На этаже неожиданная встреча: «Земляки!»

Белорусские нефтяники работают в Венесуэле уже около года. Игорь Сергутко в составе группы технического содействия при представительстве «Белоруснефти» приехал несколько месяцев назад. «На выбор нам были представлены 13 месторождений, на которых ведется добыча нефти, — рассказывает он о начале сотрудничества Минска и Каракаса в этой сфере. — После необходимых исследований мы остановили свой выбор на двух: Гуара–Есте и Лагомедио. Мы считаем, что добычу здесь еще можно увеличить. В планах — как восстановление действующих скважин, так и бурение новых». Еще немного говорим о работе, а потом уже я отвечаю на вопросы о родине.

На Гуара–Есте, куда в субботу приехали два президента и делегации, поступает нефть с нескольких десятков близлежащих скважин. Первый вице–премьер Беларуси Владимир Семашко рассказал, что уже в следующем году здесь планируется добыть порядка миллиона тонн нефти. «Нам удалось договориться, что к этим двум месторождениям будут выделены еще дополнительные. Таким образом, к концу 2009 года мы выйдем на объем добычи нефти на совместном предприятии два миллиона тонн. Это уже приличная цифра», — считает он.

Другое месторождение, еще более крупное — Лагомедио — находится дальше, это венесуэльская глубинка.

«Для президентов организовали видеоконференцию, связавшую Гуара–Есте с районом реки Ориноко, где специалистами двух стран ведется оценка другого месторождения, — рассказывает вице–премьер. — Если все пойдет так, как мы договорились, то года через четыре совместное предприятие дополнительно будет добывать еще пять миллионов тонн нефти. В сумме СП сможет получать семь миллионов тонн».

Уго Чавес национализировал венесуэльские месторождения, чем завоевал симпатии большинства жителей страны. Но этот шаг не означает запрета на совместное ведение добычи с иностранными компаниями. Закон лишь обязывает, чтобы большая часть сырья доставалась венесуэльской стороне. В «ПетроВенБеле» соотношение 60 на 40. 40 процентов, доставшиеся Беларуси, — это в перспективе 2,8 миллиона тонн нефти, что больше, чем добывается сегодня на территории Беларуси.

Совсем не обязательно это углеводородное сырье начнет поступать на Мозырский или Новополоцкий НПЗ. Доставка одной тонны нефти — это лишние расходы в 40 долларов, говорят специалисты. Невыгодно. Скорее всего, по словам Владимира Семашко, белорусско–венесуэльская нефть будет продаваться на местном рынке (треть всего объема венесуэльской нефти, к слову, покупают США), а на вырученные средства будет приобретаться нефть в более близких странах.

Белорусско–венесуэльское СП — это скрупулезно просчитанный бизнес–проект. Венесуэла получает технологии, опыт, которыми располагают белорусские нефтяники. Беларусь — такой необходимый дополнительный источник энергоресурсов.

Игорь КОЛЬЧЕНКО, «СБ». Каракас.

Взгляд

Генеральный директор ПО «БелавтоМАЗ» Николай Костень:

— Венесуэльский рынок для нас очень интересен. В стране активно ведется строительство, поэтому мы делаем ставку на самосвалы и тягачи, но также надеемся, что и другая наша техника будет востребована. Мы подписали контракт на поставку 240 автомобилей, из них 113 уже отгружено. Надеемся, что с каждым годом мы будем наращивать объемы поставок. Хотя конкуренция здесь, конечно, очень большая.

Одна из возможностей обойти конкуренцию — это создание совместного производства. Сейчас специалисты отрабатывают формулировки устава СП, которое мы собираемся здесь открывать. Организация производства займет около 3 лет. Общие затраты — около 50 млн. долларов. Производиться здесь будет порядка 3 тысяч автомобилей в год.

