Япония потихоньку отказывается от нефти. Зачем японии нефть


Япония потихоньку отказывается от нефти — Блоги — Эхо Москвы, 27.01.2016

Я достаточно активно передвигаюсь по Японии на автомобиле, а вот заливаю бензин в него теперь довольно редко — моя гибридная машина употребляет топлива совсем немного. Временами не могу даже вспомнить, когда в последний раз заруливал на бензоколонку. В прошлом месяце или в позапрошлом?

Это в качестве предисловия к тому, что в 2015 году Япония без шума установила хоть и промежуточный, но вполне сенсационный рекорд — она сократила свой импорт нефти до самого низкого уровня с доисторического 1988 года. К нынешнему падению цен на углеводороды это отношения не имеет — уменьшена не сумма, а реальный физический объем закупок.

Одна из самых могучих экономик мира, уступающая по размеру только США и Китаю, приобрела за прошлый год 195,5 млн килолитров нефти — ну, 3,37 млн баррелей в день, если считать в англо-саксонских бочках. Это на 2,3 процента меньше, чем в 2014 году — снижение потребления идет неуклонно. Несмотря, кстати, на то, что с 2011 года в Японии после аварии на «Фукусима-1» были остановлены все энергетические атомные реакторы, и страна целиком перешла на тепловые станции.

Так что происходит? Эксперты министерства финансов говорят, что в чем-то, конечно, сказывается небольшое сокращение населения Японии, которое по капельке съеживается семь последних лет подряд из-за нежелания местных жителей заводить много детей. Но главное все же в другом — в непрерывном внедрении и обновлении энергосберегающих технологий. По этому показателю Япония стоит на первом месте в мире, опережая самые развитые страны — США, например, почти в два раза. Заниматься снижением потребления энергии и официальный Токио, и частный бизнес настроены крайне серьезно, а авария на АЭС «Фукусима-1» придала этому весьма мощный импульс.

Кампания экономии носит тотальный характер и доходит до мелочей: например, несмотря на всю японскую чопорность, летом госслужащим теперь разрешено оставлять дома галстуки и приходить на работу в рубашках навыпуск с коротким рукавом. Чтобы дать возможность ставить кондиционеры в конторах не на слишком низкую температуру. Ну, а зимой — наоборот, госслужащих призывают утепляться. Чтобы экономить на обогреве.

Но это так, семечки: главным фактором неуклонного снижения закупок нефти, по мнению правительства страны, в первую очередь стало все более тотальное внедрение гибридных автомашин, а в самое последнее время — постепенный рост моды на электромобили. Министерство экономики, торговли и промышленности Японии считает, что спрос на бензин и дизельное топливо будет из-за этого до 2020 года падать ежегодно примерно на 1,3 процента, а то и больше.

2020 год выбран не случайно — тогда в Токио состоится Летняя Олимпиада, и это событие правительство страны хотело бы превратить в старт массового внедрения автомобилей на водороде — на т.н. топливных элементах, выделяющих в атмосферу лишь безвредный водяной парок. Ожидается, что это еще больше подхлестнет тенденцию к снижению употребления бензина и прочих нефтепродуктов. Хотя, конечно, процесс будет медленным и очень плавным — ни о каком резком переключении экономики на другую энергию речи, конечно, не идет. Те же водородные автомобили пока очень дороги, нет развитой инфраструктуры заправок. Да и для производства водорода, понятно, тоже понадобится энергия, которую дает сжигание углеводородов, угля или ядерные станции.

Однако энергосбережение набирает обороты — и не только на нефтяном фронте. В прошлом году Япония умудрилась почти на 4 процента сократить также свое потребление сжиженного природного газа (СПГ), которого она пока все равно закупает больше всех в мире. Но с удовольствием избавилась бы от этого обременительного первого места.

Впрочем, сейчас японцам, честно говоря, грех жаловаться — из-за падения цен на углеводороды они в прошлом году заплатили за нефть на 41 процент меньше, чем в позапрошлом. А за газ — почти на 30 процентов меньше.

echo.msk.ru

Зачем Японии Курилы: на островах есть залежи нефти и газа, а РФ не может сама начать добычу

Зачем Японии Курилы объяснил заместитель главы российского Кабмина Аркадий Дворкович. По его словам, японская сторона заинтересована в добыче нефти и газа да спорной территории. При этом российское правительство предлагает инвесторами из Японии  мажоритарные пакеты акций в крупных проектах по добыче стратегических ресурсов, передает Joinfo.ua со ссылкой на издание Nikkei Asian Review.

По сведениям вице-премьера, Россия «ведет конструктивное обсуждение с японскими компаниями», что формирует «хорошую обстановку для политического диалога».

Говоря о развитии спорных Курильских островов Дворкович заявил, что здесь планируется создание экономической зоны нового образца и что правительство РФ заинтересовано в привлечении к этому японских и иных иностранных компаний.

Дворкович отметил, что для проведения визита президента РФ Владимира Путина в Японию «необходимо добиться значимых соглашений» между странами по экономическому сотрудничеству.

Напомним, в конце прошлого года спецназ Японии начал тайные учения по репетиции боевых действий за пределами страны после снятия запрета на ведение боевых действий за границей.

В начале осени 2015 года армия Японии после голосования в нижней палате парламента получила право на ведение военных действий вне пределах страны, что является беспрецедентным со времен окончания Второй мировой войны.

Вооруженные силы Японии, согласно принятому закону, имеют право принимать участие в действиях по защите дружественных стран. При этом  заграничный конфликт должен нести угрозу самому существованию Японии.

При этом армия Японии получит огромное количество средств после того, как правительство приняло бюджет на 2016 год, в котором финансирование вооруженных сил увеличено до рекордных 42 млрд долларов. Увеличение военного бюджета составляет 2,2% относительно 2015 года.

 

joinfo.ua

Японии от России прежде всего нужны не острова, а газ

Российско-японский форум в Токио показал крайне высокую степень взаимной заинтересованности двух стран в экономическом сотрудничестве. Экономики России и Японии не конкурируют, а дополняют друг друга. И если присмотреться, то окажется, что главный интерес Токио в сотрудничестве с Москвой – вовсе не четыре острова Южно-Курильской гряды.

Официальный визит Владимира Путина в Японию открывает новый этап экономического взаимодействия двух стран.

