Выражать состав нефти одной формулой


Тест по примеру заданий ЕГЭ "Природные источники углеводородов"

Природные источники углеводородов 1 вариант

1.Выражать состав нефти одной формулой

     A)нельзя, потому что нефть - смесь веществ

     Б)можно, потому что нефть – горючее вещество

     В)можно, потому что нефть – жидкое вещество

     Г)нельзя, потому что нефть – содержит ароматические углеводороды

2. Наиболее легкая фракция перегонки нефти

     A) бензин       Б) мазут          В) керосин      Г) газойль

3.Не является продуктом коксования каменного угля:

     A)каменноугольная смола    B) водный раствор аммиака

     Б) аминокислоты       Г) коксовый газ

4. Основной нехимический способ переработки нефти

     A) пиролиз     Б) крекинг      В) перегонка  Г)риформинг

       5. Тяжелый вязкий остаток, образуемый при перегонке нефти:

     А) бензин     Б) мазут       В) парафин       Г) вазелин

       6 .Кокс получают

           А) обработкой нефти         В) крекингом                    

           Б) переработкой угля         Г) из каменноугольной смолы

7.Продукт переработки нефти, используемый для производства свечей

A) лигроин     Б) гудронВ) парафинГ) смазочные масла

       8. Процесс расщепления углеводородов называется:

A) риформинг        Б) полимеризация  В) поликонденсация  Г) крекинг

9. Конечным продуктом перегонки мазута является

     A) вазелин      Б) гудрон        В) соляровые масла  Г) смазочные масла

10. Не является физическим свойством нефти:

A)практически не растворима в водеB) с характерным запахом

Б) не имеет запахаГ) маслянистая жидкость

11.Продукт перегонки нефти, применяемый как горючее для тракторов, - это:

A) смазочные маслаБ) лигроинВ) вазелинГ) бензин

       12. Крекинг нефтепродуктов проводится с целью получения:  

     A) бензина      Б) бензола      В) мазута       Г) бутадиена

13.Соотнеситеназвание продукта и источник, из которого его получают:

НАЗВАНИЕ ПРОДУКТА                                   ИЗ ЧЕГО ПОЛУЧАЮТ                                  

А) кокс                                                         1) каменный уголь                                    

Б) аммиачная вода                                      2)торф

В) бензин                                                     3)природный газ

Г) вазелин                                                     4) попутный газ

5) нефть

Природные     источники углеводородов   2 вариант

 

1.Главным компонентом природного газа является

А) этан                 Б) бутан           В) бензол                         Г) метан

2.В состав нефти не входят:

А) алканыБ) алкеныВ) арены             Г) циклоалканы

3. Перегонка нефти - это......процесс:

   А) физический         В) электрохимический

Б) химический       Г) физико-химический

4. Соединения, стойкие к детонации:

А) арены                           В) алканы разветвленной структуры

Б) циклоалканыГ) алканы нормальной структуры

5. Природный газ от попутного не отличается:

     A) составом                В) применением

     Б) агрегатным состоянием   Г) способом залегания

6.Переработка каменного угля при 900-10500С без доступа воздуха

     А) пиролиз       Б) коксование       В) риформинг       Г) газификация

7.Самая тяжелая фракция нефти, которая скапливается внизу ректификационной колонны:

            A) лигроин     Б) мазут          В) бензин        Г) керосин

8. Наиболее качественный бензин получается при:

             А) коксовании                   В) каталитическом крекинге

             Б) перегонке                       Г) термическом крекинге

9.Главный недостаток перегонки нефти

A) длительность процесса       B) большой выход мазута  

       Б) высокая себестоимость       Г) малый выход бензина (не более 20%)

10. Вещество, которое не получают из мазута

     A) парафин     Б) вазелин      В) гудрон       Г) глюкоза

11. Источником каких углеводородов является каменноугольная смола?

А) алканов          Б) аренов       В) алкенов          Г) циклоалканов

12. Продукт, который получают при коксовании угля:

   А) природный газ       В) парафин

   Б) мазут                       Г) аммиачная вода  

13. Соотнесите продукт и область его применения:

ПРОДУКТ                                         ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

А) гудрон                                             1) газообразное топливо

Б) коксовый газ                                   2) удобрение

В) кокс                                                3) строительство дорог

Г) бензин                                             4) жидкое топливо

                                                               5) в металлургии

obrazbase.ru

Урок на тему: Нефть: состав, свойства, способы переработки. Применение нефтепродуктов.

Урок на тему: Нефть: состав, свойства, способы переработки. Применение нефтепродуктов.

1,2 урок.

Тип занятия - комбинированный урок с элементами проблемного изложения.

Форма проведения - урок-презентация.

Тема: Нефть: состав, свойства, способы переработки. Применение нефтепродуктов.

Проблемы загрязнения природной среды.

