Судоходство на Волге в 1886 г. Фотографии. Волга нефть пароход


Пароходное общество «По Волге» - Коллекционер баянов

Первое речное пароходство «По Волге» появилось 170 лет назад. Его устав был высочайше утвержден 7 сентября 1843 года. С той поры ведет свою историю Волжское пароходство.

Крупнейшая река европейской России, Волга была судоходной почти на всем протяжении – 3350 верст. Веками она оставалась важнейшей транспортной магистралью Руси. С ранней весны с ее низовьев тянулись караваны судов, груженных рыбой и солью, добываемой в прикаспийских озерах. С верха в Астрахань доставлялись масло, мед, яйца, грибы, ветчину. Со средней Волги, к Рыбинску и — через Мариинскую систему каналов – шли хлебные грузы. А кроме того, по водному пути везли нефть с бакинских промыслов, дрова и лес из Костромы и Перми – всего и не счесть.

У истоков первого пароходного общества – «По Волге» — стояли иностранный гость Д. Кейли и два его русских компаньона — купец из Санкт-Петербурга М. Кириллов и калязинский купец первой гильдии Д. Полежаев. Первый пароход пайщики заказали в Голландии и после сборки нарекли «Волгой». С баржей, груженной зерном, «Волга» совершила свой первый рейс из Самары в Рыбинск в навигацию 1846 года. Общество работало с прибылью, и судовладельцы заказывали в Голландии и Англии новые и новые суда. Их сборку производили в Криушинском затоне в 36 верстах ниже Симбирска, а с 1860 года стали строить на заводе братьев Шиповых близ Костромы. Они носили «царские» названия — «Царь», «Царица», «Государь», «Царевич» и т. п.

В последующие годы заказы на постройку новых пароходов размещали на Сормовской судоверфи. С ее стапелей в 1890–1912 годы один за другим сошли быстроходные и комфортабельные суда «Князь», «Княгиня», «Император Николай II», «Императрица Александра», «Дворянка», «Гражданка», «Баян», «Витязь». В 1902 году флот общества насчитывал 18 пассажирских и 4 буксирных парохода. Их внешними отличительными признаками были черная дымовая труба и черный корпус, контрастировавший с белоснежными палубными надстройками, и шестилучевая черная звезда, размещенная на борту возле гребного колеса.

Местом зимовки и ремонта большинства пароходов общества был Жуковский затон, расположенный на левом берегу Волги в 52 вестах от Нижнего Новгорода. (С 1923 года – затон Память Парижской Коммуны). Он был основан череповецким купцом Иваном Андреевичем Милютиным не позднее 1869 года. Сначала это было зимовье, потом появились судоремонтные мастерские и небольшой поселок для водников. В 1880-е годы затон перешел в собственность общества «По Волге», и в него перевели мастерские из Криушинского затона. Переехали и кадры опытных специалистов судоремонта. Последним до 1917 года заведующим Жуковским затоном был Алексей Федорович Цием.

Многие лоцманы и капитаны жили в старинном селе Кадницы, расположенном на правом берегу Волги. В канун революции директором-распорядителем общества «По Волге» был Марк Тимофеевич Елизаров. В 1918 году все пароходы судоходных компаний были национализированы и переименованы. После упадка, вызванного революцией и гражданской войной, Волжское государственное речное пароходство вновь набирало мощь. Однако постройка новых судов в первые десятилетия существования СССР почти не велась, и Волга жила достоянием прошлого. Пароходы обществ «По Волге», «Самолет», «Кавказ и Меркурий» плавали вплоть до семидесятых годов. Со временем им на смену приходили современные теплоходы, строившиеся по советским заказам на верфях Венгрии, Чехословакии, ГДР. В наше время путешествие на речном теплоходе стало для большинства населения малодоступным ввиду дороговизны.

Фото из Архива аудиовизуальной документации.

Хроники последних пароходов

Сестёр звали «Великая княжна Ольга Николаевна» и «Великая княжна Татьяна Николаевна». Построенные в 1914 году пассажирские пароходы прожили рекордно долгий век уже под другими именами - "Ольга Николаевна" стала "Алёшей Поповичем", а затем "Володарским", "Татьяна" стала "Добрыней Никитичем", а позже "Спартаком". Ниже - о судьбах кораблей, их прекрасной юности, боевой и рабочей молодости, почтенной старости и печальной смерти.

Москва. Апрель 1914 года. Перед Выставочным залом большой транспарант, приглашающий москвичей посетить первую выставку пассажирских помещений крупнейших волжских пароходов общества “Самолет”, сооружаемых по последнему слову техники в Нижнем Новгороде для линии Нижний — Астрахань. На втором транспаранте москвичей приглашали приобрести билеты на лучшие в мире пароходы. На три первых рейса “Великой княжны Ольги...” все привезенные в Москву билеты I и II классов были проданы.

1914 - из газеты "Нижегородский вестник" -

Пароход «Великая княжна Ольга Николаевна», предназначенный для рейсирования в плесе Нижний — Астрахань… представляет из себя последнее слово в области волжской пароходной техники и той роскоши, какая стала вводиться на пароходах для привлечения классной публики. Конечно, «гвоздь» нового парохода — рубка I класса.Она поражает обилием света. Большие от потолка до пола окна зеркального стекла, между которыми расставлены в соответствующей симметрии колонки из натурального полированного венгерского ясеня. Из этого ясеня вся отделка в рубке в строго выдержанном «стиле Людовика XVI». Гостиной, строго говоря, нет, а есть, так сказать, некоторое подобие ее за пианино и двумя столиками, как бы разделяющими столовую от гостиной.Роскошные каюты I класса отделаны дорогой инкрустацией, выписанной из Либавы, имеют удобные ложа, гардеробчики и т. п. …Внешняя отделка кают I класса из красного дерева. Потолки и верхняя часть стенки коридора обшиты «анаглитом» — прессованным английским картоном… Обращает на себя внимание «новобрачная каюта». Она, конечно, двухместная, просторная, с элегантной ширмочкой у умывальника, угловым диваном, письменным столом, гардеробом… Каюта эта будет продаваться по повышенной расценке.

Каюты II класса почти ничем не отличаются от кают I класса. Разве только подешевле материал да нет еще гардеробчиков для одежды. Стены столовой покрыты особым составом, выписанным из Швейцарии, очень напоминающим желтый шелк, хорошо моющийся.На пароходе имеются: усовершенствованный на Сормовских заводах фильтр Тихомирова, парикмахерская (новость), помещение для фотографов-любителей, ванны и т. п.

На молебствии с водосвятием присутствовали губернатор и вице-губернатор, предводитель дворянства, директор правления общества «Самолет» И. Д. Поцелуев и управляющий пароходством С. А. Пестриков...

1917 -Общество “Самолет” в апреле переименовало свои пассажирские пароходы: “Великая княжна Ольга Николаевна” — теперь “Алеша Попович”, “Великая княжна Татьяна Николаевна” — “Добрыня Никитич”, “Великая княжна Мария Павловна” — “П. И. Мельников-Печерский”, “Царь Михаил Федорович” — “Антон Чехов”, “Император Александр Благословенный” — “Владимир Короленко”.

Газета "Волгарь" : 19 октября пароход уходил из Нижнего последним рейсом. На нем не было ни пуда груза, но ни на палубе, ни в каютах ни одного свободного места. Все сплошь занято. Едет масса солдат. Большинство без продуктов, но на волжских пристанях тоже сибирская пустыня: голод вывел все беспощадной рукой. Что было на пароходе — все съели. Часть голодных солдат хотели сойти на берег на пароходной лодке. Капитан отдал имевшиеся в запасе у команды три мешка муки на лепешки”.Судовое общество "Самолёт" национализировано Советской властью.

