V. Kasatkin. Виталий касаткин картины нефть


Виталий Касаткин

Виталий Касаткин — потомственный художник из Петербурга. Большую часть своей жизни он работал в технике рельефной живописи, секреты которой ему передали отец и дед. Рисовать нефтью Виталию предложили в Международной гильдии мастеров. Художник решил, что это может быть интересно, пошел к железнодорожникам за нефтью и уже не смог остановиться.

— Я начал использовать нефть, потому что она давала больше возможностей. Позволяет показать, как ты работаешь. Оторваться от процесса невозможно, — рассказывает художник.

Сначала нефть использовалась в третьей части картины, потом в половине, а потом Виталий стал рисовать исключительно нефтью.

— Эти работы уникальны, — объясняет куратор выставки Дарья Овчинникова. — Прежде всего потому, что Виталий использует в работе чистую нефть. Он может создавать целые картины без красок и растворителей. Нефть — материал, который мы привыкли использовать по-другому. Виталий открыл новую сторону, открыл нефть как искусство.

Художник использует в работе чистую нефть, нефтяные краски и газовый конденсат. В необычной технике он работает уже около трех лет.

Виталий так увлекся новым направлением, что стал ездить по различным регионам России, Дальнего Востока в поисках необычного материала. Художник обнаружил, что нефть из различных регионов обладает разными свойствами — густотой, оттенками. В своей работе художник использует материалы из Якутска, Усинска, Сахалина, Хабаровска, платформы Приразломной и даже из гомельского региона.

Сперва «черное золото» приходилось просить у железнодорожников. Теперь необходимый материал художнику презентуют представители различных нефтяных компаний, губернаторы и организаторы его выставок и мастер-классов.

— Такое разнообразие материалов создает богатые и необычные цвета. Посетители часто удивляются, что картины выполнены без красок, — отмечает Дарья Овчинникова.

Во время выставок Виталий проводит мастер-классы. Каждый желающий может обучиться новой технике живописи. В апреле в Музее современного искусства уже проходил такой мастер-класс. Во время открытия выставки в гостиной Владислава Голубка можно было попробовать рисовать нефтью или посмотреть, как это делает Виталий Касаткин.

На наших глазах художник в считаные минуты создает этюд, даже не используя кисть. Виталий заливает нефть в специальный пакетик, похожий на кондитерский шприц, рисует замысловатые узоры, проводит одной дощечкой по второй, вычищает определенные места тряпочкой — так появляется небольшой пейзаж.

Бывают моменты, когда весь день работаешь на мастер-классах, — признается Виталий. — А ночью приходишь, начинаешь рисовать и не можешь оторваться. И при этом не устаешь. Будто само по себе получается.

Интересуемся, не появились ли у художника головные боли из-за специфического запаха его материалов. Виталий говорит, что с тех пор как рисует нефтью, его жизнь изменилась только в лучшую сторону.

— Я теперь чувствую себя гораздо лучше, чем раньше. Долгое время ни одной болезни, даже гриппом или простудой не болел. Маленькие травмы, порезы на коже проходят еще быстрее, чем раньше.

Единственная трудность, которая возникает у художника, — сушка работ, которая занимает около суток. Художник был вынужден специально построить мастерскую и отделать помещение, чтобы сушить картины.

Виталий Касаткин назвал направление, в котором работает, нефтизм, или нефтеживопись. На самом деле, использование нефти в живописи — далеко не ноу-хау Касаткина. В Азербайджане живет художник Сабир Чопуроглу, который работает в подобной технике около двадцати лет. Сабир даже не использует никаких инструментов, рисует пальцами.

Еще одна художница, которая использует черное золото, живет в Беларуси. Людмила Жиженко пишет нефтью с 2009 года и уже несколько раз выставляла картины в Минске. Людмила сохраняет патриотизм и рисует только нефтью из Гомельской области. Виталия Касаткина можно назвать последователем этого направления и его родоначальником в России.

В будущем художник собирается реализовать проект, посвященный Беларуси. Он хочет создать серию работ с изображением белорусских исторических памятников. В его коллекции уже есть картина с Несвижским замком.

— Вы только посмотрите! — восхищается наблюдавшая за работой художника старушка. — Тряпочкой провел — и картина готова. Это волшебство!

vkasatkin.ru

Виталий Касаткин

Виталий Касаткин стал первым российским художником, работающим с нефтью в качестве краски. Его работы – невероятно объемные, живые и детализированные. С первого взгляда невозможно понять, что живописец использовал какой-то необычный материал. Картины совершенно не пахнут и краски на холсте не черного мазутного цвета, а оттенка сепии. Если приглядеться, то на некоторых полотнах можно заметить оттенки желтого и красного.