По итогам российско-японского форума в Токио было подписано более 50 бизнес-соглашений и коммерческих контрактов в таких отраслях, как энергетика, машиностроение, химическая промышленность, высокие технологии, и по другим направлениям.

Первой точкой соприкосновения стала встреча Абэ с Путиным в Сочи, на которой был предложен план развития сотрудничества из восьми пунктов. В частности, речь шла об укреплении российско-японских отношений в области энергетики, малого и среднего бизнеса, индустриализации Дальнего Востока и расширения экспортной базы. И вот 16 декабря в Токио переговоры продолжились в расширенном формате, теперь с участием представителей министерств, ведомств и деловых кругов.

Конечно, первое, что интересует Японию, – это проекты в топливно-энергетическом комплексе. Страна восходящего солнца потребляет энергоресурсы в огромном количестве, и за очень большие деньги. Ее цель – снизить энергетическую зависимость от ближневосточных стран, которые продают Японии свой дорогой сжиженный природный газ (СПГ). И лучшего партнера для диверсификации, чем Россия, Японии трудно найти. В свою очередь Япония для Роснефти – хороший рынок сбыта продукции. В прошлом году из России в Японию было экспортировано 6,5 млн т сжиженного природного газа (СПГ), 14,5 млн т нефти, 1,7 млн т нефтепродуктов и 16,2 млн т угля.

Нефтегазовая сфера

Газпром договорился с Агентством по природным ресурсам и энергетике Министерства экономики, торговли и промышленности Японии о сотрудничестве.

Кроме того, Газпром и японская Mitsui договорились о стратегическом сотрудничестве в рамках расширения проекта «Сахалин-2», а также в области СПГ-бункеровки морского транспорта.

А с Mitsubishi Corporation Газпром уже даже заключил соглашение по развитию партнерства в области СПГ. В частности, компании будут взаимодействовать в создании третьей линии «Сахалина-2». Газпром намерен построить эту новую платформу для производства СПГ как раз для увеличения объемов его экспорта в Японию. Также Газпром в свое время думал о строительстве нового СПГ-завода во Владивостоке, который стал бы экспортным хабом для Японии – возможно, этот проект тоже возобновят.

Кроме того, страны могут вернуться к проекту строительства газопровода «Сахалин – Хоккайдо». Этому проекту уже 15 лет, и его плюсы очевидны. Газопровод не только снимет вопрос со стабильностью поставок газа в Японию, но и позволит японцам получать более дешевый по сравнению с СПГ трубопроводный газ. Россия и Япония подтвердили взаимный интерес к этому проекту. По информации Минвостокразвития РФ, проект предполагает прокладывание наземной части газопровода от Сахалина до порта Вакканай на северном японском острове Хоккайдо, а затем его продление до Токийского залива.

Самое интересное, что профинансировать строительство новых объектов могут японские банки. В частности, Japan Bank for International Cooperation (JBIC) пообещал Газпрому деньги на проекты с участием японских компаний. И это несмотря на тесную дружбу с США и поддержку санкций против России.

Заработать на японцах собирается и НОВАТЭК, который давно приглашает японские компании к участию в его СПГ-проектах. И вот наконец российская компания подписала меморандум о взаимопонимании с Mitsubishi Corporation и с японской Mitsui для реализации СПГ-проектов в России, поставок СПГ и жидких углеводородов. А с Marubeni Corporation (занимается транспортировкой и перевалкой, предоставляет услуги в самых разных секторах, включая экспортно-импортные операции на японском рынке) НОВАТЭК договорился о стратегическом сотрудничестве по добыче и сжижению газа на заводе «Арктик СПГ-2» в России. Капитальные затраты на этот проект в ноябре оценивались в 10 млрд долларов. Завод может быть построен к 2022 году.

Кроме того, JBIC выделит другому проекту НОВАТЭК – «Ямал СПГ» – кредитную линию на 200 млн евро. Договор уже подписан в присутствии Путина и Абэ. Эти средства пойдут на строительство завода по СПГ мощностью 16,5 млн т в год на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения. Запустить завод планируется уже в 2017-м.

По плану НОВАТЭК, к 2025 году два его проекта – «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ» – будут производить 33 млн т СПГ, что позволит российской компании занять 7% на мировом рынке СПГ.

Выиграет от потепления отношений между Россией и Японией также Роснефть. В частности, российская компания подписала соглашение с Marubeni и Mitsubishi Heavy Industries. Вместе они проведут ТЭО газохимического комплекса мирового класса с использованием японских технологий. Комплекс будет построен на Дальнем Востоке. Причем министерство экономики, торговли и промышленности Японии пообещало финансово поддержать этот проект.

Наконец, во время визита Путина в Японию Роснефть и консорциум японских компаний (Marubeni Corporation, Japan Oil, Gas and Metals National Corporation и INPEX Corporation) подписали соглашение о совместной работе на российском шельфе.

Путин предложил японским инвесторам принять участие в создании Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области.

Якутская топливно-энергетическая компания (ЯТЭК) ведет переговоры в Японии о проектировании в Якутии завода по производству метанола и поставках оборудования для него. Японцам предлагается проектировать завод и поставлять оборудование на него.

Атомная энергетика

Несмотря на отрицательное отношение к атомной энергетике из-за катастрофы на Фукусиме, Япония все же понимает, что не в состоянии будет отказаться от этого вида энергии. В энергобалансе Японии в ближайшее время до 20% будет составлять генерация с атомных станций. Удельный вес атомной энергетики больше, чем в России. А это значит, что Россия может поставлять обогащенный уран, перерабатывать отработавшее ядреное топливо и обслуживать АЭС.

Поэтому Токио очень хочет сотрудничать с мировым лидером в этой сфере – Росатомом. Японские министры подписали меморандум о сотрудничестве по мирному атому с российской компанией. Японцы надеются на то, что Россия поможет им преодолеть последствия аварии на АЭС, а также на обмен инновационными ядерными технологиями.

«О чем идет речь? В первую очередь о развитии так называемого замкнутого (ядерного) топливного цикла, то есть фактически минимизации отходов от работы атомных станций и многократном использовании отработавшего ядерного топлива – как в технологии распространенных реакторов водо-водяных, так и реакторов на быстрых нейтронах», – рассказал глава госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев.

