Столкновение «Повелительницы Атлантики» с «Эгейским капитаном». Выброс нефти из танкера престиж


Авария танкера «Престиж»: 11 лет спустя. Испания по-русски

14.11.2013
11 лет назад в это время на севере Испании, в течение недели, разворачивалась крупнейшая морская транспортная катастрофа, причинившая страшный ущерб экономике испанского атлантического побережья и его природным ресурсам.

13 ноября 2013 года провинциальный суд Ла Коруньи вынес оправдательный приговор по делу об экологической катастрофе, вызванной крушением нефтеналивного танкера «Престиж» («Prestige») в Атлантическом океане. За последние 32 года возле побережья Галисии произошло 6 крупных морских аварий на судах, перевозивших химические и токсичные вещества, что повлекло за собой экологические бедствия. «Престиж» оказался самой серьезной драмой.

Предыстория такова. 13 ноября 2002 года названное выше судно, перевозившее 77 тысяч тонн мазута из России в Гибралтар, попало в полосу сильнейшего шторма. Корпус корабля получил трещину (по данным некоторых источников, длина ее достигала 35 метров) и начал терять груз со скоростью около тысячи тонн в сутки.

Капитан запросил у ближайшего к месту нахождения «Престижа» порта (торговый порт Ла Коруньи) разрешение на вход в гавань – укрыться от волн и для возможного ремонта. Начальник порта отказал, объясняя свое решение тем, что вытекающий из танков судна мазут нанесет экологический ущерб галисийскому побережью.

Отказалась принять корабль и соседняя Португалия, после чего «Престиж» был отбуксирован в море подальше от берегов. 19 ноября судно раскололось и затонуло. Излившийся мазут покрыл несколько тысяч квадратных километров морской поверхности и более 1700 километров береговой линии. От разлившихся нефтепродуктов пострадало свыше 40% атлантического побережья Испании: из 1.064 пляжей, раскинувшихся в Галисии, Астурии, Кантабрии и Басконии, более 400 береговых участков оказались – в той или иной степени – в зоне бедствия.

Последствия экологической катастрофы устраняли около 300 тысяч добровольцев, прибывших из различных стран Европы. Общий ущерб был оценен в 4 миллиарда евро. 

Расследование по делу «Престижа» велось в течение восьми лет. После его завершения потребовалось еще два года для того, чтобы судебный процесс начался.

Свои иски против виновников аварии выставили 1500 физических и юридических лиц. Было возбуждено 55 отдельных уголовных и гражданских дел. Испанские рыбаки и сборщики моллюсков в Галисии, потерявшие работу, требовали материальную компенсацию, составлявшую в сумме 2,2 миллирда евро.

13 ноября 2012 года суд начал заслушивать обвиняемых, в качестве которых фигурировали: капитан судна Апостолос Мангорас, инженер-механик корабля Николас Аргиропулос, а также бывший начальник торгового порта Ла-Коруньи Хосе Луис Лопес-Сорс, наложивший вето на заход судна в испанский порт. Прокуратура Испании требовала для обвиняемых от 5 до 12 лет лишения свободы.

13 ноября 2013 года суд вынес оправдательный приговор для всех троих в части «учинения экологической катастрофы», признав, что крушение корабля является результатом стечения обстоятельств и недостаточной конструкционной прочности корпуса и «предвидеть подобное было невозможно».

Единственное уголовное наказание, которое было вынесено судом – 9 месяцев лишения свободы для капитана за «неподчинение приказу береговых властей увести судно как можно дальше от испанских берегов». Выяснилось, что распоряжение о буксировке «Престижа» в море было выполнено с задержкой, что не позволило отдалить его на большее расстояние.

Судебной палате провинции Ла Коруньи вменено в обязанность принять решение о том, как распорядиться суммой в 22,7 миллиона евро, внесенной в период расследования британской компанией London P&I Club – страховщиком «Престижа» в качестве залога.

Ссылки по теме:

Крушение поезда в Галисии: что это было?

Новый рекорд барселонского морского порта

Все о морском дне – по одному клику

Морская вода - природное лекарство Испании

Статья оказалась полезной?

Да

(0) (0)

espanarusa.com

Танкер "Престиж": хроника объявленной катастрофы

В среду 13 ноября 2002 года танкер “Престиж” терпит бедствие у берегов испанской Галисии, попав в жестокий шторм. Это однокорпусное нефтеналивное судно, плававшее под багамским флагом, с 77 тысячами тонн мазута на борту, дало течь. В 15 часов 15 минут капитан послал сигнал SOS.

Когда прибыло спасательное судно капитан “Престижа” Апостолос Мангурас и его первый помошник отказались покинуть судно, но потребовали эвакуировать 27 членов экипажа.

Начались долгие переговоры капитана тонущего танкера, который отказывался от буксировки с диспетчерским пунктом береговой службы на мысе Фистерре.

14 ноября спасательное судно Риа де Виго смогло взять на буксир, “Престиж”, находившийся всего в трех морских милях от побережья Коста да Морте. Испанское правительство опасаясь, что танкер может развалиться, и нефтяное пятно достигнет берегов Галисии, принимает решение отбуксировать танкер в открытое море.

На протяжении пяти дней тонущее судно, оставлявшее за собой нефтяной след, буксировали на северо-запад, подальше от испанского побережья.

В конце концов 19 ноября “Престиж” раскололся надвое и затонул в 135 морских милях от мыса Фистерре. К этому времени около 50 тысяч тонн топлива уже вытекли в океан.

Остававшееся на борту танкера, легшего на дно на глубине около 4 тысяч метров, топливо продолжало вытекать в океан вплоть до августа 2003 года.

