Воздействие нефтяной отрасли на почвенные ресурсы Чеченской Республики. Запасы нефти в чеченской республике


Кавказский Узел | Географическое положение и природные ресурсы Чеченской Республики

Чеченская Республика (ЧР) граничит на западе с Ингушетией, северо-западе - с Северной Осетией, на востоке - с Дагестаном, на севере - со Ставропольским краем. На юге проходит внешняя государственная граница с Грузией. Территория республики простирает-ся с севера на юг на 170 км, а с запада на восток - почти на 100 км. Расстояние от Грозного до Москвы - 2007 км.

Между ЧР и Республикой Ингушетия нет официально демаркированной границы. После выделения Чечни из состава Чечено-Ингушской АССР в 1991 г., провозглашения в одностороннем порядке своей независимости и вплоть до настоящего времени делимитация границ не проводилась. В 1992 г. между двумя республиками была достигнута договоренность о том, что "условно" граница между Чечней и Ингушетией проходит по административным границам районов бывшей ЧИАССР. При этом к Ингушетии перешли 3 района (примерно 17% территории), а к Чечне - 11 районов (83% территории) прежней автономной республики, имевшей площадь 19,3 тыс. кв. км. Часть Малгобекского и Сунженского районов - спорная территория, которую считают исконно своими землями и чеченцы, и ингуши. Именно поэтому до сих пор существуют расхождения в определении площади территорий как ЧР (от 15,5 до 17 тыс. кв. км), так и Республики Ингушетии.

По рельефу ЧР делится на равнинную северную и горную южную части. Горная часть Чечни - северные склоны Большого Кавказского хребта, они занимают 35% территории. Остальные 65% площади - возде-ланные равнины, степи и полупустыни: Чеченская равнина и Терско-Кумская низменность. Чеченская равнина в естественном состоянии - это степь с небольшими лесостепными участками. Большая ее часть распахана и используется в сельском хозяйстве, т. к. почвы здесь плодородные, черно-земные, реже - каштановые и светло-каштановые. Терско-Кумская низменность в основном полупустынная территория с полынно-солянковой растительностью, а на увлажненных участках она занята ковыльно-типчаковой степью. Растительность гор меняется в зависимости от высоты: до 2200 м расположены широколиственные леса с ценными породами деревьев - буком, дубом, грабом, выше - субальпийские и альпийские луга. В горных долинах много удобных пастбищ для скота. Климат континен-тальный, со средними температурами января от -3 до -5"С на равнине до -12"С в горах, а июля, соответственно, от +21 до +25"С. Крупные реки - Терек и Сунжа с притоком Аргун, обладающие большими запасами гидроэнергии.

В целом природно-климатические условия благоприятны для жизни населения. Климат горных территорий обладает лечебно-бальнеологическими свойствами. Экологическая ситуация до середины 90-х гг. оставалась умеренно острой и была связана преимущественно с загрязнением воды и почв, а также с почвенной эрозией. В настоящее время экологическое состояние региона крайне неблагоприятное: сказываются последствия военных действий, а также работы кустарных мини-заводов по перегонке нефти. Воздух и воды сильно отравлены нефтепродуктами.

Регион отличается высокой сейсмичностью, здесь возможны землетрясения интенсивностью до 9 баллов.

Основные полезные ископаемые - нефть, газ, природные строительные материалы, термальные и минеральные воды.

Главный природный ресурс - нефть. Чечня, так же как Ингушетия и прилегающие к ним территории Северного Кавказа, относится к старейшим нефтегазовым районам России. Основные нефтепромыслы сосредото-чены вокруг г. Грозного и поселка Новогрозненский. Промышленные запасы нефти в ЧР составляют 50-60 млн. т., в значительной мере они исчерпаны. Общие разведанные запасы превышают 370 млн. т, но они залегают в крайне неблагоприятных геологических условиях на глубине 4,5-5 км и трудны для освоения. В настоящее время это не под силу ЧР, т. к. в республике не производится ни буровое, ни промысловое оборудование, не хватает специалистов в области нефтедобычи.