Кроме того, Токио интересна ядерная медицина. Россия может поставлять японцам изотопы.

Другие энергоресурсы

Россия и Япония также подписали три меморандума о сотрудничестве в области развития Эльгинского угольного комплекса, в сфере геологии и недропользования и в сфере двустороннего сотрудничества на Дальнем Востоке РФ.

Эльгинское угольное – крупнейшее в России и одно из крупнейших в мире месторождений высококачественного коксующегося угля, расположено в Южной Якутии. Его запасы составляют около 2,2 млрд т по стандартам JORC.

Кроме того, японская компания Gas Turbine & Machinery из группы Kawasaki намерена вместе с фирмой Sojitz подписать в пятницу соглашение о сотрудничестве с Русгидро. Gas Turbine & Machinery выпускает турбины и генераторы, которые поставляются российским компаниям.

Также японская компания по развитию новых энергетических и промышленных технологий (NEDO) намерена участвовать в строительстве ветропарка в Якутии мощностью 1 МВт. На первом этапе предусматривается возведение трех ветроэнергетических установок в 2017–2018 годах. Роль NEDO в реализации данного проекта заключается в технологическом сопровождении.

Почта и интернет

Также было подписано шесть соглашений по сотрудничеству в области информационно-коммуникационных технологий, почтовых услуг и образования. В частности, стороны договорились укрепить работу между почтовыми службами России и Японии, улучшить качество перевозки почтовых отправлений, а также развивать новые маршруты. Речь идет и о развитии трансграничной электронной коммерции.

Кроме того, страны решили вместе работать над технологиями управления для новейших беспроводных систем сетей связи пятого поколения (5G), беспроводных сенсорных сетевых технологий, включая новейший стандарт беспроводной связи для «интернета вещей» (Wi-SUN) и другие технологии.

Сельское хозяйство

Наконец, еще одна сфера, которую намерены развивать Россия и Япония, – это сельское хозяйство и рыболовство. Министерства сельского хозяйства обеих стран подписали меморандум по укреплению диалога в сферах сельского и рыбного хозяйства. Также принят сертификат здоровья на экспортируемые из РФ в Японию термически обработанное мясо и готовые мясные изделия, полученные от парнокопытных животных.

«Россия располагает значительными свободными сельхозугодьями, что открывает возможности для совместного производства продуктов питания и наращивания их экспорта в Японию», – сказал президент РФ.

Инвестиции

Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и Японский банк для международного сотрудничества (JBIC) создают российско-японский инвестиционный фонд с объемом инвестиций до 1 млрд долларов. Этот фонд будет играть ключевую роль в финансировании совместных российско-японских инвестиционных проектов. Речь идет о проектах в сфере сельского хозяйства, инфраструктуре и многих других.

«Миллиард долларов, вложенный нашими сторонами, позволит привлечь до 10 миллиардов долларов в экономику России», – считает глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев. С фондом будут взаимодействовать ведущие японские компании и банки. Сейчас обсуждается более 20 проектов, первые из которых планируется реализовать в ближайшие шесть месяцев.

«Россия занимает всего 15-е место в списке инвестиционных интересов японских компаний, но потенциал очень большой. Главная привлекательность России – что это развивающийся рынок», – говорит глава департамента нефти и газа японского банка JBIC. По данным банка, главными сдерживающими факторами являются общее представление об инвестициях в Россию как о деле «страшном» и «трудном», вопросы непрозрачности правил, безопасности и другие.

Решить эти проблемы должна компания по поддержке инвестиций, созданная японским банком совместно с Агентством Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта. «Мы будем поддерживать японские компании, готовые инвестировать в такие проекты, как открытый порт и ТОРы, которые продвигает российское правительство, а также российские компании, которые хотят создавать бизнес совместно с японскими фирмами», – сказал Танимото.

«В случае возникновения проблем у инвестора компания должна помочь ему урегулировать их с государственными структурами, также подразумевается оказание таможенной поддержки, помощи при возникновении сложностей с оформлением налогов и другие. Я бы назвал это эффектом защиты», – рассказывает Танимото.

Еще один важный момент. МЭР Японии намерено провести технологический аудит 12 российских предприятий для того, чтобы осуществить их модернизацию.

Зачем Японии Россия?

Все эти договоренности могут ознаменовать новый этап экономического сотрудничества России и Японии. Однако до конца надеяться на Страну восходящего солнца рано, пока она поддерживает санкции против России, дружит с США и продолжает оспаривать принадлежность Южных Курил.

«Это типичное двуличие японской стороны. Японцы, как всегда, «хотят и суши съесть, и на татами сесть». То есть и на российский рынок зайти, и от антироссийских санкций не отказаться, и вопрос по островам решить, и с НАТО отношений не испортить. Такую ситуацию хорошо понимают в России – и объективно оценивают риски сотрудничества с этой страной», – говорит замдиректора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова. Поэтому есть большой риск, что многие подписанные соглашения могут так и остаться на уровне меморандумов (юридически не обязывающих договоров о намерениях) и не перейдут в стадию договора.

«Существующие договоренности, за исключением соглашений о поставках российской сельскохозяйственной продукции в Японию, могут оказаться со временем «бумажными». На большее никто не рассчитывает», – говорит Мильчакова. По ее словам, шансов на то, что Япония откроет свой рынок для российских IT-компаний, крайне мало. Между тем для России важно именно перенимать у Японии передовые технологии, которые она в свое время перенимала у Европы и США.

При этом стремление Японии экономически сблизиться с Россией налицо. И этому есть несколько причин. Во-первых, экономика не только России, но и Японии переживает не лучшие времена. ВВП Японии в 2015 году упал на 9% (в долларовом выражении), России – на 3,7%. По прогнозам, в этом году ВВП России снизится на 0,3–0,6%, а Японии вырастет, но лишь на 1–1,3%. Это достижение, но не слишком заметное, ибо экономика Японии падает вот уже четыре года. В период с 2012–2015 годов номинальный ВВП Японии в долларах упал в целом на 30% (сказалось падение местной валюты). Хотя по объему ВВП в долларовом эквиваленте Япония все же остается третьей экономикой мира после США и Китая.