В бесплатном мастер-классе могли принять участие все желающие – даже те, кто ни разу до этого не держал кисточку в руках. Всем «художникам» дали полный карт-бланш: можно было рисовать как угодно и что угодно. Многие решили, что необычному материалу необходимо оригинальное применение и рисовали на картонных дощечках нечто абстрактное – загадочные темные силуэты и пятна, похожие на чернильные пятна Роршаха.

Мастер-класс проходил в рамках выставки Виталия Касаткина «Неизведанная красота нефти». В экспозиции представлены как его ранние работы, выполненные в технике рельефной живописи, так и «нефтяные» пейзажи. По словам самого художника, это первая крупная «нефтяная» выставка в России.

«У якутской нефти благородный цвет»

NV: Виталий, как вдруг нефть заменила вам обычную краску?  Виталий Касаткин: Попробовать поработать с нефтью мне предложили мои знакомые. Они знали, что я пишу картины в технике рельефной живописи, и поэтому решили, что я буду не против экспериментов. NV: Многие художники отнеслись бы к такой идее с изрядной долей скепсиса. В.К.: Я знал, что есть художники, рисующие нефтью. Один живет в Азербайджане, другой – в Белоруссии. Выходит, я первый художник в России, работающий с нефтью. Были живописцы и до меня, которые пробовали рисовать ею, но у них не получалось.

В первый раз я рисовал на стекле. Получился некий «нефтяной витраж». Можно даже сказать, что нефть как заменитель краски подошла мне полностью. Поначалу я экспериментировал, набирался опыта и набивал руку около года. Одна из первых удачных работ – «Зимний Спас». Когда рисовал этот пейзаж, то использовал и нефть, и обычные краски.

NV: В одном из интервью вы говорили, что банку нефти вам подарили знакомые железнодорожники. «Черное золото» простому художнику явно будет найти труднее, чем масляные краски. В.К.: На днях мне подарили банку якутской нефти. Из нее можно создавать настоящие шедевры. Она – тягучая, но при этом очень хорошо расплывается на холсте. У нее очень приятный теплый оттенок. К слову, у нефти в каждом регионе страны – свой неповторимый цвет. Например, у нефти, добываемой в Астрахани, желтоватый оттенок,  у якутской – темно-коричневый благородный цвет.

«Никто не верил, что Ленские столбы реально существуют»

NV: Если художники начнут заимствовать вашу технику, вы не будете считать это плагиатом и бездумным копированием? В.К.: Я считаю, что чем больше отдаешь, тем больше получаешь. Убедился в этом на своем опыте. В университетах за рубежом я знакомил студентов с техникой рельефной живописи. Кроме того, у каждого живописца своя техника и художественная манера. Даже на мастер-классе каждый рисовал по-своему. Ни одна из работ не была похожа на другую.

NV: Виталий, что вас связывает с Якутией? У вас ведь даже есть картина, на которой запечатлены Ленские столбы. В.К.: Одна из моих первых выставок проходила в представительстве Якутии в Санкт-Петербурге. В Якутск я также приехал по приглашению постпредства, провел здесь три мастер-класса. В республике я во второй раз. Если честно, я не ожидал, что выставка и мастер-класс вызовут такой большой интерес среди якутян.

А в картине с Ленскими столбами я попытался передать в первую очередь впечатление от этого «чуда света». Словами и даже на холсте увиденное в полной мере не передать. Я показывал эту работу в Германии на выставке. Немцы не верили, что изображенные на картине красоты действительно существуют. Они даже дали название этой картине  – «Фантазия». В итоге она заняла первое место на конкурсе. Но никто все равно не хотел верить мне, что Ленские столбы существуют. Все смотрели на меня как на сумасшедшего. К счастью, нашелся один немец, выходец из Якутии, который подтвердил мои слова и сказал, что красота, изображенная на холсте, реально существует. NV: Вы рисуете обычными кисточками? В.К.: Сперва рисую кистью, потом прорисовываю деталью смастеренным мной инструментом. Картины сохнут долго – около двух суток. Чтобы нефть высыхала быстрее, я кладу картины возле печки. Рисовать нефтью можно и на листе ДВП, и на шелке, и на батике. Это зависит уже от фантазии художника.