Бывшее производственное объединение "Грознефть" вело разработку 24 месторождений нефти и газа, запасы которых относились к промышленным категориям (по состоянию на 1 января 1993 г.). Выкачано 90% от объемов начальных извлекаемых запасов нефти. Крупнейшими по остаточным запасам считались Октябрьское, Горячеисточненское, Старогрозненское, Правобережное, Брагунское, Северо-Брагунское и Эльдаровское месторождения - они давали 4/5 общего объема добычи нефти. По итогам 1998 г. в Чечне было добыто 846 тыс. т нефти, включая газовый конденсат.

Собственные энергетические ресурсы республики явно недостаточны. Дефицит электроэнергии - примерно 40% от потребности - Чечня в начале 90-х гг. покрывала поставками из других регионов России через систему РАО ЕЭС. В 1997 г. ЧР получала до 60% потребляемой электроэнергии извне.

В Чечне имеются достаточно большие запасы гидроэнергетических ресурсов горных рек, однако их использование не налажено. Высоко оценивается специалистами потенциал геотермальных вод: на базе Петропавловского и Ханкальского месторождений еще в 80-е гг. намечалось соорудить три геотермальные циркулярные системы для теплоснабжения Грозного, но эти проекты так и не были осуществлены.

Условия для сельского хозяйства благоприятные: плодородие почв, обилие тепла, значительные площади естественных луговых пастбищ - все это способствует развитию как равнинного земледелия, так и животноводст-ва на горных пастбищах. По данным республиканского Минсельхоза, мак-симальные площади пашни в республике достигали в начале 90-х гг. 300- 330 тыс. га, под пастбища отводились 517 тыс. га, под коллективные сады и виноградники - более 20 тыс. га. По информации Минэкономики Чечни, в 1997 г. общая площадь сельхозугодий в республике составляла свыше 1 млн. га, из них 34% (340-350 тыс. га) - пашни, представляется, что довоенные данные о размерах пахотных земель несколько превышены.

источник: И.Г. Косиков, Л.С. Косикова. Северный Кавказ: Социально-экономический справочник

www.kavkaz-uzel.eu

Необходимость использования системы раздела продукции (СРП) в Чеченской Республике

В Чеченской Республике до сих пор есть немалые запасы нефти (табл. 1). Сколько – точно никому неизвестно, так как уже несколько лет никаких исследований не проводилось. Россия придает большое значение восстановлению нефтяной промышленности Чеченской Республики, серьезно пострадавшей за 1990-1999 гг.

Многие эксперты считают, что разработка большинства нефтяных скважин в республике сегодня нерентабельна. Тем не менее, речь идет не просто о восстановлении нормального производственного процесса в нефтедобывающей промышленности ЧР, но и геополитическом влиянии во всем регионе – здесь и доступ к Каспию, и нефтепровод Баку-Новороссийск.

Посланный императором Петром I на Кавказ доктор Готлиб Шобер в своем описании в 1717 г. указывал, что из «некоторой горы нефть вытекает, и никто ее не собирает». Теперь времена изменились – «ее собирают» все, кто может. Чеченская нефть, действительно, залегает неглубоко, идет сама и поэтому добывать ее можно без особого труда.

Чеченской Республике вместе с ОАО «Грознефтегаз» принадлежат 49 % акций, а НК «Роснефть» – 51 %.Предприятие было создано в 2000 году на базе нефтяных активов Чеченской Республики, существенно поврежденных во время военных действий начала 90-х.Сегодня Грознефтегаз осуществляет добычу сырой нефти и природного газа, а также транспортировку нефти железнодорожным транспортом до трубопровода КТК для дальнейшей поставки на международный рынок.

Таблица 1

Запасы и добыча нефти предприятиями ТЭК

Доказанные запасы нефти,

млн. барр.

Вероятные запасы нефти,

млн. барр.

Возможные запасы нефти,

млн. барр.

 Добыча нефти,

 тыс. т.

 2010 г.

 2010 г.

 2010 г.

 2010 г.

 2012 г.

 2013 г.

 НК

 «Роснефть»

 18 110

 9978

 8256

 115845

107401,6

10102,9

 ОАО

«Грознефтегаз»

 60

 79

 33

 1012

 597,9

 42,5

Таблица составлена автором по данным НК «Роснефть»

Все добытое в ЧР сырье идет на экспорт, а вырученные средства за вычетом расходов поступают через Минэнерго РФ для финансирования федеральной программы по восстановлению нефтекомплекса ЧР. Однако, для того, чтобы приблизиться к стабильному уровню добычи нефти, нужны годы и крупные денежные вливания.За прошедшие годы благодаря деятельности «Роснефть» добыча нефти в регионе выросла более чем в 20 раз.