Генеральный директор ЗАО «Пинскдрев» Лоран Аринич:

— Поскольку мы являемся флагманом по производству мебели в Беларуси, мы поставили себе цель максимально широко, достойно представить на выставке продукцию нашего предприятия. Мы привезли богатую экспозицию. Я вижу две проблемы, с которыми можем столкнуться на рынке Венесуэлы. Во–первых, это бразильские производители мебели. Там древесина в избытке. Но наше преимущество — это самые современные технологии. Вторая трудность — это расстояние. По моим подсчетам, примерно четверть стоимости нашей продукции здесь будут составлять расходы на перевозку. Выход из этой ситуации — поставки дорогой продукции для состоятельных людей.

На всю мебель, которую мы привезли, имеются покупатели. Назад ничего не повезем. Рассчитываю на то, чтобы продолжить разговор, найти здесь деловых партнеров.

Генеральный директор РУП «ПО «Белоруснефть» Александр Ляхов:

— Венесуэла обладает огромными запасами углеводородного сырья. Эта страна представляет для нас большой интерес.

Мы установили на Национальной выставке свой стенд, который рассказывает о том, чем занимается наше предприятие. Во время осмотра экспозиции президенты Беларуси и Венесуэлы Александр Лукашенко и Уго Чавес интересовались услугами, которые оказывает «Белоруснефть».

Мы предоставляем целый комплекс услуг, связанных с бурением и ремонтом скважин, геологоразведочными работами, научно–техническим обеспечением всего процесса разработки месторождений.

На сегодняшний день мы уже реализуем в Венесуэле несколько проектов — по добыче и разведке нефти. В принципе, мы довольны тем, как продвигается дело. Визит Президента в Венесуэлу стал своего рода стимулом в этих вопросах.

Ректор БГУ Василий Стражев:

— Мы привезли в Каракас несколько своих научных разработок. Проблема чистой воды сегодня особенно актуальна, а наши патронные фильтры идеальны для очистки артезианских и поверхностных вод, доочистки водопроводной воды и т.д.

Еще одно наше ноу–хау — это технология микроволновой обработки семян. Во–первых, уничтожаются болезнетворные микроорганизмы, повышается иммунитет растения, а во–вторых, стимулируются прорастание семян и рост растения. Прибавка урожая достигает 15 процентов. Насколько я знаю, в Венесуэле сейчас много внимания уделяется развитию сельского хозяйства, и мы решили, что наше изобретение будет кстати.

Мне очень приятно, что президент Венесуэлы, посещая Национальную выставку Беларуси, оценил работу наших ученых. Его настолько заинтересовали наши разработки, что он тут же, не отходя от стенда, дал поручения своим подчиненным детально изучить возможности сотрудничества. Мы готовы как поделиться технологиями, так и организовать производство необходимого Венесуэле продукта.

Фото БЕЛТА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Понравился материал? Поставьте ему оценку.

www.sb.by

Зачем Беларуси венесуэльская нефть? / vlasti.net

В ситуации, когда основной белорусский поставщик сырой нефти – Российская Федерация – играет в хитроумные игры с таможенными пошлинами, Беларусь нашла хороший вариант диверсификации источников углеводородов.

В ситуации, когда основной белорусский поставщик сырой нефти – Российская Федерация – играет в хитроумные игры с таможенными пошлинами, Беларусь нашла хороший вариант диверсификации источников углеводородов, пишет CTV

Главней всего – погода на карте нефтяных месторождений. Если еще буквально месяц назад некоторые «комментаторы» твердили, мол на пути из пункта «В» в пункт «Б» все туманно, и видимость перспектив равна нулю, то уже сегодня понятно: нефть «не подкачала». Мало того что сорт «Санта-Барбара» при переработке практически не оставляет ненужных «осадков», так еще и логисты развязали все морские узлы. Из Венесуэлы до Одессы, затем до южного Мозыря – за три недели.

Теперь, если будет попутный ветер, нефтяной поток потечет и на север. Через порты Балтики в белорусский Новополоцк. В тот день, когда на Дерибасовской была хорошая погода, а у Одесского причала из «Морской звезды» переливали «Санта-Барбару», в Вильнюсе предположили: на северный «Нафтан» черное золото может попасть и через Балтику. Точнее, через литовские порты. Между прочим: с января по март нынешнего года только в клайпедском порту перегружено более двух миллионов тонн белорусских товаров. Что по объемам сопоставимо с перевалкой наших грузов на терминалах Латвии, Эстонии, Украины и России, вместе взятых. Сотрудничество по длинному перечню товаров налажено. Самое время добавить в приносящий золото список – и золото черное.