Толстый слой нефти покрыл большую часть западного побережья Галисии, а также северных берегов Португалии и юго-запада Франции. На грани исчезновения оказались 25 охраняемых видов животных, 115 тысяч птиц погибли. Очисткой галисийских пляжей и скал занимались более 300 тысяч добровольцев со всей Европы.

Правительство Испании долго старалось не замечать экологическую катастрофу. Но затем, чтобы сбить волну протестов, охватившую страну, организовало поездку короля Хуана Карлоса в Муксию, маленький порт, наиболее пострадавший от разлива нефти.

ru.euronews.com

Нефтяное пятно от танкера "Престиж' грозит Испании и Франции экологической катастрофой

В акватории Атлантического океана, где затонул танкер "Престиж", появились новые нефтяные пятна, сообщает сегодня итальянская газета La Stampa.

Танкер 'Престиж' раскололся пополам и затонул 19 ноября у северо-восточного побережья Испании. Это произошло в 133 морских милях от берега. Судно ушло под воду вместе с 77 тысячами тонн топлива.

К испанской автономной области Галисия приближается вторая гигантская волна мазута, в виде четырех пятен, поверхность самого большого - 60 квадратных километров. Огромное черное пятно плавает на поверхности у побережья Ла Карунья и у пляжей Ферроля. Другая волна уже нанесла ущерб пляжам у небольших поселков от Капо Финистерре до Каносы и Монте Лоуро.

Экологическая катастрофа, ставшая следствием крушения танкера "Престиж", обретает все более катастрофические масштабы.

По оценкам специалистов, уходя на океанское дно, танкер оставил на поверхности океана не менее 6 тысяч тонн мазута. Существуют и более пессимистические оценки экологической катастрофы, в соответствии с которыми из резервуаров "Престижа" вылилось порядка 20 тысяч тонн мазута.

Эксперты опасаются, что около 70 тонн топлива, остающиеся в трюмах судна, могут под давлением воды всплыть на поверхность. Власти Галисии заявляют, что и них нет средств, чтобы противостоять этой опасности.

Одной лишь фотографии, показанной в четверг в теленовостях, было достаточно, чтобы понять, какая беда обрушилась на Галисию, где нефтяное пятно уже привело к загрязнению 295 км побережья. На фото, сделанном со спутника, видна черная волна, которая приближается к зоне, через которую ежегодно проходит около шести тысяч различных судов с опасными грузами. Так, в четверг французское грузовое судно, на борту которого находится опасная каустическая сода, потерпело аварию и было отбуксировано в порт.

"Если мазутное пятно будет продвигаться в восточном направлении, то достигнет побережья уже через 48 часов", - пишут испанские газеты. Судя по метеопрогнозам, следует готовится к худшему: вчера ночью волнение моря составило 9 баллов, высота волн достигала 5 метров, скорость ветра равнялась 100 километрам в час.

Непогода препятствует выходу из порта 11 кораблям, которые будут бороться с загрязнением морской поверхности.

Ожидается прибытие новых специализированных судов из Франции, Норвегии, Великобритании и Германии. Однако работа по ликвидации нефтяных пятен сильно затрудняется из-за непрекращающейся штормовой погоды у побережья Галисии.

Шторм, вероятно, продлится до ночи субботы. "Погодные условия действительно ужасные", - заявил региональный префект Арсенио Фернандес де Меса. На побрежье Галисии люди вручную пытаются собрать три тысячи тонн мазута, который, по меньшей мере, на 10 лет лишил нормальной жизни один из самых красивых и богатых рыбой прибрежных районов.

Экологи утверждают, что трагедия приведет к гибели 40% 38 видов птиц, обитающих в диких фиордах.

В некоторых населенных пунктах на балконах домов вывешиваются черные флаги в знак протеста против бездействия правительства. "Власти относятся к трагедии так, как будто бы мы - банановая республика", - заявил мэр Коркубьона Рафаэль Моусо. На всем протяжении побережья сооружены лишь 18 км защитных барьеров. У немногочисленных военных - а это всего около 500 на весь район катастрофы - была всего одна механическая лопата.

В городе Нойя мэр Рафаэль Гарсия заявил: "Все это - большой хаос. У нас нет ничего, чтобы бороться с нефтяным пятном. Правительство делает снимки со спутника, а на пляжах у нас нет даже контейнеров, куда можно было бы сгружать то небольшое количество топлива, которое удается собирать лопатами".

Правительство продолжает утверждать, что пытается любой ценой вывести танкер из территориальных вод Испании (он затонул в 270 км от Галисии), в то время, как Ларс Валдерс, представитель голландской Smit International, которая занималась подъемом подводной лодки "Курск", заявил: "Было бы лучше отремонтировать танкер в бухте и перекачать топливо на другое судно".

Владелец танкера - греческая Mare Shipping Ltd - несет ответственность за два других инцидента: в 1979 - у острова Того, когда в море вылилось 280 тысяч тонн нефти, и в 1992 году, когда у побережья Ла Карунья вылилось 80 тонн топлива.

Угроза загрязнения побережья Франции в связи с гибелью танкера "Престиж" очень серьезна

Министр экологии Франции Розелин Башло считает "очень серьезной" угрозу загрязнения юго-западного побережья страны нефтепродуктами, разлившимися в результате катастрофы танкера "Престиж" у берегов Испании.

Правительство "готово к худшему, мы ждем экологической, а также экономической катастрофы", поскольку нефтяное пятно "может распространиться на многие сотни километров" побережья, заявила сегодня министр в интервью французскому телевидению.

Она также сообщила, что Франция предложила Испании обследовать останки затонувшего танкера с помощью французской научной подлодки, чтобы "выяснить, что происходит с нефтяными резервуарами".

www.newsru.com

Столкновение «Повелительницы Атлантики» с «Эгейским капитаном»

Поиск Лекций

Выброс нефти из танкера «Престиж»

«Престиж» — однокорпусный танкер, плавающий под багамским флагом. В результате его аварии произошла крупнейшая морская экологическая катастрофа у берегов Европы.

