Мировые цены на нефть и их влияние на экономику России (стр. 5 из 11). Влияние на цены на нефть


Мировые цены на нефть и их влияние на экономику России

2. Анализ специфики развития нефтяного рынка Российской Федерации

2.1 Роль России на мировом рынке нефти

Внедрение новых методов и технологий добычи нефти сдерживается необходимостью высоких капитальных вложений. Сотрудничество с иностранными фирмами в области нефтегазодобывающей отрасли приобретает все большие масштабы. Это вызывается как необходимостью привлечения в создавшихся экономических условиях иностранного капитала, так и стремлением использования применяемых в мировой практике наиболее прогрессивных технологий и техники разработки нефтегазовых месторождений, которые не получили должного развития в отечественной промышленности.

Практически с самого начала проявления нефтяного фактора в международных отношениях изменились и основы формирования внешней политики заинтересованных государств. В качестве действующих лиц стали выступать два компонента:

правительства и крупнейшие нефтяные компании. При этом последние выступали в качестве инициатора большинства внешнеполитических шагов на международной арене. Исполнительная власть не выступает в отношении нефтяного рынка как однородная сторона. Такая ситуация характерна и для России. На практике между оказывающими воздействие на нефтяной рынок министерствами существуют различия в подходе к большинству актуальных для нефтяников проблем.

Практически все вопросы, затрагивающие нефтяной рынок, решаются между различными министерствами и ведомствами путем длительных согласований и ждущий решения должен набраться терпения. Другое дело, что нефтяные компании, как правило, активно лоббируют свои интересы в правительственных коридорах и пользуются при необходимости разногласиями между различными министерствами,

Известны также случаи, когда исполнительные власти в России на разных уровнях требовали от нефтяных компаний принять то или иное решение, причем зачастую себе в убыток. Этот вид протекционизма абсолютно нехарактерен для мировой практики. Обычно такого рода ситуации оказываются связаны с государственными обязательствами правительства Российской Федерации по поставке нефтепродуктов одной из постсоветских стран. После распада СССР большинство республик оказалось не в состоянии закупать у России, самого крупного экспортера нефти и газа, энергоресурсы по мировым ценам. По сути дела, сложилась ситуация энергетической зависимости подавляющего большинства постсоветских государств от России. Чтобы избежать экономической катастрофы у своих соседей, Москва принимала по межгосударственным соглашениям обязательства по поставке странам СНГ энергоресурсов, в том числе и нефтепродуктов, по льготным ценам. Каждый раз в таких случаях правительство возлагало на одну из нефтяных компаний, находящихся под государственным контролем, обязанности поставки в конкретную постсоветскую страну сырой нефти или нефтепродуктов.

"Нефтяная геополитика" строится на основе либо пятизвенной "цепочки" (добыча — транспортировка — переработка - транспортировка - сбыт), что характерно главным образом для развитых государств, либо ее усеченных модификаций (добыча - транспортировка — сбыт). С точки зрения российской внешней политики реалиями сегодняшнего и, видимо, завтрашнего дня является "усеченный" вариант цепочки. Несмотря на высказывания некоторых политических лидеров и правительственных чиновников в пользу переориентации российской нефтяной отрасли от продажи сырой нефти к широкому сбыту на западных рынках нефтепродуктов, эта перспектива выглядит по крайней мере в ближайшие годы малоправдоподобной. Уровень нефтепереработки на российских НПЗ остается низким, а западноевропейские рынки бензина - чрезвычайно насыщенными, чтобы отечественные производители могли в ближайшее время надеяться на масштабное присутствие на Западе. После распада СССР постсоветские элиты надеялись, что западные державы выполнят свои прежние обещания и окажут масштабную материальную помощь становлению демократии в бывших советских республиках.

Однако очень быстро выяснилось, что в обозримом будущем развитые страны будут ориентироваться преимущественно на сырьевые богатства бывшего СССР. Речь идет о имеющихся и потенциальных возможностях постсоветских государств как поставщиков энергоресурсов: газа, сырой нефти и электроэнергии.

Прибалтийские государства занимаются перепродажей российской нефти на внешний рынок.

Основными внешнеполитическими "узлами", которые определяют в настоящее время "нефтяную политику" Российской Федерации, являются "каспийский", "казахстанский", "восточнославянский", "ближневосточный" и "американский".

Все они, кроме "американского", связаны с добычей нефти за пределами Российской Федерации.

Каспийский связан с перспективами нефтедобычи в регионе. Сегодня два постсоветских государства - Азербайджан и Казахстан - претендуют, хотя с различной мотивировкой (Баку считает Каспий озером, а Алма-Ата -морем) на раздел дна Каспия в соответствии с зонами, установленными в административном порядке еще в советское время. Россия же, как известно, настаивает на совместном пользовании всех государств каспийскими природными ресурсами.

Очевидно, что интересы Российской Федерации в отношении месторождений, на которые претендуют прикаспийские государства, не выглядят столь противоречиво, несмотря на различную их трактовку со стороны государственных ведомств и экономических "действующих лиц". Россия заинтересована получить, возможно, большую долю в освоении месторождений, обеспечить транспортировку нефти в Европу по российской территории, добиться баланса влияния западных держав в Азербайджане и Казахстане, чтобы четче артикулировать российские интересы.

России из числа членов международного консорциума по освоению данных месторождений - Азербайджанской международной операционной компанией (АМОК).

Во-вторых, существуют противоречия в отношении степени развития нефтедобычи.

Здесь заметны расхождения между позициями нефтяников и кругов, связанных с рыболовством. Последние высказывают опасение, что масштабная добыча нефти на Каспий приведет к резкому сокращению рыбных запасов . В-третьих, следует иметь в виду, что решительная политика "ЛУКойла", поддерживаемая руководителями правительства, не всегда вызывает одобрение со стороны представителей других российских нефтяных компаний.

Вопрос транспортировки каспийской нефти связан для России почти исключительно с государственными интересами, поскольку все магистральные нефтепроводы принадлежат государственной компании "Транснефть". Отсюда уровень, на котором принимаются решения, и формулируется политика в отношении данного вопроса. Самым деятельным лицом в международных переговорах среди российского руководства является премьер Виктор Черномырдин. Выбор маршрута перекачки нефти, как ранней, так и "основной", будет в ближайшее время одним из острейших внешнеполитических вопросов для Российской Федерации.

Проблема не только в сотнях миллионов долларов прибыли ежегодно за транзит, которые сейчас оспаривают между собой. С точки зрения внешней политики, решение, во многом определит будущее международных отношений в данном регионе. В непосредственной близости от границ России и в зоне ее особых интересов, находятся третьи по значению в мире запасы нефти. На Каспии сталкиваются интересы нефтедобычи и рыболовства, хозяйственной ориентации населения прибрежных регионов. В прикаспийском регионе и в непосредственной близости от него до сих пор не развязаны все узлы региональных и этнических конфликтов. Российские политики считают допустимым определенный уровень экономического присутствия Запада на Каспии. Однако, по мнению российских политиков и бизнесменов, присутствие западных компаний в регионе не должно приводить ни к усилению политического влияния соответствующих стран, ни к вытеснению России с занимаемых ею позиций рынка Каспии.

Нынешняя тенденция превращения Каспия в "нефтяное озеро" не может не сохраниться. При этом следует отметить, что разведка и разработка нефтяных месторождений на дне Каспия сопряжена со значительным риском аварий, разливов нефти с трансграничными последствиями. Значительную опасность представляет сброс в море отходов бурового шлама, который содержит около 40 высоко- токсичных компонентов. Суточное накопление шлама на морских промыслах составляет уже многие сотни тонн. Между тем в настоящее время в прибрежных акваториях Баку средние зарегистрированные концентрации нефти превышают предельно допустимые в 10, а фенолов в 18 раз. Российские интересы в отношении этой проблемы заключаются главным образом в том, чтобы максимально сохранить экологию Каспия и нынешний уровень рыболовства. Для этого необходимо, видимо, предусмотреть соответствующие финансовые отчисления со стороны участвующих в освоении дна Каспия нефтяных компаний.