Добывать сырье в Сибири и на Дальнем Востоке для НК «Роснефть» куда легче, чем в Чеченской Республике. Однако чрезвычайная обстановка требует вмешательства государства: в таких нестандартных условиях может работать только государственная компания.

НК «Роснефть» является пионером создания в России системы раздела продукции. Месторождения Лунское и Пильтун-Астохское (сейчас Сахалин-2), открытые ОАО «Сахалинморнефтегаз» (дочернее предприятие НК «Роснефть») в 1984-1986 гг. стали полигоном для СРП в России. НК «Роснефть» использовала систему раздела продукции в проектах «Сахалин-3К», «Сахалин-3В», «Сахалин-4», «Сахалин-5», а также, Комсомольское и Северо-Комсомольское месторождения в Западной Сибири. Компания владеет 20%-ной долей в СРП по проекту «Сахалин-1», который консолидируется на пропорциональной основе. В этом списке особое место должны занять и чеченские СРП – это реальный путь возрождения экономики республики.

После основания крепости Грозный (1818 г.) и образования Кавказского линейного войска нефтяные источники перешли в его собственность. По свидетельству известного российского историка А.Матвейчука, 170 лет назад нефтеносные колодцы возле Грозного стали сдаваться в откупное содержание. Откуп – это передача государством за определенную плату и на определенных условиях права взимать налоги, другие государственные доходы. «Система откупов» – по существу прообраз концессий в современном понимании этого слова, т.е. форма договора государства с предпринимателями. Откупа известны с древнейших времен и в Европе, и в Азии, и в России. Откуп применялся, главным образом, в условиях натурального хозяйства, неразвитости кредита, финансовых затруднений государства, слабости коммуникаций. Сегодня в Чеченской Республике вернулись к такой же схеме, поставив вопрос: «как добывать?». Какая экономическая модель сможет привлечь инвесторов?

Впервые откупа получили распространение в Древней Греции и Древнем Риме (IV век до н.э.), в Древнем Иране (VI век до н.э.).

В середине века откупа были распространены во Франции (с XIII в.), в Голландии, Испании, Англии. Откупа стали одним из важных источников первоначального накопления капитала. С развитием капитализма откупа сохраняются в своеобразных формах в Италии (XX в.) – в виде взимания некоторых налогов частными банками, сберкассами. В США в конце XIX – начале XX вв. существовали формы откупов при взимании налоговых недоимок.

Во все времена в отношении системы откупов и к тем, кто ими был занят, относились предвзято.

Нечто подобное на протяжении десятилетий наблюдается по отношению к концессиям и СРП в России. В истории народа осталась как успешная попытка преодоления экономической разрухи после гражданской войны: для коммунистов – существует положительный опыт «ленинских» концессий, а для либералов-западников – опыт ведущих капиталистических стран. Однако на практике в концессии не видят огромные возможности, которые открываются перед государством и частным инвестором для взаимовыгодного сотрудничества, создания нормальных инвестиционных взаимоотношений.

В России откупа были введены в конце XV – начале XVI вв. Особенно развитие получили таможенные, соляные, винные откупа. Последние были введены в XVI в. и наибольшее значение приобрели в XVIII-XIX вв. Доход казны от питейного налога составлял свыше 40 % суммы всех налогов госбюджета. В 1863 г. винные откупа были отменены и заменены акцизом.

Сегодня для проведения полноценной инвестиционной политики в России жизненно необходимым становится создание надежной правовой среды, стимулирующей как иностранных, так и отечественных инвесторов к вложениям в российскую экономику. И необходимым элементом такой правовой системы должно стать концессионное законодательство.

«Концессия» в переводе с латинского – это разрешение или уступка: договор, заключаемый государством с частным предпринимателем; а лицензия (с того же латинского) – разрешение, право: разрешение на ведение того или иного вида деятельности. И в том, и в другом случае, – уступая ему часть своих функций, а в другом, – давая право на что-либо.

В дореволюционной России и в первые годы Советской власти заметную роль в хозяйственном развитии – в обрабатывающей и добывающей промышленности, сельском хозяйстве, железнодорожном строительстве – сыграли иностранные концессии. Из этого, однако, вовсе не следует, что принцип договоренности государства с частным инвестором может и должен распространяться только на иностранный капитал, как раз наоборот – в первую очередь, на отечественный.