13 ноября 2002 года танкер попал в сильный шторм возле берегов Галисии. В результате этого в судне образовалась трещина длиной 35 метров, и танкер начал давать утечку нефти — около 1000 тонн в сутки. Были предприняты попытки спасти «Престиж», но испанские береговые власти запретили заходить в ближайшие порты, Португалия не разрешила вход неисправного танкера в свои воды. И аварийное судно было решено отбуксировать в море.

19 ноября 2002 года «Престиж» раскололся на две части и затонул в 210 километрах от Галисии. В море вылилось более 20 миллионов галлонов нефти, что нанесло непоправимый ущерб всей морской и береговой фауне и рыбной промышленности.

Выброс нефти из танкера «Эксон Вальдез»

25 марта 1989 года у берегов Аляски произошла авария, нанёсшая наибольший ущерб этому побережью. После того как танкер «Эксон Вальдез» 24 марта 1989 года налетел на Блайт-риф, в воду вылилось, по официальным данным, около 40 миллионов литров нефти. Но защитники природы с этой цифрой не согласны и приводят данные гораздо большего порядка. Около 2400 километров побережья пострадало от этой аварии.

Бхопальская катастрофа

3 декабря 1984 года в индийском городе Бхопал произошла крупнейшая по числу человеческих жертв техногенная катастрофа. Причина трагедии не установлена до сих пор. С одного из заводов было выброшено в атмосферу около 42 тонн ядовитых паров метилизоцианата. Сразу погибли 3 тысячи человек. Ещё 15 тысяч — в последующие годы.

Авария на химической фабрике «Сандоз»

1 ноября 1986 года произошёл пожар на складе химической фабрики в Швейцарии. Во время тушения пожара в Рейн вылилось около 30 тонн сельскохозяйственных ядохимикатов. Погибли миллионы рыб, была заражена питьевая вода.

Лондонский смог 1952 года

5 декабря 1952 года Лондон окутал едкий смог, который развеялся только к 9 декабря. Поначалу людей это не насторожило, так как для этих мест туман не редкость. Но через некоторое время медицинские исследования выявили смертоносный характер бедствия. За это время от острого бронхита скончались 3500-4000 человек, в основном пожилые люди и дети.

 

 

Взрыв и пожар на химическом заводе во Фликсборо

1 июня 1974 года на химическом заводе в Великобритании в городе Фликсборо произошла авария на заводе «Нипро», который занимался производством аммония. По своей мощности взрыв был равен действию 45-тонного заряда тротила, если бы он был взорван на высоте 45 метров от земли. В результате инцидента погибли 55 человек и 75 получили ранения.

Выброс из-под буровой установки «Исток-1»

3 июня 1979 года в Мексиканском заливе после выброса из-под буровой установки «Исток-1» на поверхности воды образовалось нефтяное пятно, которое распространилось на 640 километров. 24 марта 1980 года скважина была закрыта. На тот момент в океан успело вылиться полмиллиона тонн нефти.

Столкновение «Повелительницы Атлантики» с «Эгейским капитаном»

19 июля 1979 года в Карибском море недалеко от острова Тобаго танкер «Повелительница Атлантики» столкнулся с танкером «Эгейский капитан». В результате в воду вылилось 220 тысяч тонн нефти.

Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru

Самые страшные экологические катастрофы в истории

Выброс нефти из танкера «Престиж» «Престиж» — однокорпусный танкер, плавающий под багамским флагом. В результате его аварии произошла крупнейшая морская экологическая катастрофа у берегов Европы. 13 ноября 2002 года танкер попал в сильный шторм возле берегов Галисии. В результате этого в судне образовалась трещина длиной 35 метров, и танкер начал давать утечку нефти — около 1000 тонн в сутки. Были предприняты попытки спасти «Престиж», но испанские береговые власти запретили заходить в ближайшие порты, Португалия не разрешила вход неисправного танкера в свои воды. И аварийное судно было решено отбуксировать в море. 19 ноября 2002 года «Престиж» раскололся на две части и затонул в 210 километрах от Галисии. В море вылилось более 20 миллионов галлонов нефти, что нанесло непоправимый ущерб всей морской и береговой фауне и рыбной промышленности.

Выброс нефти из танкера «Эксон Вальдез»

25 марта 1989 года у берегов Аляски произошла авария, нанёсшая наибольший ущерб этому побережью. После того как танкер «Эксон Вальдез» 24 марта 1989 года налетел на Блайт-риф, в воду вылилось, по официальным данным, около 40 миллионов литров нефти. Но защитники природы с этой цифрой не согласны и приводят данные гораздо большего порядка. Около 2400 километров побережья пострадало от этой аварии.

Бхопальская катастрофа

3 декабря 1984 года в индийском городе Бхопал произошла крупнейшая по числу человеческих жертв техногенная катастрофа. Причина трагедии не установлена до сих пор. С одного из заводов было выброшено в атмосферу около 42 тонн ядовитых паров метилизоцианата. Сразу погибли 3 тысячи человек. Ещё 15 тысяч — в последующие годы.

Авария на химической фабрике «Сандоз» 1 ноября 1986 года произошёл пожар на складе химической фабрики в Швейцарии. Во время тушения пожара в Рейн вылилось около 30 тонн сельскохозяйственных ядохимикатов. Погибли миллионы рыб, была заражена питьевая вода. Лондонский смог 1952 года

5 декабря 1952 года Лондон окутал едкий смог, который развеялся только к 9 декабря. Поначалу людей это не насторожило, так как для этих мест туман не редкость. Но через некоторое время медицинские исследования выявили смертоносный характер бедствия. За это время от острого бронхита скончались 3500-4000 человек, в основном пожилые люди и дети.

