Вопрос 6. Суть и отличительные особенности независимых производителей нефти по сравнению с ВИНК. Винк нефть это


Вопрос 6. Суть и отличительные особенности независимых производителей нефти по сравнению с ВИНК

Можно выделить следующие основные тенденции развития сырьевой базы нефтегазодобывающей промышленности России:

· Резкое сокращение числа вновь открываемых месторождений, значительное уменьшение среди них доли крупных.

· Практически полное отсутствие среди открываемых месторождений уникально крупных, высокоэффективных, ранее составлявших основу сырьевой базы НГК РФ.

· Возросла доля средних и мелких месторождений. Их число достигло почти 2000.

· Средние дебиты новых скважин по России сократились с 50-70 т/сут в конце 70-х годов до 10-15 т/сут в настоящее время.

· Доля запасов уникальных и крупных месторождений в общем объеме эксплуатируемых запасов в целом по России, снизилась с 76% до 71%.

· Крупные месторождения, на которые приходится основной объем добычи, выработаны на 70-90%. На одну тонну добытой нефти приходится 80-95 т воды.

· Из-за неадекватной системы налогообложения остановлено около 30 000 скважин, из которых ежегодно могло бы добываться около 50 млн. тонн нефти.

Перспективыразвития отрасли связаны с освоением многих сотен мелкихисредних месторождений, расположенных как в зоне уже разрабатываемых месторождений, так и в малоосвоенных регионах

Для того чтобы эффективно осуществлять этот процесс, необходимо разработать и реализовать принципиально новые подходы к финансово-экономическому управлению отраслью.

Одним из наиболее важных шагов в этом направлении является развитие и увеличение значимости сектора малых и средних нефтяных компаний. Специфика деятельности таких предприятий делает их более приспособленными к процессу эксплуатации низко рентабельных малых и выработанных крупных месторождений.

Подтверждением эффективности малого бизнеса в нефтедобыче является опыт США, где уже более 40 лет поддерживается стабильный уровень добычи при очень высокой выработанности и низком качестве запасов. Это стало возможным благодаря наличию большого количества малых нефтедобывающих предприятий (более 10 тыс.), которые при поддержке государства способны вести рентабельную эксплуатацию скважин, имеющих суточный дебит от нескольких тонн, до нескольких сотен килограммов.

 

Существуют следующие качественные различия между ВИНК и малыми и средними (так называемыми независимыми НК)

 

ВИНК Малые и средние НК
Способы создания, размер, масштабы деятельности
Приватизация госсобственности От 30 до 150 тыс. чел. Объем добычи от 30 до 100 млн. т. Частный капитал и инициатива В среднем около 400-500 чел. Объем добычи ≈ 200 тыс. т.
Право пользования недрами
На начальном этапе на льготной безконкурсной основе в ходе приватизации Сейчас путем участия в аукционах и тендерах Ни каких льгот только путем участия в аукционах и тендерах  
Сырьевая база
Крупные высокодебетные месторождения преимущественно в промышленно развитых районах Малые и средние месторождения с трудноизвлекаемыми запасами (15 млн. т извлекаемых запасов), часто расположенными в удаленных районах без развитой инфраструктуры.
Состав предприятия
Финансово-промышленные группы, включающие в себя предприятия полного цикла производства, а также финансовые организации Монотоварное производство, включающее в свой состав только подразделения, занимающиеся добычей, либо разведкой, либо бурением скважин
Сильные стороны
Большая устойчивость предприятия к воздействиям внешней среды Экономия на масштабах Возможность осуществлять крупные капиталоемкие проекты Экономия на административных расходах Высокая степень гибкости и адаптации к появлению новых технологий и методов организации производства Возможность работать в сложных горногеологических условиях. Простота и сравнительная надежность структуры управления предприятием. Высокая производительность труда
Слабые стороны  
Сложность структуры управления предприятием, большое количество внутренних противоречий Большая величина накладных административных расходов Большая сопротивляемость изменениям в технологии и организации производства   Уязвимость к колебаниям рынка Сложность получения доступа к дополнительным финансовым ресурсам. Сложность получения лицензий. Высокая налоговая нагрузка Ограниченность доступа к производственной инфраструктуре (магистральным трубопроводам, источникам энергоснабжения и т.д.)
Стратегия деятельности  
Увеличение стоимости акционерного капитала Увеличение объема прибыли за счет роста оборота компании Постоянный ввод новых добывающих мощностей Повышение эффективности разработки месторождений с целью увеличения нормы прибыли Повышение нефтегазоизвлечения, за счет использования передового опыта, продления сроков эксплуатации запасов и привлечения прямых инвестиций  