«Смешиваю известь с нефтью и смолой»

NV: На некоторых ваших «нефтяных» картинах есть оттенки красноватого и розового цвета. В чем секрет? В.К.: Сам цвет нефти на холсте может варьироваться от желтоватого до черного. Чтобы получить желтый цвет, я смешиваю известь со смолой и нефтью. Из нефти можно получить даже голубой оттенок, но он плохо сочетается с коричневым. Совсем недавно мне удалось выделить зеленый цвет. NV: Вы ведь чем-то разбавляете нефть, чтобы она не ложилась на холст просто черным пятном? В.К.: Иногда разбавляю нефть бензином или скипидаром – тем, что под руку попадется. Некоторые работы я покрываю смоляным лаком, который изготавливаю сам из сосновой смолы. Смола растапливается, отстаивается и затем валиком ею можно покрыть готовые работы. Это старинный рецепт лака, который передавался в нашей семьей из поколения в поколение, как и техника рельефной живописи. А обычным лаком картины, нарисованные нефтью, покрывать нельзя. NV: Ваши картины не огнеопасны? В. К.: Что вы, вовсе нет. Мало того, что они не огнеопасны, они еще и долговечные. Многие думают, что со временем нефть на холсте высыхает и трескается, но я пока ничего подобного не замечал. NV: Планируете организовать еще одну персональную выставку в Якутске? В. К.: Мне бы очень хотелось приехать в Якутию еще раз – провести мастер-классы, показать больше своих работ. Сейчас я работаю над проектом «Чудеса света». В Якутии столько удивительных мест – Ленские столбы, Полюс холода, виды Индигирки. Всю эту красоту хотелось бы отразить на полотнах. В школе для слабовидящих я бы хотел провести курс реабилитационных занятий «14 шагов» для сохранения зрения. Более того, мне хотелось бы создать в Якутске школу по технике рисования нефтью.

vkasatkin.ru

Виталий Касаткин

Одним из самых ярких и запоминающихся событий Форума студенческой молодежи Республики Коми, который прошел в стенах Санкт-Петербургского государственного университета 21 ноября 2014 года, стал художественный интерактив «Горючая краска», который провели художники Виталий Касаткин и Юрий Лисовский, сообщает группа Представительства Республики Коми в СПб. Мастер-класс рисования красками, изготовленными на основе нефти, представил известный петербургский живописец Виталий Касаткин - единственный в России художник, который в своем творчестве использует сырую нефть. Методом различных экспериментов художнику удалось создать оригинальную технику рельефной живописи и особую палитру красок, которые даже без привычных ярких цветов способны передать уникальный колорит Петербурга. А северные пейзажи мастера, написанные нефтяными красками, имеют необычный и неповторимый переливающийся цвет. Манера письма Виталия Касаткина поразительным образом совпала с графичностью работ Юрия Лисовского, который за соседним столом давал уроки художественного этнофутуризма для участников Форума. Итогом интерактива, в котором приняли участие более 70 студентов, стали совместные работы мастеров. Например, этнофутуристическая рыба, нарисованная нефтью, коллективным автором которой стал тандем художников и все, кто принял участие в мастер-классе. Как рассказал Виктор Касаткин, он использовал в своем творчестве нефть из разных месторождений России, «но по своим «художественным» параметрам нефть из Усинска больше всего подходит для создания картин». «В этом смысле нефть из Коми не только важный продукт для экономики. Она может быть материалом для творчества, т.е. имеет культурное значение. Кстати, такое нетрадиционное использование может поддержать мировые цены на черное золото» - высказал предположение автор. И действительно, 21 ноября 2014 года нефтяные котировки увеличились почти на 1,5 доллара США.

vkasatkin.ru

Виталий Касаткин

Уникальные картины, написанные нефтью, представил сегодня гостям гастрономического фестиваля "ШаньгаФест" художник Виталий Касаткин. Вместо красок живописец использует нефть, добываемую в различных регионах России и даже странах мира, создавая удивительной красоты пейзажи из сахалинского, дагестанского, тюменьского и венесуэльского "черного золота". Лучшие работы мастера составили выставку "Чудское масло", которую открыли министр культуры, туризма и архивного дела Коми Сергей Емельянов, директор финно-угорского этнопарка Елена Иванова и сам живописец.

- Ухта считается родиной нефти, поэтому логично в Год экологии создать именно у нас, в Коми, музей нефтяного искусства, - объяснила причины появления экспозиции и музея Елена Иванова.

А смысл, заключенный в названии выставки, разъяснил публике Сергей Емельянов.