1918 -Белогвардейский мятеж в Ярославле."Услышав отдаленную, но усиливавшуюся стрельбу в городе, Маматов поднялся на мостик и увидел бегущих по берегу офицеров и солдат. Они направлялись к пристани с намерением захватить “Добрыню Никитича” и использовать для перевозки своих войск в приволжские пункты. Мгновенно оценив обстановку, капитан приказал готовить машину, рубить чалки и — полный вперед... Прицельный огонь из винтовок и пулемета с дебаркадера не остановил движения парохода. Но герой капитан Дмитрий Дмитриевич Маматов пал на мостике от вражеской пули. Судно получило повреждения."

Советское правительство для увековечения памяти выдающегося деятеля российского революционного движения В. Володарского решило присвоить его имя лучшему из волжских пароходов — “Алеше Поповичу”. На сияниях колесных кожухов, спасательных кругах и пожарных ведрах парохода боцман старательно написал: “Володарский”. Одновременно и “Добрыня Никитич” получил новое имя — “Спартак”.

"Профессиональный революционер В. Володарский (Гольдштейн Моисей Маркович) родился в 1891 году в бедной семье. За политическую неблагонадежность был исключен из гимназии. В 191 1 году арестован и после тюрьмы отправлен в ссылку, затем он эмигрировал в Северную Америку. Там принял энергичное участие в социалистическом и профсоюзном движении как талантливый агитатор и журналист...."

1919 -К открытию навигации вся Кама была в руках Колчака. После ледохода из Нижнего вышла военная флотилия, представлявшая к тому времени внушительную силу. Водники тысячами вливались в ряды Красной Армии и флотилии, формировали коммунистические роты и полки. В составе головного отряда флотилии шел “Спартак”, на котором разместился штаб. Непосредственно в боях пароход не участвовал, но вся оперативная работа штаба проходила на нем. Много славных людей принимал на борт в эту навигацию пароход — от рядовых военморов до известных революционных командиров. “Володарский” в это время использовался как транспортно-десантное судно, следовавшее за боевыми судами флотилии.

В течение нескольких месяцев “Володарский” был агитпароходом. Он швартовался к судам, в первую очередь к буксирным караванам, к береговым пунктам, где его агитколлектив помогал партийным и профсоюзным организациям в массовой и агитационной работе, давал концерты со злободневной тематикой, лекторы разъясняли международное и внутреннее положение Страны Советов.

1920 -“Володарский” перевозил многочисленных пассажиров, устремившихся в поисках хлеба в другие районы страны, и главным образом продовольственные и семенные грузы. Мешочники ехали за хлебом и с хлебом. Среди них были и голодающие, и спекулянты. Мешочники настолько заполняли пароход, что палубы становились непроходимыми. Трудно было на пристанях сдержать людей, пытавшихся во что бы то ни стало попасть на перегруженный пароход.

Однажды на пристани Дубовка мешочников было так много и настроение у них было настолько воинственное, что стало ясно: готовится абордаж парохода. Капитан приказал размотать пожарные шланги и разъяснил матросам, как действовать. Не успели подать все чалки, как наиболее ретивые начали штурм парохода. Здесь и пригодились шланги. Отрезвила вода штурмовавших, они отступили. “Володарский” все же посадил около сотни людей, даже на тентовой палубе были пассажиры.

1924 -......Наступили годы нэпа. Ожили и подняли головы спекулянты и бандиты. Воры в ту пору нередко очищали карманы пассажиров и каюты на пароходах. Каюты первого и второго классов на пароходах, как правило, были заняты богатыми людьми. Нэпманы любили с шиком прокатиться по Волге и Каме.

.....Ночь была темная, душная. Маленькая пристань была загромождена ящиками с первыми яблоками, которые следовало грузить... Пассажиров, ожидавших пароход, не было, все уехали на местном. Подошел “Володарский”. Только ошвартовался пароход, ещё не успел сойти с мостика капитан, как на дебаркадер ворвались пятеро вооруженных людей, прискакавших верхом. Быстро спешившись, они выволокли в пролет пристани пулемет и поставили его на бочку. Затем вошли к начальнику пристани и, показав какие-то документы, заявили, что все они сотрудники Саратовской ЧК и должны немедленно проверить пассажиров, среди которых, по их словам, скрываются пятнадцать бандитов...Капитан Яковлев, ни на минуту не усомнившись в достоверности приказания, дал команду будить пассажиров классных мест... Когда большая часть пассажиров сошла с парохода, мнимые сотрудники ЧК объявили, что они казаки с верховых плавней Донца, зовутся братьями Хомяками, и на их счету немало подобных трюков. Здесь бандиты неплохо поживились. Немало золотых часов, колец, браслетов, портсигаров, денег, дорогих украшений было изъято у пассажиров-нэпманов. Затем молодчики прошли на пароход, прихватили деньги из пароходного буфета и почты, прошлись по каютам; все награбленное сложили в мешок. Наконец пассажиры были водворены на место, капитану приказано было немедленно отвалить без всяких свистков и идти полным ходом”.

1934 -Команда «Володарского» была переведена на полувоенный способ работы (хотя в данном контексте уже подходит термин «несения службы»). На командирские должности были назначены командиры запаса Военно-морского флота. Чтены экипажа стали носить военную флотскую форму. На судне была введена военная дисциплина. Всех членов команды обязали заниматься воинской подготовкой, для чего в частности было приобретено три малокалиберные винтовки.

1935 -Ремонт. Выделены и оборудованы столовая и комната матери и ребенка. Отведено специальное место для беременных женщин. Помещения I и II классов капитально переоборудованы с частичной сменой тентовой палубы и бортовых стенок. На пароходе были установлены радио и телефон, в салонах и на балконах появились репродукторы.

Несмотря на проводившиеся в затонах занятия по ликвидации неграмотности, среди членов трудовых команд было еще много малограмотных и даже неграмотных. Поэтому на судах во время навигации начали создавать самодеятельные кружки; вели их помощники капитана, механика. На “Володарском” помощник капитана Михаил Петрович Ежов привлек к руководству таким кружком свою жену Марию Михайловну. Вот как она об этом рассказывала:“В красном уголке парохода собрались мы с тетрадками и карандашами, достали доску, мел и начали занятия. Нам было и интересно и весело, все были молодыми, любознательными. Начали с того, как и что писать с заглавной буквы. Свои имена, отчества, фамилии все писали мелкими подряд буквами. Объяснила, что собственные имена, названия рек, озер, городов — все это пишется с заглавной буквы. Они, поняв каждый по-своему, долго не соглашались то с одним, то с другим. Например, все были согласны с тем, что капитана надо величать и писать с большой буквы, он — капитан. “Но уж Ваньку-кочегара да с большой — не пойдет...”

1936 -«Огонек» помещал рекламу: «Рабочий! Используй свой декретный отпуск на путешествие по Волге! Лучший отдых для рабочего -- поездка на волжских паротеплоходах, предоставляющих полный покой, чистый воздух и все удобства, необходимые для укрепления сил трудящегося... Цена обеда без хлеба -- 35 копеек».

1941 -В г. Горьком шесть человек из экипажа получили повестки с вызовом в военкоматы. Вместо них пароходство прислало женщин. Механик и боцман взялись за их обучение.Трудные рейсы начались у “Володарского”, когда на Волгу хлынула волна эвакуированных из западных районов страны. Усталые, измученные люди — старики, дети и женщины — в Рыбинске, Ярославле, Горьком заполняли пароход до предела. Необычно темными были осенние ночи первой военной навигации: не горели огни бакенов и береговой обстановки, суда не несли ни ходовых, ни стояночных огней. Резко ухудшились условия вождения судов. Погрузка и выгрузка в портах и на пристанях тоже проводились в темноте: была введена строгая светомаскировка.