Во влиятельных политических кругах большинства ближневосточных государств превалирует мнение, что необходимо найти противовес безраздельной гегемонии Соединенных Штатов, которая установилась с начала 90-х годов.

Российские нефтепромышленники видят в своем присутствии в регионе еще и возможность освоения новой технологии и получения практики бурения и нефтедобычи в местных условиях. (Именно так подходит, например, "ЛУКойл" к своей работе на нефтяных месторождениях Туниса.) Кроме того, подобная практика дает российским нефтяным компаниям опыт сотрудничества и одновременно конкуренции в современных условиях. Возможно, что в ближайшее время основное притягательное воздействие будет иметь Ирак. Интерес российских нефтепромышленников к работе в этой стране вызван, помимо легко объясняемых коммерческих перспектив, тем обстоятельством, что в свое время советские геологи открыли значительную часть иракских месторождений, а советские нефтяники развивали здесь национальную нефтяную промышленность. В результате в России имеются подробные карты нефтяных месторождений этого государства, а в Ираке остались кадры, обученные советскими специалистами.

mirznanii.com

Мировые цены на нефть и их влияние на экономику России

Столь резкий обвал мировых цен побудил ОПЕК провести серьезную реорганизацию и отказаться от прежней схемы, когда ее члены продавали столько нефти, сколько могли производить, а балансировкой спроса и предложения на рынке занималась практически одна Саудовская Аравия. С сентября 1986 г. ОПЕК вернулась к практике ограничения собственной нефтедобычи путем жесткого установления квот для каждого ее члена. Правда, как показала практика, далеко не всегда страны — члены ОПЕК этих квот строго придерживались. Тогда же ОПЕК провозгласила свое намерение добиваться стабилизации цен на уровне 20—22 долл. за баррель.

Кризисные ситуации на мировом рынке имели место и в 90-е годы. Можно привести в качестве примера войну в Заливе в 1991 г., когда кратковременно североморский Брент «зашкаливал» за 35 долл. за баррель, или экономический кризис 1998 г., в результате которого к началу 1999 г. цена на баррель одного из самых дорогих сортов — американского WTI, напротив, резко упала до 10 долл.

Экспертами скептически был оценен и принятый ОПЕК новый механизм корректировки цен, который призван загонять их в обозначенные границы (22—28 долл. за баррель нефти т. н. «корзины цен ОПЕК»13) с помощью изменения объемов добычи. Предполагалось, что если цена этой «корзины» в течение 20 дней будет выходить за рамки этого ценового коридора, добыча стран — членов организации будет увеличена или уменьшена на 500 тыс. барр. в день. Пока этот механизм никак себя не проявил, поскольку на практике еще не применялся, но в ОПЕК уже появились заметные разногласия относительно трактовки условий, при которых этот механизм вообще следует включать.

В известной степени ОПЕК, принимая то или иное решение о регулировании уровня добычи, на самом деле лишь намечает желательное направление для движения мировых цен, тогда как многочисленные игроки на финансовых рынках, прежде всего те, кого относят к разряду «спекулянтов», активно содействуют и используют к своей выгоде колебания цены на нефть, тем самым серьезно искажая эффект, на который были рассчитаны мероприятия ОПЕК.

В декабре 1985 г. Саудовская Аравия была вынуждена отказаться от роли замыкающего поставщика. Страны ОПЕК провозгласили отход от политики прямого поддержания высоких цен на нефть путем ограничения добычи, сменив ее курсом на восстановление «справедливой» доли стран ОПЕК на рынке нефти. В течение первого полугодия 1986 года ближневосточные страны ОПЕК резко увеличили добычу. В условиях нарастающего избытка предложения борьба стран ОПЕК за увеличение своей доли на рынке вылилась в «войну цен» и привела к их дальнейшему обвалу в 1986 г.

В последующие год-два произошла в каком-то смысле «техническая коррекция» цен и, как отмечалось выше, в течение десятилетия большая часть ценовых колебаний происходила в относительно умеренном диапазоне 15—21 долл./барр.

Мировой рынок нефти в целом характеризуется высокой степенью концентрации и монополизации: на долю 24-х крупнейших нефтяных компаний в последние годы приходится около 61% мировой добычи и 45% — переработки нефти. Данный факт неслучаен: гигантские компании в нефтедобыче и нефтепереработке не только историческое наследство. Немаловажно также то, что крупнейшие компании имеют несравненно больше возможностей для осуществления необходимых крупномасштабных капиталовложений, финансируя их как за счет собственных средств, так и за счет привлеченного капитала. Можно утверждать, что сама специфика нефтедобычи требует от компаний укрупнения (которое, кстати, можно наблюдать в свете происходивших в последнее десятилетие слияний и поглощений), поскольку в противном случае, вследствие отсутствия возможности осуществления крупных капиталовложений, такие компании не в состоянии расширять свой бизнес (осваивать новые месторождения, модернизировать инфраструктуру и т. д.)

На начало 21 века нефть остается важнейшим мировым энергетическим ресурсом и крупнейшим объектом международной торговли. Вместе с тем нефть является исчерпаемым ресурсом и по имеющимся относительно новым прогнозам при текущем уровне добычи мировая обеспеченность нефтью составляет по крайней мере порядка 40—50 лет. Эти оценки, сделанные в последние 5—10 лет, несравненно более оптимистичные, чем те, что имели место в 50—70 гг. истекшего столетия. Новые представления о степени обеспеченности мировыми запасами нефти обусловлены тем, что вследствие продолжающегося открытия все новых месторождений, а также использования достижений научно-технического прогресса, позволяющих увеличить степень извлекаемости нефти из недр и обеспечивающих возможность добычи нефти из месторождений, расположенных в отдаленных пока еще малоосвоенных районах, а также на мировом шельфе, на обозримую перспективу не предвидится острого дефицита нефти в мире вследствие абсолютного истощения ее геологических запасов. По показателю обеспеченности нефтяными ресурсами лидируют страны Ближнего Востока (Саудовская Аравия, Ирак, Кувейт, Иран), а также Россия.

Мировая добыча нефти неуклонно растет, среднегодовые темпы роста за период 1970—2002 гг. составили порядка 1,6%, причем этот показатель существенно меньше среднегодовых темпов роста ВВП. Лидерство по объемам добычи нефти делят Саудовская Аравия, Россия и США, причем в последние годы из-за истощения природных запасов добыча нефти в США неуклонно снижается. Наиболее высокие темпы прироста добычи нефти в рассматриваемый период отмечены в России, Мексике, Норвегии.

Мировой рынок нефти традиционно характеризуется высокой степенью монополизации: на 18 крупнейших нефтедобывающих компаний приходится около 60% мировой добычи нефти, причем только 5 из них являются частными компаниями, а остальные — государственные. Характерно при этом, что крупнейшие государственные нефтедобывающие компании имеют, как правило, существенно более высокий уровень обеспеченности нефтяными запасами, тогда как у крупных частных компаний уровень обеспеченности составляет 8—13 лет, который является с их точки зрения экономически более оправданным.

Потребление нефти в мире на протяжении последних 30 лет в абсолютном выражении также неуклонно росло, среднегодовые темпы прироста за период с 1970 по 2002 г. составили около 1,6%. Крупнейшими потребителями нефти являются США, страны Западной Европы и Япония. При этом следует отметить, что наблюдается постепенное, но неуклонное снижение удельного потребления нефти на единицу ВВП как промышленно развитыми, так и развивающимися странами, вследствие все более интенсивного использования новейших энергосберегающих экологически чистых технологий и увеличения использования других альтернативных источников энергии. В то же время наиболее вероятно, что в обозримую перспективу не предвидится сколько-нибудь существенного падения спроса на нефть за счет использования других углеводородов и альтернативных источников энергии.