Андрюс Кубилюс, премьер-министр Литвы:– У нас есть хорошая инфраструктура для этого. Часть принадлежит приватному капиталу, часть государству. Так что можно посмотреть на любые возможности.

Сергей Сидорский, премьер-министр Республики Беларусь:– Тема обсуждения этих вопросов находится пока в коммерческой плоскости, и я думаю, что в ближайшее время мы взвесим все коммерческие за и против. Но факт состоит в том, что Беларусь активно занимается разработкой нефтяных месторождений как в Иране, так и в Венесуэле. Мы добываем там свою нефть и будем поставлять ее в Беларусь на наши заводы с тем, чтобы вести глубокую переработку.

Кстати о глубокой переработке. Например, завод «Нафтан» уже приступил к своей модернизации. За пять ближайших лет – 25 инвестиционных проектов на общую сумму почти в полтора миллиарда долларов. Впрочем, часть работ уже ведется. Например, на одном из полей всего через 42 месяца появиться комплекс установок глубокой переработки. Для производства широко востребованного нефтяного кокса.

Вячеслав Зубович, заместитель главного инженера по стандартизации, сертификации и качеству ОАО «Нафтан»:– Те остатки, которые у нас сейчас идут в мазут – будут сырьем этого производства. Это топливо, которое потом применяется во многих производствах.

Леонид Заико, экономист: – Технологически идут улучшения, потому что очень важна глубина переработки нефти. И в этом плане эти заводы – жемчужины белорусской собственности.

Впрочем, процесс модернизации белорусского нефтеперерабатывающего комплекса начался задолго до того как подули нынешние ветры нефтяных перемен. Даже в первые годы после распада Советского союза Беларусь не отказалась от развития высоких углеводородных технологий. В конце 90-х начале 2000-х объемы производства нефтепродуктов планомерно наращивались. И Президент не раз посещал предприятия-флагманы нефтяных морей. А в январе 2007 во время визита на «Нафтан» глава государства поставил цель – вывести производство на качественно новый уровень. И как показало время, новый уровень – это всегда стартовая площадка для следующего шага.

Вячеслав Зубович:– В Советском союзе наши заводы не были ориентированы на глубокую переработку. То есть: нас устраивало, что в нефти 50% светлых (бензин, керосин и дизель) и 50 % – это мазут. Сегодня такая экономика не пойдет, мы сразу все проиграем западу. Поэтому наши белорусские заводы и эффективны.

В России качеству предпочли количество добываемой нефти. Тем самым отодвинув на второй план ныне востребованное производство нефтепродуктов.

Владимир Путин, председатель правительства Российской Федерации:– Строить и создавать нужно то, что выгодно. Как это не покажется парадоксальным, сегодня продавать сырую нефть экономически выгоднее, чем нефтепродукты. Для нефтепереработки необходимы инвестиции, затраты рабочей силы, электроэнергии. А нефть сырая дороже стоит, чем нефтепродукты.

Но нефтяной дождь был золотым лишь до тех пор, пока в мире держались высокие цены на сырье. А решение российского руководства об отказе от «невыгодной» модернизации в стране-соседке разделили далеко не все.

Евгений Нефедов, политический обозреватель газеты «Завтра» (Россия): – Может быть, за этим стоят более прикладные экономические интересы Путина и его сторонников. Я, бывая в Беларуси, интересуюсь всеми сторонами ее жизни, бывал на нефтеперерабатывающих заводах, и не раз мечталось о том, чтобы и мы имели нечто подобное. Но, к сожалению, наша промышленность, экономика, наши предприятия большей своей частью сегодня развалены.

Холодный ветер мирового кризиса, буквально сдувший сырьевые цены, заставил российских нефтяников задуматься о нефтепереработке. Попытка купить белорусские заводы успехом не увенчалась. Отдавать за бесценок ценнейшие производства не стали. А вот выступить в качестве акционеров соседям предложили. При этом введения пошлин на заветные баррели в рамках Таможенного союза, от союзного государства и партнера по бизнесу как минимум не ждали.