1942 -Летом “Володарский” и “Спартак” совершили несколько рейсов с воинскими подкреплениями и техникой в Сталинград и вывозили из него каждый раз по 700—800 женщин, детей и стариков. Женщины и дети размещались во всех каютах, на закрытых и открытых палубах. После гибели 27 августа у Акатовки, повыше Сталинграда, парохода “Иосиф Сталин”, расстрелянного с берега немецкими танками, рейсы “Володарского” на Нижнюю Волгу оканчивались Камышином и другими пунктами выше Сталинграда.Немецкая авиация во многих местах Волги бомбила суда, сбрасывала мины, пытаясь сорвать доставку в Сталинград войск, боевой техники и продовольствия, вывоз снизу нефтепродуктов, необходимых для фронта и промышленности. На магнитных и акустических минах подорвались грузопассажирские теплоходы “Академик Тимирязев”, “Ильич”, “Мартын Лядов”, “Татария”, пароходы “Коммунистка”, “Виктор Хользунов”, “Петр Чайковский".

1943 -На “Володарском” сохранился примечательный документ — небольшой пожелтевший листок. В левом углу — штамп, оттиснутый в типографии: “Государственный ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР”. И далее: “22 августа 1943 года. Капитану парохода “Володарский” тов. Умнову П. П. В письме “дирекция, парторганизация и местком театра приносят коллективу парохода благодарность за большую заботу и внимание, какими были окружены работники театра, возвращавшиеся в дни Великой Отечественной войны из г. Куйбышева в Москву”.

1948 -Капитану П. П. Умнову присвоено звание “Лучший капитан Министерства речного флота СССР”.

1954 -Было заменено большое число листов наружной обшивки днища и бортов со сменой набора корпуса. Корпус клепаной конструкции был частично “вычинен” вварными листами. Поставленные в 1914 году на днище стальные листы толщиной 5 и 6 миллиметров, как выяснилось, в основном сохранились. Это через сорок-то лет! Хорошую сталь сварили металлурги начала века! На современных судах, к сожалению, сталь корродирует гораздо быстрее.

Навигацию 1955 года “Володарский” встретил в новом качестве — стал пароходом более высокого класса “О” (озерного) Речного Регистра. Так он ходил до ноября 1962 года.

Из воспоминаний штурмана Владимира Кириллова" "Однажды ночью, когда я спал после вахты, меня разбудил рулевой: капитан просил подняться в рубку. Александр Иванович встретил меня: “Вставай, Кириллов, за штурвал, видимость плохая”. Доверие капитана было лучшей наградой. И потом он часто приказывал подняться в рубку и доверял вести судно на труднейших участках, в плохую погоду. С Александром Ивановичем я прошел по всем воложкам, по всем дополнительным трассам — многие из них он проложил сам. С ним учился совершать сложные обгоны и расхождения, обретал командирские навыки и уверенность”.

1958 -Дверь открыта, валит дым, а там, в каюте, спит на койке мужчина, и проводница отчаянно бьет по огню одеялом. Горят оконные жалюзи, занавеска и часть наружной стены.

Минеев сорвал со стены в коридоре огнетушитель. Точно направленная пенная струя сделала свое дело: шипя погас огонь, и только едкий дым продолжал ползти из каюты. Подбежали боцман, старший механик. Матросы тянули шланги. Но опасность уже миновала. Обследуя каюту, капитан с механиком сразу заметили обгоревший корпус динамика. С него, что ли, началось или от непотушенной папиросы подвыпившего и уснувшего пассажира? И что загорелось первым — динамик или занавеска? Неожиданно обнаружилось, что вилка динамика включена в розетку электросети. Из беседы с пассажиром выяснилось, что он в каюте распивал спиртное. Ему показалось, что динамик “поет тихо”. Он снял его со стенки, вынул вилку. Потом, засыпая, воткнул ее в розетку электросети и уснул...

(Спартак, 1963)

1962 - 1966Капитальный ремонт. Внешний вид парохода сохранён. Салон первого класса был отдан под ресторан, а в столовой второго класса была устроена комната отдыха, обставленная мягкой мебелью. После такой “реконструкции” главный обзорный салон, столь удобный для наблюдения пассажирами за рекой, теперь большую часть времени стал недоступен: туда их пускали лишь на завтрак, обед и ужин.

1971 -Съёмки в фильме “Хождение по мукам”, пароход назывался “Федор Достоевский”.

1972 -При выходе из подходного канала шлюза Горьковского гидроузла “Володарский” столкнулся с грузовым теплоходом “Волго-Дон”. Были смяты обносная палуба, фальшборт, помяты стенки столовой на нижней палубе и ресторана — на второй. Судно поставили в док, откуда оно вышло в следующем месяце.

1974 -Неопытный рулевой неправильно понял команду капитана “Так держать” и “держал”, пока пароход не врезался в защитную дамбу. В последние минуты капитан К. С. Миронов перевел машинный телеграф на “Полный назад”, но запоздалый маневр не дал ожидаемого эффекта. Носовая часть смята, обшивка корпуса разорвалась в нескольких местах. Спасла пароход “таранная” переборка: она не разрушилась и не дала течи. Инспектор Речного Регистра разрешил разовый переход судна до конечного пункта рейса

1976 -Воспитатели ста юных новосибирцев, проехавших на “Володарском” три рейса, пишут: “Подлинно отцовскую заботу встретили ребята со стороны капитана Н. К. Фунтова и первого штурмана Г. А. Анисимова. Ни одна просьба детей или воспитателей не была оставлена без внимания. Во всех крупных городах мы выезжали на экскурсии. Словно хорошо слаженный часовой механизм, строго по графику работает команда. На всем пароходе царят чистота и уют. Уже через несколько дней пароход становится родным домом. Какой любовью и вниманием окружали ребят старший механик С. А. Вершинин, проводники, матросы, судовой медик”.

Записи пассажиров : “... Особенно благодарны капитану и радисту за созданную на пароходе тишину: не злоупотребляли включением громкоговорителей, как на других судах, ведь большинство и едет по Волге, чтобы насладиться тишиной, отдохнуть от городского шума. Спасибо за тишину”. Под отзывом подписи 43 ленинградцев, рижан и ярославцев. Выражается благодарность “за четкую, слаженную работу всего коллектива, за идеальный порядок на судне”.

1977 - “Пароход... отвечает условиям для благоприятного отдыха, на нем легко дышится, просторные палубы, чистые светлые коридоры и уютные каюты (не двухъярусные)”.

1979 - “Пароход “Володарский” старого типа, но отдохнуть на нем можно лучше, чем на новейших теплоходах: каюты просторные, высокие, салоны весьма уютные и гостеприимные, скорость высокая — до 25 километров в час. Многие пассажиры, истинные любители Волги, специально стараются попасть на старые пароходы, поэтому не следует торопиться со списанием парохода “Володарский” в металлолом”.

1980 -Специальные освидетельствования парохода в 1980, 1982 и 1983 годах показали, что конструкции и механизмы судна находились в хорошем и удовлетворительном техническом состоянии. “Володарскому” разрешались дальнейшие плавания.

1982 -Съёмки в фильме "Васса"студией “Мосфильм” на волжском рейде в районе г. Горького и ниже. На пароходе снимались освящение нового парохода Вассы, банкет по этому случаю (причем настоящие заливные осетры и поросята готовились в ресторане “Волжские огни”), арест машиниста-революционера. Снимали пароход в движении, эпизоды на террасах, в коридорах, в машинном отделении и других помещениях.Представители “Мосфильма” говорили, что студии нужно бы купить пароход-ветеран. Интерес к старинным судам, к прошлому России не исчезает, а пароходов остается мало.