Объемы международной торговли нефтью за последние 30 лет также неуклонно росли, причем вследствие уменьшения собственной добычи и увеличивающейся потребности импорт нефти в США только за последние 10 лет увеличился более чем на 65%. Крупнейшими мировыми странами-экспортерами являются Саудовская Аравия, Россия, Норвегия, Иран, суммарная доля которых в поставках нефти на мировой рынок составляет чуть менее 40% и в последние годы оставалась практически неизменной.

ОПЕК продолжает играть исключительно важную роль на мировом рынке нефти, хотя деятельность этой организации за время ее существования постоянно трансформировалась. С момента создания вплоть до 1973 г. ОПЕК практически не играла сколько-нибудь важной роли в ценообразовании, хотя ее страны-члены и обеспечивали около 70% мировой добычи нефти, однако позднее, в период 1973—1986 гг. ОПЕК, напротив, обеспечивала практически полный контроль над ценами, хотя после этого из-за появления новых крупных производителей и экспортеров нефти — Великобритании, Норвегии — роль ОПЕК заметно снизилась, и на начало 2003 г. доля стран — ее членов — на мировом рынке нефти уже составляла менее 40%.

1.4 Цена на нефть как фактор экономического роста и ее роль во времени

Премьер-министр РФ Владимир Путин не считает цены на нефть важнейшим фактором экономического роста в России, хотя ценовые факторы и мировая конъюнктура сыграла свою позитивную и существенную роль.

И в прежние времена, еще во времена советского союза, тоже были периоды высоких цен на нефть. Однако все это было разбазарено - все это проели, разбазарили, и эффекта для развития экономики это не играло.

В новейшей истории цена на нефть начала расти с 2004 года.

А уже в 2000г. обеспечился рекордный рост российской экономики - 10% год. Это был самый большой рост. Это не связано было никак с ценами на нефть.

По словам премьер-министра, принятые решения в налоговой сфере и администрировании должны обеспечить прежде всего рост перерабатывающих отраслей и инновационный рост российской экономики.

В структуре прироста ВВП роль перерабатывающих отраслей уже больше, чем сырьевых отраслей.

Однако недостаточным определенный планами правительства прирост инновационной части на будущие пять лет.

Помимо экономики, необходима модернизация и других направлений жизни страны.

Властная инфраструктура будет соответствовать требованиям времени. Политическая система будет реагировать на все, что происходит в стране и мире, и мы сможем создать такие внешнеполитические условия, которые бы обеспечили интенсивное и эффективное развитие. Что она будет конкурентоспособной, что люди нашей страны будут чувствовать себя в безопасности, будут строить долгосрочные планы для своих семей.

mirznanii.com

Мировые цены на нефть и их влияние на экономику России

Специалисты предлагают выделить четыре периода развития механизма ценообразования рынка нефти, начиная с возникновения международной нефтяной торговли в начале 20 века и выхода крупнейших компаний на международный рынок.

Таблица №1.

Эволюция механизма ценообразования на нефтяном рынке

В течение первых трех периодов существовал картельный принцип ценообразования, но на каждом этапе картели были различными, с разным числом участников. На первом и втором этапах картель состоял из следующих вертикально интегрированных нефтяных компаний:

1) Exxon,

2) Mobil,

3) Galf,

4) Texaco,

5) Standard Oil of California,

6) British Petroleum,

7) Royal-Dutch/Shell.

В течение первого периода цена нефти CIF (cost, insurance, freight) в любой точке планеты определялась исходя из цены FOB (free on board) в районе Мексиканского залива с учетом стоимости доставки, включающей фрахт танкера, залив и слив нефти, таможенную очистку, страховку, и так далее. Фактическое место добычи нефти значения не имело.

С 1947 года способ расчета нефтяных цен претерпел изменения. Это стало следствием начавшегося восстановления экономики стран Европы после Второй Мировой войны и усилением влияния стран Персидского залива. Цена на нефть стала вычисляться так, как если бы ее доставляли из двух точек на Земном шаре - Персидского и Мексиканского заливов. Цену FOB, как и ранее, определяли в Мексиканском заливе. Это привело к тому, что появились места, где обе нефтяные цены были одинаковы. Сначала эта точка находилась в Средиземном море, затем, после снижения цены FOB, переместилась в Персидский залив. Далее ее смещение произошло на Восточное побережье Америки. В 1949 году город Нью-Йорк стал базой для расчета нефтяных цен.

На третьем этапе главная роль в осуществлении функции ценообразования перешла к картелю, состоявшему из тринадцати государств-членов ОПЕК (Саудовская Аравия, ОАЭ, Иран, Ирак, Кувейт, Ливия, Алжир, Катар, Габон, Индонезия, Венесуэла, Эквадор, Нигерия).

Страны - экспортеры ОПЕК часто осуществляли действия, приводящие к дисбалансу спроса на нефтяном рынке. Например, нефтяное

эмбарго 1973 года, а также иранская революция 1979 года привели к дефициту нефти[3] . Последствием же увеличения нефтяной добычи Саудовской Аравией в 1986 году стало избыточное предложение. Сильно увеличилась волатильность нефтяных цен.

До 1970-х годов Международный нефтяной картель монополизировал рынок нефти. Семь крупнейших компаний ("семь сестер") держали под контролем 85-90% нефтяного рынка. Доля независимых производителей составляла около 5%. Транснациональные компании пользовались трансфертным ценообразованием для того, чтобы минимизировать налоги.

С 1986 года биржа вытеснила картельный принцип ценообразования (то есть цена стала определяться по итогам конкурентной борьбы противоборствующих друг другу групп игроков). Цена стала отражать текущее соотношение спроса и предложения в определенный момент времени, учитывая сиюминутные конъюнктурные факторы политического и экономического характера. В результате появления инструментов биржевой торговли начал действовать реальный принцип конкуренции, а также увеличилось число субъектов предпринимательской деятельности на рынке.

На NYMEX (Нью-Йоркской товарной бирже) началась активная торговля нефтяными фьючерсами на сырую нефть в 1986 году. На LIPE (Лондонской нефтяной бирже) в 1988 году также введены контракты на сырую нефть, а чуть позже - на SIMEX (Сингапурской товарной бирже).

NYMEXи LIPE- крупнейшие нефтяные биржи мира, на которых котируется нефть маркерных сортов Brentи LightSweet. Эти смеси являются легкими и низкосернистыми. Плотность нефти марки Brent составляет примерно 38° API, содержание серы - 0,2-1%. Плотность WTI (является основным сортом и подходит под параметры качества LightSweet) равна 40° API, содержание серы - 0,4-0,5%. Плотность российского экспортного сорта Uralsсоставляет 32° API, содержание серы в нем 2,5%. [4]

На этих биржах торги проводятся способом open outcry (голосовой способ), а также применяются новейшие электронные системы. Основные торги по местному времени на NYMEX проводятся с 9-45 до 15-10, а на LIPE - с 10-02 до 20-13. Около пяти с половиной часов торговля на биржах, а также их закрытие происходит в одно и то же время.

Цены выставляются в долларах за баррель нефти, стандартный лот равен 1000 баррелей, а минимальный шаг измерения цены на "черное золото" - 1 цент. На LIPE контракты заключаются на год, далее с интервалом в 3 месяца со сроком исполнения через два года, а также интервалом в полгода на срок до трех лет. На бирже NYMEX контракты заключаются с ежемесячным интервалом на два с половиной года вперед.

Хорошо коррелируют между собой котировки ближайших фьючерсов Brent и LightSweet (Приложение №2). Но, вследствие локальных различий европейского и американского рынков, спред между ними постоянно меняется.