В итоге проблемы в экономике подталкивают страны, являющиеся соседями, к более тесному сотрудничеству, тем более что почва для этого есть – японские технологии и российские природные ресурсы, говорит Мильчакова. При этом Синдзо Абэ хочет войти в историю как один из лучших премьер-министров страны, поэтому заинтересован в достижении реальных договоренностей, добавляет она.

Есть и политические причины. «За последние 30 лет японцы сильно разочаровались в США, после того, как под их давлением Япония ревальвировала иену, что привело к снижению конкурентоспособности японских экспортных товаров, а затем и к обвалу курса иены, тяжелому экономическому кризису в 90-е годы и стагнации в начале нулевых годов», – напоминает собеседник.

Наконец, Япония опасается дружбы России с Китаем и нашего тесного сотрудничества с Южной Кореей.

interpolit.ru

Зачем король Саудовской Аравии приехал в Японию? | Политика | ИноСМИ

В Японию приехал король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд. Король Саудовской Аравии посетил Японию впервые за 46 лет. Более того, численность его делегации составила около тысячи человек. После Японии он планирует посетить Китай и другие страны Азии, однако почему же эта страна решила уделить столько внимания азиатским странам?

В этот раз главная цель азиатского визита состоит в том, чтобы выстроить отношения, направленные на уход от нефтяной экономики. Ранее Саудовская Аравия являлась крупнейшим в мире производителем нефти, однако в связи с развитием сланцевого газа в США в 2014 году на первое место по производству нефти вышли Соединенные Штаты.

«Нихон кэйдзай»14.03.2017Reuters16.11.2016Reuters01.03.2017Благодаря тому, что выросли объемы производства нефти, теоретически США могут сами обеспечивать себя энергетикой. Ранее Вашингтон стремился к особым отношениям с Саудовской Аравией, исходя из необходимости стабильных поставок нефти, однако из-за изменений в объемах производства нефти в последнее время США особо не ищут поддержки в Саудовской Аравии.

Обвал нефтяных цен ускорил этот процесс. До первой половины 2014 года цены на нефть держались на высоком уровне: 100 долларов за баррель. Но затем цены резко упали. Одно время они составляли одну четвертую от прежнего уровня: примерно 25 долларов за баррель. В настоящее время один баррель стоит около 50 долларов, однако большинство экспертов полагает, что на данный момент это предел.

Около 80% дохода Саудовской Аравии приходится на нефть. Падение нефтяных цен нанесло прямой удар по финансам страны. Саудовская Аравия — это монархия, где правит королевская семья. С точки зрения западных стран там отсутствуют основные права человека (контакты с иностранными государствами строго ограничены; иностранцам крайне сложно попасть в страну по туристической визе). Взамен в Саудовской Аравии нет налогов. Бензин отдают практически даром, то есть гражданам гарантировано безбедное существование.

Тем не менее из-за финансовых ограничений, вызванных обвалом цен на нефть, Саудовская Аравия начала вводить налог на добавленную стоимость. Есть опасность, что если не найти другие источники дохода, недовольство народа будет расти. Для того, чтобы избежать этого, Саудовской Аравии необходимо укреплять сотрудничество с Японией, Китаем и другими странами. Можно сказать, что создание фонда в размере десять триллионов йен совместно с компанией Softbank произошло в рамках этой программы.

Саудовская Аравия и Япония обсуждают совместные проекты в сфере автомобилестроения. Также есть возможности для взаимодействия в таких областях, как экономия энергии и возобновляемые источники энергии.

 

Между тем многие специалисты отмечают, что Саудовской Аравии, чрезмерно зависящей от нефти, будет сложно изменить структуру государства. Власти страны прекрасно понимают, что нефть не будет использоваться вечно, поэтому попытки ухода от нефтяной экономики начали предприниматься еще 30 лет назад. Тем не менее пока ощутимых результатов нет.

Несмотря на то, что Саудовская Аравия является монархической страной, с точки зрения современных реалий странно брать с собой свиту из тысячи человек. При том, что численность населения страны составляет 30 миллионов человек.

 

На данный момент экономическое положение Саудовской Аравии во многом будет зависеть от успеха первичного размещения акций компании Saudi Aramco.

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Восточно-сибирская нефть: в Китай или Японию? | В России | ИноСМИ

ПЕКИН. - В мае прошлого года президент Китая Ху Цзиньтао прилетал в Москву для подписания со своим российским коллегой Владимиром Путиным декларации сотрудничества, которой многие априори придавали историческое значение. На следующий день лидеры двух государств представили общественности плод новых отношений - контракт стоимостью 150 миллиардов долларов о совместном строительстве нефтепровода из Сибири в Китай общей длиной около 3 тысяч километров, был подписан.

Контракт имеет огромную важность для удовлетворения энергетических запросов бурно растущей промышленности Китая. Будучи изолированным и одержимым идеей самодостаточности, Китай в прошлом недооценивал роль коммунистической России. Теперь же, в поисках экономических выгод Китай вынужден налаживать отношения с внешним миром и былыми врагами.

И все же, после церемонии подписания, практически все пошло вопреки намеченному Китаем плану. В компании ЮКОС, являющейся российской стороной подписавшей договор, началась неразбериха, связанная с арестом ее хозяина по обвинению в мошенничестве. Япония, также заинтересованная в российской нефти, выступила с альтернативным предложением строительства нефтепровода в обход Китая. Как сообщили высокопоставленные чиновники в правительстве Японии, принявшие участие в переговорах с российской стороной, Токио выразило готовность предложить аж 6 млрд. долларов для финансирования другого проекта строительства нефтепровода, плюс еще несколько миллиардов для частных компаний, занимающихся разведкой нефтяных месторождений в Восточной Сибири.

Как считают чиновники в Пекине, Токио и Москве, похоже, что благодаря своей щедрости, проект получит именно Япония.

Для Китая Сибирский нефтепровод превратился из мечты о новом интернационализме в горький урок о сложности международного нефтяного рынка. Событие лишь подлило масла в огонь антагонизма Китая и Японии: для них, чья историческая враждебность недавно поутихла благодаря развитию торговых отношений, борьба за нефть вновь обострила давнее соперничество.

В своем недавнем интервью в Пекине, Цзян Цзэминь, руководитель компании 'Чайна Нэшнл Петролеум', подписавшей соглашение с ЮКОСом, признался, что для Китая сибирский нефтепровод, похоже, так и останется мечтой.