Взрыв и пожар на химическом заводе во Фликсборо

1 июня 1974 года на химическом заводе в Великобритании в городе Фликсборо произошла авария на заводе «Нипро», который занимался производством аммония. По своей мощности взрыв был равен действию 45-тонного заряда тротила, если бы он был взорван на высоте 45 метров от земли. В результате инцидента погибли 55 человек и 75 получили ранения.

Выброс из-под буровой установки «Исток-1»

3 июня 1979 года в Мексиканском заливе после выброса из-под буровой установки «Исток-1» на поверхности воды образовалось нефтяное пятно, которое распространилось на 640 километров. 24 марта 1980 года скважина была закрыта. На тот момент в океан успело вылиться полмиллиона тонн нефти.

Столкновение «Повелительницы Атлантики» с «Эгейским капитаном»

19 июля 1979 года в Карибском море недалеко от острова Тобаго танкер «Повелительница Атлантики» столкнулся с танкером «Эгейский капитан». В результате в воду вылилось 220 тысяч тонн нефти.

Крушение танкера «Амоко Кадис»

6 марта 1978 года танкер «Амоко Кадис» из-за неполадок в рулевом управлении налетел на скалы и разбился. В результате в море вылилось около 230 тысяч тонн нефти. Во время этой катастрофы пострадало 360 километров Атлантического побережья Франции. Эта авария стала причиной гибели десятков тысяч рыб и птиц и нанесла непоправимый ущерб Средиземному морю.

Пожар на нефтяной платформе «Пайпер-Альфа»

6 июля 1988 года произошёл пожар на эксплуатационной нефтяной платформе «Пайпер-Альфа», в результате которого погибли 167 человек. Это была самая большая авария, связанная с добычей нефти на шельфе. Авария на Чернобыльской АЭС

26 апреля 1986 года произошло разрушение четвёртого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции, расположенной на территории Украинской ССР. По официальным сообщениям, погиб 31 человек. Многие из устранявших последствия аварии получили большую дозу радиации. Властями было принято решение об эвакуации города Припять. А сам реактор было решено закрыть цинковым саркофагом.

источник

Поддержи автора - Добавь в друзья!

vova-91.livejournal.com

О КАТАСТРОФЕ ТАНКЕРА ПРЕСТИЖ

СКОЛЬЗКИЙ БИЗНЕС? О КАТАСТРОФЕ ТАНКЕРА "ПРЕСТИЖ"

Ян Уилмор © "Друзья Земли" 2002

 

В этом очерке исследуется сложная паутина собственности и контроля, скрывающаяся за катастрофой нефтяного танкера "Престиж".

На этой неделе средства массовой информации много говорили о нефтяном танкере "Престиж", утонувшем близ галицийского берега Испании. Пресса дала массу угнетающих картин нефтяного загрязнения, случившегося при кораблекрушении: три тысячи тонн вязкого нефтяного осадка залили местные пляжи, угрожая традиционному хозяйству галицийцев. Много было спекуляций и о том, что будет с экосистемами, если на берегу окажутся и оставшиеся в танкере 70 тыс. тонн нефти.

Несмотря на поднятый шум, очень мало было написано о сложной паутине собственности и контроля, скрывающейся за инцидентом. Всплывшая на свет история снова показывает нам одно и то же: правительства и международные институты абсолютно не способны гарантировать заявляемую ими "открытость" и ответственность глобальной экономики.

Танкер "Престиж" принадлежал Либерийской компании, владевшей одним судном (теперь более точно, одним остовом судна), носящей название "Маре Интернэшнл". Общая страховая сумма в случае несчастного случая с кораблем составляла около 15 миллионов долларов. Исходя из законов Либерии, точно выяснить, кто реально владеет "Маре", невозможно, однако по данным некоторых служб, занимающихся перевозками, скорее всего эта фирма принадлежит греческой транспортной династии Коулутрос.

"Престиж" был зарегистрирован Багамским морским адмиралтейством (БМА). По данным вебсайта БMA, "стать в следующие десять лет крупнейшим в мире Регистром по перевозкам – это цель страны, поэтому владельцы судов всех стран приглашаются ходить под Багамским флагом". Адмиралтейство заявляет, что среди компаний, ходящих под их флагом, есть "Эксон Интернэшнл" и "Шеврон", и что преимущества Багам состоят в предоставлении "благоприятного делового климата и банковского обслуживания мирового класса" и что "операции и доходы, получаемые ходящими под Багамским флагом судами, полностью освобождены от налогов". Вы, наверное, думаете, что Багамской морское адмиралтейство базируется на Багамах. Но тут вы ошибаетесь. Оно располагается в Лондоне, ул. Минорис 16 (16 Minories, London EC3).

Нефтяной осадок, вымывающийся сейчас из танкера "Престиж", принадлежал торгующей нефтью компании, называющейся "Краун Ресурсес" (Crown Resources). Эта компания была создана в 1996 году в Гибралтаре. По данным вебсайта этой компании, Гибралтарский офис все еще ведет бухгалтерские дела компании, и считается, что именно он контролирует передвижение "Престижа", который имел своим пунктом назначения Сингапур. В 1997 году "Краун" открыл офис в Лондоне, на площади Кавендиш, 33 (33 Cavendish Square London W1), который сейчас является крупнейшим офисом компании. В июле 2000 года штаб-квартира компании переехала в Заг (Швейцария). Англичанами являются по крайней мере пять директоров "Крауна", а один (м-р Джо Мосс) является бывшим государственным министром Гибралтара. Оборот нефти компании увеличился в 2000 году до 21,5 миллионов метрических тонн (с 11,7 миллионов тонн в 1998 году). Правительство Британии категорически отрицает какую-либо причастность Гибралтара к инциденту.

