Oil and gas emissions on land and offshore areas of the Arctic and World ocean V. Bogoyavlensky, Oil and Gas Research Institute of the Russian Academy of Sciences (OGRI RAS) Для повышения достоверности прогнозов потенциальных чрезвычайных событий в Арктике необходимо изучение космоснимков в комплексе с проведением экспедиционных исследований выявленных природных объектов, включающих воронки газовых выбросов, подобных им по форме и местам образования глубоких озер – возможных палеократеров газовых выбросов, а также иных потенциально опасных объектов. Formation of gas deposits in the upper part of section of natural and man made emissions (blowouts) of oil and gas to the earth’s surface and in offshore environment are considered. The results of studies of deep lakes and craters of gas emissions (blowouts) in the Yamal Peninsula according to space and field research are given Стихия правит бал Добыча нефти и газа в Арктике давно является основой экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), Ненецкого автономного округа (НАО) и Аляски (США), достигая в двух указанных российских регионах, по данным местной администрации, соответственно, около 83 и 98% от валового продукта в 2012 – 2013 гг. Из-за экстремально сложных природно-климатических условий Арктики освоение морских месторождений нефти и газа развивается гораздо медленнее, чем в других, более доступных, регионах Мирового океана. Это позволило избежать крупных аварий и катастроф со значительными загрязнениями акваторий Арктики углеводородами (УВ), тогда как на сопредельной суше и в других регионах мира (Мексиканский залив, Северное море и др.) они происходят настолько часто, что мы начинаем к этому привыкать, хотя это недопустимо, так как идет разрушение нашего дома – планеты Земля [1 – 7].Самые распространенные аварии и катастрофы на морских промыслах (44,7% случаев) связаны с фонтанными выбросами УВ (чаще всего газообразных) при бурении поисково-разведочных и эксплуатационных скважин (Den Norske Veritas, 2011). Большая часть выбросов УВ (57%) завершается возгоранием. При этом гибнут люди, уничтожаются буровые установки и промыслы. По данным Ростехнадзора, в последние годы на суше России среднее число неконтролируемых выбросов составило 5,5, а взрывов и пожаров – 5,1. Поиск ведет наука Кроме эмиссии вредных газов в атмосферу за счет изменения плотности воды сипы газа могут угрожать безопасности судоходства и проведению геологоразведочных работ с плавучих буровых установок.
Однозначным объяснением причин образования воронок являются выбросы газа из ВЧР, представленной криолитозоной, т.е. по своей природе они аналоги известных морских покмарок. Изучение районов природных выходов (сипов) нефти и газа на поверхность суши и акваторий имеет большое значение при экологических исследованиях, прогнозировании мест размещения месторождений УВ и повышения безопасности их освоения. Крупнейшее на шельфе Мексики месторождение Cantarell получило свое название в честь рыбака, обнаружившего пятно нефти и настоявшего на проведении геологоразведочных работ. На рис. 2 приведена карта с размещением зафиксированных природных и природно-техногенных сипов нефти и газа на поверхность суши и акваторий Мирового океана (зеленый и красный цвета). Созданная в ИПНГ РАН база данных ГИС включает информацию о более чем 19 тысячах сипов нефти и газа, значительная часть которых расположена в наиболее хорошо изученных акваториях Мексиканского залива и Черного моря (В.И. Богоявленский и др., 2012 – 2014). По данным компании Treico Ltd (G. Lawrence, 2010), выполнившей расчеты объемов нефти, выделяющихся из природных источников на дне Мексиканского залива, ежедневно в воду попадает от 300 до 3000 т нефти, что составляет ежегодно 0,11 – 1,1 млн т, однако экосистема залива адаптировалась к таким выбросам. Арктические моря характеризуются низким уровнем изученности данных явлений, что видно на рис. 2.