В момент времени, когда на бирже LIPE прекращается торговля фьючерсами, появляется эффект разнонаправленного скачка цен. Переход к следующему контракту на Лондонской бирже совершается на 5-7 дней раньше, чем на Нью-Йоркской бирже. Это происходит из-за того, что на LIPE

торговля фьючерсами с исполнением в ближайший месяц заканчивается в последний банковский день за пятнадцать дней до первого числа этого месяца, а на NYMEX - минимально за три дня до 25 календарного торгового дня предшествующего месяца.

Цена на нефть марки Brent за последние 14 лет колебалась в среднем около 17 долларов за баррель. Когда уровень цены опускается ниже этой отметки происходит контанго (рост цен с отдалением срока исполнения). После установления ОПЕК нижней границы для нефтяной корзины в 22 доллара за баррель увеличилась долгосрочная ожидаемая цена. С июля 1999г. происходит бэквардация (т.к. текущие цены выше уровня в 22 доллара). В настоящее время при переходе на новый контракт уровень цен снижается даже при росте нефтяного рынка (то есть возможно движение котировок WTI и Brent в разных направлениях).

Торговля фьючерсами связана с реальным рынком через механизм арбитража, т.к она предусматривает физическую поставку нефти[5] . На бирже NYMEX происходит поставка шести американских сортов с плотностью в интервале 37°-42° API: South Texas Sweet, North Texas Sweet, Low Sweet Mix, Oklahoma Sweet, New Mexican Sweet, West Texas Intermediate[6] . Возможны также поставки английских сортов Brent и Forties, колумбийского сорта Cusiana, нигерийских сортов Bonny Light и QuaIboe, норвежского сорта Oseberg. Цены на поставки иностранных сортов вычисляются на основе цены сорта Light Sweet с учетом премий, скидок, фрахта, издержек на транспортировку. QuaIboe торгуется с премией в 5 центов, Cusiana и Bonny Light - в 15 центов, Forties Oseberg и Brent - с дисконтом в 30 центов. Но физические поставки нефти по биржевым контрактам осуществляются редко и составляют 1% от объема торгов на бирже.

На NYMEX заключается за день в среднем около 152 тысяч фьючерсных контрактов по сорту нефти Light Sweet, на LIPE- около 70 тысяч фьючерсных контрактов по сорту Brent. При этом добыча нефти соответствующих сортов составляет 700-800 баррелей в сутки, т.е. нефти реально добывается примерно на два порядка меньше, чем виртуальный объем торгов.

Существуют различия в механизмах ценообразования на торговых площадках NYMEX и LIPE. Характерной чертой организации торгов на бирже NYMEX является строгий контроль за уровнем цен, а также за размером открытых позиций. Участник торгов имеет право иметь не больше 20 тысяч открытых позиций, из них не больше 1 тысячи по ближайшим фьючерсам в последние 3 дня торгов и 10 тысяч по какому-то одному контракту. Диапазон колебаний уровня цен на нефть ограничен: по всем заключенным контрактам (кроме ближайших 2-х) он составляет 3 доллара за баррель или 6 долларов (при условии, что в предыдущий день колебания достигли верхней границы). При изменении цены какого-то из ближайших 2-х контрактов на 7,5 долларов биржевые торги останавливают на час, затем устанавливают потолок изменения уровня цены в 7,5 долларов для всех биржевых контрактов[7] . На бирже LIPE таких ограничений не существует.

Высокий уровень ликвидности и относительная прозрачность - основные достоинства биржевого ценообразования. Данный рынок открыт для большого числа потенциальных участников.

На крупнейших мировых биржах торгуются только несколько сортов нефти, хотя добывают несколько десятков. Эталонный сорт нефти на внебиржевом рынке - Brent. Установление котировок на другие сорта происходит на основании дифференциалов (премий и скидок) к Brent или к другому маркерному сорту. Так устанавливается цена и на российский экспортный сорт Urals. Текущий баланс предложения и спроса, плотность, содержание серы в данном сорте оказывают влияние на стоимость дифференциалов. Рынок нефти условно поделен на сегменты, при этом сорта-заменители (Kirkuk и Urals) постоянно конкурируют между собой.

mirznanii.com

Мировые цены на нефть и их влияние на экономику России

Промышленно развитые страны за пять лет обеспечили 29% прироста потребления нефти. Лидером по росту потребления среди развитых стран являются США, тогда как Япония, Германия и Италия сократили потребление нефти. По сути, в Европе рост потребления нефти обеспечивали Испания, Австрия, Польша и Голландия.

Добыча нефти в мире с 2000 г. по 2004 г. выросла на 7,1%, то есть ее рост был ниже роста потребления нефти. В 2001-2002 гг. потребление нефти увеличивалось незначительно, и ОПЕК снижала добычу нефти для сохранения ценовой ситуации на рынке.

С 2003 г. добывающие страны фактически сняли ограничения на добычу и экспорт нефти для того, чтобы удовлетворить быстро растущий спрос на нее. Рост добычи нефти в России, Саудовской Аравии и ряде других стран был частично скомпенсирован падением добычи в Северном море, США, Венесуэле, Ираке и в Индонезии, которое было вызвано в первую очередь политическими, подчас военно-политическими и технологическими причинами.

Стабилизация политической обстановки в ряде стран ОПЕК позволит увеличить добычу примерно на 73 млн. т в год. В какой-то мере это компенсирует падение добычи в США и других странах, где оно обусловлено технологическими причинами. Однако для удовлетворения растущего спроса на нефть на мировом рынке необходим рост экспорта нефти из других стран, в том числе и, может, быть, в значительной степени из России.

С 2000 г. по 2004 г. Россия обеспечила самый высокий прирост добычи нефти в мире. Прирост добычи нефти в России был в три раза выше, чем у ОПЕК. В настоящее время Россия является одним из главных факторов стабилизации мирового рынка нефти.

Если вспомнить историю, то нетрудно заметить, что в 1987 г. Россия (без других республик СССР) добыла 571 млн. т нефти. Это была самая высокая добыча нефти в одной стране за всю историю нефтяной промышленности мира. За этим последовал период резкого сокращения добычи нефти, но этот период закончился несколько лет назад. Начиная с 1999-2000 гг. добыча нефти в России быстро растет.

Благодаря высоким ценам на нефть на мировом рынке рост добычи превзошел и тот прогноз, который заложен в "Энергетической стратегии России до 2020 года". И в этих новых конъюнктурных условиях прогноз роста добычи нефти в России может быть уточнен.

При средних ценах на российскую нефть на мировом рынке в диапазоне 25-35 долл. за баррель добыча нефти в России может достигнуть к 2020 г. 550-590 млн. т в год, и в первую очередь за счет ввода в разработку новых месторождений.

К настоящему моменту в России открыто и разведано более трех тысяч месторождений углеводородного сырья, причем разрабатывается примерно половина из них. В основном эти ресурсы расположены на суше, более половины российской нефтедобычи и более 90% добычи газа сосредоточены в районе Урала и Западной Сибири. Большинство месторождений этого района отличаются высокой степенью выработки, поэтому при сохранении его в качестве главной углеводородной базы необходимо развивать и альтернативные регионы добычи.

В долгосрочной перспективе такими приоритетными регионами нефте- и газодобычи являются Восточная Сибирь и Дальний Восток. Их развитие представляется особо важным как с социально-экономической точки зрения, так и исходя из стратегических интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Большое значение имеет развитие таких центров нефте- и газодобычи, как шельф острова Сахалин, Баренцева, Балтийского и Каспийского морей.

Экспорт нефти из России зависит как от добычи нефти, о росте которой уже говорилось, так и от ее потребления на внутреннем рынке. Согласно оценкам экспертов, до 2010 г. темпы роста добычи нефти в России будут выше темпов роста объемов переработки нефти для внутренних нужд. В результате до 2010 г. экспорт нефти из России будет расти. Затем экспорт нефти выйдет на стабильный уровень.