'Пока все идет не так, - сказал он. - Японцы практичнее и предприимчивее [нас]. Вот почему за доступ к нефти и газу они не боятся потратить больше денег. Мы же в Китае только недавно перешли на рыночную экономику. Китаю трудно решиться выложить такую огромную сумму денег'.

Правительство Японии продолжает оценивать заявления российской стороны о разведанных запасах нефти в Сибири, и, как отмечают официальные лица, окончательные решения еще не приняты. Россия продолжает изучение возможности строительства нефтепровода по предложенному Японией маршруту, и пока не определила его окончательную стоимость. Однако, как стало известно от некоторых осведомленных лиц, Москва уже согласилась на строительство нефтепровода от месторождений в Восточной Сибири до российского портового города Находки, расположенного на берегу Японского моря, а не (по крайней мере, в обозримом будущем) до китайского города Дацин, как было анонсировано ЮКОСом.

'Россия намерена построить нефтепровод для продажи нефти на азиатский рынок, его маршрут, похоже, не вызывает сомнений - к Находке', - заявил один японский представитель, принявший участие в переговорах с Россией.

'Мы собираемся кое-что сделать совместно с Россией', - заявил Куниори Матцуда, директор российского отдела в Министерстве иностранных дел Японии. - Мы сказали им, что готовы к сотрудничеству, как финансовому, так и техническому'.

В своем февральском интервью нескольким московским журналистам, тогдашний министр энергетики Игорь Юсуфов охарактеризовал маршрут до Находки как 'представляющий для нас огромное стратегическое значение', добавив, что проект строительства нефтепровода в Китай 'не предусматривал разведки полезных ископаемых в Восточной Сибири'.

Жай, недавно инструктировавший премьера Уэн Жиабао по вопросу о долгосрочной энергетической безопасности Китая, заявил, что для компенсации возможной потери сделки Россией, Пекин рассматривает возможность разработки нефтяных и газовых месторождений в соседнем Казахстане

Предполагалось, что сибирский нефтепровод будет обеспечивать необходимое количество топлива (к 2010 году - 20 миллионов тонн в год) для развивающей промышленности и возрастающего числа автомобилей Китая, потребности которого в настоящее время несколько превышают объемы добычи и импорта нефти. Он должен был бы протянуться от месторождений в Ангарске, к югу от озера Байкал и далее к Дацину, промышленному городу на северо-востоке Китая - колыбели современной китайской нефтяной промышленности. Еще лишь десять лет назад Китай был экспортером нефти. Теперь же он является третьим по величине импортером (после США и Японии). Пекин считает, что к 2020 году объем импорта нефти в страну составит 600 млн. тонн в год, т.е. почти в четыре в три раза больше, чем расчетный объем собственной добычи.

Сибирский проект имел целью ослабить зависимость Китая от непостоянного Ближнего Востока, где страна закупает более половины всей экспортируемой нефти. Китай обеспокоен растущей политизацией Соединенными Штатами международных морских путей, от которых зависят поставки стратегически важного сырья.

Сама идея создания сибирского нефтепровода - это целая эпопея. Еще когда отношения Москвы и Пекина определялись коммунистической солидарностью, Москва направляла инженеров, чтобы помогать китайцам развивать их нефтяную промышленность. Но когда в 1950-х годах отношения двух держав пришли в упадок, советские инженеры уезжали из Дацина, с насмешкой говоря, что сами китайцы никогда ничего сделать не смогут.

Генеральный секретарь Мао Цзэдун, сделал это делом своей чести и добился определенного успеха в развитии нефтяной промышленности. Когда работа возобновилась и нефть наконец пошла, Дацинская сага стала своеобразным памятником китайскому упорству и часто гордо позиционировалась как победа Коммунистической партии Китая. События того времени породили множество баек о том, что не надо полагаться на северного соседа.

Сделка с ЮКОСом должна была положить конец неприятным воспоминаниям. Как крупнейшему мировому экспортеру нефти, России выгодно продавать ее соседям. И Китай и Россия заинтересованы во взаимном снижении военного присутствия на общей границе.

Но еще до того, как ЮКОС подписал эту сделку, проект имел несколько фундаментальных изъянов, не вполне ясно осознаваемых Китаем. Владелец контрольного пакета акций ЮКОСа Михаил Ходорковский сделал компанию самым крупным добытчиком нефти и замахнулся на власть и прерогативы Москвы. В России, только государственная компания 'Транснефть' имеет лицензию на строительство нефтепроводов. Не удивительно, что ее покровители в правительстве возмущались по поводу стремления ЮКОСа перехватить эту монополию. Верхушка ЮКОСа рассматривала Китай с точки зрения возможности получить дополнительную прибыль за счет реализации нефти, добываемой в Восточной Сибири, и надеялась, что правительство поддержит ее инициативу.

В Москве же, сделка о строительстве нефтепровода в Китай укрепила правительственных чиновников в мысли, что ЮКОС проводит свою собственную внешнюю политику. Возможно, более важен тот факт, что российское правительство забеспокоилось по поводу предстоящей сделки из-за того, что Китай оказался бы единственным покупателем восточно-сибирской нефти, что дало бы ему недопустимо большое влияние в формировании ценовой политики. Если бы нефтепровод, имея протяженность 3750 километров, достигал Тихого Океана, это позволило бы России поставлять нефть не только Японии, но и Южной Корее, Китаю и, возможно, далее, на нефтеперегонные заводы на западном берегу США.

Имея такие планы, российское руководство уже начало переговоры с Японией о строительстве нефтепровода до Находки, незамерзающего глубоководного порта на побережье Тихого океана. В феврале 2002 года, на конференции, состоявшейся в Токио, представитель 'Транснефти' сделал доклад, в котором ставился вопрос о строительстве такого нефтепровода.

Япония, которая практически не имеет месторождений нефти в собственной стране и поэтому вынуждена ее импортировать, отнеслась к идее с энтузиазмом. Токийские политики прикинули, что нефть можно было бы доставлять из Находки к нефтеперегонным заводам на побережье Японского моря меньше чем за треть стоимости ее доставки с Ближнего Востока ($1,50 за баррель), где Япония закупает 90 % всей импортируемой нефти.