В ходе нескольких экспедиций ДВО РАН и во время международной экспедиции на судне Oden в 2015 г. в ряде районов Северного Ледовитого океана выявлены зоны масштабной эмиссии метана (возможно, из распадающихся газогидратов) в атмосферу, что может влиять на глобальные климатические процессы [9, 11]. При этом обнаружены фонтанирующие источники газа («газовые факелы») и крупные участки, на которых вода буквально кипит от выделяющихся газов. Кроме эмиссии вредных газов в атмосферу за счет изменения плотности воды сипы газа могут угрожать безопасности судоходства и проведению геологоразведочных работ с плавучих буровых установок.Неглубокие природные залежи газа встречаются на всех акваториях Арктики и Мирового океана, а также на прилегающей суше. Часто они расположены непосредственно над нефтегазоконденсатными месторождениями (Киринское, Южно-Киринское, Штокмановское и др.) и имеют с ними гидродинамическую и генетическую связи. Большую опасность представляют возможные выбросы газа и нефти из техногенных залежей, образовавшихся за счет флюидоперетоков по заколонному пространству скважин, что уже неоднократно приводило к катастрофам (месторождения – Dos Cuadras, Elgin, Кумжинское, Бованенковское и др.). Ряд примеров катастрофических выбросов газа на шельфе приведен в работах [1, 4]. Кратеры выброса газа на суше Арктики
|
burneft.ru
Kuwaiti oil fires (англ.)русск. [b] | Кувейт Кувейт | январь 1991 — ноябрь 1991 | &&&&&&0136000000.&&&&&0136 000 000-205,000,000 | &&&&&01000000000.&&&&&01 000 000 000-1,500,000,000 | &&&&042000000000.&&&&&042 000 000 000-63,000,000,000 | [3] |
Kuwaiti oil lakes [c] | Кувейт Кувейт | январь 1991 — ноябрь 1991 | &&&&&&&&03409000.&&&&&03 409 000-6,818,000 | &&&&&&&025000000.&&&&&025 000 000-50,000,000 | &&&&&01050000000.&&&&&01 050 000 000-2,100,000,000 | [4][5][6] |
Lakeview Gusher (англ.)русск. | США США, Керн, Калифорния | 14 мая 1910 — сентябрь 1911 | &&&&&&&&01200000.&&&&&01 200 000 | &&&&&&&&09000000.&&&&&09 000 000 | &&&&&&0378000000.&&&&&0378 000 000 | [7] |
Gulf War oil spill (англ.)русск. [d] | Ирак Ирак, Персидский залив и Кувейт | 19 января 1991 — 28 января 1991 | &&&&&&&&&0818000.&&&&&0818 000-1,091,000 | &&&&&&&&06000000.&&&&&06 000 000-8,000,000 | &&&&&&0252000000.&&&&&0252 000 000-336,000,000 | [4][8][9] |
Deepwater Horizon | США США, Мексиканский залив | 14 апреля 2010 — 15 июля 2010 | &&&&&&&&&0560000.&&&&&0560 000-585,000 | &&&&&&&&04100000.&&&&&04 100 000-4,900,000 | &&&&&&0172000000.&&&&&0172 000 000-180,000,000 | [10][11][12][13][14] |
Ixtoc I | Мексика Мексика, Мексиканский залив | 3 июня 1979 — 23 марта 1980 | &&&&&&&&&0454000.&&&&&0454 000-480,000 | &&&&&&&&03329000.&&&&&03 329 000-3,520,000 | &&&&&&0139818000.&&&&&0139 818 000-147,840,000 | [15][16][17] |
Atlantic Empress / Aegean Captain | Тринидад и Тобаго Тринидад и Тобаго | 19 июля 1979 | &&&&&&&&&0287000.&&&&&0287 000 | &&&&&&&&02105000.&&&&&02 105 000 | &&&&&&&088396000.&&&&&088 396 000 | [18][19][20] |
Mingbulak oil spill (англ.)русск. | Узбекистан Узбекистан | 2 марта 1992 | &&&&&&&&&0285000.&&&&&0285 000 | &&&&&&&&02090000.&&&&&02 090 000 | &&&&&&&087780000.&&&&&087 780 000 | [21] |
Nowruz Field Platform (англ.)русск. | Иран Иран, Персидский залив | 4 февраля 1983 | &&&&&&&&&0260000.&&&&&0260 000 | &&&&&&&&01907000.&&&&&01 907 000 | &&&&&&&080080000.&&&&&080 080 000 | [22] |
ABT Summer | Ангола Ангола, в 1 300 км от берега | 28 мая 1991 | &&&&&&&&&0260000.&&&&&0260 000 | &&&&&&&&01907000.&&&&&01 907 000 | &&&&&&&080080000.&&&&&080 080 000 | [18] |
