Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве. Всюду пахнет нефтью


Что значит выражение Бертрана Рассела "Во всей вселенной …

29/07/2008 12:04     

Где? Не припоминаю.

29/07/2008 13:20     

Егора Летова как то спросили, процитировал ли он Пелевина, или он процитировал его, или он вместе кого то процитировали, когда спел "Вечность пахнет нефтью". Летов сказал, что Бертрана Рассела. В вики у него в цитатах есть эта фраза. А вот где именно он это сказал, я не знаю.

29/07/2008 18:01     

Пелевин, наверное, не родился еще, когде Летов это спел :) А где у него эта цитата?

29/07/2008 19:31     

29/07/2008 21:43     

у Летова фраза "Вечность пахнет нефтью" звучит в эпической песне "Русское поле экспериментов". Летов действительно сказал, что эта фраза Бертрана Рассела. И в Вики на самом деле эта фраза фигурирует среди самых известных высказываний Бертрана Рассела. Имхо это аллегория, очень глубокая по смыслу. При попытке ее объяснить я лично на минут 20 ударяюсь в метафизику :)В общем на самом деле гениальная фраза. Заставляет думать

29/07/2008 21:46     

у Пелевина — в «Поколении "П"»

— Да, все упирается в слова, — повторил сирруф. — Насколько я знаю, самое глубокое откровение, которое когда-либо посещало человека под влиянием наркотиков, было вызвано критической дозой эфира. Получатель нашел в себе силы записать его, хотя это было крайне сложно. Запись выглядела так: «Во всей вселенной пахнет нефтью». До таких глубин тебе еще очень далеко. Ну ладно, это все лирика. Ты лучше скажи, где ты марочку-то эту взял?

29/07/2008 21:59     

а ну теперь все ясно... Пелевин просто пересказал анекдот про Банан и кожуру с фразой Бертрана Рассела. Сама фраза не имеет отношения к наркотикам. Просто она очень глубокомысленна и аллегорична, вот Пелевин и решил приколоться.

30/07/2008 10:56     

да, похоже на томне тоже вспомнился этот анекдот

31/07/2008 22:12     

Пелевин много чего пересказал, я, к примеру, очень удивился, когда в советской научно-популярной книге про психологию/психиатрию (к сожалению, не помню автора, почему-то приходит в голову фамилия "Алексеев", хотя не ручаюсь)обнаружил историю болезни Петра Пустоты ("хочу найти золотую удачу", "трудно ориентироваться в вихре гамм и красок противоречивой внутренней жизни" и так далее) практически в полном объеме. В научно-популярной книге автор иллюстрировал рассказ о шизофрении, кажется, примером из своего богатого опыта.

01/08/2008 10:49     

Я кстати давно подозревал, читая Пелевина, что очень большие куски его творчества просто скомпилированны откуда-нибудь. Например в Чапаеве и Пустоте большие пассажы посвященные внутренней монголии, явно выдраны из буддизма. Как это модно сейчас в музыке. Например - Дельфин. Он и не скрывает, что просто нарезает куски понравившейся его музыки и микширует. Диджеи модны сейчас :)

23/08/2008 23:07     

В онлайн-интервью:

http://www.gr-oborona.ru/pub/offline/11 19876249.html

Igor TsykunovУ тебя есть фраза: «вечность пахнет нефтью», у Пелевина в «Generation П» есть фраза: «во всей вселенной пахнет нефтью». Это: 1. Совпадение. 2. Пелевин процитировал тебя. 3. Вы оба процитировали кого-то третьего (кого?)

— Бертрана Расселла

24/08/2008 01:56     

да датолько это оффлайн интервью

29/07/2008 12:10     

человек думает, что так как живёт он, так же живут и другие. Т.е. если на Земле очень остро стоит вопрос нефти, то, соответственно так же остро, стоит этот же вопрос и на других планетах.то же самое у них и в политике: американцы убеждены, что американская демократия самая демократичная в мире, то она должна быть во всех странах мира. кто не согласен того в ось зла.

29/07/2008 13:21     

спасибо, интересно

29/07/2008 12:59     

"банан велик, а кожура ещё больше" - изречение того же рода.

29/07/2008 13:22     

29/07/2008 13:28     

Роберт Вуд, тоже под кайфом. ;)

30/07/2008 09:56     

А источник можно узнать? Не врут ли?

29/07/2008 13:36     

Как уже сказали, Роберт Вуд.Исторя гласит, что он под действием наркоты (ЛСД или кокаин, не помню) подумал важную мыслю. После отходняка, разумеется, забыл.Решил проверить, сварганил ту же дозу и положил рядом листок бумаги и карандаш, чтобы записать.По проснутии обнаружил ту самую фразу.

29/07/2008 13:45     

А это вы про физика?

29/07/2008 17:23     

Дык... Я ж не виноват, что это он прославился высказыванием...

29/07/2008 13:13     

Этот пассаж есть в "Истории Западной философии" Рассела: одному человеку казалось, что когда он под кайфом, ему открывается великий смысл жизни, но в трезвом состоянии он забывает, в чем именно этот смысл состоит. Тогда человек решает записать во одурманенном состоянии, в чем же смысл. И на трезвую голову находит, что на бумаге написано: "Всюду пахнет нефтью".

Видимо, смысл выражения состоит в том (если несколько опошлить, говоря простыми словами), что субъективное состояние "понимания смысла всего" не выдерживает критики трезвого разума - возможно, здесь корется даже нападка на "мистическое познание мира".

29/07/2008 13:23     

блин как интересно все

+129/07/2008 13:59     

это этимологически правильный ответ на поставленный вопрос

29/07/2008 17:43     

хорошее объяснениетак обычно и бывает)))

29/07/2008 21:47     

а что на самом деле так ? Можно ссылку или цитату ?

29/07/2008 22:48     

"Я убежден, что такие переживания необходимы для хорошей творческой работы, но их одних недостаточно. В самом деле, субъективная уверенность, которую они дают, может роковым образом ввести в заблуждение. Уильям Джеймс описывает человека, который испытал действие веселящего газа; всякий раз, когда он находился под воздействием этого газа, он знал тайну Вселенной, но когда приходил в себя, то забывал её. Наконец ему удалось путем огромного усилия записать эту тайну до того, как видение исчезло. Совершенно очнувшись, он бросился посмотреть то, что записал. Это было: “Повсюду пахнет нефтью". То, что кажется внезапным проникновением, может вводить в заблуждение, и его необходимо трезво проверить, когда пройдет божественное опьянение."Бертран Рассел "История Западной философии", Новосибирск, Издательство Новосибирского Университета, 1997стр. 130, в Части Второй "Сократ, Платон и Аристотель", Главе XV "Теория идей".

31/07/2008 00:05     

"Банан большой, а кожура еще больше". Другой анекдот на эту тему.Кстати получается прав был тот комментатор, который первоисточником фразы называл Ульяма Джеймса.Пелевин просто получается эту фразу и контекст содрал, а Летов ее сделал просто гениальной."Вечность пахнет нефтью". Сколько одновременно смысла и бессмыслия.В общем интересная история возникновения этой фразы.Спасибо всем кто помог докопаться до истины

29/07/2008 13:25     

Не знаю, при чём там Б.Рассел. Это ж из Джемса, из "Многообразия религиозного опыта"...

29/07/2008 13:33     

Ну я знаю Рассела как автора фразы.

29/07/2008 21:49     

30/07/2008 01:47     

29/07/2008 13:41     

нефть продукт органики - миллионов тонн живых существ. нефть это братская могила.

29/07/2008 15:59     

существует теория минерального (небиологического) происхождения нефти. правда, она не сильно признана, но кое-какие факты в её поддержку все же есть.

29/07/2008 21:56     

Ну а вот верный ответ - все живое рано или поздно умирает и становится органическим удобрением для будущего поколения, условно говоря "нефтью". Энергией которого пользуются потомки, дабы потом самим стать удобрением для следующего поколения. И так до бесконечности. Вечность пахнет нефтью.

30/07/2008 03:32     

ну я то считаю по простому - вечное существование доступно каждому, хотя бы и в виде нефти. ) цикличность тут непри чём.ЗЫ конечно при условии, что не сожгут в цилиндрах какого нибудь майбаха. хехе.

