Определение воды в нефтепродуктах. Жидкость в нефти


Определение воды в нефтепродуктах.



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Лабораторная работа №3

Цель работы: определить качественно и количественно наличие воды в нефтепродуктах.

Теоретические сведения.

Все углеводородные жидкости гигроскопичны, т.е. способны растворять в себе воду.

Растворимость воды в углеводородных жидкостях зависит от химического строения жидкости и их молекулярной массы, парциального давления пара над жидкостью и температуры. Так, например, растворимость воды в ароматических углеводородных жидкостях выше, чем нафтеновых и парафиновых. С увеличением молекулярной массы растворимость воды в углеводородных жидкостях несколько падает, наиболее заметно это у ароматических углеводородов. С ростом температуры растворимость воды в углеводородах увеличивается, причем на более значительно у ароматических углеводородов. Растворимость воды в углеводородных жидкостях прямо пропорциональна парциальному давлению паров воды над жидкостью и подчиняется закону Генри. Вода в нефтепродуктах может находиться в трех фазовых состояниях: растворенная, эмульсионная и свободная. Переход из одного фазового состояния в другое определяется внешними условиями (давлением и температурой).

Каждая углеводородная жидкость может содержать в себе строго определенное максимальное количество воды в растворенном состоянии. Дальнейшее увеличение влажности приводит к ее выделению в эмульсионное состояние. Граница перехода зависит от температуры, с увеличением которой количество воды в растворенном состоянии может быть больше. Вода в эмульсионном состоянии заметна невооруженным глазом. Она равномерно распределена в объеме нефтепродукта в виде микрокапель воды. В таком состоянии наибольшую опасность вода представляет при эксплуатации топливных систем летательных аппаратов, так как при отрицательных температурах она превращается микрокристаллы льда, способные закупорить фильтрующие элементы системы.

Дальнейшее увеличение влажности приводит к укрупнению микрокапель воды и их оседанию на дно емкостей.

Вода переходит в свободное состояние. Наибольшую опасность такая вода представляет при эксплуатации масляных систем, так как рабочая температура масла, как правило, выше 1000С. Вода на дне бака вскипает и приводит к вспениванию масла. При резком нагревании может произойти выброс масла в атмосферу через дренажную систему. Кроме того, наличие воды в нефтепродуктах способствует увеличению их коррозионной активности по отношению к металлам.

С целью устранения нежелательных проявлений воды в нефтепродуктах используют различные конструктивные и физико-химические методы.

Для контроля воды в нефтепродуктах применяют количественные и качественные методы анализов.

Определение воды в топливах.Качественное определение воды.

Проведение испытания.

Наличие эмульсионной и свободной воды в топливах можно определить невооруженным глазом, визуально. Испытуемое топливо энергично встряхивают в бутылке и быстро наливают в цилиндр из бесцветного прозрачного стекла диаметром 40-55 мм. Рассматривать топливо необходимо через 1-2 минуты, когда поднимутся пузырьки увлеченного топливом воздуха. Наличие в топливе эмульсионной воды делает топливо непрозрачным. При этом заметны мелкие капли воды, распределенные по всему объему. Свободная вода находится на дне сосуда с заметным разделом границы между топливом и водой.

При проведении аэродромного контроля разрешается рассматривать топливо в банке из прозрачного бесцветного стекла.

Экспресс-метод определения воды в топливах по ГОСТ 19820-74.

Для определения воды в топливах для реактивных двигателей применяют прибор ПОЗ-Т (рис.5), состоящий из шприца-дозатора, датчика, механизма открытия и закрытия датчика-пружинного рычага и хвостовика. Шприц-дозатор состоит из цилиндрического корпуса, выполненного из нержавеющей стали и штока с поршнем. Объем топлива, засасываемого шприцом-50мл.

 

Датчик 1, изготовленный из пластмассы, состоит из 2-х частей-неподвижной, соединенной одним концом с корпусом шприца-дозатора и подвижной-крышки, соединенной с механизмом открытия и закрытия датчика. В обеих частях датчика имеются три калиброванных топливных канала, соединяющих внутреннюю полость шприца-дозатора с наружной.

4 10 2 9 11 1

Приспособление ПОЗ-Т

1.Дозирующая часть 7.Калибровочные отверстия

2.Механизм открытия-закрытия датчика 8.Топливный клапан

3.Неподвижная часть датчика 9.Хвостовик с кулачком

4.Подвижная часть датчика 10.Рычаг механизма открытия-закрытия

5.Поршень 11.Регулирующая гайка

6.Шток 12.Крышка

 

Между подвижной и неподвижной частями датчика вкладывают фильтрующий пакет. Т.о, если поместить головку датчика в топливо и перемещать поршень вправо, то через фильтрующий пакет топливо будет засасываться в шприц-дозатор. Фильтрующий пакет состоит из двух отрезков аналитической ленты НЭЛ, сложенных вместе.

Один слой-белого цвета, пропитанный солью трехвалентного железа, второй слой-желтого цвета, пропитанный красной и желтой кровяными солями. Желтый слой индикаторного элемента должен быть обращен к неподвижной части датчика и предназначен для определения содержания воды.

Проведение испытания.

Пробу испытуемого топлива в количестве 300-400 мл отбирают в чистую сухую посуду. Открывают датчик прибора 1, вставляют индикаторную ленту и закрывают датчик при помощи хвостовика. Погружают датчик и в течение 7-10 сек всасывают топливо шприцом и выдерживают в течение 3-5 с. Затем вынимают датчик из топлива и извлекают индикаторный элемент. Испытанное топливо удаляют из шприца нажатием на шток поршня.

Раскрывают индикаторный пакет и рассматривают его на белом фоне. Приблизительное количество воды определяют по цвету отпечатков второго (желтого) индикатора. Если на желтом слое индикаторного элемента отсутствуют бледно-голубые отпечатки, содержание воды в топливе составляет менее 0,001% (по массе). При наличии одного или двух бледно-голубых отпечатков содержание воды составляет не более 0,0015% (по массе). При наличии двух голубых отпечатков (или одного голубого, одного-бледно-голубого) содержание воды в топливе составляет не более 0,0025% (по массе). Если имеются три хорошо заметных голубых отпечатка, содержание воды в топливе составляет более 0,0025% (по массе). Такой метод считается полуколичественным.

Определение воды в маслах и жидкостях для гидросистем.

Качественное определение воды.

Наличие эмульсионной и свободной воды в маслах и жидкостях для гидравлических систем можно определить визуально, аналогично проверке чистоты авиатоплив. Испытуемый нефтепродукт предварительно разбавляют четырехкратным количеством чистого авиабензина Б-70.

Другой качественный метод определения воды в маслах, маслосмесях и жидкостях для гидравлических систем основан на создании температурных условий, при которых проявляется наличие незначительных количеств воды: наблюдается потрескивание при разрывании пузырьков водяного пара при выходе их на поверхность нагретого масла. (ГОСТ 1547-42).

Испытание проводится с помощью масляной бани, представляющей собой цилиндрический сосуд диаметром 100 мм и высотой 90 мм, снабженной металлической крышкой. К внутренней стороне крышки на расстоянии 80 мм от нее прикреплен с помощью металлической стойки, проходящей по центру металлический круг. В крышке и соответственно в круге сделаны отверстия для термометра и пробирок с нефтепродуктом. Пробирку разрешается нагревать, перемещая ее в наклонном положении над небольшим пламенем горелки.

Проведение испытания.

Заливают баню минеральным маслом с температурой вспышки не ниже 2400С и нагревают до температуры 1750С±50С. В чистую и сухую стеклянную пробирку диаметром 14-16 мм и длиной 120-150 мм наливают испытуемое масло до высоты 80-90 мм. Закрывают пробирку пробкой, в отверстие которой вставлен сухой термометр так, чтобы его шарик находился на высоте 20-30 мм от дна пробирки. Пробка должна иметь вырез для выхода воздуха. Пробирку с испытуемым маслом помещают в баню и нагревают в течение нескольких минут до температуры 1800С. При наличии влаги в испытуемом масле оно пенится, слышится треск, пробирка вздрагивает, а слой масла на стенках пробирки мутнеет. Наличие влаги считается установленным, если явственный треск слышен не менее двух раз.