"Краун Ресурсес" в свою очередь принадлежит известному Российскому конгломерату, называющемуся консорциумом "АльфаГруп" (http://www.alfagroup.org). Этот консорциум описывает себя так: "один из крупнейших в России частных финансово-промышленных конгломератов, имеющий интересы в нефти, торговле, коммерческом и инвестиционном банковском деле, страховании, розничной торговле, пищевой промышленности и телекоммуникациях". Председателем наблюдательского совета "АльфаГруп" является Михаил Фридман. Фридман является основателем консорциума "АльфаГруп" – холдинговой компании, которая сегодня контролирует "Альфа Банк", "Альфа Капитал", "Тюменскую нефть", несколько фирм строительных материалов, несколько предприятий пищевой промышленности и сеть супермаркетов. Другими видами деятельности "Альфы" являются владение 40% всего Монгольского экспорта мяса (которым страна пытается оплатить России свои огромные долги) и совместное предприятие по запуску спутников связи в Ираке, Иране и Сирии.

Близким деловым партнером мистера Фридмана является Леонард Вид - бывший первый заместитель Госплана, а ныне председатель исполнительного совета "Альфа Банка". "АльфаГруп" заявляет, что "хотя мы продолжаем быть открытыми к нефтяным рынкам, но это такая открытость, с которой мы чувствуем себя комфортно благодаря своему восприятию того, что риск продолжает вознаграждаться".

Мистер Фридман супербогат, и по оценкам журнала "Fortune" является девятым в списке самых богатых людей мира до 40 лет, с объемом общего дохода свыше 2 миллиарда долларов. Он является одним из "новых олигархов" новорусского капитализма, которые сделали свой капитал на приватизации бывшего советского государственного имущества.

Явно заслуживает более пристального внимания компания "Тюменская нефть" (также известная как ТНК). В июле этого года газета "Обсервер" назвала "Тюменскую нефть" "российской фирмой с подозрением на связи с мафией". Это обвинение компания категорически отрицает. Нигде деятельность ТНК не вызвала шума больше, чем на Самотлорском месторождении в Западной Сибири. ТНК владела здесь половиной месторождения, другая же половина находилась в собственности другой крупной фирмы "Черногрефт". Компания "Черногрефт", имевшая сильные связи с "Бритиш Петролеум Амоко", обанкротилась и в ноябре 1999 года была приобретена на аукционе компанией "Тюменская нефть" всего за 176 миллионов долларов – сделка, которую Европейский Банк реконструкции и развития (ЕБРР) заклеймил как мнимую и "полностью противоположную концепции справедливости и прозрачности".

"АльфаГруп" пожаловалась на плохое отношение к ней со стороны ЕБРР, пытаясь доказать, что ее компании были несправедливо помещены в "черный список" компаний, с которыми ЕБРР отказывается иметь дело. Президент "Альфа Банка" Питер Авен заявил, что ЕБРР попал под чрезмерное влияние беспочвенных обвинений компании в российской прессе: "Весь этот компромат публикуется о всех, в том числе и о нас. Но есть русские и русские. Не все являются мафией". На самом деле, сказал Авен, "Альфа Банк" должен быть для ЕБРР естественным партнером.

"Тюменская нефть" явно не смогла обеспечить себе репутацию надежного партнера. Фирма пыталась получить заемные гарантии в полмиллиарда долларов от Экспортно-Импортного банка США, эквивалентного Департаменту экспортно-кредитных обязательств. Большая часть этой суммы предназначалась на приобретение оборудования у энергетического гиганта США "Халлибуртон". Однако Белый дом и Госдепартамент США решили наложить вето на сделку из-за своих сомнений относительно "Альфа Группы", контролирующей ТНК, а после шумной кампании в средствах массовой информации решили отказать в займе для ТНК от "Бритиш Петролеум Амоко". Главный администратор "Халлибуртона", эксперт и главный лоббист корпораций, подал в суд, чтобы опровергнуть эти "ханжеские" обвинения. В результате займ был надлежащим образом согласован и выдан. Главного администратора звали Ричард Чиней, ныне вице-президент Соединенных Штатов Америки.

Поэтому наверное не вызывает удивления факт, что ТНК приобрела на Западе определенную респектабельность. В июне этого года в "наблюдательный совет" ТНК был назначен сэр Питер Вальтерс. Сэр Питер является бывшим председателем "Бритиш Петролеум". Сэр Уильям Пурвес также вошел в "наблюдательный совет". Он является бывшим директором транспортной и торговой компании "Шелл". В июле в тот же совет вошел Джеймс А.Хармон, который в 1997-2001 годы работал председателем ни более или менее, как Экспортно-Импортным Банком США.

Пиаровская британская фирма, работающая для "Тюменской нефти", называется "Мейтланд Консультанси". "Друзья Земли" позвонили консультанту этой фирмы, ведущим дела ТНК. Однако он оказался в Москве на "срочном совещании". Британской пиаровской фирмой для "Краун Ресурсес" является "Грандфилд". В момент написания этой статьи их консультант тоже еще не ответил на наш звонок. Сейчас "Бритиш Петролеум" похоже, помирился с ТНК, объявив в октябре 2001 года о создании в Иркутске совместного предприятия для освоения Ковыктинского газоконденсатного месторождения - проекта, который серьезно критиковался местными "зелеными".