1984 -съёмки обоих пароходов в фильме "Жестокий Романс".

Вот какие мнения и прогнозы приводит в своей книге 1984-го года Борис Богданов:

Капитан “Володарского” Н. К. Фунтов: “Пароход и после своего 70-летия может оставаться в рабочем состоянии не менее 15 лет без капитального ремонта.

Начальник службы судового хозяйства Волжского объединенного речного пароходства Г. А. Абрамов: “Володарский” —безусловно, исторический пароход. Поддерживающие ремонты и один средний могут обеспечить его активную жизнь до 2000 года. Верхне-Волжская инспекция Речного Регистра оценила состояние корпуса как удовлетворительное. Значит, по меньшей мере 8 лет пароход может работать без среднего ремонта. Затем он должен быть сохранен как филиал музея речного судостроения и судоходства.

Бывший начальник пароходства К. К. Коротков: Пароход стал неотъемлемой частью истории Волги, символом целой ее эпохи. Сохранить пароход — долг речников. И хотя это, видимо, не так просто и подобного опыта нет, начинать когда-то надо.

При всем этом возникает вопрос, нужно ли нести значительные затраты по капитальному ремонту, который потребуется для более длительной жизни судна. Мы уверены, что нужно, учитывая все возрастающее стремление советских людей к сохранению исторических ценностей. Нельзя оставить Волгу без единого памятника парового флота. Не исключено, что судно будет приносить убытки. Не следует забывать, что многие исторические памятники не приносят непосредственных денежных доходов, а играют важную роль в патриотическом воспитании трудящихся. Решать судьбу парохода нужно с учетом мнения общественности. А за пассажирами дело не станет. “Володарский” до сих пор пользуется у них огромной популярностью, билеты раскупаются еще зимой”.

Ветераны Волги — капитаны, механики, сотрудники пароходства, участники Великой Отечественной войны на Волге — выразили на своем сборе 21 марта 1983 года, когда обсуждалась судьба “Володарского”. Ветераны отметили, что пароход — реликвия и гордость отечественного речного судостроения, неповторимое детище Сормовского завода. И, как драгоценный памятник революционных, боевых и трудовых традиций речников, науки и техники прошлого, он должен быть сохранен на долгие годы. Сначала лет 15, а может быть и долее — до 2000 года, “работником” на линии Горький—Астрахань, затем, на следующем этапе, как филиал республиканского музея. Филиал, буксируемый в любой пункт Поволжья, с главной базой в г. Горьком, при музее.

Нельзя не согласиться с ветеранами.

Новых тебе навигаций и вечной службы людям, “Володарский”!

**********************************************************************************

"Володарский" плавал до 1989-го, когда всё же был выведен из эксплуатации из-за аварии машины, а в 1991 году окончательно списан вместе со "Спартаком". Примерно год корабли простояли у ростовского причала, после чего их отбуксировали за Ростов и бросили там, на одном из дальних затонов. Вскоре суда продали частной фирме под обязательство восстановления и дальнейшего использования для пассажирских перевозок. Однако никаких ремонтных работ на судах не производилось. Разграбление продолжалось несколько лет. Деревянную обшивку, паркет, зеркала, дверные ручки, даже обои рачительные местные жители сочли пригодными в хозяйстве.

В 2000 году суда, стоявшие в затоне завода «Мидель» под Аксаем (Ростовская область), сгорели. Остатки пароходов были разобраны на металл.

".....однако стоило позвонить диспетчеру пожарной части города Аксая, как милая девушка охотно сообщила:-- Да что вы, какой поджог?! Вот у меня запись в журнале: 9 апреля, 14.44, вызов. Причина: контролируемое выжигание кораблей. Они их сами поджигают, чтобы потом пилить на металл. Обычное дело..."

Основные источники :1) Б.В. Богданов - "70 навигаций ветерана" - ещё советская книга о "Володарском", 1984.2) "Их породнила Волга" - статья капитана А. Усова в журнале "Моделист - Конструктор", 19903) Отличная статья "Жестокий романс - 2", автор - Наталья Федосова, "Огонёк", 2000,находится здесь : http://www.ogoniok.com/archive/2000/4646/19-44-47/

Старинные фотографии речных судов

Пароходы на Волге

Пассажирский пароход на Волге

Пароходы в Нижнем Новгороде

Пароход "Баян" у стенки Сормовского завода

Пароход "Витязь" о-ва "по Волге", построен на Сормовском заводе в 1912 году.

Пароход "Боярин" о-ва "по Волге", построен на казенном Мотовилихинском заводе в Перми в 1893 году

Пароход "Дворянка" о-ва "по Волге", один из пароходов серии, построенной Сормовским заводом по заказу общества "по Волге" в 1904 году

Пароход "Граф" о-ва "по Волге", построен Сормовским заводом по заказу общества "по Волге" для низового плеса Волги в 1904 году.

Пароход "Император Николай II" о-ва "по Волге", построен Сормовским заводом по заказу общества "по Волге" в 1896 году для плеса Нижний Новгород - Астрахань.

Пароход "И.С. Тургенев" о-ва "Самолет", построен на заводе Cockerill в Бельгии для низового волжского плеса.

Пароход "Князь Ярослав Мудрый" о-ва "Самолет", построен на заводе Cockerill в Бельгии в 1903 году в числе семи однотипных пароходов для нижегородско-рыбинского плеса.

Пароход "Салтыков-Щедрин" о-ва "Самолет", построен для тверского плеса в 1902 году.

Пароход "Великая княжна Татьяна Николаевна" о-ва "Самолет", построен в 1914 году на Сормовском заводе для работы на низовом плесе.

Пароход "Кама" о-ва "Ив. Любимов и Ко"

Пароход "Екатеринбург" о-ва "Ив. Любимов и Ко"

Пароход "Пермь" о-ва "Ив. Любимов и Ко"

Пароход "Иван Иванович Любимов" о-ва "Ив. Любимов и Ко"

Теплоход "Военмор Ворошилов"

Теплоход "Парижская коммуна"

Теплоход "Товарищ Микоян"

Пароход "Бебель" на реке Вятке

Кама. Пароход "Москва"

Волга. Пароход "Горьковская Коммуна"

Пароход "Спартак", г. Горький

altyn73.livejournal.com

Танкерные пароходы — FleetPhoto

1121905Алеша Джапаридзе

1953

BakuКаспийское морское пароходство ММФ СССР / Каспийское государственное морское пароходство ММФ СССР / Каспийское государственное сухогрузное морское пароходство "Каспфлот", ММФ СССР / Каспийское государственное сухогрузное морское пароходство "Каспфлот", НКМФ СССР / Каспийское государственное морское пароходство НКВТ СССР / Каспийское пароходство Совторгфлота / Каспийское пароходство / Каспмортран

1938

Каспийское Государственное нефтеналивное пароходство «Касптанкер»

13.06.1922

Каспийское морское пароходство ММФ СССР / Каспийское государственное морское пароходство ММФ СССР / Каспийское государственное сухогрузное морское пароходство "Каспфлот", ММФ СССР / Каспийское государственное сухогрузное морское пароходство "Каспфлот", НКМФ СССР / Каспийское государственное морское пароходство НКВТ СССР / Каспийское пароходство Совторгфлота / Каспийское пароходство / Каспмортран