 

В настоящее время в России по оценке Ассоциации малых и средних нефтедобывающих организаций «АссоНефть» действуют около 160 независимых нефтяных компаний. Из них около 40 являются членами «АссоНефть».

По итогам 2007 года малыми и средними нефтегазодобывающими предприятиями было добыто около 32 млн. тонн нефти (примерно 7% от объемов добычи в России).

Районами деятельности предприятий являются:

· Западная и Восточная Сибирь,

· Тимано-Печора,

· Урало-Поволжье и Татарстан.

Таким образом, роль малых и средних нефтегазодобывающих предприятий для экономики страны проявляется в целом ряде положительных эффектов:

 

 

 
 

 

lektsia.com

Подкоп под вертикаль - ЭкспертРУ

В правительстве рассматриваются варианты выведения нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) из состава российских вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Однако это вряд ли пойдет на пользу отрасли, а главное — не решит проблем дефицита моторного топлива.

Минэкономразвития разрабатывает предложения о возврате к независимой нефтепереработке в России. Как заявил на пресс-конференции руководитель департамента по развитию конкуренции и конъюнктуры рынка Александр Пироженко, побороть высокие цены на топливо в России можно путем выведения НПЗ из структур ВИНК, однако каким образом государство заставит компании, в том числе частные, лишиться принадлежащих им активов, чиновник не уточнил.

«Мы рассматриваем ряд мер и, в частности, сейчас начато обсуждение выведения из вертикально-интегрированных компаний НПЗ, чтобы они работали с давальческим сырьем, что бы позволило вернуть ситуацию с конкуренцией на уровень 2009 года», — рассказал Пироженко и добавил, что это предложение поддерживает и Минэнерго. По его словам, обсуждение этих предложений уже началось в других ведомствах, и ФАС, по публикациям в прессе, также поддерживает предложение МЭР РФ.

По словам директора департамента, в перечисленных мерах, в частности — в выведении НПЗ из ВИНК — заинтересованы и крупные нефтяные компании, поскольку это даст прозрачность ценообразования, которое в настоящий момент отсутствует. Он затруднился назвать сроки принятия соответствующих решений, не исключив, однако, что этого можно ожидать уже в текущем году. Как отметил Пироженко, рассматриваются такие варианты выведения НПЗ, как продажа, вывод из корпоративной инфраструктуры или аренды, но детальная проработка механизмов только начата.

«Но в жестком варианте административные решения не рассматриваются», — заявил чиновник, отвечая на вопрос, как государство будет побуждать независимые нефтяные компании отделять производство нефтепродуктов от добычи нефти.

Роман Беседовский, управляющий фондом «Финам Нефтегаз», уверен, что вывод НПЗ из состава ВИНК выгоден, в первую очередь, государству, которое за счет этого получит возможность сделать оптовый рынок нефтепродуктов более конкурентным, а значит — обеспечить более рыночный характер ценообразования на рынке. Это позволило бы избежать дефицита поставок для независимых игроков топливного рынка и спекулятивного роста стоимости, либо, по крайней мере, минимизировать данные риски, считает он.

«В принципе, достаточно сомнительно, что ВИНК могут быть заинтересованы в выведении НПЗ из своей структуры, т.к. именно обеспечение полного производственного цикла — от добычи нефти до реализации топлива в рознице — позволяет крупным нефтяным компаниям минимизировать издержки и оптимизировать бизнес-процессы в целом, — говорит аналитик. — В числе причин, по которым некоторым ВИНК может быть интересен вывод НПЗ из своей структуры, можно назвать усилившееся в последние годы давление на ценообразование со стороны ФАС, а также необходимость модернизации НПЗ. С выводом НПЗ эти проблемы решаются, но отсутствие собственных нефтеперерабатывающих мощностей ставит нефтяников в зависимость от поставщиков, что несет в себе определенные риски для бизнеса».