Пока не ясно, является ли нефть из танкера "Престиж" тюменской. Никто не предполагает, что ТНК будет нести какую-либо ответственность за катастрофу танкера, даже если именно "Тюменская нефть" и является поставщиком груза. Однако если той компанией, которая предоставила груз "Престижу", является именно "Тюменская нефть", то сама нефть может оказаться добытой на Самотлорском нефтяном месторождении. Но может оказаться даже, что эта нефть добыта в Ираке. 11 октября этого года "Альфа" объявила, что подписала "одну из крупнейших сделок в истории шестилетней программы "нефть за продовольствие" между Ираком и ООН, рассчитанную на поставку из Ирака 20 миллионов баррелей нефти в год. Считается, что Россия сделала условием поддержки резолюции США по Ираку, недавно подписанной Советом безопасности ООН, что ее существующие нефтяные контракты будут поддержаны при новом режиме. Поэтому будущее ТНК, по крайней мере в Ираке, обеспечено.

Приведенная здесь история показывает пример ужасного действия одного из худших механизмов корпоративной глобализации. Она показывает, что нефтедобывающая промышленность и нефтеперевозки по большей части избежали контроля и регулирования со стороны государственных и международных институтов.

Она показывает, что "высокая" риторика международной дипломатии – даже когда она касается вопросов войны и мира – является часто только прикрытием для обделывания коммерческих сделок.

Население Галиции – всего лишь самое последнее в длинном списке народов и сообществ, заплативших высокую цену за эти ужасные политические провалы.

Кроме того, по поводу последней катастрофы с танкером можно задать несколько специальных вопросов, заслуживающих срочных ответов. Почему наши правительства продолжают терпеть эту паутину административной и зарубежной юрисдикции, лежащей за кулисами мировых перевозок нефти? Почему нефтяные компании не несут никакой ответственности, если они фрахтуют для перевозки нефти суда без двойной обшивки корпуса? Почему судно может перевозить нефть, не имея страховки, или имея явно недостаточную страховку? Как может такое быть, что точно неизвестно, кто в реальности владеет нефтяным танкером? Как может быть в точности неизвестно, откуда добыта та нефть, что оказалась пролитой в Галиции? Где те политики, которые могут спросить с тех богачей, что стоят за кулисами всех этих сделок?

ЭКСПЕРТЫ ГОВОРЯТ, ЧТО НЕФТЯНОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ БУДЕТ УБИВАТЬ ЖИВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ

Исследования разрушают надежды на то, что экологическая катастрофа, вызванная крушением "Престижа", будет относительно ограниченной по масштабу
Робин Мак-Кай © "Обсервер" 2002

 

Мониторинговые исследования, проведенные после крушения на рифе Блай в 1989 году танкера "Эксон Валдиз", в результате которого пролив Принца Уильяма на Аляске был загрязнен 11 миллионами галлонов сырой нефти, показали, что нефтяные разливы вызывают ущерб в сотни раз больший, чем ранее ожидалось. Оказывается, что загрязнение нефтью менее чем одной части на миллиард частей воды достаточно, чтобы серьезно повлиять на морские организмы.

Начав исследовать последствия катастрофы "Эксон Валдиз", ученые думали, что наибольшую опасность для живого будут представлять летучие компоненты сырой нефти из трюмов – толуол и другие аналогичные химические вещества. К их удивлению, гораздо более опасными веществами оказались самые тяжелые компоненты - полинасыщенные ароматические углеводороды (ПАУ). Эти химические вещества сохраняются в воде гораздо дольше, хотя до недавнего времени не считались представляющими угрозы из-за своей относительной инертности.

Однако последовательные эксперименты показали, что суспензия, в которой растворено менее половины части ПАУ на миллиард частей воды, вполне достаточна, чтобы разрушить клеточные мембраны в ткани рыб. А это значит, что ученые занижали опасность этих веществ в сотню раз.

Исследователи подозревают, что именно ПАУ вызывают гибель рыб, особенно молодых особей, воздействуя на структуру их генов. "Поместить эмбрион в нефть - значит выстрелить по его ДНК," – сказал д-р Рональд Хейнтц из Национальной службы морского рыболовства США.

Исследование – опубликованное в журнале "Еnvironmental Toxicology and Chemistry" (Экологическая токсикология и химия) – поразило экологов, потому его выводы неутешительны: ни один прибрежный регион не может теперь быть защищен от нефтяного загрязнения, так как ПАУ будут воздействовать на несколько будущих поколений рыб и таким образом, на все оставшиеся организмы в пищевой цепи моря.Другими словами, влияние катастрофы танкера "Престиж" скорее всего будет длиться десятилетия.

Пер. с англ. А.В. Беликович

landclaim.narod.ru

Самые крупные экологические катастрофы в мире в 21 веке

Некоторые происшествия влекут за собой не только людские жертвы и большой материальный ущерб, но и сильные изменения в климате, флоре и фауне. В данной статье мы расскажем о десяти самых крупных экологических катастроф мира, которые привели не только к большим человеческим жертвам, но и чудовищным последствиям для природы.

Экологическими называют катастрофы, которые не только уносят жизни людей, но и приводят к достаточно плачевным последствиям для окружающей среды. Как правило, такие катастрофы являются результатом деятельности человека. Ведь развитие современных технологий, в частности в энергетике, дает не только ощутимые материальные блага, но и при неумелом использовании могут привести к чудовищным последствиям.

Видео:

Выброс нефти из-за аварии на танкере «Престиж»

Однокорпусный танкер «Престиж», который шел под багамским флагом был изначально предназначен для транспортировки сырой нефти, построен на верфи Hitachi и сдан в эксплуатацию 1 марта 1976 года.

Когда танкер проходил Бискайский залив 13 ноября 2002-го года, он попал в сильный шторм неподалеку от берегов Галисии. Из-за полученных повреждений появилась трещина длинной в тридцать пять метров, что привело к утечке мазута в размере 1000 тонн в сутки.

Ситуацию ухудшило то, что береговые власти Испании отказали судну зайти в ближайший порт. Вместо этого была предпринята попытка отбуксировать танкер в один из портов Португалии, однако местные власти также ответили отказом. В результате судно отбуксировали в море.