Определение воды в смазках.

Качественный метод определения воды в смазках (ГОСТ 1548-42)

Метод основан на создании температурных условий, при которых проявляется наличие воды в смазке.

В химическую пробирку диаметром 15-18 мм и высотой 170-180 мм, предварительно тщательно промытую и просушенную теплым воздухом, поме щают испытуемую смазку стеклянной палочкой до высоты 40-60 мм. Для облегчения введения густых и сильно водных смазок слегка подогревают верхнюю часть пробирки, после чего комки мази, частично расплавляясь у стенок, опускаются на дно.

Пробирку закрывают пробкой с вырезом, в отверстие которой вставлен термометр. Последний помещают в смазке с таким расчетом, чтобы ртутный шарик находился примерно на ровном расстоянии от стенок пробирки и на 20 мм ниже уровня смазки.

Проведение испытания

Подготовленную пробирку со смазкой нагревают, перемещая ее над небольшим пламенем горелки. Скорость повышения температуры в начале (до полного расплавления смазки и удаления из нее воздуха) поддерживают в пределах 10-200С в минуту. После того как вся масса смазки расплавится, нагрев ускоряют до 700С в минуту и заканчивают при температуре 1800С. Появление толчков и треска при нагревании расплавленной смазки указывает на наличие в ней следов воды.

Вывод

Теоретически ознакомились, как определить качественно и количественно наличие воды в нефтепродуктах.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Новосибирский государственный технический университет

 

 

Лабораторная работа №4

«Определение механических примесей в нефтепродуктах»

 

Факультет: ЛА Преподаватель: Козел В.И.

Группа: СД-91

Студенты: Зайцева А

Леонтьев А.

Курбанов А.

Муравьев А.

 

 

Новосибирск 2013.

Лабораторная работа №4

megapredmet.ru

Определение наличия воды в нефтепродуктах

У автомобилистов бытует мнение, что на автозаправочных станциях бензин разбавляется водой. Фальсификация в России автомобильного топлива - национальная традиция. На сегодняшний день только в странах Западной Европы можно заправиться настоящим бензином, отвечающим всем необходимым требованиям. На большинстве российских АЗС бензин не соответствует никаким стандартам. Потому что на самом деле эта жидкость неприятного жёлтого цвета есть ни что иное, как смесь углеводородной основы (с низким октановым числом), воды, антифриза, технического спирта и других дешёвых добавок, повышающих октановое число. Если на таком бензине продолжительное время эксплуатировать автомобиль, то скоро придётся покупать новую машину. Особенно сложно обстоят дела на частных АЗС. «Предприниматели» не только разбавляют топливо водой, но и превращают солярку в 98-й класса «супер». Причина фальсификации и подлога проста. Бензин нельзя попробовать на вкус, а цвет его качество не определяет.

Вода в топливной системе в больших количествах вредно сказывается на работе двигателя: накапливается в топливном баке, в поплавковой камере карбюратора и других элементах системы питания, попросту выпадая в осадок, поскольку тяжелее бензина. Своим появлением она обязана присутствием влаги в воздухе, которая может конденсироваться на поверхности бензина при его хранении или транспортировке. А вот удалить ее из бензина или системы питания автомобиля весьма сложно. [5]

При разбавлении углеводородной основы электролитом для повышения октанового числа имеет место быть «большое пробивное электрическое напряжение топлива». Оно приводит к тому, что через свечи при запуске и работе двигателя искра не проскакивает, топливо перестаёт воспламеняться и двигатель прекращает работать. Так же работа на поддельном бензине приводит к частым засорам карбюратора или инжектора и как следствие – к поломке двигателя (см. Приложение А).

Работа двигателя на таком топливе сильно влияет на экологию. В этом случае в выхлопах может содержаться большое количество ароматических углеводородов, соединений свинца, диоксида углерода и других вредных примесей.

Так как в современном мире выпускается огромное количество автомобилей, то вопрос качества автомобильного топлива очень актуален.

Цель представленной работы: определение наличия примесей воды в разных марках бензина.

Поставленная цель обусловила решение следующих задач:

1. Проанализировать литературу по данной проблеме.

2. Экспериментальным способом определить наличие воды в исследуемых марках бензина.

3. Провести опрос автовладельцев с целью выявления использования различных марок бензина.

4. Анализ роста автопарка в городе Северодвинске за последние годы.

5. Выявить вещества, выделяемые при сгорании топлива и их влияние на организм человека.

Объект исследования: нефтепродукты.

Предмет исследования: бензины марок А – 80, АИ – 92, АИ – 95.

Гипотеза: в бензине марок А – 80, АИ – 92, АИ – 95 содержатся примеси воды.

Задачи данной исследовательской работы решались с помощью следующих методов:

• анализ литературы,

• систематизация исследуемого материала,

• применение химического эксперимента.

При проведении исследования были использованы методики:

• составление сводных таблиц;

• качественный анализ содержания воды в различных марках бензина;

• опрос автовладельцев, качественные реакции на определение воды в разных марках бензина.

Представленная работа включает в себя теоретическую и практическую часть, где рассматривается способ получения бензина классификация его, требования к качеству и экологический аспект сгорания данного автомобильного топлива, а также исследуется содержание воды в бензине марок А – 80, АИ – 92, АИ – 95.

Бензин – продукт переработки нефти, представляющей собой горючее с низкими детонационными свойствами. Его получают путем перегонки нефти.

Нефть – природная сложная смесь углеводородов, в основном алканов линейного и разветвленного строения, содержащих в молекулах от 5 до 50 атомов углерода. Она может содержать циклические и ароматические углеводороды и другие органические вещества. Состав ее существенно зависит от месторождения. Нефть можно разделить на ее составляющие с помощью фракционной перегонки (ректификации).

Фракционная перегонка (ректификация) – физический способ разделения смеси компонентов с различными температурами кипения. Перегонка осуществляется в специальных установках – ректификационных колоннах, в которых повторяются циклы конденсации и испарения жидких веществ, содержащихся в нефти.

Вначале из нее удаляют растворенные газообразные углеводороды. После удаления летучих углеводородов нефть нагревают. Первыми переходят в парообразное состояние и отгоняются углеводороды с небольшим числом атомов углеродов в молекуле, имеющие низкую температуру кипения. С повышением температуры смеси перегоняются углеводороды с более высокой температурой кипения. Таким образом, можно собрать отдельные нефтяные фракции . Главный недостаток перегонки – малый выход бензина (не более 20%).

Выход бензина из нефти можно значительно увеличить (до 65-70%) путем крекинга.

Крекинг – процесс расщепления углеводородов, содержащихся в нефти, в результате которого образуются углеводороды с меньшим числом атомов углерода в молекуле. Уравнение реакции крекинга может быть представлено так:

С16Н34 → С8Н18 + С8Н16 гексадекан октан октен

С8Н18 → С4Н10 + С4Н8 октан бутан бутен

Различают 2 основных вида крекинга .

Таблица 1. Нефтяные фракции и их применение

Фракции Содержание Температура кипения Применение

Ректификационные газы От СН4 до С4Н10 До 40°С Топливо, химический синтез

Газолиновая (бензин) От C5h22 до C11h34 40° - 70°С Петролейный эфир

70° - 120°С Бензин авиационный, автомобильный

До 200°С

Лигроиновая От C8h28 до C14h40 150° - 250°С Горючее для тракторов

Керосиновая От C12h36 до C18h48 180° - 300°С Горючее для реактивных самолетов и ракет

Газойль От С13Н28 до С19Н36 200° - 350°С Дизельное топливо

Мазут От С18Н38 до С25Н52 Свыше 300°С Соляровое масло

От С28Н58 до С38Н78 Смазочные масла, топливо для паровых котлов,

Вазелин, парафин, гудрон, битум, асфальт

До С50Н102

Свыше 90% всего товарного бензина выпускается на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), коих в России насчитывается 25. Подчас заводские технические условия даже жестче требований ГОСТа. Например, на Московском НПЗ производят бензин АИ-92, соответствующий техническим условиям на автомобильные бензины с улучшенными экологическими свойствами. За качеством продукции на заводах следят заводская служба контроля качества и представители заказчика, и даже военные.