Существуют различные теории концессий – от административно-правовых во Франции, до договорных – в странах англо-саксонского права. При этом под концессией понимают акт, посредством которого государство наделяет частное лицо правом участвовать в осуществлении некоторых из своих функций в хозяйственной сфере, договор между государством и частным инвестором в отношении государственной или муниципальной собственности или монопольных видов деятельности.

Концессионные соглашения, которые исторически были первым видом договоров на разведку и освоение нефтяных месторождений, и сейчас широко используются во многих странах. В 80-е гг. XX в. более чем в 120 странах законодательство предусматривало предоставление концессий. Это, однако, не означает, что правительство той или иной страны не может одновременно заключать и другие виды договоров на разведку и добычу нефти. Там, где имеется специальное законодательство, регулирующее развитие нефтяной промышленности, концессии на разведку могут называться лицензией или разрешением, а на эксплуатацию месторождения – договором аренды. Такая практика существует в Великобритании, Норвегии, США, Австралии. И дело не в том, что лучше – концессия или лицензия, СРП или сервисный контракт. Главное, чтобы законодательство решало вопросы правовой стабильности договоров, обеспечивало разумную систему расчетов.

Сегодня концессионные контракты, как чисто договорная форма, широко используется во Франции, Италии, Германии и в десятках других стран системы континентального права. В нынешней России исходят из лицензионного порядка предоставления пользовательских прав. Так в 2012 году НК «Роснефть» приобрела две лицензии на геологическое изучение с целью поиска и оценки залежей углеводородов на участки в Чеченской Республике. Лицензионная система сама по себе – это правовой инструмент предоставления пользовательских прав, инструмент регулирования отношений инвестора с государством. Но очень важны условия, в которых она действует. Во многих странах мира лицензионная система работает вполне успешно. Однако, это, как правило, страны с прочными, давно устоявшимися институтами защиты прав собственности, развитым рыночным хозяйством, стабильной экономикой, традициями правового государства и гражданского общества.

В России договорные отношения между государством и частным инвестором в недропользовании все-таки стали свершившимся фактом в начале 1999 г., после того, как был принят пакет законодательных актов о СРП. Принятие концессионного законодательства открывает возможность заключения соглашений в недропользовании и в тех случаях, когда законодательство о СРП помочь ничем не может: когда нет произведенной продукции или нужно связать несколько технологических этапов в единый проект – уже за пунктом раздела, где, собственно, заканчивается СРП.

Суть СРП заключена в самом названии – это «соглашение» и «раздел продукции». Государство и инвестор оговаривают все условия разработки месторождения, фиксируют их в контракте, а произведенную продукцию делят в соответствии с договоренностями. Соглашение предполагает ответственность сторон. А вот с этим как раз и возникают проблемы. В России и государство, и инвесторы относятся к договору как к долговой расписке.

Многие проблемы СРП – это в определенной мере следствие распространенного в нашем отечестве правового нигилизма. В принципе, всякую произведенную продукцию нужно делить. Налоговая система – лишь один из способов такого дележа. Если речь идет о праве пользования государственным имуществом на срочной и возмездной основе, в строгом соответствии с Бюджетным кодексом имеется в виду некая разновидность арендной платы – неналоговых платежей.

Любая налоговая система представляет собой набор универсальных платежей инвестора вне зависимости от условий его работы. Следовательно, в одно и то же время по независящим от них причинам одни инвесторы будут получать сверхприбыль, а другие – будут бороться за предоставление им налоговых льгот, при наличии которых их проекты становятся рентабельными. Таким образом, при любой налоговой системе, государство изначально отсекает часть проектов, разработка которых является нерентабельной без налоговых льгот, и получает меньше, чем могло бы налоговых поступлений от проектов, оказавшихся в сравнительно благоприятных условиях.

Рентные платежи, а именно к таковым относятся арендные платежи в рамках концессионных соглашений или СРП, являются сугубо индивидуальными, позволяющими учитывать индивидуальные условия каждого месторождения полезных ископаемых. Именно рентные платежи позволяют государству получить с инвестора оптимальную цену за предоставление ему своих минерально-сырьевых ресурсов во временное пользование. И этого можно добиться через сближение позиций сторон путем переговоров – на стороне гражданско-правовых отношений. Инвестиционный проект в рамках СРП оценивается на условиях проектного финансирования. Действительно ключевым условием для инвестора является не наличие льгот, а обеспечение стабильности экономических условий контрактов, чтобы можно было просчитать сроки и порядок возврата вложенных средств.

