Эксперты: зависимость экономики РФ и бюджета от нефти снова начала возрастать. Зависимость бюджета от нефти


зависимость экономики РФ и бюджета от нефти снова начала возрастать

Бизнес-омбудсмен Борис Титов отметил, что в конце 2015 года доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете упала до 30%, а потом снова начала расти, и к концу 2017 года снова дошла до 40%

Институт экономики роста им. Столыпина П. А. совместно с Институтом народнохозяйственного планирования РАН представил новое исследование "Зависимость российской экономики и бюджета от нефти" (есть в распоряжении ТАСС). Эксперты сделали вывод, что влияние цены на нефть на российскую экономику снова возрастает, вопреки официальной точке зрения правительства РФ.

"Правительство в последнее время часто говорит, что наша экономика стала меньше зависеть от нефти. Но это не так. Действительно, в 2015-2016 годах, когда нефть упала в цене, доля доходов от ее продажи как в ВВП, так и в бюджетной системе сократилась. Но с прошлого года значимость нефтегазовых доходов в экономике снова растет. В конце 2015 года доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете упала до 30%. А потом снова начала расти, и к концу 2017 года снова дошла до 40%", - прокомментировал для ТАСС данные исследования председатель наблюдательного совета Института экономики роста, бизнес-омбудсмен Борис Титов.

Согласно исследованию, в прошлом году увеличение доходов всей бюджетной системы на 36% было обеспечен приростом нефтегазовой составляющей. Для отдельно взятого федерального бюджета этот показатель превысил 70%. "То есть с этой точки зрения бюджет у нас сегодня зависит от внешнеэкономических условий даже сильнее, чем в 2013-2016 годах", - отмечают эксперты.

По данным, приведенным в исследовании, в 2016 году экспорт углеводородов составлял 12% ВВП, а в 2017 году - уже 12,5%. На сектор добычи полезных ископаемых и нефтепереработки приходится более 60% всех поступлений от экспорта (с января по сентябрь 2017 года показатель увеличился с 60,2% до 62,4%), более трети сальдированного финансового результата в экономике.

Важно, по мнению исследователей, и то, что резко возросла значимость сектора добычи полезных ископаемых в общей динамике промышленного производства. Вместе с сектором нефтепереработки на этот сегмент экономики пришлось свыше 70% от итогового роста промышленного производства в 2017 году. Это самая высокая доля за последние пять лет.

"Стоило сейчас ценам на нефть укрепиться, как сразу интерес к долгосрочным стратегиям начинает падать. Это может привести к печальным последствиям, так как инерционный сценарий развития не сможет обеспечить рост ВВП темпами более 1,5% в год. А это угроза экономического отставания страны. В определенный момент у государства просто не будет хватать денег на растущие расходы по социальным программам", - полагает Титов.

Позиция Минфина

Министр финансов Антон Силуанов неоднократно заявлял, что Минфин наблюдает снижение зависимости бюджета от колебания нефтяных цен. Бюджет РФ в 2018 году будет балансироваться при цене на нефть $55 за баррель, сообщал ранее замминистра финансов Владимир Колычев. Для сравнения, еще в 2013-2014 годах для этого требовалась цена в районе $95-105 за баррель, также стоит задача сбалансировать бюджет в 2019 году при цене нефти на уровне $40-45 за баррель.

Избавиться от "нефтяной зависимости", считают в Минфине, поможет новое бюджетное правило. Бюджетное правило - механизм формирования российского бюджета, который определяет максимальный уровень расходов, исходя из цены на нефть. Целью правила является снижение зависимости бюджета от конъюнктурных доходов. Суть правила состоит в том, чтобы перечислять в суверенный фонд - Фонд национального благосостояния - дополнительные нефтегазовые доходы, которые формируются в случае превышения фактической цены нефти над прогнозной.

nangs.org

Иран снижает зависимость бюджета от нефтяных доходов

Иран снижает долю нефтяных доходов в структуре национальной экономики. Об этом заявил посол Ирана в России Мехди Санаи.