Помимо НПЗ, выпуском топлива занимаются и частные производители. Как правило, для этой цели арендуются простаивающие нефтехранилища, а бензин получают смешиванием готовых компонентов, выпущенных промышленным способом. Надо признать, что даже в таких "кустарных" условиях можно делать вполне качественное топливо. Но на практике часто случается по-другому. Нередко такой бензин не соответствует ГОСТу по октановому числу, а содержание добавок в нем значительно превышает допустимые концентрации.

1. 2Классификация бензина. Маркировка

Все бензины отличаются друг от друга, как по составу, так и по свойствам, так как их получают не только как продукт первичной возгонки нефти, но и как продукт попутного газа (газовый бензин) и тяжелых фракций нефти (крекинг – бензин).

Бензины классифицируют по разным основаниям, включая интервалы температур кипения, октановое число, содержание серы.

• Крекинг – бензины содержат значительный процент тех компонентов, при смешении которых образуется моторное топливо. Однако их прямое использование во многих странах законодательно ограничивается, поскольку они содержат заметное количество олефинов, а именно олефины являются одной из главных причин образования фотохимического смога. (Олефины - гомологический ряд ненасыщенных углеводородов общей формулы Cnh3n с открытой цепью и одной двойной углерод-углеродной связью; относятся к ациклическим соединениям. )

• Бензин газовый представляет собой продукт переработки попутного нефтяного газа, содержащий предельные углеводороды с числом атомов углерода не менее трех. Различают стабильный (БГС) и нестабильный (БГН) варианты газового бензина. БГС бывает двух марок – легкий (БЛ) и тяжелый (БТ). Применяется в качестве сырья в нефтехимии, на заводах органического синтеза, а также для компаундирования автомобильного бензина.

В СНГ в настоящие время производят бензины: А-72, А-76, А-80, АИ-91, АИ-92, АИ-93, АИ-95 и АИ-98. Они выпускаются этилированными, малоэтилированными и неэтилированными, летних и зимних сортов. Все этилированные бензины окрашивают в разные цвета .

Таблица 2. Окрашивание разных марок бензина

Марка бензина Цвет окрашивания

А – 72 розовый

А – 76 желтый

А – 80 безцветный

АИ – 93 оранжево-красный

АИ – 98 синий

1. 3Качество бензина

Показателями качества бензина являются детонационная стойкость и октановое число.

1. Детонационная стойкость

Детонация – это взрыв бензина. Он возникает в том случае, если скорость распространения пламени в двигателе достигает 1500-2500 м/с, вместо обычных 20-30м/с. В результате резкого перепада давления возникает детонационная волна, которая нарушает режим работы двигателя, что приводит к перерасходу топлива, уменьшению мощности, перегреву двигателя, к прогару поршней и выхлопных клапанов.

Антидетонационные добавки делят на два вида:

1)      Высокооктановые добавки, содержащие свинец.

К этой группе антидетонаторов относятся тетраэтилсвинец (ТЭС) (Pb(C2H5)4) и тетраметилсвинец (ТМС) (Pb(Ch4)4), а также их смеси и некоторые другие алкилсвинцовые соединения (ацетат свинца – (СН3СОО)2Рb). В настоящее время данный вид присадок используется редко (15% от общего объёма выпускаемого бензина) из-за негативного влияния на окружающую среду.

2)      Высокооктановые добавки на основе кислородсодержащих соединений.

Данный вид добавок основан на изобутилене и одноатомных спиртах нормального и изостроения. Их синтез осуществляется на цеолитсодержащих алюмосиликатах. Топливная композиция состоит из базы бензина каталитического крекинга и полученной добавки в количестве 10%.

3)      Высокооктановые добавки, не вошедшие в первую и вторую группы.

В качестве альтернативы ТЭС применяют:

• Железосодержащие органические соединения. Это присадки типа ФК-4; ДАФ; ДАФ-2; Фероз. Разработаны на Ачинском НПЗ.

• Присадки на основе Mn-органики. Это присадки ЦТМ; МЦТМ. Разработаны компанией ЛукОйл.

• Добавки на основе N-метил-анилина. Это присадки АДА, Экстралин. Разработаны на Комсомольском и Ачинском НПЗ.

• Депарафинизированный рафинат. Фаза, включающая алканы С4 – С8 и имеющая октановое число 67. 8 с содержанием ароматических углеводородов не более 0,1%.

• Можно применять в качестве антидетонационной добавки толуольный концентрат (90% толуола).

• Для удаления воды можно использовать присадку, способную связывать воду. Она образует относительно устойчивое соединение воды с бензином и как следствие повышает октановое число. [5]

2. Октановое число (ОЧ)

Октановое число – условный показатель, характеризующий стойкость бензинов к детонации и численно соответствующий детонационной стойкости модельной смеси изооктана и н-гептана.

Октановое число изооктана принято за 100 пунктов, а н-гептана за 0. Для автомобильных бензинов (кроме А – 76) ОЧ измеряется двумя методами: моторным и исследовательским. Октановое число определяется на специальных установках путем сравнения характеристик горения испытуемого топлива и эталонных смесей изооктана с н-гептаном. Испытания проводят в двух режимах: жестком (частота вращения коленчатого вала 900 об/мин, температура всасываемой смеси 149°С) и мягком (600 об/мин, температура всасываемого воздуха 52°С). Получают соответственно моторное (ОЧМ) и исследовательское октановое число (ОЧИ). Разности между ОЧМ и ОЧИ называется чувствительностью и характеризует степень пригодности бензина к разным условиям работы двигателя. Октановое число определяют разными способами. В первом случае моделируют работу двигателя в условиях больших нагрузок (движение по шоссе с высокой скоростью), во втором — в городских условиях (скорость движения невелика и происходят частые остановки). Буква "И" означает, что октановое число этого бензина получено исследовательским методом. Этим методом определяется детонационная стойкость бензина при неустановившихся режимах (АИ-93, А–автомобильный, И–исследовательский метод определения октанового числа, О. Ч. =93).

А если указано, что октановое число бензина равно просто ″A″, то это означает, что оно получено моторным методом. Этим методом определяется детонационная стойкость бензина при длительной работе на номинальных нагрузках, в обозначении бензина этот метод не указывается (А-76).

Чем выше октановое число, тем большее сжатие выдержат пары бензина без детонации. Повысить октановое число можно, добавляя в бензин разветвленные или ароматические углеводороды (изооктан, изопентан, бензол, толуол), однако эти добавки влияют на стоимость бензина более чем заметно.

1. 4Требования к качеству топлива

В России производится автомобильное топливо четырех марок:

• Нормаль-80 (А – 76)

• Регуляр-91 (АИ – 92)

• Премиум-95 (АИ – 95)

• Супер-98 (АИ – 98).

Требования к автомобильным бензинам указаны в ГОСТах . Названия приведены согласно ГОСТу Р 51105-97. Большая часть выпускаемого в России бензина удовлетворяет требованиям нового ГОСТа Р 51105-97 от 1 января 1999 года, который разработан с учетом рекомендаций европейского стандарта EN 228 — 1987. Но и старый, менее жесткий ГОСТ 2084-77 пока что в силе.