Castillo de Bellver | ЮАР, Салданья-Бей | 6 августа 1983 | &&&&&&&&&0252000.&&&&&0252 000 | &&&&&&&&01848000.&&&&&01 848 000 | &&&&&&&077616000.&&&&&077 616 000 | [18] |
Amoco Cadiz (англ.)русск. | Франция Франция, Бретань | 16 марта 1978 | &&&&&&&&&0223000.&&&&&0223 000 | &&&&&&&&01635000.&&&&&01 635 000 | &&&&&&&068684000.&&&&&068 684 000 | [18][21][21][23][24] |
MT Haven | Италия Италия, Средиземное море возле Генуи | 11 апреля 1991 | &&&&&&&&&0144000.&&&&&0144 000 | &&&&&&&&01056000.&&&&&01 056 000 | &&&&&&&044352000.&&&&&044 352 000 | [18] |
Odyssey (англ.)русск. | Канада Канада, в 1 300 км от Новой Шотландии | 10 ноября 1988 | &&&&&&&&&0132000.&&&&&0132 000 | &&&&&&&&&0968000.&&&&&0968 000 | &&&&&&&040656000.&&&&&040 656 000 | [18] |
Sea Star | Иран Иран, Оманский залив | 19 декабря 1972 | &&&&&&&&&0115000.&&&&&0115 000 | &&&&&&&&&0843000.&&&&&0843 000 | &&&&&&&035420000.&&&&&035 420 000 | [18][21] |
Irenes Serenade | Греция Греция, Пилос | 23 февраля 1980 | &&&&&&&&&0100000.&&&&&0100 000 | &&&&&&&&&0733000.&&&&&0733 000 | &&&&&&&030800000.&&&&&030 800 000 | [18] |
Urquiola | Испания Испания, Ла-Корунья | 12 мая 1976 | &&&&&&&&&0100000.&&&&&0100 000 | &&&&&&&&&0733000.&&&&&0733 000 | &&&&&&&030800000.&&&&&030 800 000 | [18] |
Torrey Canyon (англ.)русск. | Великобритания Великобритания, Силли | 18 марта 1967 | &&&&&&&&&&080000.&&&&&080 000-119,000 | &&&&&&&&&0587000.&&&&&0587 000-873,000 | &&&&&&&024654000.&&&&&024 654 000-36,666,000 | [18][21] |
Greenpoint oil spill (англ.)русск. | США США, Бруклин, Нью-Йорк | 1940 — 1950 | &&&&&&&&&&055000.&&&&&055 000- 97,000 | &&&&&&&&&0400000.&&&&&0400 000-710,000 | &&&&&&&017000000.&&&&&017 000 000-30,000,000 | [25] |
www.gpedia.com
За время аварийной ситуации площадь загрязнения составила более 5000 квадратных метров – полное загрязнение вылившейся нефти и более 1500 квадратных метров – площадь, охваченная распылённой нефтью. Объём вылитой на поверхность нефти устанавливается.
В настоящее время компания-недропользователь принимает меры по ликвидации последствий аварии и утилизации нефти. Сразу после начала проявления на месторождение прибыли руководители ОАО «АНК «Башнефть», ООО «Башнефть-Полюс», ООО «БУРС» (Башкирское управление ремонта скважин). Администрация Ненецкого автономного округа в субботу, 21 апреля также направила на месторождение специалистов для оценки ситуации. Для оценки ситуации и выработке плана действий в субботу в Нарьян-Маре было проведено межведомственное совещание. Подробности аварийной ситуации будут уточнены по результатам работы комиссии по расследованию аварии. Нанесённый ущерб будет подсчитан по результатам обследования.
Благоприятные метеорологические условия – северный ветер – способствовали локализации выбрасываемой смеси. Сейчас предстоит определить дальнейшие шаги по ликвидации аварии. На месте аварии специалистами была произведена обваловка, установлены боновые заграждения, предупреждающие разлив нефти, доставлен необходимый объём жидкости для глушения скважины, разработан план ликвидации аварии. В 6.35 22 апреля открытый фонтан был ликвидирован, скважина закрыта. Главный итог – не было допущено возгорания фонтана, что привело бы к куда более плачевным последствиям.
Объект подконтролен федеральным территориальным органам контроля: Управлению Росприроднадзора по НАО и отделу Ростехнадзора по НАО. Тем не менее нештатная ситуация на месторождении обсуждалась сегодня на расширенном совещании при губернаторе НАО.
Не смотря на то, что ситуация на данном участке недр контролируется территориальными управлениями федеральных ведомств, наша задача – чётко и достаточно жёстко контролировать ход работ по ликвидации последствий и выяснению причин аварии на месторождении имени Романа Требса – такую задачу поставил на совещании губернатор Ненецкого автономного округа Игорь Фёдоров.