- Несколько финно-угорских народов называли чудью. Именно чудь первыми открыли нефть, но они называли ее маслом. Так и появилось название выставки - "Чудское масло", - заявил собравшимся министр.

На выставке представлены картины Виталия Касаткина, в основном, - пейзажи и марины. Там же на стелаже в виде медведя в стеклянных графинах представлены "краски" художника - нефть различных сортов.

Следующим выступил сам мастер.

- Музеи нефти существуют по всему миру, а вот музеев нефтяного искусства пока еще нет. Республика Коми первой предоставляет площадку для произведений искусства из нефти, - не без гордости в голосе заявил на открытии выставки Виталий Касаткин и сразу же обрисовал перспективы музея. - Пока здесь представлены только мои картины, но я очень надеюсь, что вскоре экспозиция расширится за счет картин моих коллег, специализирующихся на нефтяной живописи. Кроме того, в этнопарке будут проводиться мастер-классы, и лучшие работы любителей также войдут в музей нефтяного искусства.

На протяжении двух дней Виталий Касаткин проводил мастер-класс для гостей гастрономического фестиваля "ШаньгаФест". Художник щедро делился секретами создания картин из нефти. Под итогам мастер-класса сформировалась небольшая выставка миниатюр. У пейзажей из нефти своя магия

vkasatkin.ru

Ухтинской нефтью нарисуют картины | Комиинформ

Финно-угорский этнопарк поддержал инициативу проведения Года Добрых Дел в Республике Коми благотворительной акцией для слабовидящих при участии известного российского художника.

"Приезд Виталия Касаткина в Коми – само по себе событие. Это первый российский художник, пишущий картины нефтью. К тому же он имеет опыт организации реабилитационных занятий для слабовидящих по сохранению зрения. В связи с объявленным в республике Годом Добрых Дел мы предложили Виталию сделать первый в регионе мастер-класс благотворительным и провести его для слабовидящих Сыктывкара. Художник нашу идею поддержал", – сообщила директор Финно-угорского парка Елена Иванова.

По словам директора Специальной библиотеки для слепых Республики Коми имени Луи Брайля Галины Безносиковой, интерес к необычному мастер-классу есть. При помощи сопровождающих и самого художника слабовидящие смогут не только создать свои картины, но и узнают, что такое нефть, как она пахнет, какая она на ощупь.

На первом подобном в Республике Коми мастер-классе будет использоваться ухтинская нефть – "Чутское масло", как ее называли в XV веке.

Как отметила Елена Иванова, жители республики смогут поучаствовать в мастер-классе по написанию картин нефтью на Общенародном пикнике под открытым небом "ШаньгаФест" 30 апреля и 1 мая. Мастер-класс включен в специально разработанные Этнопарком туры на мероприятие.

Для участников благотворительной акции Этнопарк проведет также мастер-класс по игре на национальных музыкальных инструментах.

Благотворительная акция пройдет при содействии Специальной библиотеки для слепых Республики Коми имени Луи Брайля и Центра сопровождения деятельности учреждений культуры, туризма и архивного дела, сообщает пресс-служба этнопарка.

***Виталий Касаткин – потомственный петербургский художник, работающий в оригинальной технике "Рельефной живописи". Приемы техники передаются из поколения в поколение. Прадед Виталия Касаткина был поставщиком императорского двора (см. журнал "Нива" 1909 год, сентябрь). Секрет техники "Рельефная живопись" – в добавлении специальных смол в краски и использование особого инструмента, который позволяет создать тонкую рельефную нить. Виталий Касаткин закончил Петербургскую Академию Художеств по специальности "архитектура". С успехом участвовал в различных выставках в России, Венгрии, Германии, Австрии, Франции и некоторых других. Его работы и работы членов мастерской занимают значительное место в частных коллекциях и музеях. Идея использования нефти ему была подана в Международной Гильдии мастеров, с которой он сотрудничает и где были хорошо знакомы с техникой Рельефной живописи, и справедливо считая, что этот материал хорошо может дополнить его своеобразную технику, а тяжелая густая нефть с использованием специального инструмента способна также создавать тонкую рельефную нить. Автор хочет показать, что использование нефти, этого удивительного продукта природы, может быть гораздо шире привычного, при этом это использование является совершенно экологически чистым. Сейчас автор работает над экспозицией "Красоты России", куда войдут самые необычные и красивые места нашей страны, которые, по мнению автора, могли бы войти в собрание уникальных мест мира с точки зрения Юнеско.

komiinform.ru