10.01.1922

Прочие (СССР)Каспийский округ морских путей сообщения

06.06.1920

Каспийский районный комитет водного транспорта
Волга

29.05.1920

ВМФ СССРКраснознамённая Каспийская флотилия ВМФ СССР / Каспийская военная флотилия ВМФ СССР / Морские силы Каспийского моря / Волжско-Каспийская военная флотилия / Астрахано-Каспийская военная флотилия / Военный флот Астраханского края / Красная Каспийская военная флотилияплавбаза

08.1919

Russian Navy (anti bolshevist)Каспийская флотилия Морских сил Юга Россиигидроавиатранспорт
A. Yousanoff

01.1919

ВМС ВеликобританииВМС Великобритании
Алейдар УсейновBakuПрочие (Российская Империя)Оглы Усейнов
13406.1897Марат

1953

BakuКаспийское морское пароходство ММФ СССР / Каспийское государственное морское пароходство ММФ СССР / Каспийское государственное сухогрузное морское пароходство "Каспфлот", ММФ СССР / Каспийское государственное сухогрузное морское пароходство "Каспфлот", НКМФ СССР / Каспийское государственное морское пароходство НКВТ СССР / Каспийское пароходство Совторгфлота / Каспийское пароходство / Каспмортран

1938

Каспийское Государственное нефтеналивное пароходство «Касптанкер»

1934

Прочие (СССР)Владелец: Каспийское морское пароходство

1930

Владелец: Акционерное общество "Совторгфлот"

18.01.1924

Владелец: Акционерное общество "Каспар"
Абас Дадашев

1923

1922

Владелец: Государственное Каспийское пароходство

06.06.1920

Владелец: Каспмортран НКПС

1916

PrivateВладелец: Б.И. Левит

1912

Владелец: Анифа Зейналов Тагиев

1906

Владелец: Юсуф Гаджи Ага-оглы Дадашев; Абас Ашрафов, Усейн Ашрафов

1902

Владелец: Юсуф Гаджи Ага-оглы Дадашев
Astrakhan
27018981956Горняк

07.07.1950

ВМФ СССРДважды Краснознамённый Балтийский флот ВМФ СССР / Краснознамённый Балтийский флот ВМФ СССР / Морские силы Балтийского моря / Красный Балтийский флот
Stenum

15.07.1944

ВМС ГерманииВМС Германии
Heiligenbeil

01.02.1942

Posen

23.12.1941

(приписка неизвестна - Германия)
Горняк

1924

ВМФ СССРДважды Краснознамённый Балтийский флот ВМФ СССР / Краснознамённый Балтийский флот ВМФ СССР / Морские силы Балтийского моря / Красный Балтийский флот
Татьяна

07.12.1918

29.10.1918

(приписка неизвестна - СССР)Прочие (СССР)Главод

25.10.1917

ВМФ СССРДважды Краснознамённый Балтийский флот ВМФ СССР / Краснознамённый Балтийский флот ВМФ СССР / Морские силы Балтийского моря / Красный Балтийский флот

1914

Российский Императорский флотБалтийский флот

1913

BakuПрочие (Российская Империя)Рыльский С.И.
Нефтепромышленное и Торговое Общество "Г.Г. Тумаев и сыновья"
60319161980Бештау

09.02.1946

OdessaЧерноморское морское пароходство ММФ СССР
Empire Tegoria

23.10.1945

(none)Прочие (Великобритания)Министерство транспорта Великобритании
Inga Essberger

1939

ВМС ГерманииВМС Германии

1938

HamburgПрочие (Германия)"John T.Essberger"
Usedom

01.12.1934

(приписка неизвестна - Германия)"Atlantic Tank-Reederei"

04.01.1928

"Pontos Schiffahrts"

02.01.1928

Hamburg"Reederei Rochling,Menzell & Co"

28.10.1921

РоттердамПрочие (Нидерланды)"Laga"

28.12.1920

FlensburgПрочие (Германия)"Reederei Rochling,Menzell & Co"

15.08.1920

Hamburg
ВМС ГерманииВМС Германии
671894Чкалов

06.10.1941

(none)Краснознамённая Каспийская флотилия ВМФ СССР / Каспийская военная флотилия ВМФ СССР / Морские силы Каспийского моря / Волжско-Каспийская военная флотилия / Астрахано-Каспийская военная флотилия / Военный флот Астраханского края / Красная Каспийская военная флотилия
ВН-10

07.1941

Чкалов

ок. 1937

BakuКаспийское морское пароходство ММФ СССР / Каспийское государственное морское пароходство ММФ СССР / Каспийское государственное сухогрузное морское пароходство "Каспфлот", ММФ СССР / Каспийское государственное сухогрузное морское пароходство "Каспфлот", НКМФ СССР / Каспийское государственное морское пароходство НКВТ СССР / Каспийское пароходство Совторгфлота / Каспийское пароходство / Каспмортран
Томский

ок. 01.01.1926

Григорий Арцруни

ок. 09.1914

Акционерное Пароходное Общество "Русь"
AstrakhanСаркисова Е.Х.
2671886Шаумян

ок. 1935

TuapseОбщество спасания на водах (ОСВОД СССР)плавбаза

1934

OdessaЧерноморское государственное нефтеналивное пароходство «Совтанкер»

1924

Sovtorgflot
Lady Elynor

1921

LondonПрочие (Великобритания)British Baku Trading & Shipbuilding
Luch

1919

Луч

30.08.1918

(unknown - Russia)Прочие (Россия)АО "Океан"
Транспорт №159

16.12.1917

ВМФ СССРКраснознамённый Черноморский флот ВМФ СССР / Черноморский флот ВМФ СССР / Морские силы Черного моря / Морские силы Черного и Азовского морей / Морские и речные силы Юго-Западного фронта / Красный Черноморский флот

16.05.1917

Российский Императорский флотЧерноморский флот
Луч

07.08.1914

1909

(приписка неизвестна - Российская Империя)Прочие (Российская Империя)АО "Океан"

1907

OdessaА.И. Меркурьев
Russian Steam Navigation and Trading Co.
189821.07.1941Железнодорожник

1924

ВМФ СССРДважды Краснознамённый Балтийский флот ВМФ СССР / Краснознамённый Балтийский флот ВМФ СССР / Морские силы Балтийского моря / Красный Балтийский флот
Тамара

1921

16.11.1918

(приписка неизвестна - СССР)Прочие (СССР)Главод

25.10.1917

ВМФ СССРДважды Краснознамённый Балтийский флот ВМФ СССР / Краснознамённый Балтийский флот ВМФ СССР / Морские силы Балтийского моря / Красный Балтийский флот

1914

Российский Императорский флотБалтийский флот
(приписка неизвестна - Российская Империя)
320188517.06.1920Lady Thea

ок. 10.1918

LondonПрочие (Великобритания)British Baku Trading & Shipping
Свет

13.09.1918

(unknown - Russia)Прочие (Россия)АО "Океан"
Транспорт №162

16.12.1917

ВМФ СССРКраснознамённый Черноморский флот ВМФ СССР / Черноморский флот ВМФ СССР / Морские силы Черного моря / Морские силы Черного и Азовского морей / Морские и речные силы Юго-Западного фронта / Красный Черноморский флот

10.1917

Российский Императорский флотЧерноморский флот
Свет

07.08.1914

1909

(приписка неизвестна - Российская Империя)Прочие (Российская Империя)АО "Океан"

1907

OdessaА.И.Меркульев
Russian Steam Navigation and Trading Co.

fleetphoto.ru

Судоходство на Волге в 1886 г. Фотографии. История России.

Подборка фотографий, иллюстрирующих судоходство на Волге в 1886 г.