29/07/2008 15:58     

нефть - это углеводороды. водород и углерод одни из самых распространенных веществ во вселенной. молекулы углеводородов находят не только на планетах солнечной системы, но и в удаленных туманностях - по спектральным линиям излучения.так что в каком-то смысле это правда.

29/07/2008 21:51     

вообще-то, вкус эфира во рту очень даже похож на нечто нефтяное)поэтому в Пелевине эта фраза понятна

www.ljpoisk.ru

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, часть 1: история песен «Зоопарк» (1987), «Мне насрать на моё лицо» (1987), «Попс» (1987), «Всё Идет по Плану» (1988) и «Русское Поле Экспериментов» (1989) | КУР.С.ИВ.ом

Автор статьи: Сергей КурийРубрика «Наши хиты»

Егор Летов – фигура, что там говорить, одиозная и спорная. Его творчество с равной силой и убедительностью вызывает как брезгливое неприятие, так и оголтелое восхищение. Бесспорно одно – в отечественном рок-пространстве вряд ли найдется столь необычный и одновременно последовательный персонаж.

Лично для меня Летов – не панк, не «вечный революционер», не икона «андеграунда». Прежде всего, он Настоящий Творец – всё, что он делал и ценил в этой жизни, было Творчеством – Творчеством вне всяких рамок, условностей и представлений – Творчеством живым, развивающимся, деятельным. Иной подход к Летову не даст понять, почему он с оголтелой легкостью менял свои политические и эстетические пристрастия. Ведь как Творец он оставался верен себе, а точнее – тому животворному и животрепещущему роднику, из которого появляется НОВОЕ.

Он доказал, что можно работать и добиваться внушающих результатов в любой обстановке, любыми средствами и не изменять себе в главном. Стать всенародно известным, не имея нормальной аппаратуры, условий для записи и финансовых средств, находясь вне сферы каких бы то ни было СМИ. Даже в 1998 году, когда я вёл на одном из Киевских FM-радио цикл передач про Летова, это казалось маленькой революцией.

Правда, чтобы достичь столь впечатляющих результатов, Егору пришлось положить на алтарь творчества всю свою жизнь без остатка – провести большую ее часть в бегах и скитаниях по чужим квартирам. Более-менее нормальный образ жизни (женился, купил квартиру, оборудовал студию звукозаписи) Летов стал вести лишь на пороге XXI века, но прожил так, как известно, недолго. По парадоксальному стечению обстоятельств в конце жизни на него обратили внимание и СМИ – альбом «Долгая Счастливая Жизнь» попал в раскрутку «Нашего радио».

Меня всегда удивляло умение Летова сочетать оголтелость и одержимость с некоей отстраненностью. Одна часть Егора искренне и откровенно вживалась в роль, а вторая с хладнокровностью ученого-мизантропа наблюдала за первой и контролировала ее. Поэтому ужасающий поток сознания, прихотливые образы, невозможные метафоры не распадались на жалкие лоскутки, а сливались в один цельный посыл. Конструктор и испытатель, сценарист и актер в одном лице – вот важная особенность, без которой творчество Летова нельзя понять адекватно. Именно поэтому одни считали Егора увлекающимся и отвязным беспредельщиком, а другие – хитрым и расчетливым планировщиком.

Из интервью с Е. Летовым:– Получается все твои радикальные перемены – просто смена игрушек?– В каком-то смысле да. Но звучит это очень цинично. А к игрушкам я никогда цинично не относился.

Летов – это тот самый «бунтующий человек» Камю, поющий гимн свободе – не той, которая с застывшим лицом держит такой же застывший факел, а той, которая есть животрепещущее пламя, не дающее косному миру скатиться в пучину энтропии – тепловой смерти. Свобода – не «жги-гуляй», не богиня, и уж тем более не Бог, это – принцип, метод действия, развитие, НАСТОЯЩАЯ жизнь – прекрасная и безграничная. И если ты Творец, то главное – как можно естественнее и искреннее отображать те или иные стороны бытия. И здесь безразлично, «правый» ты или «левый», «панк» или «хиппи» – главное, «поймать за хвост» вот это настоящее, а настоящее, по Летову, всегда прекрасно, будь это даже самое черное отчаяние.

Е. Летов:Я не настолько нищийЧтобы быть всегда лишь самим собойИ меня непременно повсюдуНесметное множество…

Проследить, как менялось и развивалось творчество Егора Летова, легче всего, взяв за основу сами образцы — то бишь, самые известные и знаковые песни. Что я и попытаюсь сделать ниже.

«Зоопарк» (1987)

Наверное, самая популярная из самых ранних песен ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. Написанная еще в 1984 году и зафиксированная в двух «номерных» альбомах, «Зоопарк» еще полон достаточно светлого и по-юношески наивного духа. В ней даже проступают некие «хиппистские» нотки ухода и противопоставления себя унылой действительности и мертвому официозу советской культуры.

Совсем юный Игорь Летов (Егор — это псевдоним).

По воспоминаниям тогдашнего друга и соратника Летова — Черного Лукича (Д. Кузьмина) — в те времена песня воспринималось настоящим гимном их сибирской компании, расставаясь они часто исполняли ее хором:

«Я ищу таких как яСумасшедших и смешных,Сумасшедших и больных,А когда я их найдуМы уйдём от сюда прочь,Мы уйдём от сюда в ночь.Мы уйдём из зоопарка».

Летов,Янка,Лукич,Олег Азегов в Киеве у Олега Древаля, июль 1987г.

«Зоопарк» (фрагмент фильма-концерта «Зачем Снятся Сны» 2007):

 

«Мне насрать на моё лицо» (1987), «Попс» (1987)

Обе песни, стремительно зафиксированные на альбомах 1987-го года, прекрасно отображают и звук, и поэзию группы ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА того времени. Хотя какой там группы! Все эти песни и альбомы записывались фактически в одиночку и буквально за несколько недель, после чего Летов, находящийся на учете в КГБ, стремительно сбежал из родного Омска.Летов сам сыграл на всех инструментах и слепил фонограммы методом наложения на двух магнитофонах «Олимп». Жужжащая гитара, бас, нередко ведущий мелодическую линию и глухо бухающий ударник (бешенную скорость которому Егор придал путем ускорения скорости пленки) надолго станут «фирменным» знаком «грязного» саунда ГО.В «Насрать на моё лицо» в полной мере отобразился оригинальный Летовский подход, когда сумбурный «поток сознания» прерывался эпатирующим рефреном.

«В мокрой постели голое тело нашли — чёрный отделХлопнули двери гости куда-то ушли — я не хотелДохлые рыбы тихо осели на дно — и разбрелисьВсе вы могли бы но перестали давно — и заебись.

…Тусклые тени вечером сдался и я — и пересталЗлые колени кто-то срубил тополя и пьедесталКаждый спросонок любит смеяться и петь и умиратьА мёртвый котенок — он остается терпеть и наблюдать.

В это трудно поверитьНо надо признатьсяЧто я насрал на моё лицо»

«Насрать на мое лицо» (акустика)(Москва «Апельсин» 12.02.2006):

Обложка магнитофонной кассеты с альбомом ГО «Тоталитаризм», куда вошла песня «Мне насрать на мое лицо».

Более осмысленной и эпатирующей была песня «Попс», исполненная с непередаваемой лихостью и озверением. Это была, наверное, первая отечественная песня про попсу (кстати, у Летова используется еще старый термин «попс» и переходной «попсня», который тогда в среде рокеров относили к развлекательной бездумной эстраде), задолго до программных опусов того же Шевчука. Правда, в исполнении Егора этот термин обретает глобальное значение — становится символом разложения, мертветчины и инерции.

В ваших мозгах жиреет попсВ ваших пальцах ржавеет сталь.В ваших жопах гниёт морковьА в ваших лёгких летает моль.

Под каблуками хрустит сверчокВраги народа бредут в ночи.Под нашими ногами земли клочокСтремительно тает под напором мочи.

Какая попсняКакая попсняКакая попсняКакая попсняВырубите на хуй!

 

Обложка виниловой пластинки ГО «Попс».

Е. Летов, 1988:Как только возникает какая-нибудь чёткая эстетика, какая-то чёткая система каких-то правил и взглядов — это попс.