Если разработка месторождений идет в освоенном районе, где уже есть инфраструктура, инвестиции можно брать из доходов от текущей добычи. А вот если начинать с нуля, нужно несколько лет только тратить деньги и потом окупать затраты. И вот в этом случае режим СРП просто незаменим: здесь и гарантии неизменности правовых условий, и возможность подобрать оптимальный режим уплаты платежей – как по срокам, так и по размеру. Особенность СРП – это умение реально учитывать состояние дел, обеспечивая быструю реакцию на изменение рыночной конъюнктуры в зависимости от фазы разработки отдельных месторождений. Для ЧР такая гибкость имеет особое значение. Здесь существуют заведомо повышенные требования к безопасности, в том числе экологической, к страхованию от всякого рода неожиданностей. Если СРП – система индивидуального, выверенного подхода к каждому месторождению, то в ЧР подобный индивидуализм возведен в квадрат – необходимо учитывать различные политические и социальные факторы.

Более того, перспективными могли бы стать проекты, связывающие несколько участков недр в рамках отдельных СРП – с единой инфраструктурой, возможно по географическому принципу. Опыт «удмуртского проекта», в рамках которого рассматривалась возможность разработки сразу 11 месторождений и участков недр, мог бы быть полезен для Чеченской Республики. К сожалению, сегодня в России совсем другой режим СРП, который отличается от существовавшего до начала 2003 года.

Подготовка и принятие главы Налогового кодекса о СРП вылились в ревизию основных принципов системы СРП в России.

Так, при реализации СРП цена нефти привязывается к мировой цене сорта «Юралс», игнорируя возможность и неизбежность продажи нефти внутри страны. Теперь Закон «О СРП» содержит значительно более широкий перечень налогов, чем ранее. Замена роялти на НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) – замена для инвесторов СРП неравноценная, а уж увеличение до 100 % ставки налога на добычу нефти и газового конденсата при достижении проектного коммерческого уровня добычи сводит раздел продукции к замене одной таможенной пошлины. Фактически схема «раздел продукции вместо налогов» заменяется формулой «раздел продукции плюс налоги».

Помимо возвращения почти всех налогов в качестве подлежащих уплате появились новые ограничения:

-       32 % произведенной продукции – нижний предел доли государства при «прямом разделе»;

-       75 % и 90 % – уровень компенсационной продукции, соответственно, для добычи на суше и для континентального шельфа;

-       не более 2 % возмещаемых затрат – на управленческие расходы.

Принятая поправка в Закон «О СРП» гласит, что «оборудование, технические средства и материалы считаются российского происхождения при условии, что они изготовлены из узлов, деталей и комплектующих, не менее чем на 50 % в стоимостном выражении произведенных на территории РФ». Если условие о 70 % российского участия будет нарушено, инвестор теряет право компенсировать приобретение такого оборудования из прибыльной продукции и автоматически переходит на обычный режим уплаты налогов. Еще и указан срок, в течение которого инвестор должен привлечь российских подрядчиков: приобретение оборудования, технических средств и материалов российского происхождения должно быть в объеме не менее 70 % общей стоимости приобретенных в каждом календарном году для выполнения работ по соглашению оборудования.

Пытаясь выстроить новую конструкцию закона о СРП, законодатели запретили безаукционный выбор инвестора в тех случаях, когда «интересы обороны и безопасности государства требуют заключения соглашений с конкретным инвестором». Признавая на словах актуальность перевода на СРП месторождений градообразующего значения, остановка работы на которых приведет к негативным социальным последствиям, тем не менее, предлагается сначала прекратить разработку таких месторождений, чтобы, возможно, возобновить работы на условиях СРП через несколько лет, когда уже произойдет социальная катастрофа. Для того чтобы перепроверить отсутствие возможности разрабатывать участок недр на обычных условиях, предложена новая система: перспективы разработки участка недр на условиях СРП обсуждаются лишь в том случае, если на аукционе, на котором этот участок недр предлагался в пользование на лицензионных условиях, так и не нашлось ни одного претендента. После этого Правительство может внести в Думу законопроект о включении данного инвестиционного проекта в перечень участков недр, по которым могут заключаться СРП. Принятый закон позволяет Правительству начать подготовку нового аукциона теперь уже на право разрабатывать месторождение на условиях СРП. При этом переговорная компания должна быть сформирована Правительством в течение полугода после подведения итогов аукциона и обязана подготовить соглашение к подписанию за один год. Такая правовая конструкция эффективно работать не сможет и заключение новых проектов на условиях СРП маловероятно, а инвестиции, рабочие места и платежи в бюджеты всех уровней нужны.