© info83
xenomorph.ru
В данной работе освящается тема загрязнение нефтепродуктов. Какое влияние это оказывает на различные сферы и отрасли хозяйства. Рассмотрим проблемы сохранения качества нефтепродуктов во время хранения и доставки потребителю. Исходя даже из краткого содержания материала, можно теоретически понять на каких этапах происходит ухудшения качества, уже готовых нефтепродуктов и других производных нефти. Существующие системы контроля, требуют усовершенствования, так как не могут учесть все влияющие факторы загрязнения нефтепродуктов.
Невозможно оставить без внимания, какое отрицательное влияние, моральный и материальный ущерб от загрязнения нефтепродуктов, несем мы сами потребители.
Например: ситуация встречающаяся в повседневной жизни с которой мы сталкиваемся, некачественное топливо (бензин) на АЗС. Нельзя сказать, что производитель отпускает некачественную продукцию, но в результате транспортировки, контакта с внешней средой, загрязненной тарой, качество уже произведенной продукции существенно ухудшается.
В более масштабном рассмотрении ситуации, тоже происходит и с другими наименованиями нефтепродукции.
1. Нефтепродукты
Нефтепродукты представляют собой смесь углеводородов, различающихся размером молекул. Также к нефтепродуктам относят отдельные химические вещества, которые могут быть получены при переработке нефти и сопутствующего газа. Среди нефтепродуктов выделяют виды топлива, такие как дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, бензин и керосин, а также некоторые другие вещества, которые могут использоваться в качестве топлива, растворители, смазочные материалы, сырье для химической промышленности. Продуктами нефтепереработки также являются асфальт, парафин, вазелин, гудрон, мазут и пластмассы. Нефтепродукты получают в процессе перегонки нефти, когда, в зависимости от температуры, от нефти отделяются молекулы углеводородов, имеющие определенный вес и размер, переходя в пар.
2. Источники загрязнения
Прежде чем изучать отдельные источники получения низко- и высокомолекулярных парафиновых углеводородов, остановимся на важнейших физических константах этих углеводородов.
Особенно важную роль играют эти источники получения газообразных парафинов в странах, где отсутствуют сколько-нибудь значительные нефтяные месторождения, но имеются большие запасы ископаемых углей и крупные гидрогенизационные установки. Так как эти условия существуют в Германии, необходимо несколько подробнее рассмотреть указанные процессы.
ФРГ. До 1953 года промышленность органического синтеза ФРГ базировалась почти исключительно на углехимии. Развитие производства синтетических материалов заставило западногерманскую химическую промышленность исследовать новые источники получения алифатических и ароматических соединений, которые уже не могли быть получены в достаточном количестве из углехимического сырья.
Образование насыщенных циклических углеводородов нефти протекало, видимо, двумя путями. Один из этих путей не сопровождался слишком глубокими преобразованиями молекул нефтематеринского вещества. В результате из органических соединений, содержащих функциональные, благодаря процессам перераспределения водорода, образовались насыщенные углеводороды, имеющие так называемый «реликтовый характер», т.е. образовались водороды, сохранившие характерные черты строения веществ. Действительно, источники получения таких родов, как холестан, лупан, фриделан, гаммацеран и т.д., достаточно сами по себе ясны, и химизм образования этих соединений особой сложности не представляет. Наиболее яркий реликтового происхождения нефтяных углеводородов отметить среди углеводородов алифатического ряда, где семейство алканов изопреноидного типа состава изготавливалось из непредельного спирта – фитола.
Результаты спектрального определения элементарного состава механических примесей, выделенных из различных бензинов, позволяют установить основные источники загрязнения бензинов.
Рассмотрим, какое влияние может оказать применение альтернативных топлив на содержание токсичных компонентов в отработавших газах автомобиля. При использовании синтетических жидких продуктов из угля, сланцев и природных битумов содержание вредных веществ в отработавших газах двигателя будет на уровне нефтяных аналогов. Экологические последствия применения топлив, как правило, оцениваются по удельным выбросам СО, и NO*. Однако для более объективной оценки этих топлив необходимо принимать во внимание все источники загрязнения окружающей среды, что в ряде случаев может изменить картину. Например, при использовании спиртовых топлив наряду со снижением выбросов СО и NO* отмечается повышенный выброс альдегидов и углеводородов.