Анекдот:Крутят по «Утренней почте» клип Наташи Королевой. Шевчук и Рыженко сидят у телевизора, улыбаются, ерзают в креслах, подпевать начали… Тут Юра возьми да глянь в окно — улыбка сползла, руками замахал, шепчет: «Вырубай на..й!.. Летов идет. Крику не оберешься…»

Кстати очень интересную, сильно переделанную, почти хип-хоповую украиноязычную версию «Попса» сделали на «Трибьюте ГО» ВОПЛИ ВИДОПЛЯСОВА. Рекомендую.

«Всё Идёт по Плану» (1988)

Сколько бы гораздо более сильных и талантливых композиций не написал Летов позже, но именно эта четырехаккордная песенка про «Дедушку Ленина» и «товарища Ким Ир Сена» останется «визитной карточкой» ГО. Современные подростки до сих пор распевают ее под гитару, а я силюсь осознать, что же понимает в ней нынешнее поколение, не заставшее ни разноцветных журналов «Корея», ни советской плановой экономики, ни даже PERESTROYKA.

Границы ключ переломлен пополамА наш батюшка Ленин совсем усопОн разложился на плесень и на липовый мёдА перестройка всё идёт и идёт по плануИ вся грязь превратилась в голый лёдИ всё идёт по плану…

А моя судьба захотела на покойЯ обещал ей не участвовать в военной игреНо на фуражке на моей — серп и молот и звездаКак это трогательно — серп и молот и звездаЛихой фонарь ожидания мотаетсяИ всё идёт по плану…

А моей женой накормили толпуМировым кулаком растоптали ей грудьВсенародной свободой разодрали ей плотьТак закопайте ж её во Христе —Ведь всё идёт по плану…

Один лишь дедушка Ленин — хороший был вождьА все другие остальные — такое дерьмоА все другие враги — и такие мудакиНад родною над отчизной бесноватый снег шёлЯ купил журнал “Корея” — там тоже хорошоТам товарищ Ким Ир Сен — там то же, что у насЯ уверен, что у них то же самоеИ всё идёт по плану

А при коммунизме всё будет заебисьОн наступит скоро — надо только подождатьТам всё будет бесплатно — там всё будет в кайфТам наверное вообще не надо будет умиратьЯ проснулся среди ночи и понял, чтоВсё идёт по плану.

Обложка журнала «Корея», 1981 г.

Великий вождь товарищ Ким Ир Сен.

Советский плакат.

«Всё идёт по плану» (акустика 1994):

«Всё идёт по плану» (Летов и Черный Лукич):

«Все идет по плану». Оркестр Кримеца (Закрытая репетиция концертного оркестра «Маэстро», где музыканты играли «Все идет по плану» Егора Летова):

 Впрочем, Летов считал, что даже современники этой песни, написанной в 1987-м, записанной в 1988-м и ставшей безумно популярной в 1989-90 гг., совершенно не понимали, заложенный в ней посыл. Ведь многие воспринимали ее слова, как непосредственные слова автора. А Летов просто напросто описывал эмоции обычного советского человека, насмотревшегося «перестроечного» телевидения.

Е. Летов:Он включил телевизор, пьет и всё, что он видит по телевизору, и вообще всё что у него в голове взбредает — и вот идет такой поток сознания. Сначала я написал двадцать с чем-то куплетов. Я сидел и описывал всё, что по телевизору происходит. Я вошел в это состояние (то есть, я как будто актер немножко), и всё это описывал. А после этого вычленил определенную часть и записал так — издевательски. Это подчеркивалось тем, что в конце идет наворот как бы — все эти крики «Коммунизм!», одновременно там четыре человека читают книжки — Платонова и что-то еще — это идет такая огромная гамазня.…Все песни, еще раз повторяю, они немножечко «раки» у нас. «Все идет по плану», например, — страшная ведь песня, трагическая, и не «ура» в ней звучит. Она ведь не буквально воспринимается. …Да, это серьезно. Но это издевательство.

Песня действительно очень привязана ко времени. Здесь и недоверие к перестройке, и противопоставление Ленина другим «вождям», с которого началась дискредитация советской истории. Не пройдёт и двух лет, как руки потаённого перестроечного антисоветизма дотянутся и до Ленина.Наверное, именно народность и некая плакатность песни и сделала ее столь популярной в массах.

Е. Летов:…случаются совершенно дикие вещи. Я часто рассказываю, как однажды был на Арбате, а там какой-то человек престарелого возраста стоял с протянутой кепкой и пел «Все идет по плану». Я насчитал куплетов двадцать с лишним, причем он туда даже политиков разных приплел, Собчака в частности.

Правда сейчас многим юным «исполнителям» придётся объяснять, фраза о том, что при коммунизме «всё будет бесплатно» действительно имела место в советской идеологии, так как считалось, что деньги потеряют свою ценность и будет действовать принцип «От каждого — по возможности, каждому — по потребности». А самая трагическая фраза песни «Там, наверное, совсем не надо будет умирать» отсылает к писателю Платонову.

Е. Летов:Андрей Платонов после революции ходил по деревням — и там ему говорили, что теперь, после революции, не будет больше смерти. И когда какой-то дедушка умер, все поняли, что что-то не так.

Летов и ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА в 1988 г.

 

«Русское Поле Экспериментов» (1988-89)

К 1989 году творчество Летова переживает эволюционные изменения. ГО становятся полноценной группой и доводят шумный «грязный» саунд и суицидально-апокалипитические настроения до предела. Антисоветская направленность сохраняется, но она становится для Летова лишь частным приемом отображения грядущего «духовного» Армагеддона всей человеческой цивилизации. Плакатности становится меньше, глобальности и остервенения больше. И главное, находясь под сильным впечатлением от длинных баллад Башлачева, Летов отходит от свего формата яростных и стремительных панк-песен, и начинает создавать большие «полотна».В конце 1988 года он создает самое известное из полотен — 14-минутную композицию «Русское Поле экспериментов», впервые зафиксированную на одноименной акустической записи, сделанной С. Фирсовым, а затем уже записанной в электричестве на альбоме 1989 г. с таким же названием.Композиция получилась настолько мощной, завораживающей и развивающейся, что, несмотря на свою длину, слушалась на одном дыхании. Больше меня удивляет то, как Летов не уставал исполнять ее почти на каждом концерте.

акустическая версия 1988 г.:

электрическая версия 1989 г.:

Любительская съемка:Уличный музыкант играет «Русское поле экспериментов» на аккордеоне:

По воспоминаниям самого автора, толчком к написанию «Русского поля» стал просмотр двух документальных фильмов — «Морда дьявола» и «Лики смерти», где много и долго убивали разных животных. Большой любитель всяких тварей, Летов впал в такое шокирующее состояние.

Е. Летов:Я чуть с ума не сошел. У меня было два состояния: либо умереть, либо идти убивать налево-направо. При этом Янка и мои согруппники, смотревшие то же, что и я, сидели на кухне, смеялись, курили, как будто ничего не произошло. Когда я попытался что-то им… — на меня посмотрели, как на идиота. И продолжали весело жить дальше. Вот тогда, в течение этой ночи, я сочинил эту песню. Эта песня — про все про это. Как все это имеет милое свойство отвратительно продолжаться в любых условиях. И нету этому конца.

«…А свою любовь я собственноручноОсвободил от дальнейших неизбежных огорченийПодманил её пряникомИзнасиловал пьяным жестоким ботинкомИ повесил на облачке, словно ребенокСВОЮ НЕЛЮБИМУЮ КУКЛУ!!!СВОЮ НЕЛЮБИМУЮ КУКЛУ!!!

Словно иней, сердобольный смехСловно иней, сердобольный смехСловно иней, сердобольный смехСловно валится на…на…на РУССКОЕ ПОЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ…

А вечность пахнет нефтью…»

В тексте немало отсылок и цитат — к «Борису Годунову» с «кровавыми мальчиками», к А. Камю с его «Посторонним», к Н. Некрасову с его «Сейте разумное, доброе, вечное!», и даже к истории одного самурая, который перед харакири, написал в записке «Уничтожу весь мир!»… А самую знаменитую фразу — «Вечность пахнет нефтью» — Летов, по его словам, позаимствовал у философа Бертрана Рассела.