Парализовав режим СРП, Правительство и Дума серьезно подорвали конкурентоспособность ряда компаний, которые собирались наращивать запасы, а затем и добычу нефти. В том числе, НК «Роснефть» и ее возможности по эффективному восстановлению экономики Чеченской Республики. Стране нужны не оффшоры, не налоговые льготы, а проверенные временем, признанные в мире инвестиционные режимы – концессии, СРП. Пример Сахалина показывает, что главное не изменять своим принципам и упорно работать, и инвестиции придут в регион. Но для этого нужно понимание экономических механизмов.

Сегодня в России сплошь и рядом возникает необходимость использования режима СРП для решения неотложных социально-экономических проблем, при этом, не тратя денег из бюджета, а привлекая частный капитал. К таким регионам относится и Чеченская Республика.

Литература:

1.      Азиева Р.Х. Развитие нефтяной промышленности России: прогнозные оценки//Наука и бизнес: пути развития. -2013 -№5 (23).

2.      Азиева Р.Х. Инвестиционная привлекательность нефтяного комплекса для иностранных и отечественных инвесторов// Componentsscientificandtechnologicalprogress –Кипр (Пафос).- 2013 – №2 (17).

3.      Грей Ф. Добыча нефти/Пер. с англ. Изд-во: Олимп-Бизнес. 2004.- 416 С.

4.      Дьяченко С. Нефтяные концессионные соглашения //Нефть, газ и право. – 1996.-№4. С. 44-49.

5.      Юшкарев И.Ю., Немченко С.Б. Правовая природа соглашения о разделе продукции //Нефть, газ и право.-2005.-№5.-С. 21-25.

Основные термины (генерируются автоматически): Чеченская Республика, Россия, добыча нефти, инвестор, произведенная продукция, частный инвестор, налоговая система, государство, концессия, месторождение.

moluch.ru

Воздействие нефтяной отрасли на почвенные ресурсы Чеченской Республики

В Чеченской Республике воздействие человека на почвенный покров достигло таких масштабов, что значительно превышает способность естественных экологических систем к самовосстановлению и приводит к разбалансированию равновесия природы и чрезмерной деградации земель. Почвенный покров ЧР характеризуется большим разнообразием видового состава и мозаичностью территориального размещения отдельных видов и разновидностей почв. Это объясняется большой дифференциацией материнских пород, рельефа, климата, водных условий и гидрологического возраста территории. За последние полтора десятилетия для Чеченской Республики характерно быстрое ухудшение состояния почв, в том числе пашни и других сельскохозяйственных угодий. Наибольший вред приносит нефтяное загрязнение, происходящее по причине высокой изношенности нефтяной инфраструктуры (в первую очередь нефтепроводов и нефтехранилищ), а также низкого уровня технической эксплуатации объектов нефтяной промышленности. В связи с интенсивной нефтедобычей наблюдается локальное загрязнение нефтепродуктами в результате переливов из скважин, а также отчуждении земель под отстойники нефтяных вод и испарителя, где накапливаются соли с наборor микрокомпонентов, в том числе токсичных. Общая площадь отчужденных земель составляет порядка тысячи га. [1].

В связи с интенсивной нефтедобычей наблюдается локальное загрязнение нефтепродуктами в результате переливов из скважин, а также отчуждении земель под отстойники нефтяных вод и испарителя, где накапливаются соли с наборor микрокомпонентов, в том числе токсичных. Общая площадь отчужденных земель составляет порядка тысячи га. После прекращения нефтедобычи эти земли практически не рекультивировались и выводились из хозяйственного оборота. Нефть, разлитая на поверхность суши или воды, трансформируется, происходит испарение, поглощение и фильтрация части компонентов нефти на поверхности почвы или воды. В результате образуются новые химические вещества, исчезают или меняют свою структуру те, которые составляли раньше смесь, называемую нефтью. Все эти превращения представляли бы интерес исключительно для фундаментальной науки, если бы не существовала опасность попадания этих новых веществ в атмосферный воздух, в питьевую воду, в организм рыб, в сельскохозяйственные растения и оттуда – через травы в молоко и к человеку.