Баркас «Волга» 1886

Буксирный пароход

Васильевский затон и мастерская Казанского округа для ремонта судов

Волжский пароход

Грабли инженера Быкова. 1883-1885

Землечерпательная машина №3. 1886

Землечерпательная машина №4.1886

Казенная брандвахта в Рыбинске. 1886

Казенная пристань в Нижнем Новгороде.1886

На Волге

На Волге

Отход парохода

Пароход «Александр». 1886

Пароход «Верблюд». 1886

Пароход «Восток».1886

Пароход «Глинка» Общества «Самолет»

Пароход «Достоевский»

Пароход «Император Николай II»

Пароход «Межень»

Пароход «Межень». 1886

Пароход «Москва» на Волге

Пароход «Петр Великий»

Пароход «Стрежень».1886

Пароход «Царевич»

Пароход «Цесаревич Николай»

Пароход Общества «Самолет»

Пароход акционерного Общества «Самолет» «Геннадий Ратков»

Пароход на Волге

Пароход на фоне Костромского берега

Пароход у пристани в Вольске

Пароход-самолет «Князь Владимир Святой»

Пассажирский пароход Общества «Кавказ и Меркурий»

Пассажирский пароход Общества «Кавказ и Меркурий»

Пассажирский пароход Общества «Кавказ и Меркурий»

Пассажирский пароход Общества «Кавказ и Меркурий»

Пристань Общества «Кавказ и Меркурий» в Костроме

Пристань в Вольске

Приход парохода в Твери

Самолетская пристань в Корчеве

У пристани

Бурлацкие паспорта

Просмотров: 9815

Источник: http://humus.livejournal.com/3671997.html

statehistory.ru в ЖЖ:

statehistory.ru

Нефтеналивные теплоходы. По волнам истории. Часть 1.: pyx_pyx

История русского танкерного флота

         Первые русские танкеры появились на Волге и на Каспийском море. Вторую половину XIX века можно считать началом промышленной разработки нефти в Баку – в этот период город превратился в крупнейший нефтяной район России.        В наши дни, когда нефтедобывающая промышленность стала не просто кормилицей отдельных олиграхов, но и странообразующей отраслью, особое внимание хотелось бы уделить мне транспортным средствам, транспортирующим нефтепродукты по рекам и морям на экспорт - танкерам. Самые распространённые "танкерные заповедники" в нашей Раше - это Дон и Волго-донской судоходный канал.Вначале промышленники перевозили добытую нефть морем в обычных бочках...    Дело это было не слишком выгодное: деревянные бочки быстро приходили в негодность, кроме того, было сложно добиться возврата порожней тары. При этом транспортировка бочек по Каспийскому морю с его частыми штормами нередко приводила к потере груза (бочки часто разбивались) и даже к гибели судов из-за смещения груза и потери остойчивости. Также перевозка осуществлялась в трюмных ящиках (вкладных цистернах).         Стенки ящиков и борта имели воздушный промежуток, предохранявший судно от потопления в случае повреждения наружной обшивки. Идею перевозить нефтепродукты не в бочках, а в специально оборудованных трюмах судов методом налива приписывают великому русскому ученому Дмитрию Менделееву. Этот метод перевозки получил название "русский способ". Через несколько лет, когда идея была реализована братьями Артемьевыми и полностью себя оправдала, способ, предложенный великим русским ученым, стал применяться повсеместно. Перевозки нефти и нефтепродуктов наливом впервые в мировой судоходной практике были осуществлены именно на Волге и Каспии.        Своё повествование буду чередовать современными фотографиями флота. Так для сравнения.Танкер Лахта тип Ленанефть проект 621 у причальной стенки 10-го шлюза Волго-Дона. ( пос. Пархоменко) Сентябрь 2012. До 90-хх годов этот танкер бороздил просторы Енисея.

         Перевозка нефти по Каспийскому морю до Волжского перевала (Астраханский рейд) осуществлялась на шхунах с особыми резервуарами (парусными судами), а от Волжского перевала до Нижнего Новгорода - в баржах, буксируемыми пароходами. В 1874 году баржа судовладельцев Артемьевых впервые доставила нефть по Волге из Астрахани в Нижний Новгород.        Первое время нефтепромышленники и судовладельцы перевозили наливом нефть и мазут, но не решались таким же образом доставлять керосин, опасаясь порчи груза и судов. Необоснованность таких опасений удалось доказать посредством удачно проведенных опытов. После этого фирма «Бр. Нобель» разработала проект и заказала на заводе «Мотала» в Швеции морское судно, предназначавшееся специально для перевозки керосина наливом. Постройка шхуны, названной Нобелем «Зороастр» (огнепоклонник), завершилась в 1877 г., а в следующем ее по Мариинской системе и Волге привели на Каспий.

            Корпус этого наливного морского парохода был построен из впервые примененной в судостроении бессемеровской стали. Основные размерения «Зороастра» соответствовали размерам шлюзов Мариинской системы — длина 60,1, ширина 9 м; конструкторы предусмотрели в корпусе 21 металлическую цистерну для налива керосина (общая вместимость около 250 т), но «промахнулись» в определении осадки &‐ она оказалась большей, чем следовало; поэтому цистерны пришлось снять и до Волги везти отдельно. Позднее цистерны сняли вообще, и керосин перевозился наливом непосредственно в корпус. Паровая машина работала от котлов на жидком топливе и располагалась в средней части судна; по прибытии в Баку на «Зороастре» установили паровой насос для откачки керосина.          Таким образом, первый полноценный танкер оказался иномаркой, сделанной в Швеции.В 1903 году в России братьями Нобель на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде были построены и первые в мире речные танкеры-теплоходы — «Вандал», «Сармат» и «Скиф». Эти суда предназначались для перевозки нефти из Рыбинска в Санкт-Петербург. Размеры корпуса также были приняты с учетом ограничений Мариинской системы.

        Ну фото конечно не айс, зато схемка имеется.Судовая двигательная установка показала себя хорошо во время испытаний, но в первом же рейсе «Вандал» стал жертвой аварии. После ремонта «Вандал» проработал на Волге ещё десять лет. Однотипный «Сармат», который также вступил в эксплуатацию в 1903 году, проработал до 1923 года.        Суда успешно прошли Гражданскую и Великую Отечественную войны, а затем были сданы на слом, несмотря на протесты историков, речников и нефтяников. Кстати, в военные годы эти суда служили в качестве канонерских лодок.             После постройки первых танкеров-теплоходов, на Коломенском машиностроительном заводе в 1907 году был построен морской танкер — нефтеналивная шхуна «Дело». Ее грузоподъемность составляла почти 5 тыс. тонн, что длительное время являлось мировым рекордом.Немножко перескочим в современность.         Танкер Капитан Пшеницын на Дону в районе Константиновска. Сентябрь 2012 года. Тип Волгонефть, проект 630. До 1997 года был Волгонефть - 168.