Совместный Российско-Японский проект создания нефтепровода мог бы также способствовать достижению еще одной важной цели: спустя уже более 50 лет с окончания второй мировой войны, Москва и Токио все еще не подписали формальный документ об окончании боевых действий. Не прекращаются споры по поводу Курильских островов. В этой связи, коммерческий союз, подкрепленный не одним миллиардом долларов, мог бы стать предпосылкой к урегулированию давнишних разногласий.

Проект уже рассматривается в Министерстве торговли, экономики и промышленности Японии. В мае 2002 года тогдашний российский министр энергетики Игорь Юсуфов встретился в Детройте на закрытом совещании по энергетическим проблемам с японским министром экономики и торговли Такео Хиранумой. Министры обсудили общие моменты проекта строительства нефтепровода. В октябре того же года, во время своего визита в Россию премьер-министр Японии Ерико Кавагучи изъявил желание Японии участвовать в данном проекте.

Однако дело значительно продвинулось только в январе 2003 года, когда на московском саммите Путин и японский премьер Дзюнъитиро Коидзуми официально признали, что нефтепровод 'будет значительно способствовать региональному развитию, стабилизации международного рынка энергоносителей и росту энергетической обеспеченности в азиатско-тихоокеанском регионе'. Как стало известно из компетентных источников, Коидзуми не связал себя никакими денежными обязательствами, однако дал понять о готовности предоставить средства для реализации проекта.

Детали стали проясняться в ходе встреч японских и российских политиков в Москве. Японский государственный банк развития международного сотрудничества обещал предоставить низкопроцентные займы для осуществления проекта. Находящиеся под сильным влиянием правительства японские фирмы могли бы заняться разведкой запасов нефти в неисследованных районах Восточной Сибири, что является одним из важнейших условий развития России в будущем.

Китай настаивает на том, России выгоднее сотрудничать именно с Китаем, поскольку Дацин находится ближе, и строительство нефтепровода обойдется дешевле. Однако 30 мая 2003 года, через два дня после того, как ЮКОС подписал контракт с компанией 'Чайна Нэшнл Петролеум' о строительстве нефтепровода до Дацина, президент Путин отверг подобные аргументы. 'Некоторые говорят, что нефтепровод до Китая будет построен быстрее и обойдется дешевле, но [для нас] важно исследовать неразведанные ресурсы Сибири', - заявил он.

В России также распространено мнение, что китайский вариант неприемлем из-за опасений за экологическую ситуацию с озером Байкал.

В августе прошлого года, в Москве состоялось первое из пяти заседаний российско-японской рабочей группы, на повестке дня которой стояла окончательная доработка деталей проекта. В заседании приняли участие чиновники из японского Министерства экономики и иностранных дел, их российские коллеги, а также представители Японского банка развития международного сотрудничества и японских нефтяных компаний.

Для Японии важнейшим вопросом остается наличие необходимых запасов нефти в Восточной Сибири, которые бы оправдали строительство нефтепровода. Япония желает добиться объемов поставок в размере 1 миллиона баррелей в сутки. Российская сторона утверждает, что только разведанных запасов нефти в Восточной Сибири достаточно для того, чтобы удовлетворить потребность в таком количестве нефти приблизительно на около 80%. 'Для того, чтобы начать инвестирование средств в этот проект, мы должны быть уверены в этом', - сказал представитель японской стороны, участвовавший в переговорах.

На протяжении всей эпопеи с нефтепроводом, Япония постоянно пыталась приуменьшить тот факт, что выгода Японии - это убыток Китаю, акцентируя внимание на том, что нефть в Находке можно будет продавать кому угодно, и по рыночной цене. 'Конечно, мы надеемся, что значительная часть этой нефти достанется Японии, но не собираемся узурпировать ее всю', заявил он.

Недавно компания ЮКОС подписала договор об увеличении железнодорожных поставок нефти в Дацин. Японские власти напомнили, что Россия все еще рассматривает возможность строительства побочного нефтепровода в Дацин. Однако чиновники и аналитики сомневаются, что в Восточной Сибири найдется достаточно нефти, чтобы 'убить сразу двух зайцев'. 'Разведанные запасы не достаточно велики', - заявил бывший министр энергетики Игорь Юсуфов. Даже если и можно было бы построить побочную трубу в Китай, в любом случае на это потребуется немалое время, а это значит, что Китай возвращается к тому, с чего начал - вновь необходимо искать альтернативных поставщиков по всему миру.

'Для того, чтобы найти нефть для второго нефтепровода может потребоваться 10 лет, - говорит Кенаме Некано, заместитель генерального директора Подразделения по природным богатствам и энергетике Японского банка развития международного сотрудничества. - Вот почему это такой непростой вопрос'.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Почему экономика Японии падает?

Истоки этого явления уходят еще в 90-е, а оттуда и в 80-е, ко времени "японского экономического чуда". У него весьма сложная природа, но я попробую вам объяснить, как поняла сама, обращаясь к проверенным временем ресурсам.Итак.Под японским экономическим чудом имеют в виду 

"быстрый рост в Японии в 80-х годах рыночной стоимости финансовых активов, в которые вкладывались свободные денежные средства ради извлечения прибыли".

Так как японцам свойственно накапливать сбережения (свыше 40% депозитной базы банков составляют деньги населения), а промышленность конкурентоспособна, свободных денежных средств у Японии оказывается немало (в менталитете у них заложено откладывать деньги "про запас", мало ли что). Плюс ко всему, страна в начале 80-х ослабляет валютный контроль, а во второй половине 80- х отказывается от политики слабой йены, в результате чего она резко укрепляется (курс на тот момент начал составлять 259 йен за доллар вместо прежних 150). Экономика начинает резко расти, растут в цене акции, индекс Nikkei достигает рекордных отметок (за десятилетие увеличился на 500%). Параллельно на рынке недвижимости прослеживается аналогичный бум. Взвинчиваются цены на площади. Цена за сотку в престижных районах начала достигать 10 тысяч долларов за сотку, а стоимость обычных площадей в Токио увеличивается в  3,3 раза.

"На пике рынок недвижимости оценивался в 2 трлн иен, что в четыре раза выше, чем оценка всей недвижимости США на тот же период. Земля под королевским дворцом в Токио стоила больше, чем вся Калифорния или Канада".