«Идея вывода НПЗ из ВИНК мне кажется нелогичной, и она не решит текущих проблем, — считает аналитик ФГ БКС Андрей Полищук. — Во-первых, компании не заинтересованы в продаже своих НПЗ, им самим необходимы дополнительные мощности для покрытия добычи. Лишь у «Башнефти» есть запас мощностей, но и она не готова расстаться со своими перерабатывающими активами».

Дмитрий Трофимов, руководитель департамента оценки и инвестиционного проектирования АКГ «МЭФ-Аудит», напоминает, что владение активами по всей цепочке позволяет получать максимальную маржу и никому от этого отказываться невыгодно. «Более того, ВИНК очень последовательно выстраивали эту цепочку: добывающие активы — перерабатывающие активы — розничный бизнес. Сейчас идет передел активов в розничном бизнесе. В перерабатывающем делить нечего. Не вижу причин, почему ВИНК должны добровольно отказываться от НПЗ», — говорит он.

«Если бы ВИНК были заинтересованы в выводе НПЗ из своих активов, перерабатывающие  мощности уже давно были бы выставлены на продажу. Поэтому государству придется предложить ВИНК нечто существенное в обмен на НПЗ, — полагает ведущий эксперт «Инжиниринговой компании «2К» Сергей Воскресенский. — Возможно, это распределение ресурсов или изменение налогообложения. Однако, учитывая консервативность Минфина, второй вариант маловероятен».

При этом, по мнению аналитика, далеко не факт, что за счет смены собственника повысится эффективность и конкуренция на рынке переработки. «В России сравнительно немного НПЗ, которые ориентированы на определенный регион. Поставки топлива с одного НПЗ в другой регион, учитывая масштабы страны — весьма проблематичны, что является наследием плановой экономики СССР. Иными словами, при смене собственника НПЗ будут производить тот же объем топлива, для тех же рынков, — говорит Воскресенский. — Впрочем, у ВИНК не будет возможности пользоваться трансфертным ценообразованием, что, возможно, сделает более прозрачным ценообразование на оптовом и розничном топливных рынках. Тем не менее, деятельность НПЗ, учитывая высокий уровень монополизации, по-прежнему будет находиться под пристальным вниманием ФАС. Таким образом, вывод из ВИНК переработки может положительно отразится на внутреннем топливном рынке, но новая схема должна работать под жестким контролем государства».

Не менее важен и вопрос цены за «выводимые» НПЗ, а также наличие потенциальных покупателей. «Претендентов на российские НПЗ найти будет непросто, — считает Сергей Воскресенский. — Во-первых, необходимы значительные средства на выкуп активов. Во-вторых, нужно будет получить гарантии заполнения имеющихся мощностей, то есть договариваться с нефтяными компаниями. В-третьих, нужны будут дополнительные средства на модернизацию НПЗ — ввод новых экологических стандартов подразумевает существенное увеличение глубины переработки. В-четвертых, необходимо быть готовым к жесткому контролю со стороны государства. При таких условиях наиболее эффективным собственником НПЗ может быть само государство».

Андрей Полищук считает, что возможен вариант покупки НПЗ госструктурой, к примеру «Роснефтегазом». «Но принципиально ничего не изменится: стоимость сырья для этого НПЗ не будет дешевле, а даже, возможно, будут проблемы с покупкой необходимого объема нефти на российском рынке. Если НК лишатся возможности увеличения маржи за счет экспорта нефтепродуктов, им проще будет экспортировать сырую нефть. НПЗ придется платить те же акцизы, которые и стали одной из причин роста цен на АЗС, — отмечает аналитик. — Насколько эффективной будет инвестиционная программа по модернизации НПЗ и увеличению глубины переработки госструктурами, тоже немаловажный вопрос. Именно увеличение глубины переработки российских НПЗ может решить проблемы дефицита светлых нефтепродуктов на внутреннем рынке РФ. Если независимые НПЗ будут реализовать нефтепродукты по заниженным ценам, тогда неясно, из каких источников будет финансироваться модернизация заводов. ВИНК, по крайней мере, могут компенсировать падение маржи внутреннего рынка экспортом нефти и нефтепродуктов и тем самым обеспечить инвестиционную программу модернизации заводов».