Перспектива развития топливно-энергетического комплекса России во многом определяется ее размерами и географическим положением. Россия географически связана со всеми тремя главными рынками сбыта нефти: Европой, США и Азиатско-Тихоокеанским регионом.

В "Энергетической стратегии России" в этой связи предусмотрено развитие системы магистральных нефтепроводов и морских терминалов для поставки нефти на эти рынки. Для расширения поставок в Европу - Балтийская трубопроводная система (БТС) и порт Приморск мощностью до 62 млн. т в год. Сегодня заканчивается подготовка всех необходимых формальных решений для завершающей фазы этого проекта, и к концу следующего года, я уверен, Приморск и БТС выйдут на свою максимальную проектную мощность.

В 2000 г., когда только начиналась первая фаза и когда 12 млн. т для БТС считалось героическим этапом начала реализации нового проекта, сегодня мы уже имеем мощность в 50 млн. т, и это уже воспринимается достаточно спокойно, как нечто почти само собой разумеющееся. Чтобы продолжить традицию, в следующем году БТС выйдет на финальную мощность до 62 млн. т.

Для выхода на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона задействована система нефтепроводов Тайшет-Тихий океан и терминала для налива танкеров дедвейтом 300 тыс. т в бухте Перевозная. Общая мощность системы достигает 80 млн. т в год. Сейчас идет активная фаза экспертизы технико-экономического обоснования этого проекта. С учетом сроков, отпущенных законодательством на этот процесс, надеюсь, что до конца года все формальные решения Правительства по структуре, этапам, объемам реализации восточного проекта Тайшет - Тихий океан уже будут приняты.

Для выхода на рынок США в долгосрочной перспективе планируется строительство системы нефтепроводов Западная Сибирь - побережье Баренцева моря. Мощность этой системы к 2020 г. может также составить до 80 млн. т в год.

Эти параметры, эти мощности транспортных систем связаны как с перспективами добычи российской нефти, так и теми процессами интеграции, которые проходят на постсоветском пространстве. В первую очередь я имею в виду ЕЭП, по которому наша совместная работа с МИД России по перспективным балансам топливно-энергетических ресурсов с Казахстаном как с основной ресурсной базой, с Украиной и Белоруссией как со странами транзита. И расчетные консолидированные ресурсы позволяют нам говорить и о реализации Северного направления на побережье Баренцева моря.

Кроме того, ожидается рост транзита нефти из Казахстана через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) до 67 млн. тонн в год (1,3 млн. баррелей в сутки).

В результате реализации всех крупных, упомянутых и неупомянутых средних и мелких проектов пропускная способность экспортных магистральных нефтепроводов и морских терминалов России к 2010 г. должна вырасти до 303 млн. т в год (6,1 млн. баррелей в сутки).

Нефтяные компании России реализуют собственные проекты увеличения экспорта нефти из России. Например, "ЛУКОЙЛ" через терминал в Астрахани по Каспийскому морю поставляет нефть в Иран по схеме замещения. "Роснефть" организует поставки нефти в Мурманск танкерами по Северному морскому пути, растет экспорт нефти с острова Сахалин.

Поэтапная реализация всех проектов развития инфраструктуры транспорта в России позволит обеспечить стабильный рост поставок нефти на мировой рынок.

Главным рынком российской нефти остается Европа. В настоящее время в Европу направляется 93% всего экспорта нефти из России. В эту оценку включены как рынки стран Северо-Западной Европы, Средиземного моря, так и стран СНГ.

Поставки нефти на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона постепенно растут. На этом рынке преобладают поставки нефти в Китай, они же обеспечивают и основной прирост. На американском рынке основным потребителем российской нефти являются США, но эти поставки не играют заметной роли.

В будущем главным рынком сбыта нефти для России останется Европа. Россия будет обеспечивать необходимый рост поставок нефти в Европу, но при этом за счет достаточно интенсивного роста добычи нефти планируется и укрепление позиций России на рынках АТР и США.

Помимо поставок на внешний рынок российский ТЭК полностью удовлетворяет внутренние потребности экономики и населения, которые сегодня составляют около трети от совокупной добычи углеводородов.

Однако, несмотря на отсутствие дефицита энергетического сырья, и продуктов переработки, цены на внутреннем рынке растут вслед за мировыми. С начала года автомобильный бензин подорожал примерно на 40%. И, естественно, это вызывает серьезное беспокойство у российских потребителей.

Проблема роста цен на бензин, на топливные ресурсы имеет, безусловно, комплексный характер. При ее решении возникает вопрос: должны ли внутрироссийские цены следовать за мировыми и постепенно приближаться к ним или внутреннее ценообразование должно происходить по своей внутренней логике с учетом страны - нетто-экспортера этих ресурсов?

Не следует думать, что в росте цен на нефтепродукты повинен исключительно монопольный сговор на внутреннем рынке. Нефтяники не могут не следовать за мировой конъюнктурой и не считаться с понижением рентабельности своей работы на внутреннем рынке. В нынешней ситуации такие меры, как внутренние интервенции, биржевые инструменты, и даже ужесточение антимонопольного законодательства могут иметь только ограниченный эффект. Основной баланс определяется двумя инструментами государственного налогового регулирования: рентными платежами и фискальными позициями на внешнем контуре (экспортными пошлинами). Сегодняшние внутренние рентные платежи привязаны российским законодательством к ценам мирового рынка и обуславливают ту динамику внутренних цен, которую мы наблюдаем, при этом минимизируя регулятивное воздействие экспортных пошлин на внешнем контуре. Правда, нынешняя система задавалась в принципиально иных ценовых условиях на мировых рынках. Сегодня, когда ценовой коридор на рынке нефти пробит, возможно, следует вновь вернуться к этому вопросу.

mirznanii.com

Мировые цены на нефть и их влияние на экономику России

В экспортно-импортных операциях с нефтью участвуют все без исключения страны мира. По каналам международной торговли в начале 21 века проходит около половины добываемой в мире нефти. На ее долю приходится более 20% суммарной стоимости экспорта всех развивающихся государств. При этом для ряда крупнейших мировых поставщиков нефти ее удельный вес в экспорте был всегда весьма существенным и составлял, например, в Нигерии — 95—96%, Анголе — 91%, Иране и Омане — 88—90%, ОАЭ — 78%, Саудовской Аравии — 73%, Ливии — 77%, Венесуэле — 65%, Мексике — 33%, Индонезии — 24%. Характерно, что для вышеперечисленных развивающихся стран доля нефти в общем экспорте имеет неуклонную тенденцию к росту.

Даже для такой экономически мощной промышленной державы, как Великобритания, вывоз нефти в последнее десятилетие имеет очень большое значение, принося более 4% экспортной выручки, а другому крупному европейскому экспортеру — Норвегии еще больше — около 34%.

В последней четверти истекшего столетия международная торговля нефтью, оправившись от глубокого структурного кризиса в начале 70-х годов, когда объем мирового экспорта, сократился на треть, приобрела вполне устойчивую тенденцию к росту — в среднем на уровне 5—6 % в год.

В 2007—2008 гг. ежегодно от 76 до 81% нефти поступает на мировой рынок из развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки (включая Мексику), 10—15% — из промышленно развитых стран и 9% — из России и других стран СНГ.

В 1990 г. на долю СССР приходилось 11,6% мирового экспорта этого товара, однако последующие перестроечные процессы и глубокий экономический спад привели к сокращению советского экспорта почти на 60%. Лишь в 2001 г. России удалось увеличить добычу нефти и довести свою долю до 8%, заняв третье место в списке крупнейших стран-экспортеров.