Окончательная гибель корабля произошла 19 ноября. Он просто раскололся на две части и его останки погрузились на дно, на глубину около 3700 метров. Из-за того, что повреждения было невозможно устранить, и нефть было невозможно перекачать, в море вылилось более 70 миллионов литров нефти. Образовавшееся пятно растянулось на тысячи километров вдоль береговой линии, что нанесло непоправимый ущерб флоре и фауне.

Этот разлив нефти стал самым серьезным экологическим бедствием на побережье Европы. Ущерб от происшествия был оценен в четыре миллиарда евро, а для ликвидации его последствий пришлось задействовать триста тысяч добровольцев.

Крушение танкера Эксон Валдез

Нефтяной танкер Эксон Валдез отплыл из терминала в Валдизе (Аляска) 23 марта 1989 года в 21:12, и направился в Лонг-Бич (Калифорния), через пролив Принца Вильгельма. Танкер был полностью загружен нефтью. Лоцман провел его через Валдиз, и после этого передал контроль над судном капитану, который этим вечером выпивал спиртные напитки.

Для того чтобы избежать столкновения с айсбергами капитан Джозеф Джефри Хейзвулд отклонился от выбранного курса, о чем оповестил береговую охрану. Получив соответствующее разрешение капитан изменил курс и в 23 часа оставил рубку, передав управление кораблем своему третьему помощнику и матросу, которые уже отстояли одну вахту не получив после неё полагающихся шести часов отдыха. Непосредственно судном на тот момент управлял автопилот, который вел корабль по навигационной системе.

Перед тем как оставить рубку, капитан оставил своему помощнику указание повернуть в тот момент, когда корабль окажется на траверзе острова две минуты выше. Несмотря на то, что помощник отдал рулевому соответствующий приказ, он был либо поздно озвучен,

либо выполнен с промедлением. Это привело к тому, что 24 марта 00:28 корабль столкнулся с Блайт-рифом.

Это привело к тому, что в море вытекло 40 миллионов литров нефти, хотя некоторые экологи утверждают, что реальная утечка была намного выше. Пострадало 2400 километров побережья, что позволяет это происшествие одной из самых страшных экологических катастроф.

Бхопальская катастрофа

Происшествие в Бхопале считается одной из самых страшных экологических катастроф в мире из-за того, что оно привело к гибели восемнадцати тысяч человек и огромному урону для окружающей среды.

Постройку химического завода в Бхопале осуществляла дочерняя компания Union Carbide Corporation. Изначально предприятие предназначалось для производства пестицидов, которые будут использоваться в сельском хозяйстве. Планировалось, что часть химикатов завод будет импортировать, однако для того чтобы конкурировать с аналогичными предприятиями, было решено перейти к более сложному и опасному производству, которое позволяло обойтись без иностранного сырья.

В июле 1984-го года, планировалось продать предприятие, поскольку из-за неурожаев спрос на его продукцию серьезно снизился. Из-за недостаточного финансирования, работа продолжалась на оборудовании, которое не соответствовало нормам безопасности.

В момент катастрофы завод выпускал популярный в то время инсектицид Севин, который появляется в результате реакции метилизоцианата с альфа-нафтолом в среде четыреххлористого углерода. Метилизоцианат хранился в трех емкостях общей емкостью примерно в 180 тысяч литров жидкости, которые были частично вкопаны в землю.

Причиной аварии стал резкий выброс паров метилизоцианата, который нагрелся выше температуре кипения, из-за чего произошел разрыв аварийного клапана. Из-за этого произошел выброс сорока двух тонн ядовитых паров, образовав облако, которое накрыло площадь радиусом в два километра от завода, и в частности накрыл железнодорожный вокзал и жилые районы.

Из-за несвоевременного информирования населения и нехватки медперсонала в первый же день умерло около пяти тысяч людей. Еще тринадцать тысяч умерло в течение нескольких лет, из-за последствия выброса в атмосферу ядовитых паров.

Авария и пожар на химической фабрике «SANDOZ»

1 ноября 1986 года, произошла одна из самых страшных экологических катастроф в мире, которая привела к чудовищным последствиям для живой природы. Химический завод, находящийся возле швейцарского города Базель, на берегу реки Рейн, занимался производством различных сельскохозяйственных химикатов. Из-за пожара в реку было сброшено около тридцати тонн ртути и пестицидов.

В результате попадания химикатов в воду Рейн покраснел, а людям, проживающим на побережье, было запрещено выходить из дома. В некоторых городах ФРГ пришлось закрыть водопроводы и использовать только ту воду, которая привозилась в цистернах. Кроме того, погибло около полумиллиона рыб и представителей речной фауны, также полностью вымерли некоторые виды. Программа, нацеленная на то, чтобы сделать воды Рейна пригодными для купания, рассчитана до 2020-го года.

Лондонский смог 1952-го года

В начале декабря 1952 года на Лондон опустился холодный туман, из-за чего горожане начали активно использовать уголь для отопления помещений. Поскольку в Британии

после войны использовали низкокачественный уголь, в котором содержалось много серы, при сгорании образовывалось много дыма, в составе которого был диоксид серы. Также определенный вклад в загрязнение воздуха внес автотранспорт, который только недавно начал активно использоваться в Лондоне, а также работа нескольких угольных электростанций. Также загрязненный воздух из индустриальных районов Европы приносил ветер, который дул со стороны канала Ла-Манш.

Поскольку туманы в Лондоне не редкость, то реакция горожан на происходящее была достаточно спокойной. Но последствия этого происшествия были достаточно печальными. По данным статистики респираторные заболевания получило более ста тысяч человек, из которых погибло около двенадцати тысяч.