Фактически сейчас в министерствах обсуждается вопрос о борьбе с самим принципом вертикальной интегрированности. Однако разумно ли отменять ВИНК в нефтяной отрасли в принципе? «Мне кажется, что не очень разумно, говорит Роман Беседовский. — Наличие на рынке ряда ВИНК упрощает для государства контроль за нефтяной отраслью и возможности ее регулирования при сохранении достаточного для функционирования сектора уровня конкуренции. При этом вертикальная интеграция позволяет нефтяным компаниям более оптимально распределять финансовые потоки, инвестируя, в том числе, затратные проекты с длительными сроками окупаемости. Так что разделение ВИНК не так уж и очевидно. Однако, определенная демонополизация газовой отрасли бы, возможно, не помешала — хотя бы по структуре текущей конъюнктуры нефтяной отрасли».

expert.ru

Быть конкурентом ВИНК, строить АЗС, организовывать соревнования по картингу

Автопарк России уверенно растет. Только по Архангельску и Приморскому району в ГИБДД летом ежедневно регистрируется от семидесяти до ста автомобилей, четверть, а иногда и треть числа которых приходится на новые машины. По прогнозу экспертов НИИ автомобильного транспорта России, к 2005 году автопарк нашей страны может достичь 45-46 миллионов машин, что в два раза больше, чем на текущий момент. Рост российского автопарка в основном происходит за счет увеличения числа легковых автомобилей, особенно в крупных городах. Соответственно, растет и потребность владельцев автотранспорта в более качественном и высокотехнологичном обслуживании на АЗС.

На рынке нефтепродуктов много сильных фигур: "Лукойл", "Татнефть", "Роснефть". Все они - вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК), концентрирующие полный вертикальный цикл: нефтедобычу, нефтепереработку и маркетинг нефти. Это мощные в плане производства, конкуренции, влияния на политику в регионе структуры.

Компаниям же, строящим свое дело в какой-либо одной из сфер нефтяного бизнеса, приходится противостоять законам, ценам, которые диктуют ВИНК на рынке нефтепродуктов, постоянно находиться в динамике, развиваться, искать способы укрепления бизнеса в своей нише. Одна из таких компаний, работающих в сфере снабжения нефтепродуктами населения и организаций через собственную сбытовую сеть - ЗАО "Северная Империя".

История компании началась в 1993 году. В распоряжении молодых предпринимателей тогда были только арендованные производственные мощности и площади. Однако устойчивый дефицит на рынке нефтепродуктов и небольшое число согласований стали идеальными условиями для создания и первоначального развития предпринимательской деятельности в этом секторе экономики. Но секрет развития предприятия состоял не только в особенностях экономической обстановки. В самом начале пути было решено вкладывать заработанные деньги в развитие технологии хранения и реализации светлых нефтепродуктов, чтобы меньше зависеть от внешней среды. Строительство нефтебазы для приема железнодорожных цистерн, хранения и выдачи светлых нефтепродуктов и сооружение собственных АЗС позволило иметь запас нефтепродуктов для реализации, предлагать более качественные услуги автомобилистам, гибко реагировать на изменение потребностей.

Нестабильная экономическая обстановка в стране, неустойчивая ценовая политика на ГСМ, сезонность продаж заставляли быстро анализировать и перестраивать систему работы с клиентом, давали опыт руководства предприятием. На этом этапе, по словам генерального директора ЗАО "Северная Империя" Натальи Юрьевны Кирилловой, было приобретено наиболее сильное качество - готовность к любому повороту событий.

- Наталья Юрьевна, сегодня ЗАО "Северная Империя" - независимое и конкурентоспособное предприятие нашего региона. Но как ему удается развиваться при наличии таких серьезных конкурентов на рынке, как ВИНК?