Образовавшаяся в связи с этим в 90-х гг. свободная ниша на мировом рынке нефти была немедленно заполнена другими поставщиками, имеющими резервные мощности, и, прежде всего производителями из стран Ближнего и Среднего Востока, которые тем самым укрепили свои позиции на рынке. На долю стран из этого региона сегодня приходится около половины мирового экспорта нефти, в том числе почти 20% — на долю Саудовской Аравии, 8 — Ирана, по 6% — Кувейта и Объединенных Арабских Эмиратов. Еще около 14% нефти поступает на рынок из стран Африки (Нигерия — 5,5, Ливия — 4%), 12% — из стран Латинской Америки (Мексика — около 5, Венесуэла — более 5%). Среди промышленно развитых государств ведущими экспортерами выступают Норвегия (7%), Великобритания (около 3,5%) и Канада (около 3%).

В последние годы доля России и стран бывшего СССР в мировом экспорте нефти снова начала расти. Это происходит в основном за счет того, что при низких ценах на нефть страны ОПЕК целенаправленно снижали добычу нефти, и освобождающееся место на рынке вновь занимали нефтяные компании России. Ирак уже более 10 лет работает по программе «Нефть в обмен на продовольствие». Эта программа осуществляется под надзором ООН и устанавливает максимально допустимый уровень иракских поставок нефти (сейчас — около 100 млн т в год). После завершения операции США в Ираке, вероятно, данная программа будет прекращена, и возможно увеличение экспорта нефти из Ирака более чем в 1,5 раза.

Нефть покупают более 118 государств и территорий, из которых 70 стран импортируют более 1 млн т в год каждая. При этом лишь 30 государств выступают сравнительно крупными покупателями нефти, ввозя ежегодно свыше 10 млн т в год каждая. Вместе с тем решающим образом состояние спроса на нефть фактически определяют всего 10 промышленно развитых стран, каждая из которых закупает более 50 млн т в год.

Список крупнейших покупателей нефти возглавляют США (21,6% мирового импорта по количеству) и Япония (13,8%). В него также входят шесть стран Западной Европы (Германия, Италия, Франция, Испания и Великобритания), на долю которых суммарно приходится около 65%, и два представителя НИС Азии — Республика Корея (4,6) и Сингапур (3,2%).

Особенно быстро увеличивается импорт нефти в США. Это связано с растущим внутренним спросом и продолжающимся сокращением внутренней добычи нефти. С тем чтобы снизить зависимость от поставок нефти из арабских стран, в последние годы США увеличивают число стран — экспортеров нефти из других регионов. Особенно заметно эта тенденция начала проявляться после известных событий 11 сентября 2001 г.

В Великобритании с увеличением собственной добычи, несмотря на существенный рост внутреннего потребления, зависимость от импорта нефти за последние пять лет снизилась с 60 до 50%, тогда как в большинстве других западноевропейских стран, исключая Норвегию, импорт по-прежнему покрывает 95—100% потребления нефти.

По-разному складывается положение в странах Южной и Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Такие крупные покупатели нефти как Япония, Южная Корея и Сингапур зависят от импорта на 100%, Индия — на 48—52%, тогда как Малайзия и Китай — всего лишь на 10%.

В Южной Америке зависимость от импорта у Бразилии достигает 42%, Чили — 90% и более, в то время как Аргентина, напротив, полностью удовлетворяет свои потребности за счет внутреннего производства.

Главная причина возникновения серьезных сдвигов в мировых потоках нефти в обозримой перспективе видится в том, что основное увеличение спроса ожидается со стороны стран Азии, а основной прирост добычи — в странах Африки и России. Вместе с тем это приведет к некоторому падению традиционной роли ведущих поставщиков нефти из стран Персидского залива. Ожидаемое увеличение в ближайшем будущем добычи нефти в странах Латинской Америки и Канаде вызовет рост поставок из этих стран в США, на фоне сокращения импорта нефти в эту страну с Ближнего Востока. Кроме того, в самое последнее время США рассматривают возможности масштабного импорта нефти из России и стран Африки. Аналогичная тенденция станет главной и в Западной Европе.

В складывающихся новых геополитических условиях странам Ближнего Востока, видимо, придется все большую часть добываемой нефти поставлять в страны Азии. Фактически этот процесс уже начался. Еще 2—3 года назад поставки стран Африки в страны Азии были весьма незначительными, но уже в 2008 г. они достигли почти 67 млн т, а в ближайшие годы могут превысить 100 млн т.

В последние годы США ежегодно импортируют из стран Ближнего Востока около 75 млн т нефти, тогда как мощности их нефтеперерабатывающих заводов составляют около 700 млн. т. По прогнозу Международного Энергетического Агентства к 2005 г. общий импорт США увеличится примерно на 100 млн т. Закупки нефти в странах Латинской Америки увеличатся на 135 млн т. Импорт из других государств соответственно уменьшится. С учетом ожидаемого увеличения поставок нефти из Канады, падение закупок на Ближнем Востоке и в Африке будет еще значительнее.

Кроме того, в свете событий 11 сентября 2001 г. можно назвать еще одну немаловажную причину данного процесса — политическую. В конце 2008 г. США начали активно осуществлять политику диверсификации поставок нефти из различных стран, целью которой является сокращение зависимости от поставщиков из региона Ближнего Востока.

В последние годы мировой рынок нефти испытал серьезную трансформацию, обеспечившую значительное повышение его диверсифицированности и увеличение многообразия и гибкости его механизмов функционирования. Перестройка рынка наиболее ярко проявилась в добавлении новых сегментов рынка к уже существующим: переход от долгосрочных контрактов к разовым сделкам с наличной нефтью (рынок «спот»), а далее к форвардным и, наконец — к фьючерсным сделкам, существенное расширение видов товарообменных сделок. На мировом рынке первоначально преобладали сделки с реальной нефтью, а затем стали все более практиковаться сделки преимущественно с «бумажной» нефтью. В итоге, к концу 80-х гг. была фактически сформирована по существу новая мировая система, базирующаяся на биржевой торговле нефтью и нефтепродуктами, обслуживаемая в основном тремя центрами (Нью-Йорк — NYMEX, Лондон — IPE, Сингапур — SIMEX). Работает она круглосуточно в режиме реального времени (когда закрывается биржа в Нью-Йорке — открывается в Сингапуре, после закрытия которой, в свою очередь, открывается биржа в Лондоне и т. д.). Таким образом, мировой рынок нефти в конце прошлого — начале текущего столетия постепенно превратился из рынка ранее преимущественно «физического» (торговля наличной нефтью) в рынок преимущественно «финансовый» (торговля нефтяными контрактами).

Следует отметить, что на данный момент доля операций с фактической поставкой нефти и нефтепродуктов составляет менее 5% общего числа совершаемых на бирже сделок. Тогда как преобладающая часть (около 95%) — это биржевые операции с фиктивным товаром и широко распространенные чисто спекулятивные сделки и контракты по хеджированию (страхованию от ценовых рисков). В итоге, общий масштаб биржевых операций по нефти не только многократно превышает уровень реальных сделок, но в ряде случаев во много раз больше объемов мировой добычи нефти.

Три упомянутых выше ведущих центра биржевой торговли нефтью вместе с мощным развитием компьютеризации, телекоммуникации и информационных технологий обеспечили глобализацию мирового рынка нефти, его практическое функционирование в режиме реального времени, тесную взаимозависимость цен на нефть в разных районах земного шара. Формирование единого информационного пространства обеспечения нефтяной отрасли в мире позволило серьезно увеличивать временные пределы фьючерсных контрактов. Если на начальных этапах биржевой торговли нефтью фьючерсные котировки производились на период от трех до шести месяцев, то сегодня сроки торговли фьючерсами на рынке нефти увеличились по отдельным товарным позициям до шести лет. Появилась реальная возможность целенаправленного заблаговременного формирования ожидания субъектов рынка в отношении перспективной динамики мировых цен на нефть и нефтепродукты и, тем самым, уменьшения рисков ценовых колебаний, повышения эффективности и надежности нефтяных операций.

mirznanii.com

Как делается прогноз роста или снижения мировых цен на нефть на год

Составлением прогноза цен на нефть занимаются как отдельные аналитики, так и крупные организации. Человеку, не имеющему экономических познаний должной глубины, сложно учесть все факторы, которые могут повлиять на стоимость барреля нефти в будущем. Ценность комментария, сделанного экспертом, становится в этой ситуации очевидной.