Б. Рассел «История западной философии», глава XV «Теория идей»:Я убежден, что такие переживания необходимы для хорошей творческой работы, но их одних недостаточно. В самом деле, субъективная уверенность, которую они дают, может роковым образом ввести в заблуждение. Уильям Джеймс описывает человека, который испытал действие веселящего газа; всякий раз, когда он находился под воздействием этого газа, он знал тайну Вселенной, но когда приходил в себя, то забывал ее. Наконец ему удалось путем огромного усилия записать эту тайну до того, как видение исчезло. Совершенно очнувшись, он бросился посмотреть то, что записал. Это было: «Повсюду пахнет нефтью». То, что кажется внезапным проникновением, может вводить в заблуждение, и его необходимо трезво проверить, когда пройдет божественное опьянение.

Тогда в 1989 году «Русское поле» казалось Летову его творческим пределом, за которым у него «нет слов, нет голоса». Тем не менее в том же году он создает… песню не песню… а, скорее, длинный зауывный плач без музыки — «Как в мясной избушке умирала душа».А спустя год, рождает двухаккордный шаманский «Прыг-Скок», переплюнувший «Русское Поле» в глобальности и потусторонности, но уступавший в плане музыкальности. Чтобы прослушать «Прыг-Скок» до конца, требовались определенная закалка и мужество.

Кстати, если бы у меня были возможности, то я бы обязательно хотел бы записать «Русское Поле» (или «Все, Как у Людей») в сопровождении симфонического оркестра. По-моему, он бы намного лучше раскрыл мощь этих композиций, нежели самая громкая и жесткая электрогитара.

Автор статьи: Сергей Курий2008 — июль 2012 г.

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА и другие проекты Егора Летова, часть 2: история песен «Про Дурачка» (1990), «Офелия» (1993), «Родина» (1997), «Победа» (1997) и «Сияние» (2007)

См. также:

Раздел группы ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА на проекте «РОК-ПЕСНИ: толкование»

 

www.kursivom.ru

Чем же пахнет во Вселенной?: orden_z_flaga

Раз уже даже Андрюшка стал путаться и всех путать, то придется осветить тему нефти, эфира, Джеймса, Рассела, ну и Пелевина, разумеется.Конечно, тема далеко не нова, но раз надо ещё раз внести ясность, значит надо.

Дано: знаменитая фраза «Во всей Вселенной пахнет нефтью» (в альтернативной трактовке «Повсюду пахнет нефтью») регулярно приписывается разным людям. Пруфлинков до фига и больше, особенно в ЖЖ.Пытаемся разобраться.

Шаг Первый:Известный (в широких кругах) английский математик и философ Бертран Рассел в книге «История Западной Философии» пишет: «Уильям Джеймс описывает человека, который испытал действие веселящего газа; всякий раз, когда он находился под воздействием этого газа, он знал тайну Вселенной, но когда приходил в себя, то забывал ее. Наконец ему удалось путем огромного усилия записать эту тайну до того, как видение исчезло. Совершенно очнувшись, он бросился посмотреть то, что записал. Это было: "Повсюду пахнет нефтью". То, что кажется внезапным проникновением, может вводить в заблуждение, и его необходимо трезво проверить, когда пройдет божественное опьянение.»(Бертран Рассел).

Шаг Второй:Известный (в узких кругах) американский философ и психолог Уильям (Вильям) Джеймс в книге «Многообразие Религиозного Опыта» отчасти подтверждает эти слова Рассела и пишет:«Эфир и в особенности окись азота, в известной дозе примешанные к воздуху, являются также могучими стимулами к пробуждению мистического сознания. Перед вдыхающим их, точно разверзаются бездны истины одна за другою. Когда человек приходит в нормальное состояние, истина от него ускользает, и если остается от нее какая-нибудь формула, для нормального рассудка она оказывается бессмыслицей. Тем не менее, у человека остается чувство, что эта формула полна глубокого значения. Я лично знаю многих людей, которые убеждены, что в трансе, вызванном окисью азота, возможны настоящие метафизические откровения.Несколько лет тому назад я сделал сообщение в печати о произведенных лично надо мною опытах опьянения окисью азота. На основании их я пришел тогда к такому выводу, - который и до настоящего времени не поколебался в моих глазах, - что наше нормальное или, как мы его называем, разумное сознание представляет лишь одну из форм сознания, причем другие, совершенно от него отличные формы, существуют рядом с ним, отделенные от него лишь тонкой перегородкой»(Вильям Джеймс).

Искать сообщения Уильяма Джеймса, появившиеся в печати более 100 лет назад, мне слегка лень. Но я, признаться, не считаю, что Рассел всю эту историю выдумал, поэтому из имеющихся данных авторство фразы однозначно устанавливаю за Вильямом не нашим Джеймсом.

Подтверждение этого факта появляется при обсуждении другой знаменитой фразы «Банан велик, а кожура еще больше» (кстати, рекомендую, совершенно замечательное комьюнити).

Русская Википедия, как это часто бывает, тупа.

Теперь что касается продолжателей сей благодарной тематики.В песне 1989 года группы Гражданская Оборона «Русское Поле Экспериментов» с одноименного альбома рефреном повторяется фраза «Вечность пахнет нефтью». Большинство фанатов Летова считают, что именно Летов ее и придумал. Егора, к которому я отношусь очень хорошо и положительно, искренне жаль в такой ситуации.

Вот тут в каментах предлагают Синявского, но это вообще не вариант, а тупой плагиат, имхо.

У Пелевина все куда как обширнее, а, главное, сразу с правильными ссылками.Первый раз (насколько я могу судить), эта тема появляется в «Чапаеве и Пустоте».«Мой тост не вызвал у них энтузиазма.- За победу оно конечно, - сказал Барболин, - а марафет?- Какой марафет? - спросил я.- Ты дурочку не валяй, - строго сказал Жербунов, - нам Бабаясин говорил, что тебе сегодня жестянку выдали.- Ах, так вы про кокаин говорите, - догадался я и полез в саквояж за банкой. - А то ведь "марафет", товарищи, слово многозначное. Может, вы эфиру хотите, как Вильям Джеймс.- Кто такой? - спросил Барболин, беря жестянку в свою широкую и грубую ладонь.- Английский товарищ.»(Чапаев и Пустота).

В «Generation П» сирруф объясняет Татарскому: «Насколько я знаю, самое глубокое откровение, которое когда–либо посещало человека под влиянием наркотиков, было вызвано критической дозой эфира. Получатель нашел в себе силы записать его, хотя это было крайне сложно. Запись выглядела так: "Во всей вселенной пахнет нефтью"» (Generation П)

Наконец, в качестве эпиграфа к «Македонской Критике Французской Мысли», прямо так оно и фигурирует.(Македонская Критика Французской Мысли).

Ну вот, собственно, вроде и всё.Вывод: фраза «Повсюду пахнет нефтью» (как пишут в комментариях, оригинальная «A smell of petroleum prevails throughout») с очень большой вероятностью принадлежит Уильяму Джеймсу, о чем тщательно сообщают как Бертран Рассел, так и Виктор Пелевин.

orden-z-flaga.livejournal.com

Фрол Веселый: Вечность пахнет нефтью

живопись, арт-объекты  Ночь музеев в Х-мах 17 мая, с 18.00 до 02.00

«Ночь музеев» – это ежегодная акция, посвященная Международному дню музеев. Она была придумана в Германии еще десять лет назад, но после того, как в 2005 году ее официально утвердил Совет Европы, дело пошло гораздо быстрее. И вот уже 145 стран мира ежегодно, в Международный день музеев, собирает в музеях и галереях небывалое количество посетителей. Уфа приобщилась к акции с 2009 года. В этом году в Ночь музеев галерея актуального искусства «Х-МАХ» открывает свои двери с 18 до 02 часов ночи и предлагает вам волнительную встречу с самарским художником Фролом Веселым. На выставке представлены живописные работы и арт-объекты художника из разных серий, включая новые.

«Вечность пахнет нефтью» – одна из наиболее часто обсуждаемых цитат из песни Егора Летова «Русское поле экспериментов» 1989 года. Фраза эта достаточно известна: после Летова на нее ссылался Виктор Пелевин в «Generation P», где она звучала как «Во всей Вселенной пахнет нефтью». До Летова широкой публике представил фразу Бертран Рассел в книге «История западной философии». Рассел в свою очередь приписывает фразу философу Уильяму Джеймсу. Она упоминается в контексте опытов с эфиром и звучит как «Повсюду пахнет нефтью».