Дмитрий Абзалов, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры (Россия): – Проигравшими в этой ситуации оказались российские нефтяные компании. Причем они пострадали дважды. Во-первых, после введения 100-процентной пошлины их расходы на переработку сырья в Беларуси существенно выросли; во-вторых, для них повысится плата за прокачку нефти по территории Беларуси.

Сергей Чалый, экономист: – Люди готовы поставить под угрозу саму логику экономической интеграции. Понятно, что это бред. Это никакой не Таможенный союз, в котором могут существовать таможенные пошлины между странами, входящими в этот союз.

Как циклоны в природе соседствуют с антициклонами, так и энергетическая экспансия стала предпосылкой к проведению политики диверсификации. Но белорусскую попытку найти новые нефтяные потоки в России восприняли неоднозначно.

Мария Белова, cтарший эксперт Института энергетики и финансов (Россия) – Я не вижу ни экономических, ни технологических предпосылок для того, чтобы венесуэльская нефть пошла в Беларусь. Да и здравого смысла я в этом тоже не вижу.

Виктор Красильщиков, доктор экономических наук института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук:– Я не вижу ничего предосудительного в том, что Беларусь будет искать других поставщиков нефтепродуктов. Это обычная мировая практика и ничего сверхоригинального здесь нет. Любая привязка к какому-то одному поставщику, тем более учитывая аппетиты нашего российского нефтегазового комплекса, была бы недальновидной с точки зрения государственных интересов.

Часть переработанных баррелей реализуют через созданное в этой стране дочернее предприятие Белорусской нефтяной компании.

Сергей Чалый, экономист: – Там действительно достаточно большой рынок сбыта, да и сама Украина в этом, оказывается, заинтересована.

То что Украина заинтересована – доказывать никому не нужно. В то время пока в Одесском порту перегружали «Санта-Барбару», Президент Украины отправился с рабочим визитом в Беларусь. Вопрос энергоресурсов в диалоге двух лидеров стал одним из самых важных.

Виктор Янукович, президент Украины: – Мы с удовольствием будем с вами работать как партнеры по реализации проекта по венесуэльской нефти. Мы поможем вам в ее транспортировке, переработке и реализации, в том числе и на украинском рынке.

vlasti.net

Венесуэльская нефть – Беларуси / vlasti.net

Венесуэльская нефть – Беларуси: не по трубе, так «ведрами на колесах»! Как известно, некоторое время тому назад президент Беларуси А. Лукашенко побывал в Венесуэле, где встретился с Уго Чавесом.

Венесуэльская нефть – Беларуси: не по трубе, так «ведрами на колесах»! Как известно, некоторое время тому назад президент Беларуси А. Лукашенко побывал в Венесуэле, где встретился с Уго Чавесом. Обе стороны установили дружественные отношения, что было легко сделать, как оба государства являются социальными: они серьезно регулируют экономику так, чтобы значительную часть прибылей направлять на создания благоприятной жизни для трудового народа, для бедноты.

Именно потому, что братская Белоруссии по языку и крови Россия не является социальным государством, а служит интересам наживы олигархии, таких надёжных связей у неё с Беларусью не получается: нефтегазовые магнаты то и дело через высших российских чиновников стараются заглотить то одну, то другую отрасль экономики Беларуси.

Беларусь, как мы помним, обязалась поставлять в Венесуэлу различную мирную технику, а также построить там предприятия по её производству, а Венесуэла обязалась поставлять в Белоруссию нефть. Естественно, что через океан нефть можно доставлять только танкерами. Но у Беларуси нет доступа к морю. К счастью, братская Украина согласилась транспортировать венесуэльскую нефть цистернами по сходной цене от Одесского порта до Мозыря (на нефтеперерабатывающий завод).

И вот 25 апреля к причалу №1 нефтегавани Одесского морского торгового порта был поставлен танкер SEA STAR (длина – 249 м, флаг Мальта) с 80 тыс. тоннами нефти, и он уже разгружается. Начальник порта сказал, что транспортровка нефти в Беларусь не проблема, важно, чтобы была обеспечена синхронизация работы нефтебаз и поставка железнодорожных цистерн.