Цены на нефть волнуют не только экономистов и ведущих политических деятелей. От того, сколько стоит и будет стоить в дальнейшем баррель, во многом зависит жизнь каждого человека – и не только автомобилиста. Нефть – «черное золото» — влияет на экономику многих государств, в том числе, и России. Именно поэтому прогноз мировых цен на это полезное ископаемое остается и будет оставаться интересным до того времени, пока весь мир не перейдет на иные источники энергии полностью.

Факторы, влияющие на стоимость нефти

Среди факторов можно отметить технические. Прежде всего это изменения технологий добычи, переработки и транспортировки нефти. Они влияют на себестоимость топлива. Сюда относятся и чисто экономические факторы: позиции ведущих игроков на биржах, где «черное золото» скупается и перепродается, волатильность, то есть изменчивость цен.

Внешние факторы – политическая ситуация в мире, в частности, в регионах, где добывается нефть, ситуация в мировой экономике, условия окружающей среды в странах-потребителях и странах-добытчиках. Предугадать влияние внешних факторов достаточно сложно не редки случаи манипуляции ими, как, например, аналитики оценивают рост цен на нефть в первой половине 2012 года как манипуляцию политическими факторами.

Также эксперты определяют динамику роста и падения, анализируют темпы роста ВВП, оценивают запасы нефти в уже разрабатываемых и открытых скважинах, объемы хранения добытой нефти. На основании этого и при информации о политической и экономической ситуации уже можно предполагать, как цены на топливо изменятся в ближайшее время.

Когда растут цены на нефть?

Как и в случае с другими товарами, стоимость нефти зависит от уровня спроса и предложения, а также себестоимости добычи. Существуют разные способы ценообразования, но на данный момент цены определяются в основном на крупнейших фондовых биржах. Здесь, помимо спекуляций, стоимость нефти меняется и из-за общеэкономических причин.

Первая причина – повышение спроса на нефть, что может быть вызвано резко выросшим ВВП в той или иной стране, низкой температурой воздуха на протяжении одного или нескольких месяцев в странах-потребителях, а также приросты в потреблении бензина. Снижение объемов добываемой нефти также влияет на стоимость. Истощение скважин при отсутствии новых источников, а также всевозможные политические события, которые могут уменьшить объем экспорта на мировой рынок, способны резко повысить цены на нефть. Изменения себестоимости добычи, транспортировки, хранения нефти также влияет на цену топлива – чем дороже они, тем дороже себестоимость нефти.

Инфляция всегда способствует повышению цены нефти. Валюта постепенно ослабевает в цене из-за роста тиражей. Как следствие, растут цены на различные активы, среди которых и нефть.

Когда цены снижаются?

В истории ценообразования было немало моментов, когда цены на нефть значительно снижались. Причинами этому, в первую очередь, может служить Понижение спроса, вызванное появлением и внедрением новых энергосберегающих технологий, снижением необходимости в топливе из-за теплой погоды и т.д., а также экономическим кризисом. Чаще сказывается именно последняя причина – потребители не склонны инвестировать в другие виды энергоносителей.

Рост предложения также способствует снижению цен на нефть. Открытие новых месторождений  или улучшение средств добычи потенциально увеличивает запасы нефти в определенных странах и способно понизить стоимость на черное золото. Кроме того, цены на нефть снижаются при волнениях на фондовых биржах. Пример – ситуация в 2008 году. Индексы стали снижаться, была объявлена рецессия, и цена на нефть стала неизбежно уменьшаться.

Сбываются ли прогнозы цен на нефть?

Прогнозирование – занятие, большей частью, неблагодарное, так как стопроцентная уверенность в правдивости прогноза невозможна. Все аналитики совершали ошибки и всегда будут их совершать. Но особенность прогнозов на котировки – не в этом. Необходимо учитывать как можно больше прогнозов – и все участники рынка знают это. Чем больше информации о рисках и возможностях будет иметь инвестор, тем к большему числу событий он будет готов.

Прогнозированием занимаются крупные инвестиционные компании, предприятия, добывающие нефть, банки, государственные организации (например, Минэкономразвития). Составляются как краткосрочные, так и долгосрочные прогнозы. В США в прошлом веке, к примеру, компании Shell и ExxonMobil составили глобальные прогнозы цен на нефть. Стоит учитывать и данные банковских аналитиков – они подходят к проблемам нефти с другой стороны и порой способны показать такие аспекты ситуации, которые не могли учесть нефтяные компании.

Среди «акул» бизнеса встречаются и «мелкие рыбешки», которые, однако, могут играть куда большую роль. Такой является и издательская компания Platt’s, чьи прогнозы берут на вооружение крупнейшие игроки, и чьи выкладки используют при составлении сценариев ведущие аналитические группы.

Роман Носик. 26.03.2012

www.investmentrussia.ru

Мировые цены на нефть и их влияние на экономику России

Кроме спот-сделок на внебиржевом рынке торгуются срочные контракты (опционы, форварды, свопы). Из-за высокого риска невыполнения контрактов большую роль на рынке играют крупные финансовые институты, имеющие надежную репутацию. Так, Goldman Sachs и Morgan Stanley - лидеры по объему торгов опционами и свопами на нефть.

Для нефти марки Brentнет спот-цен, так как данный сорт добывается на море. Поэтому котировки Brentdated, которые публикуют в специализированных агентствах (PetroleumArgus, Platt’s), используются вместо спот-цены. Согласно методологии Platt’s уровень цены Brentdated оценивают по реальным сделкам, а также двусторонним котировкам на форвардную поставку не раньше, чем через 7 дней и не позже, чем через 17 дней. В порту SullomVoe происходит отгрузка товара, являющегося смесью Brent с плотностью 38° API и содержанием серы 0,4%. Объем нефти марки Brent, поставляемый в порт SullomVoe, равен 575 тыс. барр. в сутки. Если конкретная дата поставки не определена, марка Brent торгуется на 1, 2, 3 и более месяцев. Котировки ближайших фьючерсов на бирже LIPEи ежедневные котировки Brentdated значительно коррелируют, так как их связывает между собой механизм арбитража.

Уровень нефтяных цен на биржевом и внебиржевом рынках определяется главным образом двумя факторами: текущей и ожидаемой конъюнктурой нефтяного рынка и динамикой издержек. Не существует точных данных о текущем соотношении спроса и предложения в мире, поэтому нефтяные трейдеры вынуждены ориентироваться на данные об изменении складских нефтяных запасов (промышленных и стратегических) [8] . Эти данные публикуются в обзорах API (Американский институт нефти), EIA (информационное агентство Департамента энергетики США), IEA (Международное энергетическое агентство). Если запасы растут, то величина предложения нефти выше величины спроса. При этом, как правило, происходит падение цен.

Возникающий время от времени на рынке нефти дисбаланс связан в основном с "шоками" предложения (со стороны ОПЕК), тогда как спрос на нефть является инерционным. По результатам исследований нефтяное потребление очень неэластично по отношению к цене на временных интервалах менее 1 года. "Шоки", которые влияют на потребление, обычно вызывают сильные колебания уровня цен. Например, повышенное предложение нефти со стороны ОПЕК и экономический кризис в Юго-Восточной Азии привели к обвалу нефтяных цен в 1998г.