Особенно сильно земли загрязнены нефтью и нефтепродуктами в районах, насыщенных объектами ее добычи и переработки, а также в местах аварий на трубопроводах. На территории Заводского рай­она г. Грозного в результате многолетних аварийных утечек из тех­нологических коммуникаций и хранилищ нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий в зоне аэрации и грунтовом гори­зонте скопилось около 1 млн т. нефтепродуктов, преимущественно керосиновых и лигроиновых фракций, что привело к образованию Грунтового нефтеводоносного горизонта с верхним плавающим сло­ем нефтепродуктов мощностью до 12 м (нефтяной линзой) . Гип­сометрическая поверхность этого горизонта местами находится на глубинах менее 5 м, а на отдельных участках долины р. Сунжа вы­ходит на дневную поверхность, образуя открытые высачивания. Происходит, таким образом, заболачивание значительных площа­дей нефтепродуктами. Поскольку Заводской район располагается в долине р. Сунжа выше по течению основной селитебной зоны г. Грозного.

Основными источниками поступления нефтепродуктов в почвы Чеченской Республики являлись аварийные утечки объектов нефтяной отрасли: скважины, нефтепроводы, амбары, отстойники и т.д. Несмотря на многообразие воздействия этих объектов на окружающую среду, выделяется два основных направления: 1) механические разрушения ландшафтов, связанные с работой транспорта, бурильных установок, средств перемещения грунта и.т.д., и 2) геохимическая трансформация с последующим разрушением природных систем при сбросе в них геохимически активных веществ. Экологические последствия попадания нефти в природную среду зависят от ее компонентного состава, наличия в ней спутников, высокой подвижности и способности различных сред (включая биоту) сохранять загрязнения длительное время.

В значительных размерах промышленными предприятиями осуществлялись выбросы в атмосферу без очистки вредных и газообразных соединений, в том числе токсичных. Только в 1990 году их количество составило 238 тыс. т. Неочищенные выбросы в атмосферу различных соединений способствуют загрязнению почв. Наблюдается сверхнормативное внесение в почвы пестицидов, на значительных территориях отмечал ось их повышенное содержание в почве [3].

Зафиксировано ежегодное убывание содержания гумуса. Ежегодно терялось более 0,7 % гумуса пахотного слоя. Потери со всей площади пашни республики составляли порядка 220 тыс. т. Часть гумуса терялась за счет дегумификации почв, то есть отрицательного баланса расхода гумуса и его восполнения, часть - за счет водной и ветровой эрозии.

В условиях Чечни нефтяные пласты залегают на небольшой глубине (иногда до 5-6 м), поэтому часто нефть бьет фонтаном или просачивается на поверхность почвы, что ведет к ее загрязнению. Появились очаги, где почва перенасыщена нефтью. Известны случаи «добычи» низкосортного топлива из колодцев.

Появление многочисленных «минизаводов» перевело переработку нефтепродуктов на кустарный уровень, лишила возможности проводить глубокую переработку, вынудило сливать отходы производства на рельеф, загрязняя почвы, водные потоки.

На четверти территории Республики глубина проникновения нефтепродуктов в почву более 2 метров, а напорные воды до глубины 250 метров имеют превышение ПДК по нефтепродуктам в 15 раз. Концентрация нефтепродуктов в почвах на более чем 15% территории превышает естественную в 10 и более раз, до 40% с/х угодий загрязнено бесконтрольно применяемыми пестицидами до уровня 20-24 ПДК.

Ущерб, нанесенный природе Чечни боевыми действиями, «составляет не более 2-3% от ущерба, нанесенного преступным нефтебизнесом за последние 10 лет».