Автор мыслит эту выставку созвучной мировоззрению людей поколения 30–35-летних. Советские символы, которые были яркими и выпуклыми в детстве, сейчас постепенно размываются, становясь призраками далекого прошлого. Даже кремлевские звезды горят уже не так ярко, медленно оплывая то ли под дождем, то ли потеками крови. На смену коммунистическому мифу пробивает себе дорогу миф о красивой жизни, которую может обеспечить нефтяная качалка. Гламурный объект от «Луи Виттон», некоторое время назад внезапно возникший на Красной площади, – апофеоз сюрреализма, борьба двух мифов в сознании нынешних тридцатилетних…

В течение Ночи художник создаст новую картину на глазах у публики. Шоу от группы «Forever Карнавал», торжественный вынос большого торта в 21 час.

Поле Ночи музеев выставка продлится до конца июня.

Часы работы: с 10:00 до 19:00, кроме выходных. Вход свободный.

www.rufa.ru

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА — «Русское Поле Экспериментов» (песня) (муз. и сл. — Е. Летов) | КУР.С.ИВ.ом

Входит в альбом «Русское поле экспериментов» (1989)

КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:

***

Е. Летов, 1990г.:

Я вообще замечаю, что подошёл к некоей условной грани — к некоему, как бы высшему для меня уровню крутизны, за которым слова, звуки, образы уже «не работают», вообще, всё, что за ним — уже не воплотимо (для меня, во всяком случае) через искусство. Я это понял, когда написал «Русское Поле Экспериментов». Оно для меня — вышак. Предел. Красная черта. Дальше — у меня нет слов, нет голоса. Я могу лишь выразить равнозначное этому уровню, просто являя иной его ракурс. Это и «Хроника пикирующего бомбардировщика» с «Мясной избушкой» и «Туманом», и «Прыг-скок» с «Песенкой про дурачка» и «Про мишутку». Выше них для меня — зашкал, невоплощаемость переживаемого, вообще — материальная невоплощаемость меня самого. А вот именно туда-то и надо двигать.

***Из комментариев Е. Летова к переизданию 2007-го года:

Во время записи композиции «Русское поле экспериментов» слегка сместился гитарный звук. По словам Летова ничем иным как электрическим и энергетическим скачком во всей записывающий аппаратуре он это обьяснить не может.

***Целеустремленно набивать карманы / Мертвыми мышатами… — См.:

Ответы Е. Летова на вопросы посетителей официального сайта ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ gr-oborona.ru, 05.04.2005:

— Что означает строчка «набивать карманы мертвыми мышатами»?

— Песня написана после того, как я посмотрел два документальных фильма — «Морда дьявола» и «Лики смерти», в которых много и долго убивали разных животных. Это один из поворотных пунктов вообще моего творчества. Я чуть с ума не сошел. У меня было два состояния: либо умереть, либо идти убивать налево-направо. При этом Янка и мои согруппники, смотревшие то же, что и я, сидели на кухне, смеялись, курили, как будто ничего не произошло. Когда я попытался что-то им… — на меня посмотрели, как на идиота. И продолжали весело жить дальше. Вот тогда, в течение этой ночи, я сочинил эту песню. Эта песня — про все про это. Как все это имеет милое свойство отвратительно продолжаться в любых условиях. И нету этому конца.

***Покончить с собою, уничтожить весь мир… — см.:

Е. Летов, «Приятного аппетита!», 1990г:

Я, вот, где-то читал про одного самурая, который перед тем, как сделать себе харакири, написал: «Уничтожу весь мир!». Так вот, я свято и закоченело верю и знаю, что он его этот «весь мир» и уничтожил, расхуярил, величественно, безвозвратно и однозначно. Введенский правильно пишет, что чудо — остановка времени, возможная лишь в момент смерти. Сытый индивидум, существующий в липкой протяженности будней, надежд, желаний, ожиданий и т. д. и т. п., не сотворит чуда, не «остановит мир». На это способен лишь тот, кому нечего терять. Это тот сокрушительный залп, когда уже «кончились патроны». Пусть в глазах всего мира это — разгромное поражение, зато для тебя и для твоего мира это — полный и окончательный мат, триумф и торжество! Имеющий уши слышать — услышит. Если ты посмел и не отрекся, не предал в глубине души сам то, во имя чего ты жертвуешь — то никогда не проиграешь.

***Интервью с Е. Летовым, журнал «FUZZ», июнь, 1997г.:

— В одной из песен ты только что спел: «вечность пахнет нефтью«, такой геополитический образ… Чем тебя лично интересует нефть?

— А знаете, чьи это слова? — Бертрана Рассела. Россия сейчас скатывается к положению сырьевого придатка Запада. Процессы в геополитике и геофизике происходят столь стремительно и непредсказуемо, что говорить о том, что произойдет через год, просто невозможно.

***Б. Рассел «История западной философии», глава XV «Теория идей»:

Я убежден, что такие переживания необходимы для хорошей творческой работы, но их одних недостаточно. В самом деле, субъективная уверенность, которую они дают, может роковым образом ввести в заблуждение. Уильям Джеймс описывает человека, который испытал действие веселящего газа; всякий раз, когда он находился под воздействием этого газа, он знал тайну Вселенной, но когда приходил в себя, то забывал ее. Наконец ему удалось путем огромного усилия записать эту тайну до того, как видение исчезло. Совершенно очнувшись, он бросился посмотреть то, что записал. Это было: «Повсюду пахнет нефтью». То, что кажется внезапным проникновением, может вводить в заблуждение, и его необходимо трезво проверить, когда пройдет божественное опьянение.

***Словно иней, сердобольный снег… / Славно валится на… / на… / Русское поле экспериментов… — ср.:

В. Розанов «Опавшие листья, короб второй»:

«И увидел я вдали смертное ложе. И что умирают победители, как побеждённые, а побеждённые, как победители.И что идёт снег и земля пуста…И победа побледнела в моей душе. Потому что побледнела душа. Потому что, где умирают, там не сражаются. Не побеждают, не бегут.Но остаются недвижимыми костями, и на них идёт снег.»

***Апология (греч . apologia) — оправдание, защита, восхваление.

***Устами младенца глаголет яма (пуля)… — ср. с поговоркой «Устами младенца глаголет истина».

***Искусство быть посторонним… — образ из книги французского писателя и философа-экзистенциалиста  А. Камю — «Посторонний». См. также:

Интервью Е. Летова, «РИО» №10, 1989г.:

-Ты не задавался вопросом, для чего — или, иначе — почему ты поешь?— Я уже писал об этом в «Урлайте.». Если же с другой стороны зайти, то все, что мы делаем, это «отстранение». Как некая, громко говоря, религия. То, о чем Камю говорил в «Постороннем».— А как же насчет, общинного мировоззрения?— Ну да. Это единственная естественная возможность расширения своего эго, личности. А с ним сразу же начинается и отстранение от реальности. Сначала от себе подобных, потом вообще от каких-то существующих форм, а в принципе, и от самой жизни. Конечный результат его — смерть.— Но это может быть не физическая смерть, а, так сказать, личностная: растворение индивидуума, в человеческой массе…— Нет, это как раз полное выключение из массы. Любое осмысление вызывает отстранение. Отстранение это отчуждение. Отчуждение дается перевариванием: человек что-то понимает, преодолевает какой-то уровень, и он для него отпадает. По сути, это всё напоминает пирамиду. Естественно, что итог — смерть на ее вершине. Хотя, с другой стороны, -это и не смерть, в обычном значении.  Я считаю себя живущим человеком. Для меня смерть — это и есть то, что жизнью называется, такая концентрация энергии, которая уже в физической форме невозможна — и человек тело отбрасывает, начинается существование на другом уровне.Почему то, чем мы занимаемся, таково? Потому, что такова реальность. Даже честному человеку здесь жить негоже. А нормально жить — это значит взвалить на себя такую массу всего, такую сумму греха, что можно умереть духовно очень быстро, просто как лампочка перегорает…