Таблица 3. ГОСТы бензина

Марка ГОСТ/ТУ Октановое число Октановое число

(моторный метод) (исследовательский метод)

А-72 ГОСТ 2084-77 72 не нормируется

А-76 ГОСТ 2084-77 76 не нормируется

А-80 ТУ38. 001165-87 76 80

АИ-91 ТУ38. 1011225-89 82. 5 91

А-92 ТУ38. 001165-87 83 92

АИ-93 ГОСТ 2084-77 85 93

АИ-95 ГОСТ 2084-77 87 95

АИ-98 ГОСТ 2084-77 89 98

5. Хранение бензина

При длительном хранении бензина его качество снижается. Обычно на 1 – 2 единицы уменьшается октановое число и возрастает количество смол за счет окисления углеводородов, которые входят в состав бензина. Смолы, содержащиеся в бензине, образуют вязкие, липкие соединения коричневого цвета, которые оседают на всех деталях, соприкасающихся с бензином или его парами (на стержнях впускных клапанов, деталях карбюратора, внутренних стенках топливного бака и т. п. ), что нарушает взаимодействие деталей и систем двигателя.

На процессы окисления бензина оказывает влияние ряд факторов. Медь и ее сплавы сильно ускоряют окисление, поэтому бензин в баке автомобиля, где имеются латунные заборная трубка и фильтрующая сетка, окисляется быстрее, чем в железной канистре. Способствует окислению и свободный доступ воздуха в емкость с бензином. В теплое время года процессы окисления протекают значительно интенсивнее, чем зимой. При длительном хранении этилированного бензина в неплотно закрытой емкости теряется легколетучий бромистый этил — вещество, которое входит в состав этиловой жидкости и «выносит» оксиды свинца из камеры сгорания. Через некоторое время бромистого этила может остаться в бензине так мало, что он не сможет «связывать и выносить» весь свинец. При использовании такого бензина может сильно возрасти нагарообразование в двигателе. Таким образом, бензин лучше всего сохраняется в плотно закрытой таре и в прохладном месте. Для этой цели пригодны канистры и подобные им емкости.

В средней климатической зоне бензин может храниться в плотно закрытых канистрах без существенной потери качества до 12 месяцев, а в баке автомобиля — не более 6 месяцев. Для северных районов сроки увеличиваются в 1,5 – 2 раза, а для южных – сокращаются вдвое. Качество бензина, снизившееся в результате длительного хранения, можно улучшить, смешав бензин с двойным, тройным или большим количеством свежего бензина такого же сорта. Полученная смесь по качеству близка к свежему бензину. [7]

1. 6Химические процессы, протекающие в двигателе при сгорании топлива

С момента запуска двигателя в камере сгорания топлива происходят множество химических прессов. Причём получаемые продукты прямо зависят от состава бензина и от природы антидетонационной добавки. В случае использования кислородсодержащих присадок в процессе горения будет образовываться преимущественно вода, и вред экологии будет минимальный. Но, если в бензине содержатся ароматические углеводороды, например бензол и его производные, то продуктами горения такого бензина будут полициклические ароматические соединения, которые являются канцерогенами. Особенно большой вред экологии и двигателю автомобиля наносят этилированные топлива. При сгорании топлива ТЭС (тетраэтилсвинец Pb(C2H5)4. ) разлагается. При этом образуются активные радикалы:

Pb(C2H5)4 → Pb(C2H5)3• + C2H5•

Эти радикалы имитируют окисление углеводородов, обычно стабильных в отсутствии ТЭС. Образующиеся гидроперекиси способствуют более мягкому горению. Но побочными продуктами при использовании ТЭС зачастую являются продукты его окисления. Например, (C2H5)2Pb(OH)2; (C2H5)2Pb(OR)2; (C2H5)2PbOROH; PbO.  Эти вещества накапливаются в двигателе и приводят к его поломке. Кроме того, они наносят большой вред экологии, так как свинец является канцерогеном. [5]

7. Вредные химические вещества, выделяющиеся при сгорании топлива

Таблица 3. Вредные химические вещества, выделяющиеся при сгорании топлива

Вещество Результат сгорания

Оксид углерода (II) Ядовитый газ без цвета и запаха. Образуется в результате не полного сгорания углерода в топливе. При

Угарный газ вдыхании этого газа наступает кислородное голодание, что, прежде всего, влияет на центральную нервную систему.

Диоксид углерода Углекислый газ обладает наркотическим действием, раздражающе действует на кожу и слизистые оболочки.

Оксид углерода (IV) Также происходит усиление парникового эффекта.

Углекислый газ

Сернистый газ С парами воды в атмосфере образуются аэрозоли сернистой кислоты, что составляет главный компонент

Оксид серы (IV) кислотных остатков.

Альдегиды Относятся к отравляющим веществам, раздражающе действуют на центральную нервную систему, глаза, дыхательные пути, почки и печень.

Канцерогенные вещества Чрезвычайно опасны для человека даже при их малой концентрации, поскольку обладают свойством аккумулироваться в организме до критических концентраций.

Сажа Как любая мелкая пыл, сажа действует на органы дыхания, но главная опасность в том, что на её

поверхности абсорбируются канцерогенные вещества.

Оксиды азота (II), (IV) Приблизительно 90% в год выброс азота в атмосферу – результат сжигания ископаемого топлива.

Свинцовые соединения Яды, поражающие органы и ткани организма, нервную систему, желудочно-кишечный тракт, нарушение обменных процессов. Вблизи автомагистралей свинец накапливается в почвах и растениях.

Значительно отличается количественный и качественный состав выхлопных газов автомобилей с карбюраторным и дизельным двигателями.

1. 8Ответственность за фальсификацию автомобильного топлива

В судебной практике неоднократно встречаются случаи подделки автомобильного топлива. Если имело место однократная подмена, и ущерб нанесённый государству и частным лицам – незначителен, то виновные в совершении данного правонарушения наказываются в соответствии с административным законодательством РФ.

В случаях, когда совершением фальсификации топлива нанесён серьезный материальный ущерб, то при прочих отягчающих обстоятельствах данное преступление квалифицируется как «мошенничество» по уголовному законодательству РФ, то есть умышленное завладение чужим имуществом, с помощью обмана или злоупотребления доверием. Фальсификация в крупных размерах может сопровождаться «служебным подлогом», то есть сокрытие факта фальсификации с помощью подделки документов.

Постоянный государственный контроль за деятельностью автозаправочных станций и топливо заливочных пунктов предприятий осуществляется отделом лицензирования и инспектирования нефтезаправочной деятельности, а так же ОБЭП. Задачей отделов является контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, за соблюдением правил технической эксплуатации, выполнением правил ведения кассовых операций и ряд других вопросов. Наряду с постоянным контролем октанового числа бензинов и отпуска неэтилированного бензина отдел осуществляет контроль за содержанием ТЭС и допустимого содержания серы в топливе.

9. Экологический аспект производства бензина и загрязнение атмосферы продуктами его сгорания

При производстве топлива важным требованием к нему является экологическая безопасность при его применении. По данным Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкологии), в России ежегодно образуется около 10 млрд. т отходов производства и потребления, при этом в атмосферный воздух стационарными источниками и автотранспортом выбрасывается в год около 100 млн. т вредных веществ, а со сточными водами в водоемы поступает почти 40 млн. т загрязнителей. Доля автотранспорта по всем видам загрязнения составляет 30%. В загрязнение воздуха крупных городов вклад автотранспорта еще значительнее – от 50 до 90%.

Из комплекса экологических проблем, связанных с ростом всеобщей автомобилизации, можно выделить две главные:

• проблему автомобильных энергоресурсов (топлива), включая добычу сырья и переработку его в топливо;

• проблему загрязнения биосферы вредными веществами, содержащимися в выхлопных газах автомобилей.

Основные загрязняющие вещества, выбрасываемые в атмосферу нефтеперерабатывающими заводами, – углеводороды, диоксид серы, оксиды углерода, оксиды азота. Вклад прочих вредных веществ в валовой выброс невелик, но они более токсичны.

Практическая часть

2. 1Исследование разных марок бензина на содержание воды

Существует несколько методик качественного определение воды в нефтепродуктах, в том числе и бензине.