- ВИНК - мощные в плане добычи и переработки нефти компании, которые стараются развивать и свои собственные сбытовые сети в России. Это сильные для нас конкуренты, но в плане игры на розничном рынке нефтепродуктов они имеют очень существенный недостаток: из-за более сложной системы управления, учета и контроля в собственной системе они не всегда вовремя могут приспособиться к изменениям в рыночной ситуации и запросам потребителя. К тому же и регион, где они "диктуют политику", становиться весьма зависимым от крупного бизнеса.

Немногие нефтяные компании в России стараются использовать иную схему работы в регионах - через представительство (франчайзинговые схемы). Хотя такие схемы работы по продвижению товара используются во всем мире давно и успешно. Мы в Архангельской области официально представляем нефтепродукты двух компаний - АО НК "Славнефть" и международного концерна Shell. Получая от них высококачественную продукцию, существенно снижая накладные расходы в цене товара, контролируя весь процесс его продвижения - от производителя до покупателя, мы гарантируем его качество. При этом каждому нашему покупателю предлагаем наиболее выгодные для него условия сотрудничества, потому что для нас клиент - центральная фигура в бизнесе.

...Сегодня компания предлагает для автомобилистов несколько пакетов услуг, по которым можно выгодно, как оптом, так и в розницу, приобрести бензин. К примеру, зная проблему пылающих по весне гаражей, в которых население предпочитает хранить заранее приобретенный бензин, "Северная Империя" предложила хранить продукт на ее АЗС. Приобретя бензин оптом, автомобилист оставляет его на АЗС до востребования и получает по первому требованию. Для удобства расчетов и экономии времени клиента компанией введена система оплаты по индивидуальным пластиковым картам многоразового использования.

Для работы с организациями различных форм собственности также разработаны предложения, облегчающие расчеты и повышающие эффективность производства. Организации могут обратиться в "Северную Империю" за транспортными услугами по перевозке и доставке ГСМ, сервисным обслуживанием оборудования АЗС и нефтебаз. Накопленный опыт в строительстве, работа с новыми технологиями в этой области позволили компании расширить спектр услуг: с 2002 года "Северная Империя" стала профессионально заниматься строительством нефтебаз и АЗС.

Полученная прибыль вкладывается в развитие инфраструктуры в нашем же регионе.

Свидетельством тому возведение нового АЗК в Северодвинске. Этот автозаправочный комплекс дает максимум удобств человеку за рулем, к тому же он - полноправный элемент городской архитектуры.

Новый автозаправочный комплекс "Северной Империи" воплощает идею создания "оазиса" для автомобилистов. Здесь, кроме заправки, можно будет провести мелкий ремонт автомобиля, шиномонтаж, балансировку, произвести замену масла. К услугам автомобилистов и автомойка. На территории АЗК будут работать кафе и продуктовый магазин, а также магазин по продаже смазочных материалов и сопутствующих товаров.

- В последнее время северодвинских картингистов на соревнованиях выделяют яркая форма, флаги, баннеры с символикой Shell. Имеет ли ваше предприятие к этому отношение? Если да, то почему - картинг?

- "Северная Империя" оказывает спонсорскую поддержку картинг-клубу при Северодвинской автошколе РОСТО. Во-первых, картинг - серьезный вид автомобильного спорта. Им занимаются целеустремленные люди. Во-вторых, хотелось помочь ребятам увлечься интересным делом. Кроме того, занятия спортом помогают сформировать необходимые качества характера: волю, стремление к победе, чувство ответственности перед командой. И надо сказать, что с задачами ребята справляются успешно. Доказательством тому является достойное представление командой интересов города Северодвинска в различных региональных соревнованиях, где она занимает призовые места.

...Такое многообразие всего полезного в одной компании удивляет. Все задачи - от строительства АЗС до организации соревнований по картингу - компания ставит перед собой и решает самостоятельно. Коллектив предприятия несет ответственность за любое начатое дело и доводит его до логического завершения. Приверженность значительного количества как частных владельцев, так и крупных организаций "Северной Империи" это подтверждает. Компания на практике доказала: ей можно доверять, поскольку к любому делу она относится с полной ответственностью. А "ответственность за принятые решения", по словам Натальи Кирилловой, "и есть тот самый элемент, который способствует созданию гражданского общества".

autoclub.ru