Значительное загрязнение почв, как отмечено выше, имеет мес­то в районах бесконтрольной кустарной нефтеперегонки, сопровож­дающейся сбросом отработанных тяжелых фракций нефти на грунт. В этих районах глубина проникновения нефтепродуктов в почву достигает более 2 м, а их концентрация максимальна и пре­вышает фоновое значение в 10 раз и более. Повторные загрязнения земель происходят при строительстве новых скважин или при капитальном ремонте старых. В проектах и в технологических регламентах предусматриваются мероприятия по снижению загрязнений и по их ликвидации после окончания работ.

Для удобства разработки мероприятий по рекультивации земель, загрязненных нефтью, проведена классификация земель по степени их загрязненности нефтью и продуктами ее переработки. К сильнозагрязненным землям относены земли, содержание нефти в почвенном профиле которых превышает 20 кг/кв. м, слабозагрязненные почвы – менее 8 кг/кв. м, среднезагрязненные земли занимают промежуточное положение между слабо- и сильнозагрязненными землями, то есть содержат нефть в количестве от 8 до 20 кг/кв. м.

Проблема рекультивации земель, загрязненных нефтепродуктами чаще всего затруднена чрезвычайно высоким уровнем их загрязнения, препятствующим деятельности углеродоокисляющих бактерий и естественному самоочищению. В связи с этим в каждой конкретной ситуации, в зависимости от масштаба и характера распределения загрязнения, вырабатывается оптимальная технология рекультивации горных пород и заключенных в них подземных вод. Оптимальной температурой для разложения нефти и нефтепродуктов в почве является 20-37 °С. Для территории Чеченской Республики, где сосредоточены основные нефтяные месторождения, средние температуры поверхности оголенной почвы достигают значений 40-45 °С. Длительность периода с дневными температурами свыше 20 °С составляет 45 дней. Период с отрицательными температурами небольшой и составляет 30 дней (средние температуры января около -3 °С). Эти данные говорят о том, что термический режим исследуемого региона весьма благоприятен для разложения нефтепродуктов. Лимитирующим климатическим фактором является влагообеспеченность. Территория располагается в засушливых условиях, коэффициент увлажнения составляет 0,45 и количество осадков не превышает 300-400 мм в год. Летом преобладают ветра восточного и западного направления, иссушающие воздух и почвы (так называемые суховеи).

Преодоление дефицита увлажнения и поддержание благоприятного водного режима почвы можно достичь путем ее полива. Но применять регулярный полив при рекультивации такого большого массива загрязненных земель в настоящее время невозможно.

Учитывая существующие благоприятные почвенно-климатические условия, свойства самой нефти (легкая, с незначительным содержанием асфальто-смолистых веществ), назначение рекультивируемых участков, и, наконец, сложность экономического положения, не позволяющего применять в настоящее время дорогостоящие биотехнологии, основным методом рекультивации для предотвращения поступления нефтепродуктов их загрязненных почв в подземные воды, следует считать использование естественного метода восстановления почв [3].

При этом восстановление загрязненных нефтью земель - многоэтапный процесс, каждая стадия которого соответствует определенной последовательности естественной геохимической и биологической деструкции поступивших в почвы нефтяных углеводородов. С учетом изложенного выше, для ускорения процессов деградации нефтепродуктов следует применять аэрацию почв и ее увлажнение, а в случае сильного загрязнения «разбавлять» незагрязненной почвой. При рекультивации очень сильного загрязнения почв хорошие результаты дает применение биопрепаратов. Применение минеральных и органических удобрений, стимулирующих деятельность микроорганизмов, следует осуществлять с учетом результатов геохимического опробования почв.

Если не уделять данной проблеме необходимое внимание, она вскоре может стать одной из основных угроз для успешного социально-экономического развития республики.

Литература:

  1. Доклад «О состоянии окружающей среды Чеченской республики в 2008 году» комитет правительства Чеченской республики по экологии. Грозный 2009г

  2. Разумов В.В и др. Оценка природного потенциала и экологического состояния территории Чеченской Республики. Санкт-Петербург, 2001.

  3. Жлудко В.В., Сердюк Н.И. Мероприятия по минимизации воздействия загрязненных почв на подземные воды в г. Грозный Чеченской Республики. Доклады Всероссийской научно-технической конференции «Современные проблемы экологии». www.eco-oos.ru

Основные термины (генерируются автоматически): почва, Чеченская Республика, земля, интенсивная нефтедобыча, локальное загрязнение, грозный, общая площадь, сунжа, глубина проникновения нефтепродуктов, отчуждение земель.

moluch.ru