• 1 способ. Для качественного определения воды можно использовать вещество, пассивное по отношению к нефтепродуктам и реагирующее с водой с образованием газа. В качестве такого вещества можно использовать гидриды, а так же литий и кальций.

Ca+2h3O→Ca(OH)2+h3↑

• 2 способ. В качестве индикатора, изменяющего цвет при соприкосновении с водой, можно использовать безводный сульфат меди (II). При наличии воды реактив приобретает голубую окраску. [3, с. 83]

CuSO4+5h3O → CuSO4*5h3O кристаллогидрат - медный купорос

Таблица 4. Качественное определение воды в разных марках бензина

Содержание воды в исследуемом

Качественные реактивы бензине

Марка бензина

Кальций металлический Сульфат меди (II) безводный

А – 80 Выделение газа более интенсивное Приобретает более интенсивное синее окрашивание + + +

АИ – 92 Незначительное выделение газа Незначительно изменяет цвет на голубой +

АИ – 95 Незначительное выделение газа Признаки реакции неярко выражены +

Вывод: во всех исследуемых марках бензина присутствуют примеси воды. Бензин марки А – 80 содержит примесей воды больше, чем бензины марок АИ – 92 и АИ - 95.

2. 2Опрос автовладельцев

Опрос проводился с целью выяснения количества автовладельцев, используемых в своих машинах разные марки бензина. В ходе исследования было опрошено 300 человек. Результаты опроса представлены в таблице.

Таблица 5. Опрос автовладельцев

Бензоколонки А-80 АИ-92 АИ-95 Всего

Роснефть 14 68 18 100

Татнефть 16 70 14 100

Лукоил 16 65 19 100

Итого 46 203 51 300

(15,3 %) (67,7 %) (17 %) (100 %)

Вывод: автовладельцы города Северодвинска в своем большинстве используют для работы двигателей своих автомобилей бензин марки АИ – 92. Вероятнее всего, это обусловлено тем, что большинство машин автопарка города Северодвинска – это автомобили российского производителя или иномарки ранних годов выпуска, работающие на бензине марки АИ – 92.

2. 3Исследование изменения роста автопарка года Северодвинска

За прошлый год автопарк Северодвинска пополнился на 3750 машин. По данным отдела ГИБДД, на учете состоит более 50 тысяч транспортных средств. Соответственно с ростом автопарка происходит резкое увеличение не только дорожно-транспортных происшествий, но и увеличивается загрязнение окружающей среды.

2. 4Исследование изменения цен на бензин в период с июня по ноябрь 2009 года

Таблица и диаграмма. Изменение цен на бензин в период с июня по ноябрь 2009 года.

Марка бензина

Сентябрь

Октябрь

По данной диаграмме можно сделать вывод, что цены на бензин постоянно растут, что можно связать с мировым кризисом и с увеличением количества транспортных средств, а, значит, и возросшим спросом на бензин, а также игрой на мировой нефтяной бирже.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, при анализе литературы по поднятой проблеме мы изучили сведения о классификации бензина по различным признакам, способах получения, требованиях к качеству бензина, его ГОСТы; выявили вредные химические вещества, выделяющиеся при сгорании топлива, рассмотрели экологический аспект сгорания автомобильного топлива. На основании этих сведений были созданы сводные таблицы:

• нефтяные фракции и их применение;

• окрашивание разных марок бензина;

• вредные химические вещества, выделяющиеся при сгорании топлива;

• требования к качеству топлива.

Опытным путем был проведен качественный анализ различных марок бензина на наличие воды в них.

Для выяснения количества автовладельцев, используемых в своих машинах разные марки бензина был проведен опрос.

Изучено и проанализировано изменение роста цен на бензин разных марок за период с июня по ноябрь 2009 года.

На основании результатов исследовательской работы можно сделать следующие выводы:

1. Все марки исследуемого бензина (А – 80, АИ – 92, АИ – 95) имеют в своем составе примеси воды.

2. Количество содержания воды зависит от марки бензина. Чем ниже октановое число, тем больше воды содержит данный бензин.

3. По опросам автовладельцев чаще всего используется бензин АИ – 92. Вероятнее всего это обусловлено тем, что большинство машин автопарка города Северодвинска работают на бензине марки АИ – 92.

4. За период с июня по ноябрь 2009 года цены на бензин постоянно растут.

Таким образом, гипотеза, поставленная к исследовательской работе, нашла свое подтверждение.

В дальнейшем мы планируем определить наличие свинца в бензине, так как его соединения добавляют в виде добавок, улучшающих детонационную стойкость. А соединения свинца отрицательно влияют на окружающую среду и здоровье человека.

www.hintfox.com

Нефтепродукты содержание в воде - Справочник химика 21

    Рассмотрены оперативные методы определения в нефтях и нефтепродуктах содержания воды и механических примесей, а также вязкости и температуры застывания дизельных топлив в потоке.  [c.403]

    Все стандартные методы определения содержания механических примесей в нефтепродуктах (табл. 27) основаны на весовом анализе. Исключение составляет проба на прозрачность, применяемая для характеристики содержания воды и механических примесей, в некоторых сортах топлив. [c.163]

    Нефтеловушки — это прямоугольный железобетонный резервуар, разделенный на несколько секций и предназначенный для удаления нефти, а также взвешенных осадков, прошедших через песколовку. Глубина ловушки составляет 2—2,4 м, ширина секции 2—6 м, длина определяется нз расчета, чтобы средняя продолжительность пребывания воды в ловушке составляла около 2 ч при расчетной скорости потока 0,003—0,008 м/с. Содержание нефтепродуктов в воде, выходящей из нефтеловушки, составляет около 100 мг/л. [c.318]

    Определение содержания воды в нефтепродуктах (ГОСТ 2477—65) [c.161]

    В нефтепродуктах содержание воды значительно меньше, чем в нефтях. Большинство нефтепродуктов по отношению к воде обладает очень низкой растворяющей способностью. Кроме того, нефтяные дистиллятные топлива обладают и меньшей, чем нефть, эмульгирующей способностью, так как в процессе переработки удаляется значительная часть смолистых веществ, нафтеновых кислот и их солей, серосодержащих соединений, которые, как сказано выше, играют роль эмульгаторов. [c.24]

    Цель настоящей работы - дать основные сведения о составе, свойствах, особенностях нрименения топлив и масел для автомобильного транспорта, сопоставить отечественные и зарубежные марки осветить практические вопросы, связанные с количественным и качественным учетом нефтепродуктов, методы и средства определения плотности нефтепродуктов, содержания воды и механических примесей. [c.4]

    Содержание воды в нефтепродуктах определяют в соответствии с методом, предусмотренным ГОСТ 2477—65 с последую-Ш.ИМИ из.менсннями и дополнениями. Метод количественного определения содержания лоды основан на принципе отгонки воды и растворителя от нсфтепролухта с последующим их разделением в градуированном приемнике на два слоя. [c.30]

    На установках первичной переработки нефти достигнута высокая степень автоматизации. Так, на заводских установках используют автоматические анализаторы качества ( на потоке ), определяющие содержание воды и солей в нефти, температуру вспышки авиационного керосина, дизельного топлива, масляных дистиллятов, температуру выкипания 90 % (масс.) пробы светлого нефтепродукта, вязкость масляных фракций, содержание продукта в сточных водах. Некоторые из анализаторов качества включаются в схемы автоматического регулирования. Например, подача водяного пара в низ отпарной колонны автоматически корректируется по температуре вспышки дизельного топлива, определяемой с помощью автоматического анализатора температуры вспышки. Для автоматического непрерывного определения и регистрации состава газовых потоков применяют хроматографы. [c.12]

    По современным требованиям содержание свободной воды в реактивных топливах не должно превышать 0,002—0,003% (масс.) [1]. В других нефтепродуктах содержание воды допускается в больших пределах [например, в мазутах — 1 -ь 2% (масс.)]. [c.8]