           Но наиболее распространенным транспортом на Волге и Каспии служили нефтеналивные баржи, эксплуатация которых обходилась владельцам значительно дешевле пароходов и теплоходов.           Первые русские речные баржи-танкеры появились примерно с 1885 года. Проектировка и монтаж осуществлялся под руководством инженера и ученого Шухова Владимира Григорьевича (16(28).08.1853-02.02.1939).           Постройка железных клепаных барж (длиной от 50 до 130 м) происходила поэтапно с использованием стандартизированных секций на верфях в Царицыне (Волгоград) и Саратове.           Шухова В.Г. называют одним из основателей нефтеналивного флота в России. До 1917 года было построено 82 баржи вместимостью до 2750 тонн.           В 1907 г. на Гороховецком судостроительном/котельном заводе была построена тогда крупнейшая в мире нефтеналивная баржа «Марфа Посадница» длиной 172 м, шириной 24 м, высота борта составляла 3,85 метра, а грузоподъемность - 9150 тонн. Ее появление историки речного флота до сих пор квалифицируют не иначе как переворотом в речном судостроении. Постройку баржи заказал Д.В.Сироткин (председатель Нижегородского биржевого общества) на Котельном заводе Ивана Александровича Шорина. Последний с честью выполнил задание, после чего построил еще ряд однотипных барж-гигантов по заказу Сироткина, а затем общества “Волга” и товарищества “Нобель”.          Баржа была спроектирована с почти плоским днищем и закругленным носом. "Марфа Посадница", наполненная почти 10 тысячами тонн нефти, смело шла по мелководью, ее яйцеобразный нос почти не создавал волны, поэтому баржу мог легко буксировать самый обычный, не слишком мощный пароход.          Ну а вот так выглядят современные нефтеналивные баржи.Их можно увидеть на Дону, на Волге в районе Городца. Ведь несмотря на каскад водохранилищ в некоторых местах глубины недостаточны для пропуска танкеров с осадкой в 4-5 метров. Вот и приходится использовать мелкосидящие баржи.Продолжение следует. Буду рад конструктивной критике. Использую материалы и статьи Интернет, адреса указанны в личном блоге, а фото современных танкеров - мои.‐ 

pyx-pyx.livejournal.com

Прямо по Волге идет пароход!

Городок СамарИсторики считают, что древние русичи на своих ладьях ходили вниз по Волге на сотни и даже тысячи километров. Из-под Пскова, Новгорода и Твери они попадали на Валдайские озера. Оттуда вниз по реке шли в Хазарскую, а затем - и в Булгарскую земли, и даже добирались до Ногайской орды и Гирканского (Каспийского) моря. Именно по Волге великий князь Святослав Игоревич в 964-965 годах предпринял военный поход на Хазарский Каганат, который в тот момент господствовал и на территории современного Среднего Поволжья. Поход закончился сокрушительной победой славян, и с того момента Хазарское государство перестало существовать. На его месте вскоре возникла Великая Булгария, центр которой располагался на территории современного Татарстана, а южные границы совпадали с рекой Самарой и Самарской Лукой.Собственно, и город Самара, заложенный в устье одноименной реки, берет свое начало с пристани Самар, или Самур, которая, согласно древним документам, появилась здесь задолго до строительства крепости князем Засекиным в 1586 году. Об этом рассказывает карта расположения пристаней (портолан), составленная в 1367 году венецианскими купцами братьями Франческо и Доменико Пицигани. На ней в среднем течении Волги обозначена крупная пристань под названием Самар. Эти сведения подтверждает и другая карта, выполненная в 1459 году итальянским географом Фра-Мауро по заказу португальского короля Альфонса V. На этой карте в Каспийское море впадает река Эдиль (арабское название Волги), и в ее среднем течении находится довольно крупный, по сравнению с другими, городок под названием Самар. И если указанные сведения нынешними властями России будут признаны официально, то в таком случае наш город окажется почти на 230 лет старше, чем это считалось до сих пор.Из пункта А в пункт БВплоть до середины XIX века по Волге плавали исключительно под парусом или с помощью тягловой силы - бурлаков. Впрочем, когда Илья Репин писал у села Ширяево этюды для своей знаменитой картины «Бурлаки на Волге», по реке уже ходили суда на паровой тяге. Первый буксирный пароход под названием «Волга» взял груз в Самаре весной 1843 года, о чем тогда сообщали газеты. С этого же года в России вступил в силу закон, разрешающий иметь пароходы частным лицам, что дало мощный толчок к развитию парового судостроения. Через три года на Волге насчитывалось уже 12 пароходов, а к началу 60-х годов XIX века - более двадцати. Но и тогда суда с трубой и черным дымом были для самарцев в диковину.Первоначально заказы на строительство судов пароходные компании размещали за границей - в Голландии, Бельгии и Швеции. В частности, уже упоминавшийся пароход «Волга» с металлическим корпусом был сооружен в Голландии. В первые годы после постройки он использовался владельцами эпизодически, но с мая 1846 года пароход стал совершать регулярные рейсы по Волге с грузом пшеницы. Именно этот рейс показал купцам волжских городов преимущества нового вида транспорта, и пароходное сообщение на Волге стало бурно развиваться. В конце 1846 года на верфях были заложены два грузовых парохода специально для Самары – «Геркулес» и «Самсон». Впоследствии они возили хлеб по всей Волге - от Астрахани до Рыбинска.Однако пассажирские речные перевозки долгое время считались невыгодными, в первую очередь из-за длительности путешествия на пароходах и высокой стоимости проезда. Только после существенного повышения мощности паровых машин на Волге появились достаточно быстрые по тому времени пароходы. К моменту, когда наш город стал центром губернии, паровые суда богатых местных купцов уже ходили с товарами как вверх, так и вниз по реке. Для открытия регулярного пассажирского сообщения оставалось лишь выверить время, необходимое для совершения рейса из пункта А в пункт Б, и затем строго его соблюдать. Расписание было составлено 150 лет назад. Об открытии постоянных рейсов пассажирских пароходов от Твери до Саратова с 16 апреля 1860 года сообщалось в номере газеты «Самарские губернские ведомости». Согласно расписанию, от Самары до Казани пароход шел 10 дней, а от Самары до Твери – три недели. Сейчас эти скорости нам кажутся черепашьими, однако полтора века назад темп жизни людей был совсем иным, и при относительной дешевизне билетов такое путешествие пароходом устраивало очень многих.Переборщили с конкуренциейВ 1861 году в Самаре было создано первое в городе пароходное общество под названием «По Волге». В последующие три года у нас появились пароходные компании «Самолет», «Кавказ и Меркурий», «Камско-Волжское», «Дружина», «Лебедь» и другие. Теперь уже чуть ли не каждый купец первой гильдии и многие заводчики считали ниже своего достоинства не иметь собственный пароход, а то и несколько. Каждое пароходное общество имело в Самаре свою пристань. При этом судовладельцы договорились между собой, чтобы каждая компания имела свою, обособленную группу названий пароходов. Сделано это было для того, чтобы по имени судна легко можно было узнать, какому обществу оно принадлежит. В частности, пароходная компания «По Волге» имела суда «Царь», «Царица», «Царевич», «Царевна», «Государь» и «Государыня». Общество «Дружина» называло свои пароходы именами святых – «Александр», «Павел», «Михаил», «Владимир», «Олег» и «Игорь». Названия, более близкие к теме путешествий, придумали и в пароходной компании «Самолет» - «Путник», «Странник», «Турист», и даже «Телеграф» и «Депеша». Но, без сомнения, меньше всех размышляли над именами своих судов владельцы самарского пароходного общества «Миссури» - они попросту присвоили каждому из них собственные фамилии. С того времени по Волге ходили пароходы этого общества «Субботин», «Чернов», «Лев Сорокин», «Королев» и «Иван Любимов». Уже потом, чтобы хоть как-то приблизить имена своих судов к американской топонимике, в этой же компании решили назвать три новых парохода «Миссисипи», «Колорадо» и «Ниагара».Однако совсем скоро бурный рост пароходных компаний сменился кризисом. В 1875 году на реке работало около 600 пароходов, и пассажирские компании стали сильно страдать от высокой конкуренции. Многие компании работали себе в убыток, едва-едва покрывая расходы на топливо. В результате стоимость пароходных перевозок упала вчетверо, некоторые общества полностью разорились и были вынуждены за бесценок продавать суда и прочее имущество. С 80-х годов XIX века количество пароходов на Волге стало ежегодно сокращаться, пока не достигло оптимальной цифры - около 300 паровых судов.Черная икра вместо хлебаКонечно же, развитие грузового судоходства на Волге было невозможным без пристанских рабочих - волжских грузчиков. Вот описание рабочего дня одной из пристаней, взятое из журнала «Самарец» 90-х годов XIX века: «Безо всякой видимой команды рабочие отряды движутся совершенно правильно, как солдаты на ученьях. Непрерывной вереницей… вот они ступают на борт, и идут вдоль палубы до люка, высыпают там мешки и теперь, выпрямившись, скорым шагом возвращаются к амбару…».Скупость судовладельцев в отношении грузчиков порой порождала ситуации, которые по нынешним временам выглядят анекдотическими. В начале ХХ века сразу в нескольких волжских городах портовые рабочие объявили забастовку в связи с однообразностью и скудостью питания. Грузчики требовали, чтобы в обед хотя бы иногда их кормили щами и перловой кашей с маслом, поскольку по приказу жадного хозяина им вместо этой желанной еды ежедневно давали по тарелке… белужьей черной икры, порой даже без хлеба. Для сравнения: фунт черного хлеба тогда стоил 3 копейки, фунт белого – 5 копеек, а фунт черной икры в сезон путины от 0,5 до 1 копейки. Говорят, что забастовщики уже на второй день добились уступок: с той поры в их меню каша стала появляться чаще, чем икра.Русский бизнес Альфреда НобеляБлиже к концу XIX века на Волге начинает бурно развиваться нефтеналивной флот. К тому времени в Европе уже появились первые автомобили и начали строиться первые нефтеперерабатывающие заводы. В итоге, Волга оказалась удобной транспортной артерией, по которой бакинскую нефть танкерами стали перевозить в центральные и северные районы России, а затем и за рубеж.Сейчас об этом вряд ли кто помнит, но, оказывается, сто с лишним лет назад русский нефтяной бизнес оказался очень привлекательным для европейских инвесторов. В их числе был и шведский предприниматель Альфред Нобель, впоследствии - изобретатель динамита и учредитель знаменитой Нобелевской премии. В 1879 году в Баку образовалось нефтяное товарищество, владельцами которого были братья Людвиг, Эммануэль и Альфред Нобели. В 1884 году, вскоре после сдачи в эксплуатацию моста под Сызранью, эти шведы обратили внимание на удобное расположение железнодорожной станции Батраки (ныне город Октябрьск Самарской области). В том же году здесь был организован крупнейший в Европе перевалочный пункт, где происходила перегрузка сырой нефти с водного транспорта на железнодорожный. Всего за пять лет прибыль Нобелей от сбыта русской нефти через станцию Батраки увеличились почти в 10 (!) раз. Но это уже совсем другая история.