В случае благоприятного завершения первой транспортировки нефти Одесса-Мозырь грузопоток может составлять до 4 млн. тонн в год, что соответствует плану Беларуси и Венесуэлы. Несмотря на столь большой маршрут, поставка нефти будет, как считают некоторые эксперты, дешевле, чем из соседней России.

Роберт Крамолин

vlasti.net

Поставки венесуэльской нефти в Беларусь

На данный момент не существует никаких экономических и технологических предпосылок для появления в Белоруссии нефти из Венесуэлы.

Такое мнение высказала cтарший эксперт Института энергетики и финансов Мария Белова.

"Да, в соглашении записано, что в Белоруссию пойдёт венесуэльская нефть. Но большой вопрос состоит в том, что именно за нефть это будет. Может ли она по качеству соответствовать той нефти, которая перерабатывается на белорусских НПЗ? У Венесуэлы проблемы с качеством её сырья, более того, оно даже не называется нефтью, этот продукт обозначается как эмульсия. Она сверхтяжёлая, и её разбавляют либо водой, либо более качественной нефтью, что выходит гораздо дороже. То есть, непонятно, может ли венесуэльская нефть нормально перерабатываться без перестройки технологического процесса на белорусских НПЗ, которые рассчитаны на переработку стандартной российской нефти марки Urals", - отметила Белова.

"Также неясно, почему венесуэльское сырьё, о котором столько говорят, должно транзитироваться в Белоруссию через Украину. Если нефть пойдёт через Одесский порт, то, вероятно, она будет загружаться в нефтепровод "Одесса-Броды", который сейчас работает в реверсном режиме. Тот месячный объём, о котором говорил Чавес, неадекватен тому, что сейчас прокачивается по трубе "Одесса-Броды" в обратном направлении. Будут огромные потери от транзита. Систему придётся перестраивать на другой режим. Тем более, поставки танкерами нестабильны - сегодня танкер можно привести, а завтра нет. Соответственно, сегодня труба качает, а завтра она уже пуста. Я бы на месте Украины ещё десять раз подумала. В любом случае, эта нефть где-то пересечётся с нефтепроводом "Дружба", а, значит, будет задействована и российская "Транснефть". Таким образом, должно быть получено согласие Москвы. Поэтому я думаю, что речь всё-таки не идёт о технологических поставках", - полагает эксперт.

"Я не уверена, что Александр Лукашенко и Уго Чавес действительно имеют в виду физические поставки венесуэльской нефти в Белоруссию. С учётом партнёрских отношений Венесуэлы с Россией я допускаю, что Чавес может вести речь и о каких-то свопах. Например, возможна следующая схема: мы, условно говоря, будем переправлять, к примеру, в США, нефть с месторождений в бассейне Ориноко в рамках договорённостей по поставкам российского сырья, чтобы не гнать танкеры из Новороссийска в Америку. А в Белоруссию физически потечёт российская нефть, но уже в рамках поставок Уго Чавеса: классическая своповоя сделка", - считает Белова.

"Если говорить о нынешнем венесуэльско-белорусском соглашении, то, по сути, мы имеем дело с политическим заявлением, сделанным с целью поторговаться с Россией. С Белоруссией всё понятно, они до сих пор не могут нам простить проблем с объёмами, которые Москва поставляет Минску беспошлинно. Я не вижу ни экономических, ни технологических предпосылок для того, чтобы венесуэльская нефть пошла в Белоруссию. Да и здравого смысла я в этом тоже не вижу", - подвела итог Мария Белова.

В ходе визита президента Белоруссии Александра Лукашенко в Венесуэлу, который начался 15 марта, Минск и Каракас заключили 22 соглашения о сотрудничестве в сфере экономики, промышленности и науки. В частности, до конца года Венесуэла намеревается поставить Белоруссии до 4 млн тонн нефти, которую планируется переправлять танкерами через одесский порт.

ИА REGNUM  

gomel.today