Значительные краткосрочные колебания приводят к размыванию связи между ценой на нефть и соотношением спроса и предложения в долгосрочном периоде.

Нефтяные цены на краткосрочных интервалах имеют сильно выраженную сезонную компоненту. Западная Европа и США расположены в северном полушарии планеты и отапливают помещения топочным мазутом. Летом растет потребление бензина. США - лидер по потреблению нефти (19419 тысяч баррелей в день, что составляет 22,5% общемирового потребления) (Приложение №7). На втором месте Страны Европейского союза - 14765 тысяч баррелей в день, что составляет 17,9% общемирового потребления. По данным Международного энергетического агентства (Приложение №7) потребление нефти до 2008 года стабильно росло,

соответственно росли и нефтяные цены (Приложение №3). В июне 2008 года цена достигла максимальной отметки в 135 долларов за баррель нефти марки Brent. Затем цена стала снижаться. Существенную роль в этом сыграл кризис 2008-2009 годов. В 2009 году впервые произошло понижение уровня потребления нефти.

Основной проблемой ценообразования на нефтяном рынке является неточность данных и оценок соотношения спроса и предложения. Промышленные запасы нефти получили реальную оценку только для стран ОЭСР.

Создание эффективных инструментов хеджирования провозглашается одной из главных целей развития биржевого рынка деривативов[9] . Но есть ряд факторов, которые препятствуют осуществлению этой идеи. Так, среди биржевых игроков доминируют производители нефти. На транспорт приходится около 50% спроса. Автомобилистов и владельцев АЗС трудно представить хеджирующими риски изменения цены на бензин. А торговля фьючерсами - рискованное и дорогое дело, которое требует высокой квалификации. Именно поэтому только крупные структуры могут позволить себе такое дорогое удовольствие. Существенная доля НПЗ, а также сбытовых структур находится под контролем крупных вертикально интегрированных компаний, заинтересованных в росте цен на нефть. Маржа переработки, а не нефтяные цены имеют важное значение для независимых НПЗ. При этом маржа не сильно зависит от уровня цен на нефть. Так, на долю крупных производителей, по данным CFTC, приходится около 75% операций с нефтяными фьючерсами на торговой площадке NYMEX.

Следует принимать в расчет также особый менталитет менеджеров, так как для них риском является только изменение уровня цены, приводящее к убыткам, а не любое изменение уровня цены.

Согласно данным, полученным в ходе дополнительных исследований, производители проводят хеджирование в отношении лишь малой части своих рисков, которые связаны с колебаниями нефтяных цен. Большее внимание уделяется рыночным спекуляциям. Существует много подтверждений спекулятивного характера торговли на бирже. Это, например, низкая ликвидность опционов, увеличение объемов торгов с волатильностью, а также тот факт, что примерно три четверти торгов приходится на два ближайших контракта и др.

Интересен тот факт, что нефтяные компании в некотором смысле заинтересованы в повышении уровня волатильности цен, так как это увеличивает рыночную капитализацию, а также фундаментальную стоимость компании. Стоимость месторождений нефти, по сути, является сложным опционом, который связан со стратегией инвестирования. А с увеличением уровня волатильности базового актива стоимость опциона растет.

Еще одной проблемой ценообразования на рынке нефти является зависимость цен большинства сортов (в том числе Urals) от цены марки Brent. Это приводит к чрезмерной волатильности и подверженности рынка манипуляциям. Большую известность получил конфликт, произошедший между Arcadia Petroleum (дочерней компанией Mitsui) и американским НПЗ Tosco. В 2000 году Tosco предъявила судебный иск Arcadia Petroleum, обвинив ее, а также трейдера Glencore в сговоре и монополизации нефтяного рынка, в результате чего цены на нефть выросли более чем на 3 доллара за 1 баррель. В то время компания Tosco понесла значительные убытки. Из-за приостановки по техническим причинам добычи нефти на нескольких месторождениях Северного моря в сентябре ожидалось уменьшение отгрузки с 35танкеров по 500 тысяч баррелей каждый до 22. Arcadia Petroleum и Glencore воспользовались ожиданием сжатия нефтяного рынка, агрессивно скупив в августе пятнадцатисуточный Brent и заключив контракты на 18 судов. Итогом стало то, что в Лондоне до окончания торгов по сентябрьским фьючерсам (15 августа) уровень цен на них превысил стоимость таких контрактов в Нью-Йорке.

Ближайший Brent на бирже LIPE подешевел (последствие бэквардации) в то время как пятнадцатисуточный продолжал расти. Скачок уровня цены ссоставил 2,71 долларов за баррель в день. Котировки Brent достигли максимального значения за последнее десятилетие в результате спекулятивной игры. Конфликт между Arcadia Petroleum и Tosco уладили еще до суда, но проблема манипуляций на рынке до сих пор не решена.

Европейский союз располагает лишь 0,5% мировых запасов нефти (Приложение №6), при этом потребляет 17,9% произведенной нефти (Приложение №7), поэтому его зависимость от импорта неуклонно растет. Зависимость от импортируемой нефти в настоящее время равна 70%. Вторым важнейшим источником нефти для Европейского союза является РФ[10] . В настоящее время более 15% нефти ЕС получает из РФ. По сравнению с ЕС нефтяной баланс США является еще менее устойчивым. США располагают только 2,4% мировых запасов нефти (Приложение №6), а потребляют 22,5% ее мирового производства (Приложение №7). Экономика США в большой степени зависит от импорта энергоносителей. На сегодняшний день эта страна располагает запасами нефти, равными 30500 млн. баррелей (Приложение №6), которые израсходует через 4-5 лет, если откажется от импорта. Запасы нефти соседних с США стран весьма существенны: у Мексики - 11900 млн. баррелей, что составляет 0,9% мировых. В целом в на двух американских континентах расположено около 15,4% глобальных запасов нефти (Приложение №6).

В 2000 году производство нефти в РФ составило около 6178 тысяч баррелей в сутки, в 2009 году оно достигло 9886 тысяч баррелей в сутки (Приложение №8). Около 75% запасов российской нефти расположено в Западной Сибири. Существенные запасы были обнаружены на севере европейской части РФ. Самыми крупными нефтяными компаниями России являются Роснефть, Лукойл, ТНК-BP, Сургутнефтегаз, Газпром нефть, Татнефть, Славнефть, Башнефть[11] .

Транспортировку нефти осуществляют предприятия двух компаний: "Транснефть" и "Транснефтепродукт"[12] .

В РФ нефть добывают более 100 компаний, однако большая часть добычи находится под контролем десяти крупнейших вертикально интегрированных компаний.

В России также начали свою деятельность несколько иностранных нефтяных компаний. В 2001 году их объем производства достигал 6,5% российского. Основные иностранные игроки в российском бизнесе по добыче нефти: Mitsui, Agip, RDShell, BritishPetroleum, Statoil, BritishGas, TotalFinaElf, ChevronTexaco, Mitsubishi, Conoco, NesteOy, ExxonMobil, NirskHidro.

Сырая нефть составляет около 40% суммарного экспорта РФ[13] . Россия - один из ведущих операторов в мировом нефтяном бизнесе, т.к является вторым по величине чистым экспортером нефти (после Саудовской Аравии). Среди десяти самых крупных мировых экспортеров только РФ, Мексика и Норвегия не входят в ОПЕК. В 2000 году РФ экспортировала около 144,5 (Приложение №9) млн. тонн сырой нефти и 50 млн. тонн нефтепродуктов. С 2000 года величина экспорта начала расти, а в 2009 году составила около 246 млн. тонн (Приложение №9).

Увеличение экспорта сырой нефти ограничивается техническими возможностями трубопроводов (так называемые "узкие места"). Однако главной проблемой нефтепродуктов российского производства является их низкое качество.

mirznanii.com