“Иран уменьшает зависимость бюджета от нефти. И уже сейчас этот показатель ниже 40%, — сказал посол в интервью телеканалу “Россия-24”. – Санкции — неприятная вещь, но, в то же время, позволяют укрепить национальную экономику.

А тем временем на Иранской энергетической бирже (IRENEX) продолжается активная торговля нефтью. Кто именно является клиентами National Iranian Oil Company, не афишируется. Но можно предположить, что ими стали компании из стран, которым Вашингтон предоставил временное исключение из санкционного режима. Это Китай, Индия, Италия, Греция, Япония, Южная Корея, Тайвань и Турция.

Согласно заявлению госсекретаря США Майка Помпео, “каждая из этих стран уже продемонстрировала значительное сокращение покупки иранской сырой нефти за последние шесть месяцев… И две из этих стран уже полностью прекратили импорт сырой нефти и не будут это возобновлять, пока санкционный режим будет действовать. Мы продолжаем переговоры, чтобы все страны (сократили импорт нефти из Ирана) до нуля”.

Из пояснений минфина США следует, что США также разрешили третьим странам завершить расчеты с Ираном по ранее заключенным контрактам – тем, которые вступили в силу до 8 мая 2018 года. По ним разрешено получить причитающиеся по контракту средства от Ирана, но эти расчеты не могут быть проведены с участием американских финансовых институтов.

Минфин США ранее объявил, что Вашингтон внес в санкционный список свыше 600 лиц и компаний Ирана, но также было сделано туманное заявление, что некоторые исключения из ограничительных мер получил ряд государств, закупающих иранскую нефть.

Документ Управления по контролю за иностранными активами Минфина был опубликован в электронной базе данных Федерального регистра. Он анонсирует блокировку всех активов лиц и компаний, связанных с иранскими властями (после 7 августа 2018 года) и его энергетическими компаниями Iranian Oil Company (NIOC) и Naftiran Intertrade Company в американской юрисдикции. Также дискриминационным мерам подвергается Центральный банк Ирана.

nangs.org

Иран снижает зависимость бюджета от нефтяных доходов

Фото: media.farsnews.com

Иран снижает долю нефтяных доходов в структуре национальной экономики. Об этом заявил посол Ирана в России Мехди Санаи.

“Иран уменьшает зависимость бюджета от нефти. И уже сейчас этот показатель ниже 40%, — сказал посол в интервью телеканалу “Россия-24”. – Санкции — неприятная вещь, но, в то же время, позволяют укрепить национальную экономику.

А тем временем на Иранской энергетической бирже (IRENEX) продолжается активная торговля нефтью. Кто именно является клиентами National Iranian Oil Company, не афишируется. Но можно предположить, что ими стали компании из стран, которым Вашингтон предоставил временное исключение из санкционного режима. Это Китай, Индия, Италия, Греция, Япония, Южная Корея, Тайвань и Турция.

Согласно заявлению госсекретаря США Майка Помпео, “каждая из этих стран уже продемонстрировала значительное сокращение покупки иранской сырой нефти за последние шесть месяцев… И две из этих стран уже полностью прекратили импорт сырой нефти и не будут это возобновлять, пока санкционный режим будет действовать. Мы продолжаем переговоры, чтобы все страны (сократили импорт нефти из Ирана) до нуля”.

Из пояснений минфина США следует, что США также разрешили третьим странам завершить расчеты с Ираном по ранее заключенным контрактам – тем, которые вступили в силу до 8 мая 2018 года. По ним разрешено получить причитающиеся по контракту средства от Ирана, но эти расчеты не могут быть проведены с участием американских финансовых институтов.

Минфин США ранее объявил, что Вашингтон внес в санкционный список свыше 600 лиц и компаний Ирана, но также было сделано туманное заявление, что некоторые исключения из ограничительных мер получил ряд государств, закупающих иранскую нефть.