    В тех случаях, когда малое содержание воды в авиационных бензинах, моторных топливах, изоляционных, турбинных и специальных маслах не может быть определено по методу, предусмотренному ГОСТ 2477—65, применяют количественный метод, основанный на взаимодействии гидрида кальция с водой, содержащейся в испытуемом нефтепродукте, и измерении объема выделившегося при этом водорода (ГОСТ 8287—57). [c.162]

    Пробу анализируемой нефти (нефтепродукта) перемешивают в течение 5 мин. Вязкие и парафинистые нефти (нефтепродукты) предварительно нагревают до 50—60 °С. Если в исходной пробе нефти (нефтепродукта) содержание воды более 0,5 %, то ее обезвоживают фильтрованием через прокаленный хлорид натрия или другое твердое обезвоживающее вещество. [c.118]

    Определение содержания воды в нефтепродуктах [c.161]

    ПОВЕДЕНИЕ НЕФТЯНЫХ ЭМУЛЬСИЙ ВО ВНЕШНЕМ ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ ПОЛЕ Коалесценцию капель в электрическом поле выской напряженности используют, как правило, для разрушения эмульсий типа В/Н, полярная жидкость которых, имеющая №льшую диэлектрическую проницаемость и относительно высокую электропроводность (вода), диспергирована в неполярной жидкости с небольшой диэлектрической проницаемостью и сравнительно низкой электропроводностью (нефть, нефтепродукты). Так, диэлектрическая проницаемость воды, молекулы которой характеризуются большим электрическим дипольным моментом, составляет 81, в то вревкш как диэлектрическая проницаемость нефти - около 2. Усредненная диэлектрическая проницаемость водонефтяной эмульсии зависит от содержания воды в ней и с ростом обводненности увеличивается [41, 42]. Электропроводность чистой воды равна 10" - 10" Ом" -см", а соленой - еще больше. Электропроводность безводной нефти составляет всего 10" - 10" Ом" см" . При увеличении содержания воды проводимость эмульсии значительно повышается. [c.47]

    Применяются общие и специальные методы анализа нефтепродуктов. Первые служат для определения физико-химических свойств, нормируемых для большинства товарных нефтепродуктов, например, содержание воды, золы, механических примесей, кислотность и т. д. [c.150]

    Перед анализом жидкий нефтепродукт тщательно взбалтывают в течение 5 мин, а вязкие и парафинистые нефтепродукты подогревают (не выше 60° С). От тщательно перемешанного нефтепродукта берут навески на анализы, в первую очередь для определения содержания воды, механических примесей, коксуемости и зольности, а затем уже для определения других показателей. [c.156]

    Для характеристики содержания воды в нефтепродуктах пользуются как качественными, так и количественными методами определения (табл. 26). [c.161]

    Уровень нефтепродукта до и после слива, уровень подтоварной ноды до и после слива, температура, нлотность, содержание воды и механических прпмесей [c.141]

    Количественное содержание воды в нефтях и во всех нефтепродуктах определяют по способу Дина и Старка. Этот метод заключается в том, что 100 з испытуемого нефтепродукта (для смазок берется 25 з) нагревают в смеси со 100 см растворителя в приборе Дина и Старка. Растворитель, испаряясь, увлекает за собой содержащуюся в нефтепродукте влагу. Пары воды и растворителя конденсируются в холодильнике, и отогнанная вода оседает на дно приемника — градуированной ловушки. По количеству воды в ловушке рассчитывают процентное содержание ее в нефтепродукте. [c.162]

    Степень осушки зависит от температуры процесса осаждения, которая не должна быть более 35 °С, так как указанное выше остаточное содержание воды близко к количеству воды, растворимому в нефтепродукте при этой температуре. [c.37]

    Коррозия металлов в нефтепродуктах имеет свои специфические особенности и в значительной мере определяется наличием в них растворенной и свободной воды. В реальных условиях хранения, транспортирования и применения нефтепродуктов происходят постоянное насыщение их водой и конденсация ее на металлических поверхностях. Содержание воды в топливах может колебаться в широких пределах [от 0,001 до 0,01% (масс.)] и зависит от условий эксплуатации техники и от климатических факторов [298]. Главным источником накопления воды в нефтепродуктах является атмосферная влага, которая при изменении температуры нефтепродуктов и стенок резервуаров (топливных баков и др.) конденсируется на металлических поверхностях. [c.282]

    Допустимое содержание воды и негорючих примесей принимается до 0,1 % для маловязких и до 1—2% — для вязких нефтепродуктов (в этом случае количество осадка ограничивается значением 0,25%). [c.476]

    Присутствие в нефтепродуктах малых количеств (до 1%) воды сказывается на вязкости в сторону ее незначительного уменьшения. Так, мазут, имевший в безводном состоянии 35=14,47 и 50=5,46, после прибавки 1% воды показал зо=14,35 и 50= = 5,42. Повышение вязкости при сколько-нибудь значительном содержании воды объясняется тем, что мельчайшие капельки ее оседают у спускного отверстия и на стенках спускного канала вискозиметра, замедляя этим самым скорость истечения масла. [c.44]

    Примечание. Показатели качества нефтепродуктов определяются методами испытаний по следующим ГОСТам цетановое число — 3122—67, фракционный состав — 2177- 6, кинематическая вязкость — 33—66, кислотность и кислотное чис-сло — 5985—59, зольность — 1461—59, содержание серы — 1771—48, содержание меркаптановой серы — 6975—57, содержание меркаптановой серы потенциометрическим титрованием—9558—60, испытание на медной пластинке — 6321—69, водорастворимые кислоты и щелочи — 6307—60, механические примеси — 6370—59. содержание воды — 2477—65, температура вспышки в закрытом тигле — 6356—52, температура вспышки в открыто.- тигле — 4333—48. условная вязкость — 6258—52. коксуемость — 5987—51, коксуемость 10%-ного остатка дизельного топлива — 5061—49, температура помутнения и начало кристаллизации — 5066—56, температура застывания — 1533—42, содержание сероводорода — 11064—64, содержание смол — 1567—56, определение цвета — щ 2667—52, йодное число — 2070—55 содержание серы хроматным способом — 1431—64, [c.9]

    Таким образом, в сырой нефти остается относительно небольшое количество олеофобных загрязнений. Однако даже в таком количестве олеофобные примеси в нефти, поступающей на переработку, приносят большой вред, поскольку вызывают хлористоводородную и сероводородную коррозию всего нефтеперегонного оборудования. Кроме того, при подогреве нефти выпадающие из пластовой воды соли забивают трубы теплообменников, печей и нарушают нормальный технологический режим установок, что приводит к ухудшению качества нефтепродуктов и сокращению сроков работы оборудования. Содержание воды в нефти, поступающей на перегонку, не должно превышать 0,1-0,2%, так как сама вода является наиболее нежелательной олеофобной примесью. Уже на испарение воды при перегонке затрачивается в восемь раз больше тепла, чем на испарение такого же количества углеводородов нефти. В присутствии воды при подогреве нефти происходит гидролиз хлор -дов и образуется соляная кислота, оказывающая сильное коррозионное действие на оборудование. [c.6]

    Анализ нефти состоит из определения плотности, содержания воды, солей и потенциального содержания светлых нефтепродуктов и масел или их компонентов. Нефть анализируют перед переработкой данные анализа дают возможность определить, какой режим перегонки следует установить па установке и какие продукты и в каком количестве следует из нее получить. [c.213]

    Уровень нефтепродукта до и после налива, температура, плотность, содержание воды п механических примесей [c.141]

    Уровень нефтепродукта до и пое.пе налива, уровень подтоварной воды до п после на. пша, темпер тура. плотность, содержание воды и механических примесей То же [c.142]

    Уровень нефтепродукта, уровень подтоварной воды, температура, плотность, содержание воды Объемное количество, температура, нлотность, содержание воды Масса [c.143]