Активно развивается сектор роскоши, 50% мировых инвестиций приходится на японцев. Внимание японцев перекидывается и на рынок произведений искусства. Вот вам занимательная история про "Подсолнухи" Ван Гога:

«В 1987 году аукцион “Кристис” выставил на торги в Лондоне один из вариантов “Подсолнухов” Ван Гога. Картина была написана в 1888 году, и это совпало с годом основания японской страховой корпорации “Ясуда”. Упустить такой “подарок” к своему столетнему юбилею она не могла. На специальном заседании правления “Ясуды” ее президент Гото Яшио заявил: “Ван Гог будет нашим, чего бы это не стоило”.

“Кристис” грамотно разыграл карту: продажа “Подсолнухов” происходила в день рождения Ван Гога. Картина с 1983 года находилась на временном хранении в Лондонской национальной галерее. По традиции, если вещь удостаивалась такой чести, то она уже не покидала стен прославленного музея: ее выкупало либо государство, либо вся нация вскладчину по подписке. Аукцион стал настоящей битвой за первенство на арт-рынке. Картина была оценена в 10 млн долл. На торгах цена взлетела в четыре раза, но японцы не отступили. Победа обошлась “Ясуде” в 40 млн долл.

Картина ушла в Токио. Великобритания, а в ее лице и вся Европа были посрамлены Страной восходящего солнца. Впервые картина художника-модерниста, проданная на открытых торгах, побила рекорды старых мастеров… Ни до, ни после случая с “Подсолнухами” рекордная цена не увеличивалась сразу в 4 раза.

Подобный пузырь удалось раздуть за счет беспрестанной циркуляции денег из одного состояние в другое. Поясню: чем выше взвинчиваются цены на акции, тем больше кредитов можно взять под их обеспечение и вложить в недвижимость. Цены на недвижимость растут, растет ее залоговая стоимость, следовательно, под ее залог можно взять еще кредитов и опять вложить их в акции... Примечательно, что  у Японии на тот момент не было золотого стандарта. Акции, грубо говоря, обычные бумажки (подкрепленные недвижимостью, разумеется) выступали в такой роли, банки включали в свои резервы акции, которые росли в цене => резервы увеличивались=>выдавалось еще больше кредитов.Разумеется, всему есть свой предел. "Западные" деньги, которые вкладывались инвесторами в развивающуюся японскую экономику, выводились из страны и в какой-то момент отток денег начал превышать общий приток. Старый министр финансов сменяется новым и берется курс на "протыкание пузыря". В два присеста повышают учетную ставку до 6%.«В середине 1991 года, через 18 месяцев после начала оглушительного схлопывания пузыря на фондовом рынке, Япония вступила в полосу тяжелой рецессии. Первоначально все ожидали обычного циклического спада – никто в стране и за ее пределами не мог предположить, что страна, четыре десятилетия подряд поражавшая мир небывалыми темпами роста, технологическими новинками и экспансией капитала, окажется ввергнутой в мучительную многолетнюю полосу стагнации. Неуправляемое сдутие пузыря активов вызвало паралич финансовой системы, что самым негативным образом отразилось на экономике, прежде всего на компаниях, ориентированных на внутренний рынок и лишенных доступа на международные рынки кредитов и капитала…"Процентную ставку потом опять понизили, но уже было поздно. Обанкротились крупнейшие банки. Примечательно, что правительство старательно делало вид, что все хорошо и помогало банкротившимся компаниям скрывать убытки (ввиду того, что просто не хотело "потерять лицо" перед международными коллегами и своими гражданами). В 90-х годах пять крупнейших банков мира из десяти были японскими, сейчас - только один. Кризис японского "пузыря" отразился на развивающихся странах, однако он был не таким сильным.

Как пишет в "Эре турбулентности" Алан Гриспен: 

"Если бы власти Японии действовали решительно, заставили закрыть плохие займы, распродав (почем получится) залоги, то падение было бы глубже, но и выздоровление произошло бы быстрее. В результате экономика в целом выиграла бы, а не находилась в летаргическом сне вплоть до 2005 года".

Следовательно, можно говорить о том, что кризис сегодняшней японской экономики - это все еще следствие "протыкания пузыря" в 90-х из-за жесткой монетарной политики властей, резкого повышения ставки и прочих губительных методов, которые вогнали экономику в подобное состояние.

thequestion.ru

Две стороны «кризиса дешёвой нефти»: угрожает ли он мировой экономике? | nippon.com

Цены на нефть на мировом рынке продолжают падать. Начиная с лета 2014 года они опустились примерно на 40% и достигли самого низкого значения за последние пять лет (на момент написания этой статьи). Это хорошая новость для Японии, которая импортирует энергоносители, но резкое снижение цен на сырую нефть грозит дестабилизацией мировой экономики. Последствия этого «кризиса дешёвой нефти» очень неоднозначны и потребуют нашего пристального внимания в наступившем году.

Цена бензина снижается 22 недели подряд

С приходом зимы, в сезон повышенного спроса на энергоносители, падение цен на бензин и керосин чрезвычайно радует бизнесменов и обычных потребителей, страдавших от долгого роста цен на сырьё и товары. Согласно сообщению Агентства природных ресурсов и энергетики, розничная цена на обычный (низкооктановый) бензин в среднем по стране на 17 декабря 2014 г. составила 152,4 йены за литр, снижаясь на протяжении 22 недель подряд. Керосин, широко использующийся, в частности, в домохозяйствах для отопления жилья, дешевел на протяжении 17 недель, и стоил 97,8 йен за литр.

При том, что йена упала примерно до 120 йен за доллар и цены на импорт поднялись, удешевление нефти предотвратило рост цен на бензин и керосин. К тому же низкие цены на нефть способствуют снижению цен на электроэнергию и газ, позитивно сказываясь на японской экономике. Некоторые специалисты предполагают, что сейчас, на фоне падения спроса на сырую нефть, цены на неё могут рухнуть до уровня середины 1980-х годов.