***Сеяли доброе, разумное, вечное — ср. с отрывком из стихотворения Н. Некрасова «Сеятелям» (1877), в котором говорится о долге народовольца:

Сейте разумное, доброе, вечное,Сейте! Спасибо вам скажет сердечноеРусский народ…

***…кровавые мальчики… — кошмар из поэмы А. С. Пушкина «Борис Годунов», преследующий царя Бориса, якобы убившего маленького царевича, чтобы самому взойти на царство. См.:

Так, здравая, она восторжествуетНад злобою, над темной клеветою. —Но если в ней единое пятно,Единое, случайно завелося,Тогда — беда! как язвой моровойДуша сгорит, нальется сердце ядом,Как молотком, стучит в ушах упрек,И все тошнит, и голова кружится,И мальчики кровавые в глазах…И рад бежать, да некуда… ужасно!Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

***Кашу слезами не испортишь, нет… — ср. с рус. поговоркой «кашу маслом не испортишь».

акустическая версия 1988 г.:

электрическая версия 1989 г.:

Любительская съемка:Уличный музыкант играет «Русское поле экспериментов» на аккордеоне:

 

 

_______________________________________________________________________

Текст песни «Русское поле экспериментов»:

Hm                                 GТрогательным ножичком пытать свою плотьEm                                 HmТрогательным ножичком пытать свою плотьДо крови прищемить добровольные пальцыОтважно смакуя леденцы на палочкеЦелеустремлённо набивать карманыМёртвыми мышатами живыми хуямиШоколадными конфетамиF#            Hm GИ нерукотворными пиздюлями.

G             Em                         F#На патриархальной свалке устаревших понятийИспользованных образов и вежливых словПокончив с собой уничтожить весь мирПокончить с собой уничтожить весь мирВечность пахнет нефтьюВечность пахнет нефтьюHm       A             GСловно иней сердобольный смехСловно иней сердобольный смехСловно иней сердобольный смехСлавно валится на, на, наHm       G         Hm             GРусское поле экспериментовHm       G          Em         F#Русское поле экспериментовРусское поле экспериментовРусское поле экспериментов.

География подлости, орфография ненавистиАпология невежества, мифология оптимизмаЗаконы гаубицы благонравияЗнатное пиршество благоразумияУстами ребенка глаголет ямаHm GУстами ребенка глаголет пуляEm                   F#Вечность пахнет нефтьюВечность пахнет нефтьюСловно иней сердобольный смехСловно иней сердобольный смехСловно иней сердобольный смехСлавно валится на, на, наРусское поле экспериментовРусское поле экспериментовРусское поле экспериментовРусское поле экспериментов.

Мастерство быть излишним подобно мнеМастерство быть любимым,подобно петлеМастерство быть глобальным как печёное яблокоИскусство вовремя уйти в сторонкуИскусство быть постороннимИскусство быть посторонним.

Новейшее средство для очистки духовокОт задохнувшихся по собственной волеНовейшее средство для очистки верёвокОт скверного запаха немытых  шейНовейшее средство находить виновныхНовейшее средство находить виновныхРусское поле экспериментовРусское поле экспериментовРусское поле экспериментовРусское поле экспериментов.

Hm                                  GЗа открывшейся дверью — пустотаEm                         HmЭто значит, что кто-то пришёл за тобойGЭто значит, что теперь ты кому-тоEm                        F#         Hm GПонадо-понадо-пона-надобился…Em                    F#А снег всё идёт, а снег всё идётHm                    G             Em F#Русское поле источает снег…Иных хоронили в упаковке глазёнокИных хоронили в упаковке газет…

Проигрыш:Hm,G,Em,F#(1 раз)

А то, что на бойне умертвили бычка —На то всеобщая радость, всеобщая гордостьВсеобщая ненависть, всеобщая воляВсеобщая воля, да всеобщая старость…

Проигрыш:1 раз.

Набить до отказа собой могилуЭто значит наследовать ЗемлюЧто же такое наследовать Землю?Hm GЭто значит исчерпать терпениеEm                     F#Что и требовалось доказать…Что и требовалось доказать!

В дверной глазок, в замочную щель —Гениальные мыслишки, мировые войнушкиНеофициальные пупы ЗемлиЭмалированные части головных системИнстинктивные добровольцыВо имя вселенной и хлебной корочкиЛюди с большой буквыСлово «Люди» пишется с большой буквы!Свастика веры стянула лицаВавилонская азбука налипла на пальцахИсторически оправданный методПожирания сырой землиЭто ли не то, что нам надо?!Это ли не то, что нам надо?!Это ли не то, что нам надо?!

А поутру они неизбежно проснулисьНе простудились, не замаралисьНазывали вещи своими именамиСеяли доброе, разумное, вечноеВсё посеяли, всё назвалиКушать подано — честь по честиНа первое были плоды просвещенияА на второе — кровавые мальчики.

Проигрыш:8 раз.

Орденоносный Господь победоносного мираЗаслуженный Господь краснознамённого страхаПраведный праздник для правильных гражданОтточенный серп для созревших колосьев

Проигрыш:1 раз

Яма — как принцип движения к СолнцуКашу слезами не испортишь, нет.

Проигрыш:1 раз.

Полные сани девичьим срамомПолные простыни ребячьим смрадомДевичьи глазки, кукушкины слёзкиА так же всякие иные предметы…

Проигрыш:1 раз.

Так кто погиб в генеральном сраженииКто погиб в гениальном пораженииЗа полную чашку жалостиВ Сталинградской битве озверевшей похоти?

Проигрыш:1 раз.

Самолёт усмехнулся вдребезгиВ бугорок обетованной ЗемлиСамолёт усмехнулся вдребезгиВ бугорок обетованной Землицы…

Проигрыш:6 раз.Hm                    GА свою любовь я собственноручноEm                            HmОсвободил от дальнейших неизбежных огорченийПодманил её пряникомподманил её пряникомИзнасиловал пьяным жестоким ботинкомИ повесил на облачкеСловно ребёнок свою нелюбимую куклуСвою нелюбимую куклу (3р.)Словно иней сердобольный смех (3р.)Славно валиться на, на, на…Русское поле экспериментов (4р.)Вечность пахнет нефтью (4р.)

1988

.

_______________________________________________________________________

<<< Вернуться на главную страницу группы ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА

<<< Вернуться на страницу «Дискография группы ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА«

<<< Вернуться на страницу «Песни группы ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА по алфавиту»

Автор и координатор проекта «РОК-ПЕСНИ: толкование» — © Сергей Курий

 

 

 

 

www.kursivom.ru

Банан велик, а кожура еще больше или Повсюду пахнет нефтью

Как-то раз американский физик-экспериментатор Р. Вуд (1868—1955), довольно эксцентричный человек, любитель всяких острых ощущений, решил проделать на себе рискованный опыт — испытать действие наркотика. С большим трудом раздобыв опиум, он накурился этого зелья и вскоре впал в забытье. Придя через некоторое время в сознание, он вспомнил, что, находясь в одурманенном состоянии, напал на какую-то чрезвычайно глубокую и важную научную идею, но на какую именно — начисто вылетело из головы. Тогда Вуд решил повторить опыт в надежде, что ему посчастливится вновь обрести ускользнувшую мысль.   И действительно, как только начало сказываться наркотическое действие опиума, забытая мысль не замедлила возникнуть в уме ученого. Чувствуя, что сознание вот-вот покинет его, Вуд сумел в последний момент сконцентрировать волю, записать идею на бумажке и впал в беспамятство. Очнувшись, он с ликованием подумал об удачном исходе столь трудного и опасного опыта и, дрожа от нетерпения и пережитого, поспешно развернул бумажку с драгоценной записью. На ней он прочел; “Банан велик, а кожура еще больше...”

"Уильям Джеймс описывает человека, который испытал действие веселящего газа; всякий раз, когда он находился под воздействием этого газа, он знал тайну Вселенной, но когда приходил в себя, то забывал ее. Наконец ему удалось путем огромного усилия записать эту тайну до того, как видение исчезло. Совершенно очнувшись, он бросился посмотреть то, что записал. Это было: "Повсюду пахнет нефтью"."Бертран Рассел. История западной философии.