    При контакте нефтепродуктов с водой последняя находится частично в капельно-взвешенном и главным образом в эмульгированном состоянии, содержание ее может достигать у дизельных топлив до 30 %. При длительном отстаивании (табл. 1.1) топливо в значительной степени освобождается от воды, и ее остаток составляет 2-3 %, причем вода находится в эмульгированном высокодисперсном и растворенном состоянии. Газотурбинные топлива (особенно по ГОСТ 10433-75) обводняются в значительно большей степени, чем дизельные, а вода из них при отстаивании отделяется медленнее, так как она задерживается в виде хорошо стабилизированных полидисперсных эмульсий. Например, при смешивании газотурбинных топлив с водой последняя отделяется полностью из топлив МРТУ 12Н №110-64 только через 12 часов отстаивания, а из топлив ГОСТ 10433-75 через 24 часа. При подогреве топлив до 50-60 °С вода отстаивается значительно быстрее. [c.18]

    Колбы для разгонки нефтепродуктов Колбы для разгонки бензола, толуола и ксилола Вискозиметры Пинкевича Измерительные колбы к вискозиметру для определения условной вязкости Приемники — ловушки аппарата для количественного определения содержания воды Пикнометры Отстойнпки [c.36]

    Точное содержание воды в нефтепродукте определяется путем перегонки с разбавителем по способу Дина и Оарка. [c.212]

    Кроме таких общих с другими нефтепродуктами характеристик, как вязкость, температуры застывания и вспышки, содержание воды и механических примесей, кор розионность, испаряемость и т. д., смазки обладают рядом специфических свойств, присущих только им эффективная вязкость — величина этого показателя характеризз ет зфовень и постоянство энергетических потерь в узле трения, т. е. устойчивость его работы предел прочности и термоупрочнение определяют способность смазки удерживаться на движущихся деталях, наклонных поверхностях, в негерметизированных узлах трения (предел прочности), а также сохранять свойства в процессе эксплуатации (термоупрочнение) пенетрация характеризует консистенцию (густоту) смазки тем-п атура каплепадения определяет верхний температурный предел работоспособности смазки, а склонность к сползанию — способность предотвращать разрывы пленки на вертикально закрепленных поверхностях, что особенно важно для консерва-ционных смазок коллоидная и механическая стабильность характеризуют постоянство состава и свойств смазки при хранении и эксплуатации. [c.468]

    Оба метода получили широкое распространение, но не являются достаточно точными при содержании воды от О до 1%. Для нефтей с таким содержанием воды рекомендуется применять метод Фишера, являющийся модификацией стандартного метода (А8ТМ0 1744), определения воды в жидких нефтепродуктах. Повышение точности достигается применением л-этилпиперидина. В отечественной практике этот метод пока не находит широкого применения. [c.142]

    Процесс ведут в ректификационной насадочной колонне с двумя отпарными секциями, смонтированными соосно с колонной. Производительность установки до 1 кг/ч. Для перегонки на аппарате РУСТ-2 можно использовать нефть с содержанием воды не бопее 0,1%. Дпя обеспечения максимальной (потенциальной) доли отгона каждого нефтепродукта ипи их суммы разделительную способность копонны РУСТ-2 выбирают такой, чтобы при нормальной ее работе не быпо напеганИя температур кипения (по ГОСТ 2177 - 82) смежных продуктов. Это возможно при эффективности насадки между каждой парой выводимых нефтепродуктов не менее семи теоретических тарелок. Четкость разделения регулируется также интенсивностью теп-лопсавода в отпарных секциях. [c.211]

    Нефть и нефтепродукты отгружаются в танках судов без пломб. Пригодность танков судна для налива нефти или нефтепродуктов в техническом и коммерческом отношении определяется перевозчиком. Качество нефти и нефтепродуктов в танках судов определяется на основании анализа проб, отобранных из танков после налива — в порту отправления и перед сливом — в порту назначения. При обнаружении в порту назначения более повышенного содержания воды в нефти или нестандартности нефтепродуктов по сравнению с данными паспорта качества и требованиями соответствующих государственных стандартов вопрос об ответственности грузоотправителя и перевозчика решается сторонами в претензионном порядке, а при неурегулировании спора — органом арбитража в зависимости от результатов анализа арбитражных проб нефти и нефтепродуктов, хранящихся у грузоотправителей, и анализов капитанской пробы , следовавшей с грузом. [c.77]

    Для количественного определения содержания воды в нефтепродуктах применяют аппарат по ГОСТ 1594—69 Е. Аппарат представляет собой узкогорлую колбу /, соединенную непосредственно прн помощи шлифа с отводной трубкой приемника-ловушки 2 н холодильника 3 (рис, 6). Доиускается применение до пол нительно к аппарату с /юрмальным шлифом колбы типа KU1 45/50 п прямым переходом типа П1 по ГОСТ 23932—79 а также металлической кол бы, пая-нной медью. [c.30]

    Масса нефтепродуктов при отпуске в железнодорожные цн терны, как и при их приеме, определяется взвешиванием либо объемно-массо вы.м методом. При определении. массы нефтепродукта объемно-массовым методом грузоотправитель в товаротранспортной накладной указывает тип цистерны полное наи-.менование и марку нефтепродукта плотность при температуре измерения уровня в цистерне уровень (или объем) процент содержания воды и массу нефтепродукта в каждой цисгерие. [c.112]

    Значения pH нефтесодержащих вод лежат в пределах 6-7. Поверхностное натяжение при 20 °С составляет 6,75—7,25 мкДж/см , что позволяет сделать заключение о наличии некоторого количества поверхностноактивных компонентов, вьшолняющих роль эмульгаторов. Солевой состав вод представлен преимущественно хлоридами натрия и кальция. Значительное содержание солей позволяет допустить возможность образования ионно-электростатического фактора устойчивости. Содержание нефтепродуктов в водах как в поверхностном слое, так и в объеме изменяется в процессе эксплуатации. [c.35]

    Holford Pro esses , Англия), коалесцирующего (,,Hydrovan , Голландия). По рекламным данным эти сепараторы могут работать в различных режимах с остаточным содержанием нефтепродуктов в воде 3—10 мг/л. [c.59]

    На рис. 4.7 представлена экспериментальная установка диполофоре-тического разделения нефтесодержащих вод. По трубопроводу вода через запорный кран подается в смесительный бак 2. Туда же подается нефтепродукт —дизельное масло летнее из исходной емкости нефтепродукта 1 через запорный кран. В смесительном баке при помощи насоса 3 приготавливают эмульсию нефтепродукта в воде, которая при помощи того же насоса по трубопроводу направляется в диполофоретическую ячейку 4, где подвергается электрообработке. Сконцентрированная эмульсия отводится через патрубок, а очищенная вода по трубопроводу направляется в мерный цилиндр 5. Анализ содержания нефтепродукта в очищенной воде осуществляли спектральным методом. [c.71]

    Значительно влияние напряжения на электродах в пределах от 30 до 90 В. Дальнейшее повышение напряжения мало влияет на очистку. Снижение напряжения ниже 30 В резко уменьшает эффективность процесса. Влияние толщины слоя диэлектриков наблюдается при значениях от 3 до 5 мм. Наблюдающееся снижение конечного содержания нефтепродукта в воде при толщине диэлектрика около 20 мм можно объяснить появлением эффекта фильтрации, а не диполофоретического концентрирования. [c.72]

    Эксплуатация установки предусматривается на морской воде, т. е. концентрация солей в воде должна быть 15—29 г/л. Для определения влияния солесодержания на эффект очистки на лабораторном электрокоагуляторе были проведены исследования эмульсий с различным содержанием КаС1 при оптимальных режимах обработки. Концентрация нефтепродукта в воде составляла 5 000 мг/л. Установлено, что при концентрации соли до 3 г/л наблюдается незначительное повышение эффекта очистки. Это может быть связано с увеличением силы тока, и, как следствие. [c.76]