Обвал цен на нефть 1980-х годов был, с одной стороны, обусловлен тем, что страны-потребители нефти, наученные горьким опытом двух энергетических кризисов, стали использовать альтернативные источники энергии и разрабатывали энергосберегающие технологии, в результате чего мировой спрос на нефть начал снижаться. С другой стороны, крупные нефтяные компании, не имеющие доступа к ближневосточной нефти, стали увеличивать её добычу в странах, не входящих в ОПЕК, что привело к нарушению баланса спроса и предложения нефти.

Ускорение падения цен в связи с отказом ОПЕК уменьшить добычу

Каковы же основные факторы, определившие нынешнее резкое падение цен на нефть?

Во-первых, на саммите ОПЕК в Вене, состоявшемся 27 ноября 2014 года, организация решила сохранить нынешнюю квоту добычи на уровне 30 млн баррелей в день, обозначив тенденцию отказа от снижения добычи, и это ещё более ослабило связь спроса и предложения на нефтяном рынке.

Мировой рынок отреагировал на это падением цены североморской нефти до 68 долларов за баррель к началу декабря, то есть на 40% от июньской цены в 111 долларов. В Нью-Йорке биржевая цена на нефть WTI упала до 60 долларов за баррель; с момента, когда в последний раз отмечались такие цены, прошло почти пять с половиной лет.

Решение об отказе от сокращения добычи на саммите ОПЕК принято под влиянием крупнейшей нефтедобывающей страны мира, Саудовской Аравии, которая имеет лидирующие позиции в организации. Если среди членов ОПЕК возникнут противоречия и она не сможет регулировать баланс спроса и предложения на нефтяном рынке и цены на нефть, то это может привести к фактическому распаду организации.

О причинах отказа Саудовской Аравии снизить добычу нефти прозвучало множество объяснений и догадок. Высказывались интересные предположения — что Саудовская Аравия вместе с Соединёнными Штатами ведёт экономическую борьбу с радикальной организацией «Исламское государство», существующей на нефтяные доходы, или же что цель такой нефтяной политики состоит в создании экономических проблем для России, которая противостоит США и ЕС по украинскому вопросу. Российский президент В. В. Путин даже озвучивал такую теорию заговора во время пресс-конференции.

Структурные изменения рынка и американская «сланцевая революция»

Понижение цен на нефть происходит на фоне структурных изменений, связанных с американской «сланцевой революцией». В США удалось реализовать стабильную добычу сланцевой нефти в объёмах, уже превышающих 4 млн баррелей в сутки, что составляет почти половину добычи нефти в Соединённых Штатах. Ожидается, что в 2015 году США станут крупнейшей нефтедобывающей страной, обогнав Россию и Саудовскую Аравию. Превратившись из покупателя нефти в страну, которая её производит, Соединённые Штаты получают возможность влиять на мировой нефтяной рынок.

Другим важным фактором, определяющим падение цен, является спрос на нефть со стороны главных стран-потребителей, который достиг своего потолка. Это обусловлено ослаблением экономического роста стран еврозоны, о которых говорят, что они близки к скатыванию в дефляцию, а также замедлением роста китайской экономики с 10% до 7% в год.

Выгода для импортозависимых стран

Наибольшую выгоду из сложившейся ситуации получают страны, которые используют большое количество энергии и при этом сильно зависят от импорта нефти. Британская газета «Financial Times» характеризует нынешний обвал цен на нефть как важнейшее экономическое потрясение года и анализирует его влияние на различные страны мира. Не обошла она вниманием и обделённую природными ресурсами Японию, которая упомянута как страна, которая выиграет от снижения цен.

Действительно, это спасает страдающие от роста цен на ресурсы средние и малые предприятия, а также уменьшает расходы домохозяйств. Более того, падение цен на нефть снижает себестоимость производственной продукции и приводит к понижению цены на электроэнергию, оказывая оздоравливающее влияние на всю японскую экономику. Например, указывают, что снижение цены на нефть на 30% будет иметь тот же эффект, что и повышение потребительского налога на 3%, планировавшееся на апрель 2015 года. Если цена упадёт ещё ниже, то это может привести к повышению деловой активности, хотя и помешает осуществлению планов правительства поднять потребительские цены на 2% в течение двух лет для выхода из дефляционной спирали.

Само собой, дешёвая нефть не решит всех проблем, с которыми сталкивается японская экономика, но продолжительное снижение цен может дать некоторую свободу действий в решении энергетических проблем Японии, у которой ещё, в частности, открыт вопрос о повторном запуске атомных электростанций. Для страны, которая импортирует ресурсы, это может стать хорошим подспорьем.

Дешёвая нефть как дестабилизирующий фактор

Остаётся вопрос — как скажется удешевление нефти на мировой экономике? Для стран-потребителей это приведёт к снижению расходов, но при этом ударит по нефтедобывающим странам. В то же время дешёвая нефть вызывает изменение финансовых потоков и может привести к дестабилизации фондового рынка во многих странах. В особенности для России, более 70% валютных доходов которой приходится на экспорт нефти, газа и прочих энергоносителей, снижение цен на нефть и падение рубля приводят к ухудшению экономической ситуации внутри страны, что вызывает всё большее беспокойство о её перспективах.

Согласно прогнозам российского правительства, в 2015 году ожидается отрицательный рост ВВП в 0,8%. Если рубль продолжит падать, это скажется на финансовых рынках многих стран и приведёт к новым потрясениям. Удешевление нефти негативно скажется также и на экономике некоторых американских нефтедобывающих стран — Мексики, Венесуэлы, Бразилии.

Пока можно только гадать, станет ли нынешнее падение цен на нефть «нефтяным кризисом наоборот», и мнения специалистов о будущем нефтяного рынка сильно расходятся. Кто-то ожидает нового роста цен на нефть этой весной, другие говорят о том, что эта тенденция продлится ещё полгода. В сложном хитросплетении интересов и ожиданий разных стран следует внимательно следить и за такими факторами, как позиция США по наращиванию санкционного давления на Россию и возможные изменения во внешней политике России, которая заняла непримиримую позицию в отношении Америки и Европы. Кроме того, посмотрим, восстановится ли былое единодушие среди стран ОПЕК.

Фотография вверху страницы: нефтехранилище стратегического нефтяного резерва в городе Киирэ префектуры Кагосима, одно из крупнейших в мире.

(Оригинал статьи на японском языке опубликован 30 декабря 2014 г.)

www.nippon.com