Это происшествие считается одним из самых страшных случаев загрязнения воздуха и привело к серьезным изменениям в отношение к экологическим исследованиям, влиянию чистоты воздуха на здоровье человека. На сегодняшний день это происшествие считается одной из самых крупных катастроф в Англии.

Катастрофа на химическом заводе в Фликсборо

Завод «Нипро», располагающийся в городе Фликсборо занимался производством аммония. В его хранилищах находилось до двух тысяч тонн циклогексана, более трех тысяч тонн циклогексанона, около четырех тысяч тонн капролактама, две с половиной тысячи тонн фенола и других химических веществ.

Шаровые резервуары и другие технологические емкости были недостаточно заполнены, что серьезно повышало взрывоопасность. Кроме того, множество легкогорючих материалов находилось в заводских установках при повышенных температуре и давлении. В частности, производственная установка по окислению циклогексана содержала в себе примерно пятьсот тонн легковоспламеняющейся жидкости.

Кроме того, из-за стремительных темпов роста производства система защиты от пожаров достаточно быстро утратила свою эффективность. Инженеры на производстве часть отступали от технологического регламента и начали игнорировать нормы безопасности под давлением руководства.

1 июня 1974 года в 16:53 завод сотряс мощный взрыв. Пламя охватило производственные помещения, а ударная волна прошлась по окрестным селениям и городкам, срывая крыши с домов, разбивая окна, нанося людям увечья, что привело к гибели 55 человек. Мощность взрыва была примерно равна действию 45-ти тонного заряда тротила.

Кроме того, из-за взрыва появилось крупное облако ядовитых газов, что привело к необходимости эвакуации жителей находящихся возле завода населенных пунктов.

Общий ущерб от катастрофы составил 36 миллионов фунтов стерлингов, что является самым сильным ударом по английской промышленности.

Гибель Аральского моря

Высыхание Аральского моря является одной из наиболее известных экологических катастроф, произошедших на территории бывшего Советского Союза. Изначально этот водоем считался четвертым по размеру озером в мире.

Из-за неправильного проектирования сельскохозяйственных каналов, которые забирали воду из рек Амударья и Сырдарья, питавших Аральское море, начиная с 1960-го года, озеро отступило от берега, обнажив дно покрытое пестицидами, химикатами и солью. Это привело к быстрому испарению воды. В частности в период с 1960 по 2007 год Аральское море потеряло тысячу кубических километров воды, и его размеры составляют менее 10% от изначального.

Из 178 видов позвоночных животных, которые обитали в Аральском море, выжило только 38.

Пожар на нефтедобывающей платформе Piper Alpha

Катастрофа, произошедшая 6 июля 1988 года на платформе Piper Alpha, которая использовалась для добычи нефти и газа считается крупнейшей в истории добычи природных ископаемых. Из-за того, что действия персонала были недостаточно продуманными и нерешительными, при пожаре погибло 167 человек из 226, находящихся в этот момент на платформе. Кроме того, из-за того, что подачу по трубам углеводородов удалось прекратить не сразу, пожар долгое время поддерживался и становился только сильнее.

Застрахованные потери из-за этой катастрофы составляют 3,4 миллиарда долларов, при этом не учитывается ряд экологических проблем, вызванных этим происшествием.

Катастрофа на Чернобыльской АЭС

Трагедия, произошедшая на Чернобыльской АЭС известна любому человеку, проживающему на территории стран бывшего СССР. Последствия этого происшествия дают о себе знать до сих пор, и, без всякого сомнения — это одна из самых больших экологических катастроф в мире.

26 апреля 1986 года в четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной станции произошел взрыв, в результате которого реактор был полностью разрушен, а в окружающую среду был произведен мощнейший выброс радиоактивных веществ. За первые три месяца после аварии погиб 31 человек. В течение последующих пятнадцати лет погибло от 60 до 80 человек из-за последствий лучевого облучения.

Из-за выброса радиоактивных веществ пришлось эвакуировать более ста пятнадцати тысяч человек из тридцатикилометровой зоны вокруг станции. В ликвидации последствий участвовало более шестисот тысяч человек и затрачены значительные ресурсы. Часть территории вокруг Чернобыльской АЭС до сих пор считается непригодной для постоянного проживания.

Авария на АЭС Фукусима-1

11 марта 2011 года произошла самая крупная экологическая катастрофа в мире. Сильнейшее землетрясение и цунами, повредили систему электроснабжения и резервные дизельные генераторы АЭС Фукусима-1, что вывело из строя системы охлаждения и вызвало расплавление активной зоны реакторов в 1, 2 и 3 энергоблоках. В результате, из-за образования водорода произошел взрыв, который не повредил корпус реактора, но его внешняя оболочка была разрушена.

Уровень радиации быстро начал расти, а из-за негерметичной оболочки некоторых ТВЭЛов произошла утечка радиоактивного цезия.

В морской воде в тридцатикилометровой зоне станции 23 марта обнаружили превышение нормы иода-131 и количество цезия-137, которое было существенно ниже допустимой нормы. Со временем радиоактивность воды возрастала и 31 марта превысила норму в 4385 раз. И это неудивительно, ведь во время аварии в море выбрасывались тонны зараженной воды.

Это привело к тому, что у некоторых обитателей акватории начались различные физиологические и генетические изменения, возникшие из-за воздействия радионуклидов. При этом стоит учитывать, что дополнительным фактором распространения радиации послужили передвижения зараженных животных и рыб.

В 2012 году на побережье возле АЭС Фукусима-1 уровень радиации в сто раз выше нормы. Работы по дезактивации зараженной почвы ведутся до сих пор.

Поделиться

Плюсануть

Твитнуть

Поделиться

Одноклассники

Мой мир

www.ukrstrahovanie.com.ua