Для уменьшения загрязнения нефтепродуктов продуктами коррозии все резервуары, трубопроводы и арматура складов и баз должны быть изготовлены из коррозионно-устойчивых материалов и иметь антикоррозионное покрытие. Для увеличения эффективности фильтрования и уменьшения загрязнения топлив и масел все резервуары должны быть оборудованы воздушными фильтрами на дыхательных устройствах, отстойниками и устройствами для слива воды и грязи, плавающими топливозаборниками и другой вспомогательной арматурой. Топлива в перспективной схеме целесообразно выдавать из расходных резервуаров закрытым способом через сепараторы для отделения нерастворенной воды и фильтры с тонкостью фильтрации 5 мкм. Дыхательные клапаны автотопливозаправщиков должны быть оборудованы воздушными фильтрами. Технику заправлять необходимо закрытым способом через фильтры с тонкостью фильтрации 5 мкм. Перспективная схема фильтрования должна быть применена в первую очередь для авиационных топлив, в дальнейшем ее необходимо распространить для бензинов, дизельных топлив и некоторых других продуктов.
Большое значение для предотвращения загрязнения нефтепродуктов имеет своевременная зачистка резервуаров, трубопроводов, цистерн, танкеров и других технических средств, поскольку она значительно повышает чистоту хранимых нефтепродуктов. Порядок зачистки резервуаров определен соответствующими инструкциями и руководствами. Резервуары зачищают в порядке планового обслуживания, а также при подготовке к ремонту и консервации, подготовке к заполнению нефтепродуктом более высокого сорта по сравнению с ранее хранившимся, после полного освобождения при наличии в них загрязненных остатков или продуктов коррозии. Работы по зачистке резервуаров выполняются бригадой из трех человек: оператора, шофера-моториста, кочегара-слесаря. К работам по зачистке резервуаров допускаются лица, сдавшие зачеты по правилам техники безопасности.
Особое внимание необходимо уделять предотвращению загрязнения нефтепродуктов при транспортировании танкерами.
При нагревании нефтепродуктов в резервуарах и при понижении атмосферного давления происходит расширение жидкой фазы и паровоздушной смеси и при определенном перепаде давления паровоздушная смесь выходит в атмосферу! В этом цикле загрязнения нефтепродуктов не происходит. Загрязнение пылью наблюдается при «вдохе» резервуара, когда температура продукта понизится или повысится атмосферное давление. В этом случае загрязненный воздух (если отсутствует фильтрация) поступает внутрь резервуара.
Нефтепродукты загрязняются в результате попадания пыли и грязи из атмосферы, плохой зачистки емкостей и других технических средств, в результате процессов коррозии и окисления. Следовательно, загрязнение топлив и масел можно уменьшить ограничением или устранением этих процессов. Для предотвращения загрязнения нефтепродуктов из атмосферы их прием, выдачу, перекачку необходимо вести таким образом, чтобы в резервуары попадал воздух, лишенный этих примесей. Больше всего воздуха.
Со времени получения до применения нефтепродукты многократно перекачиваются, перевозятся различными видами транспорта, иногда длительное время хранятся в различных условиях на складах, базах, автозаправочных станциях (АЗС). При хранении, транспортировании и перекачке нефтепродукты контактируют с внешней средой: воздухом, влагой и техническими средствами (резервуарами, насосами, трубопроводами и др.) – и неизбежно загрязняются.
Основные источники и причины загрязнения нефтепродуктов
При хранении нефти и тяжелых нефтепродуктов иногда применяют специальные методы, предотвращающие выпадение отложений на дно резервуара. Один из методов заключается в механическом перемешивании. Перемешивание осуществляют обычно пропеллерными, турбинными, винтовыми мешалками. Иногда, особенно за рубежом, применяют мешалки специальных типов. В процессе работы мешалки создается вихревой поток, взмучивающий накопившийся осадок. После длительной работы осадок распределяется равномерно по всему продукту, а затем удаляется вместе с ним. Для предотвращения образования осадков применяют и специальные размывочные машины, с помощью которых в процессе подачи размывается осадок на дне резервуаров. Для предотвращения выпадения на дно резервуаров осадков, парафина и смолистых веществ применяют специальные присадки, которые не позволяют коагулировать мелким частицам в более крупные. Но эти методы не решают принципиальной задачи предотвращения загрязнения нефтепродуктов. Присутствующие в нефти и тяжелых нефтепродуктах загрязнения остаются в их составе и следуют дальше по пути применения. Бесспорно, одними из самых эффективных физических методов предотвращения накопления загрязнений в нефтепродуктах являются фильтрация, центрифугирование и предварительный отстой. Химические методы предотвращения загрязнения нефтепродуктов сводятся к введению антиокислительных и антикоррозионных присадок, а также к подбору соответствующего химического состава, топлив и масел.
3. Загрязнения нефтепродуктов
mirznanii.com