www.vkonline.ru

Судоходство на Волге: humus

Баркас «Волга» 1886

Буксирный пароход

Васильевский затон и мастерская Казанского округа для ремонта судов

Волжский пароход

Грабли инженера Быкова. 1883-1885

Землечерпательная машина №3. 1886

Землечерпательная машина №4.1886

Казенная брандвахта в Рыбинске. 1886

Казенная пристань в Нижнем Новгороде.1886

На Волге

На Волге

Отход парохода

Пароход «Александр». 1886

Пароход «Верблюд». 1886

Пароход «Восток».1886

Пароход «Глинка» Общества «Самолет»

Пароход «Достоевский»

Пароход «Император Николай II»

Пароход «Межень»

Пароход «Межень». 1886

Пароход «Москва» на Волге

Пароход «Петр Великий»

Пароход «Стрежень».1886

Пароход «Царевич»

Пароход «Цесаревич Николай»

Пароход Общества «Самолет»

Пароход акционерного Общества «Самолет» «Геннадий Ратков»

Пароход на Волге

Пароход на фоне Костромского берега

Пароход у пристани в Вольске

Пароход-самолет «Князь Владимир Святой»

Пассажирский пароход Общества «Кавказ и Меркурий»

Пассажирский пароход Общества «Кавказ и Меркурий»

Пассажирский пароход Общества «Кавказ и Меркурий»

Пассажирский пароход Общества «Кавказ и Меркурий»

Пристань Общества «Кавказ и Меркурий» в Костроме

Пристань в Вольске

Приход парохода в Твери

Самолетская пристань в Корчеве

У пристани

Бурлацкие паспорта

humus.livejournal.com

Пароходное общество «По Волге» - история в фотографиях

Profile

Name: история в фотографиях

Entry Tags

1020-е, 1400-е, 1500-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1910--е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1940, 1940--е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990-е, 1993, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем - не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, РККА, Романовы, Русско-японская война, СМИ, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, анархисты, анархия, аристократия, армия, армия танки, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, вещи, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, заговоры, зачем-не знаю, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, интевенция, интересно, интересное, интересное кино, искусство, искусствр, исория СССР, истори СССР, истории СССР, исторические события, история, история CCCР, история Австралии, история Австрии, история Алжира, история Америки, история Англии, история Аргентины, история Армении, история Афганистана, история Африки, история Белоруссии, история Болгарии, история Бразилии, история ВКП (б), история Великборитании, история Великбритании, история Великобритании, история Венгрии, история Вьетнама, история Германии, история Германии. маразматические заголо, история Германиилюди, история Германия, история Греции, история Грузии, история Европы, история Египта, история Израиля, история Индии, история Ирана, история Ирландии, история Испании, история Италии, история КНДР, история Камбоджи, история Канады, история Киева, история Китая, история Кореи, история Кубы, история Латвии, история Ленинграда, история Мексики, история Монголии, история Москвы, история Нидерландов, история Норвегии, история Пакистана, история Петербурга, история Петрограда, история Польши, история Польшы, история РККА, история РСФСР, история РФ, история Росс, история Росси, история России, история России. военная история, история Российской Федерации, история Россия, история Румынии, история ССР, история СССР, история СССР отдых, история СССР. кино, история СССС, история ССССР, история США, история США., история США? 1930-е, история Санкт-Петербурга, история Сербии, история Тайланда, история Тибета, история Турции, история Узбекистана, история Украины, история Финляндии, история Финляндии., история Франции, история Чехии, история Чехословакии, история Чили, история Швеции, история Эстонии, история Югославии, история Японии, история авиации, история дипломатии, история фотографии, истороия СССР, истрия Чехословании, истроия СССР, кавалерия, казачество, казни, казнь, карикатура, карикатуры, картины, картография, карты, катакомбы, катастрофы, кино, кладбища, книги, ко, коллаборанты, коллаборационисты, коллекционные фотографии, компромат, конструкторы, констукторы, космос, красавец-мужчина, краскомы, красота, криминал, криминалистика, курьезы, линчности, линчости, литература, личности, личности. детвора, личности. забавное, личность, личнсти, личости, любовь, люди, люди. Вторая мировая война, маразм, мастера фотографии, мебель, медицина, мемуары, мерзавцы, метрополитен, милиция, милосердие, миниатюры, мнение, мода, мода. животные, модераторское, монархия, монастыри, морархия, мото, мошенники, музеи, музыка, музыка. театр, на радость модераторам, на радость модератору, на усмотрение сообщников, на усмотрение ссобщников, награды, напитки, народный костюм, наука, нацизм, национальный костюм, наши герои, ненавижу, необычно, нет слов, новейшая история, ню, образование, образование бесплатно, одежда, одинокий путник, ой-ой, оккупация, опера, опрос, опять Бардо, опять Бордо, опять Монро, оружие, отдых, открытки, офф-топ, охота, памятники, парады,

foto-history.livejournal.com