А это рассказ знаменитого физика Ричарда Фейнмана (из его книги "Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман")Кстати, там будет упоминание о том, что важно следить за дыханием. Это действительно так. У меня несколько раз случались ощущения, словно я куда-то "улетаю" из реальности и всякий раз, чем больше я следила за своим дыханием, тем сильнее становилось это ощущение. Чтобы прийти в себя, нужно было срочно сосредоточиться на чем-то конкретном, любом предмете материального мира и попытаться не обращать внимание на дыхание."..Я быстренько принял приглашение Лилли воспользоваться емкостью, что было очень любезно с их стороны, а они пришли послушать мою лекцию со своей группой.       Итак, на следующей неделе я отправился испытывать емкости. Мистер Лилли познакомил меня с ними, как он, должно быть, поступал и со всеми другими людьми. Там было много лампочек, напоминающих неоновые огни, с разными газами. Он показал мне периодическую таблицу, проделал много мистических фокусов со светом разного рода, который оказывает разное влияние. Он сказал мне, как готовиться ко входу в емкость, глядя на себя в зеркало, прижавшись к нему носом, - все мелочи, всю ерунду. Я не обратил на всю эту чушь никакого внимания, но сделал все, потому что хотел попасть в емкость, да еще подумал, что, возможно, эти приготовления облегчат получение галлюцинаций. Итак, я прошел через все, что он мне рассказал. Единственная сложность состояла в выборе цвета лампочки, влияние которого я хотел испытать, особенно если учесть, что емкость должна быть темной изнутри.       Емкость, изолированная от внешних воздействий, похожа на большую ванную, но с опускающейся крышкой. Внутри абсолютно темно, и поскольку крышка толстая, звуков не слышно. В емкости есть небольшой насос, который закачивает туда воздух, но оказывается, что о воздухе можно не беспокоиться, потому что его объем достаточно велик, а ты находишься там в течение лишь двух или трех часов, а когда дышишь нормально, то воздуха потребляется не слишком много. Мистер Лилли сказал, что насосы нужны только для того, чтобы успокоить людей, так что я понял, что это чисто психологическая необходимость, и попросил его отключить насос, потому что тот немного шумел.       Вода в емкости содержала английскую соль, которая повышала ее плотность по сравнению с обычной водой, так что держаться на ее поверхности не составляло особого труда. Температура воды поддерживалась на уровне температуры тела, или 34 градусов Цельсия, или около того - он все это подсчитал. В емкости не должно было быть ни света, ни звука, ни температурного ощущения, вообще ничего! Время от времени тебя могло принести к стенке, о которую ты легко ударялся, или из-за конденсации с крышки емкости могла упасть капля воды, но эти легкие волнения были очень редкими.       Должно быть, я ходил в эту емкость раз двенадцать, каждый раз проводя там по два с половиной часа. В первый раз я не получил никаких галлюцинаций, но после того как я вышел, Лилли познакомили меня с врачом, который рассказал мне о наркотическом веществе, называемом кетамин, которое используют для анестезии. Меня всегда интересовало, что происходит, когда засыпаешь или теряешь сознание, поэтому они показали мне документы, которые шли вместе с этим лекарством, и дали одну десятую нормальной дозы.       Я испытал это странное чувство, которое так и не смог понять впоследствии, когда пытался охарактеризовать, каким было его действие. Например, наркотик определенным образом воздействовал на мое зрение; я чувствовал, что не могу видеть четко. Но если я к чему то присматривался, то все было в порядке. Это вроде того, как если ты не обращаешь внимания на то, что тебя окружает; когда небрежно делаешь то, се и чувствуешь себя как пьяный, но как только посмотришь внимательно, сосредоточишься, все, по крайней мере на какое-то мгновение, приходит в норму. Я взял у них книгу по органической химии и посмотрел на таблицу, полную сложных веществ, и, к своему удивлению, смог их прочитать.       Я проделал и все остальное, например, сводил руки с какого-то расстояния, чтобы посмотреть, соприкоснутся ли пальцы друг с другом, и несмотря на то, что я чувствовал полную неспособность ориентироваться или сделать что-нибудь, я так и не нашел ничего конкретного, что мне не удалось бы сделать.       Как я уже сказал, когда я попал в емкость, изолированную от внешних воздействий, в первый раз, у меня не было никаких галлюцинаций, не было их и во второй раз. Однако Лилли были очень интересными людьми; мне они очень и очень нравились. Они часто приглашали меня на обед и т.п., и очень скоро мы уже обсуждали некоторые вещи совсем другого уровня, если сравнивать их с той ерундой про лампочки. Я понял, что другие люди находили емкость, изолированную от внешних воздействий, несколько пугающей, мне же она казалась довольно интересным изобретением. Я не боялся, потому что знал, что это такое: всего лишь емкость с водой, которая содержит английскую соль.       Когда я пришел туда в третий раз, у них был гость, - я там встретил много интересных людей, - который назвался именем Баба Рам Дас. Это был парень из Гарварда, который ездил в Индию и написал популярную книгу "Будь здесь сейчас". Он рассказал, как его гуру в Индии объяснил ему, как пережить "опыт вне тела" (эти слова я часто видел на доске объявлений): сконцентрируйся на своем дыхании, на том, как воздух входит в твой нос и выходит из него, по мере того, как ты дышишь.       Я подумал, что испробовал бы все, что угодно, чтобы получить галлюцинацию, и отправился в емкость. На каком-то этапе игры я внезапно осознал - это сложно объяснить, - что я сдвинулся на дюйм в сторону. Другими словами, мое дыхание, вдох и выдох, вдох и выдох, происходит не в центре: мое эго слегка сдвинулось в одну сторону, примерно на дюйм.       Я подумал: "А где же на самом деле находится эго? Я знаю, что все считают, что мышление происходит в мозге, но откуда они это знают?" Я уже читал о том, что это не казалось людям столь очевидным, пока не было проведено множество психологических исследований. Греки, например, считали, что мышление происходит в печени. Тогда я подумал: "Возможно ли, что дети узнают, где находится эго, видя, как взрослые прикасаются рукой к голове, когда говорят: "Дайте мне подумать"? А потому мысль о том, что эго находится именно там, может быть лишь традицией!" Я осознал, что если смог сдвинуть свое эго на один дюйм в сторону, то смогу сдвинуть его и дальше. Вот это и стало началом галлюцинаций.       Я попробовал и через некоторое время спустил свое эго через шею к середине груди. Когда упала капля воды и ударила меня по плечу, я почувствовал ее "прямо там", над "собой". Каждый раз, когда падала капля, я немного пугался, и мое эго быстро возвращалось по шее на свое обычное место. И тогда мне снова приходилось спускать его. Сначала у меня уходило много времени на то, чтобы спустить эго вниз, но постепенно стало легче. Мне удалось научиться спускать себя до самой поясницы, смещаясь в одну сторону, но дальше я продвинуться не смог.       В другой раз, когда я находился в емкости, изолированной от внешних воздействий, я решил, что если я могу сдвинуть себя к пояснице, то я, должно быть, могу совсем покинуть свое тело. Так что мне удалось "отойти в сторону". Это сложно объяснить - я двигал руками, разбрызгивал воду, и, хотя я их не видел, я знал, что они там. Но, в отличие от реальной жизни, где руки расположены с двух сторон и опущены вниз, здесь они обе были по одну сторону! Ощущение в пальцах и все остальное было таким же, как и в нормальной жизни, только мое эго сидело вне меня, "наблюдая" все это.       С того времени я видел галлюцинации почти каждый раз и научился все дальше и дальше уходить от своего тела. Дошло до того, что, когда я двигал руками, я видел их как своего рода механизмы, которые ходили вверх-вниз - они не были плотью; это были механизмы. Но я по-прежнему мог чувствовать все. Чувства полностью согласовывались с движением, но я также испытывал и это ощущение "он - это то". В конце концов, "я" даже вышел из комнаты и побродил вокруг, зайдя в разные места, где происходило то, что я видел раньше в другой день.       