    Таким образом, применяя двухступенчатую схему очистки электрокоагулятор — диполофоретические ячейки, можно снизить содержание нефтепродуктов в воде до минимальных значений. [c.77]

chem21.info

Содержание воды в нефтях и нефтепродуктах

из "Химия нефти"

Дпапазоы содержания воды б нефтях весьма широк и может изменяться от десятых долей до 60 % и более. [c.23] Содержащаяся в нефтях вода может быть в трех формах растворенная, диспергированная и свободная. Содержание растворенной воды зависит в основном от химического состава нефти и нефтепродуктов и температуры. С повышением температуры растворимость воды увеличивается во всех углеводородах. Наибольшей растворяющей способностью по отношению к воде обладают ароматические углеводороды. Чем выше содержание в нефти ароматических углеводородов, тем выше в ней растворимость воды. [c.23] При снижении температуры растворимость воды в нефти и нефтепродуктах уменьшается и вода может выделяться в виде дисперсных частиц, образуя водонефтяные эмульсии. В моно-дисперсных эмульсиях содержание воды может доходить до 74%. В реальных условиях водонефтяные эмульсии являются полидисперсными. В нефтях, поступающих со сборных пунктов на установки обезвоживания и обессоливания, размеры глобул воды находятся в пределах от 3—5 до 7—10 мкм. Эти размеры зависят от гидродинамических и других условий добычи нефти, а также степени обводненности пласта. Размеры глобул в течение года для одной и той же скважины могут меняться в пределах 5—12 мкм. Содержание воды в нефти может доходить до 97 %, однако большинство нефтей образуют с водой достаточно устойчивые эмульсии с содержанием воды не более 60 % Остальная часть воды находится в свободном состоянии и легко отстаивается. [c.23] Важным показателем нефтяных эмульсий является их устойчивость, т. е. способность в течение длительного времени не разрушаться. Агрегативная устойчивость нефтяных эмульсий измеряется продолжительностью их существования и для различных нефтяных эмульсий колеблется от нескольких секунд до нескольких часов и даже месяцев. Устойчивость водонефтяных эмульсий зависит от ряда факторов, в том числе от наличия в них веществ, называемых эмульгаторами. Эти вещества, адсорбируясь на поверхности раздела фаз, снижают межфазное поверхностное натяжение и таким образом повышают ее устойчивость. Известны десятки подобных веществ, содержащихся в нефтях. Большая их часть принадлежит к классу поверхностно-активных веществ. Такими компонентами нефти являются различные нефтяные кислоты, смолистые соединения. [c.23] В процессе образования и стабилизации водонефтяных эмульсий наряду с поверхностно-активными веществами важную роль играют тонкодисперсные нерастворимые твердые продукты, находящиеся в нефти в коллоидном состоянии. [c.23] Стабилизация водонефтяных эмульсий определяется закономерностями адсорбции на поверхности капель различных эмульгирующих веществ. Вначале этот процесс идет быстро, а затем, по мере заполнения свободной поверхности капель, постепенно затухает и скорость его стремится к нулю. В этот период состав и структура бронирующих оболочек стабилизируются. Время, необходимое для такой стабилизации, называется временем старения эмульсии. Время старения эмульсии зависит от многих факторов и для большинства нефтей СССР изменяется от двух-трех до десятков часов. Во время старения повыщается и устойчивость эмульсий к расслоению. [c.24] Стойкость эмульсий существенно зависит от фракционного состава нефтей. Чем больше содержание в нефти светлых фракций, тем менее устойчивы водонефтяные эмульсии, так как при этом увеличивается разность плотностей воды и нефти. Эмульсии высоковязких нефтей имеют более высокую стойкость, так как более высокая вязкость дисперсной среды препятствует столкновению частиц воды и их укрупнению, т. е. коалесценции. [c.24] Повышение концентрации солей в пластовой воде, которая образует с нефтью водонефтяную эмульсию, приводит к уменьшению стойкости эмульсии, так как в этом случае возрастает разность плотности воды и нефти. [c.24] В нефтепродуктах содержание воды значительно меньше, чем в нефтях. Большинство нефтепродуктов по отношению к воде обладает очень низкой растворяющей способностью. Кроме того, нефтяные дистиллятные топлива обладают и меньшей, чем нефть, эмульгирующей способностью, так как в процессе переработки удаляется значительная часть смолистых веществ, нафтеновых кислот и их солей, серосодержащих соединений, которые, как сказано выше, играют роль эмульгаторов. [c.24] Наличие воды в моторных топливах, смазочных маслах крайне нежелательно. Содержание воды в смазочных маслах усиливает их склонность к окислению и ускоряет коррозию металлических поверхностей, соприкасающихся с маслом. Присутствие воды в моторных топливах может привести при низких температурах к прекращению подачи топлива из-за забивки топливных фильтров кристаллами льда. [c.24] Методы определения воды в нефти и нефтепродуктах могут быть разбиты на две группы качественные и количественные. [c.24] Для количественного определения воды в нефти и нефтепродуктах можно использовать различные их свойства, функционально связанные с содержанием в них воды плотность, вязкость, поверхностное натяжение, диэлектрическую проницаемость, электропроводимость, теплопроводность и т. д. Заранее рассчитать вид функции, как правило, невозможно из-за неаддитивного вклада воды в измеряемый параметр. Неаддитивность обусловлена химическим взаимодействием молекул воды и вещества. По этой причине математическую зависимость обычно находят, используя экспериментальные данные. [c.25] Другая группа методов основана на использовании химических и физико-химических свойств самой воды. К ним, например, относятся метод титрования реактивом Фишера, гид-рндкальциевый. [c.25] Существующие количественные методы определения воды в жидких продуктах, кроме того, делят на прямые и косвенные. К прямым методам относят метод Дина и Старка, титрование реактивом Фишера, гидридкальциевый метод и центрифугирование, к косвенным — диэлькометрический, ИК-спектрофото-метрический, кондуктометрический, колориметрический и др. [c.25] Если при первом испытании наблюдались только однократный треск и вспенивание, или малозаметный треск и вспенивание, или только вспенивание, то опыт повторяют. Наличие влаги в испытуемом продукте считается установленным, если при повторном испытании обнаруживается хотя бы однократный треск и вспенивание. [c.26] Это наиболее распространенный и достаточно точный метод определения количественного содержания воды в нефтях и нефтепродуктах. Он основан на азеотропной перегонке пробы нефти или нефтепродукта с растворителями и применяется во многих странах. В нашей стране определение воды по этому методу проводят по ГОСТ 2477—65. [c.26] Подготовка к анализу. По этому методу в качестве растворителя используют бензин-растворитель для резиновой промышленности марки БР-1, выкипающий при 80—120°С и содержащий не более 3 % ароматических углеводородов. [c.26] Пробу нефти тщательно перемешивают встряхиванием в склянке в течение 5 мин. Высоковязкие нефти и нефтепродукты предварительно нагревают до 40—50 °С. Из перемешанной пробы нефти или нефтепродукта берут навеску 100 г в чистую сухую, предварительно взвешенную стеклянную колбу 1 (рис. 2.3). Затем в колбу 1 приливают 100 мл растворителя и содержимое перемешивают. [c.26] Маловязкие нефтепродукты допускается брать в колбу по объему. В этом случае мерным цилиндром отмеряют 100 мл испытуемого нефтепродукта и выливают в колбу /. Затем этим же цилиндром отмеряют 100 мл растворителя и также выливают в колбу. Для равномерного кипения в колбу бросают несколько стеклянных капилляров или несколько кусочков пемзы ил 1 фарфора. [c.26] Колбу при помощи шлифа присоединяют к отводной трубке приемника-ловушки 2, а к верхней части приемника-ловушки на шлифе присоединяют холодильник 3. Приемник-ловушка и холодильник должны быть чистыми и сухими. Во избежание конденсации паров воды из воздуха верхний конец холодильника необходимо закрыть ватой. [c.27]

Вернуться к основной статье

chem21.info