Документ Управления по контролю за иностранными активами Минфина был опубликован в электронной базе данных Федерального регистра. Он анонсирует блокировку всех активов лиц и компаний, связанных с иранскими властями (после 7 августа 2018 года) и его энергетическими компаниями Iranian Oil Company (NIOC) и Naftiran Intertrade Company в американской юрисдикции. Также дискриминационным мерам подвергается Центральный банк Ирана. :///

teknoblog.ru

зависимость экономики РФ и бюджета от нефти снова начала возрастать — Zenit-ka.ru

МОСКВА, 8 февраля. /ТАСС/. Институт экономики роста им. Столыпина П. А. совместно с Институтом народнохозяйственного планирования РАН представил новое исследование «Зависимость российской экономики и бюджета от нефти» (есть в распоряжении ТАСС). Эксперты сделали вывод, что влияние цены на нефть на российскую экономику снова возрастает, вопреки официальной точке зрения правительства РФ.

«Правительство в последнее время часто говорит, что наша экономика стала меньше зависеть от нефти. Но это не так. Действительно, в 2015-2016 годах, когда нефть упала в цене, доля доходов от ее продажи как в ВВП, так и в бюджетной системе сократилась. Но с прошлого года значимость нефтегазовых доходов в экономике снова растет. В конце 2015 года доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете упала до 30%. А потом снова начала расти, и к концу 2017 года снова дошла до 40%», — прокомментировал для ТАСС данные исследования председатель наблюдательного совета Института экономики роста, бизнес-омбудсмен Борис Титов.

Согласно исследованию, в прошлом году увеличение доходов всей бюджетной системы на 36% было обеспечен приростом нефтегазовой составляющей. Для отдельно взятого федерального бюджета этот показатель превысил 70%. «То есть с этой точки зрения бюджет у нас сегодня зависит от внешнеэкономических условий даже сильнее, чем в 2013-2016 годах», — отмечают эксперты.

По данным, приведенным в исследовании, в 2016 году экспорт углеводородов составлял 12% ВВП, а в 2017 году — уже 12,5%. На сектор добычи полезных ископаемых и нефтепереработки приходится более 60% всех поступлений от экспорта (с января по сентябрь 2017 года показатель увеличился с 60,2% до 62,4%), более трети сальдированного финансового результата в экономике.

Важно, по мнению исследователей, и то, что резко возросла значимость сектора добычи полезных ископаемых в общей динамике промышленного производства. Вместе с сектором нефтепереработки на этот сегмент экономики пришлось свыше 70% от итогового роста промышленного производства в 2017 году. Это самая высокая доля за последние пять лет.

«Стоило сейчас ценам на нефть укрепиться, как сразу интерес к долгосрочным стратегиям начинает падать. Это может привести к печальным последствиям, так как инерционный сценарий развития не сможет обеспечить рост ВВП темпами более 1,5% в год. А это угроза экономического отставания страны. В определенный момент у государства просто не будет хватать денег на растущие расходы по социальным программам», — полагает Титов.

Позиция Минфина

Министр финансов Антон Силуанов неоднократно заявлял, что Минфин наблюдает снижение зависимости бюджета от колебания нефтяных цен. Бюджет РФ в 2018 году будет балансироваться при цене на нефть $55 за баррель, сообщал ранее замминистра финансов Владимир Колычев. Для сравнения, еще в 2013-2014 годах для этого требовалась цена в районе $95-105 за баррель, также стоит задача сбалансировать бюджет в 2019 году при цене нефти на уровне $40-45 за баррель.

Избавиться от «нефтяной зависимости», считают в Минфине, поможет новое бюджетное правило. Бюджетное правило — механизм формирования российского бюджета, который определяет максимальный уровень расходов, исходя из цены на нефть. Целью правила является снижение зависимости бюджета от конъюнктурных доходов. Суть правила состоит в том, чтобы перечислять в суверенный фонд — Фонд национального благосостояния — дополнительные нефтегазовые доходы, которые формируются в случае превышения фактической цены нефти над прогнозной.

http://tass.ru/ekonomika/4941082

zenit-ka.ru