Я испытал множество разновидностей опыта пребывания вне тела. Однажды, например, мне удалось "увидеть" свой затылок, на котором лежали мои руки. Когда я пошевелил пальцами, я увидел, что они шевелятся, но между большим пальцем и остальными я увидел голубое небо. Это, конечно же, не было реальностью; это была галлюцинация. Но суть в том, что, когда я двигал пальцами, их движение полностью согласовывалось с тем, что, по моему представлению, я вижу. Появлялась целая совокупность образов, она соответствовала тому, что ты чувствуешь и делаешь; это было очень похоже на то, когда медленно просыпаешься утром и прикасаешься к чему-то (не зная, что это такое) и вдруг понимаешь, что это. Вот так внезапно появлялась и целая совокупность образов, разница была лишь в ее необычности, в том смысле, что обычно кажется, что эго расположено перед затылком, а здесь ты ощущаешь его позади затылка.       Однако во время галлюцинации меня постоянно беспокоило, в психологическом плане, что, быть может, я просто заснул и всего лишь вижу сон. У меня уже был кое-какой опыт со снами, и мне хотелось получить новый. Это было глупо, потому что когда видишь галлюцинацию или что-то вроде того, то не можешь соображать нормально, а потому делаешь такие глупости, которые заставляют работать твой разум, например, проверяешь, не заснул ли ты. Как бы то ни было, я постоянно проверял, не заснул ли я, - поскольку мои руки часто лежали под головой, - я тер большие пальцы друг от друга, чувствуя их. Конечно, мне это могло сниться, но не снилось: я знал, что это было реальным.       Когда прошло немного времени и волнение от увиденных галлюцинаций перестало "отключать" или прерывать их, я научился расслабляться и видеть длинные галлюцинации.       Неделю или две спустя я задумался о том, как работает мозг, если сравнить его действие с работой компьютера - особенно когда дело касается хранения информации. В этой области одна из самых интересных проблем заключается в том, как хранятся воспоминания в мозге, К ним можно попасть из столь огромного количества направлений, по сравнению с машиной - к памяти не обязательно обращаться непосредственно с правильным адресом. Если я хочу получить слово "рента", например, когда разгадываю кроссворд, я ищу слово из пяти букв, которое начинается на "р" и заканчивается на "а"; я могу подумать о видах дохода или займе и ссуде; это в свою очередь может привести к всевозможным воспоминаниям или информации, связанной с этим. Я размышлял о создании "имитирующей машины", которая изучала бы язык, как это делает ребенок: ты бы разговаривал с этой машиной. Но я так и не придумал, как хранить всю информацию организованным образом, чтобы машина могла извлекать ее в своих собственных целях.       Когда на той неделе я отправился в емкость, изолированную от внешних воздействий, и увидел галлюцинацию, то попытался подумать о самых ранних воспоминаниях. Я беспрестанно говорил себе: "Должно быть еще раньше; должно быть еще раньше", - мне все время казалось, что воспоминания недостаточно ранние. Когда ко мне пришло очень раннее воспоминание, - скажем, про мой родной город Фар-Рокуэй, - то мгновенно появилась целая цепочка воспоминаний, и все они были связаны с этим городом. Потом, если я думал о чем-то, связанном с другим городом, - например, Седархерстом или каким-то еще, - то на ум приходило множество воспоминаний, связанных именно с этим городом. Тогда я понял, что информация хранится в соответствии с тем местом, где ты пережил данный опыт.       Мне очень понравилось свое открытие, я вышел из емкости, принял душ, оделся и т.п. и поехал в "Хьюз Эркрафт" читать очередную лекцию. Таким образом, прошло около сорока пяти минут после того, как я вышел из емкости, когда я внезапно впервые осознал, что у меня нет ни малейшего представления о том, как воспоминания хранятся в мозге; все, что я видел, было лишь галлюцинацией, связанной с тем, как воспоминания хранятся в мозге! Мое "открытие" никак не было связано с тем, как воспоминания действительно хранятся в мозге; оно было связано только с теми играми, в которые я играю с самим собой.       Во время наших многочисленных дискуссий о галлюцинациях в мои первые посещения я пытался объяснить Лилли и всем остальным, что то, что кажется нам реальным, не представляет истинную реальность. Если ты несколько раз видел золотые шары, или что-то в этом роде, и они разговаривали с тобой во время галлюцинации и сказали, что они - это другой разум, это не значит, что они - другой разум; это значит только то, что ты увидел такую галлюцинацию. В данном же случае я испытал сильнейшее ощущение от того, что открыл, как хранятся воспоминания, и удивительно, что только через сорок пять минут я осознал свою ошибку, которую ранее пытался объяснить всем остальным.       Также я размышлял над следующим вопросом: подвержены ли галлюцинации, подобно снам, влиянию того, что уже находится в твоем разуме - что осталось от других впечатлений, которые ты пережил в этот день или от того, что ты ожидаешь увидеть. Я полагаю, что мне удалось пережить опыт пребывания вне тела потому, что мы обсуждали подобный опыт непосредственно перед тем, как я вошел в емкость. А галлюцинации, связанные с хранением воспоминаний в мозге, я думаю, были вызваны тем, что я всю неделю размышлял над этой проблемой.       Я много беседовал с разными людьми, которые приходили к Лилли, о реальности впечатлений. Они спорили со мной, утверждая, что в экспериментальной науке реальным считается то впечатление, которое можно воспроизвести. Таким образом, если раз за разом многие люди видят золотые шары, которые с ними разговаривают, значит эти шары должны быть реальными. Я же настаивал, что в подобных ситуациях, перед тем как зайти в емкость эти люди беседовали о золотых шарах, а потому, когда человек видит галлюцинацию, а перед входом в емкость его разум думал о золотых шарах, он видит что-то близкое к этим шарам, - они могут быть голубыми или какими-то еще, - и думает, что воспроизводит впечатление. Я чувствовал, что понимаю разницу между согласием, к которому приходят люди посредством разума, и согласием, которое получается в результате эксперимента. Забавляет здесь то, что понять разницу очень легко, но определить ее очень сложно!       Я считаю, что в галлюцинациях нет ничего, что хоть как-то было бы связано с чем-то внешним по отношению к внутреннему психологическому состоянию человека, который видит эту галлюцинацию. Но, тем не менее, существует масса случаев, произошедших с различными людьми, которые верят, что галлюцинация содержит реальность. Эта же общая идея может объяснить определенный процент успеха, которого достигают толкователи снов. Например, некоторые психоаналитики интерпретируют сны, говоря о смысле различных символов. И потом нельзя исключить возможность того, что эти символы действительно появляются в последующих снах. Таким образом, я думаю, что, быть может, толкование галлюцинаций и снов - это самораспространяющийся процесс: ты достигаешь более или менее общего успеха, особенно если подробно обсудишь это заранее.       Обычно галлюцинации у меня начинались минут через пятнадцать после входа в емкость, изолированную от внешних воздействий, но в нескольких случаях, когда я предварительно курил марихуану, они приходили очень быстро. Хотя для меня и пятнадцать минут было достаточно быстро.       Со мной часто происходило следующее: как только начиналась галлюцинация, появлялось и нечто, что можно описать как "мусор" - просто хаотические образы, в общем, абсолютный бессвязный хлам. Я пытался вспомнить отдельные элементы этого хлама, чтобы суметь определить его снова, но оказалось, что сделать это необычайно сложно. Я полагаю, что начал приближаться к чему-то вроде процесса, который происходит, когда начинаешь засыпать: совершенно очевидно, что логическая связь существует, но когда пытаешься вспомнить, что заставило тебя подумать о том, о чем ты сейчас думаешь, то тебе это не удается. В действительности скоро ты забываешь даже о том, что вообще пытаешься вспомнить. Я помню только штуки вроде белого знака с пимпочкой, в Чикаго, который потом исчезает. И вот такая ерунда постоянно.       У мистера Лилли было несколько разных емкостей, и мы провели несколько разных экспериментов. Что касается галлюцинаций, разницы я не увидел и убедился, что в емкости нет особой необходимости. Теперь, когда я увидел, что нужно делать, я понял, что достаточно просто посидеть спокойно - зачем проделывать столько фокусов-покусов?       Итак, придя домой, я выключил свет, сел в гостиной на удобный стул, пытался и пытался - и ничего не сработало. Я ни разу не смог вызвать галлюцинацию, находясь вне емкости. Конечно, мне бы хотелось сделать это дома, и я не сомневаюсь, что мог бы заняться медитацией и сделать это, если бы попрактиковался, но я не практиковался."

ivri.livejournal.com