Цель: Сформировать у обучающихся первоначальные знания о нефти как важнейшем природном сырье для производства топлива и органических веществ, необходимых человеку в хозяйственной деятельности. Показать способы переработки нефти и применение важнейших нефтепродуктов. Раскрыть проблемы загрязнения природной среды нефтью и нефтепродуктами.

Задачи:

Дидактические: Рассмотреть состав и свойства нефти, познакомить со способами и условиями ее переработки и применением продуктов, полученных из нефти. Ввести понятия: ректификация, фракция, крекинг, риформинг, пиролиз.

Развивающие: Развивать познавательный интерес обучающихся, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы, самостоятельно работать с учебником, составлять опорные таблицы, формулировать вопросы, умение применять полученные знания к решению нестандартных задач.

Воспитательные: Продолжить воспитание навыков общеучебного труда, работы в парах, терпимости к другому мнению. Воспитание собственной ответственности и чувства бережного отношения к природной среде.

Основные знания и умения: Знать/понимать состав и свойства нефти, сущность процессов перегонки и крекинга, основные виды топлива, получаемых переработкой нефти и области их применения; уметь объяснять новые понятия, составлять уравнения химических реакций, отражающих процесс крекинга, объяснять значение нефти для развития экономики страны и проблемы загрязнения природной среды, связанные с нефтедобычей.

Вещества и оборудование: Образцы нефти, пробирки, стакан с водой, коллекция «Продукты нефтепереработки»; таблица «Перегонка нефти», раздаточный дидактический материал (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3), проектор, ПК, экран.

ХОД 1 УРОКА

I. Организационный момент. (3мин)

Объявление темы и целей урока.

II. Актуализация знаний. (7-10 мин)

2.1. Работа для класса:

Фронтальная беседа по вопросам:

  1. Какие природные источники углеводородов вам известны?

  2. Каков состав природного газа?

  3. Для каких целей используется природный газ?

  4. Чем отличаются попутные нефтяные газы от природного газа?

III. Изучение нового материала по плану: (20-25 мин)

1. Состав нефти

2. Физические свойства.

3. Перегонка нефти.

4. Применение нефтепродуктов, полученных перегонкой нефти.

5. Крекинг. Виды крекинга.

6. Продукты крекинга, их применение.

7. Месторождения нефти, добыча, транспортировка.

8. Проблема загрязнения природной среды.

Слово учителя. Предельные углеводороды от СН4 до С6 Н14 можно получить из природного и попутного нефтяных газов. Но для получения топлива для различных машин и многих органических веществ, таких как: пластмассы, волокна, каучуки, ядохимикаты и другие, большое значение имеют более тяжелые углеводороды: предельные, непредельные и ароматические. Именно эти углеводороды получают из нефти.

Предложить проблемный вопрос: Почему об экономической мощи страны судят по количеству добываемой и особенно потребляемой нефти?

В ходе беседы выяснить, что известно обучающимся о нефти из жизни и СМИ.

Продемонстрировать слайд презентации.

Далее изучение нового материала по плану.

1) Состав нефти. Продемонстрировать образцы сырой нефти в склянках. Предложить проблемный вопрос: Можно ли нефть считать веществом, а её состав выразить конкретной формулой? Для поиска ответа на вопрос, обучающимся предлагается проанализировать таблицу №1 (Приложение1) с одновременной демонстрацией слайда.

таблица №1

Нефть

(месторождения)

Содержание углеводородов, % от массы

предельные

циклопарафины

ароматические

Сураханское (Баку)

30,2

61,2

8,6

Соснинское (Сибирь)

52,0

36,0

12,0

Ромашкинское (Татария)

55,7

25,5

18,8

После анализа делается вывод с записью в конспект: нефть - это природная, сложная смесь углеводородов и поэтому состав нефти нельзя выразить одной формулой. Состав нефти непостоянный, он зависит от месторождений.

2). Физические свойства нефти. Продемонстрировать слайд с растворением нефти в воде, сделать вывод:

нефть - маслянистая жидкость от бурого до черного цвета с характерным запахом, не растворима в воде, плотность меньше воды. Температура кипения непостоянна.

Дополнить вывод информацией: нефти разных месторождений имеют несколько различные физические свойства, это объясняется их различным составом, т.е. состав определяет свойства.

3) Перегонка нефти. Предложить проблемный вопрос:

Какой способ можно применить для разделения углеводородов, входящих в состав нефти? (Если не ответят, то можно задать наводящий вопрос: как разделить смесь спирта с водой?) В ходе беседы установить, что разделение углеводородов, входящих в состав нефти основано на разнице их температур кипения. Для этого существуют специальные установки, на которых осуществляется процесс разделения углеводородов, называемый фракционной перегонкой. Ввести понятия: «ректификация», «фракция». Продемонстрировать слайд, предложить самостоятельную работу с учебником и опорной таблицей №2. (Приложение 1, таблица №2). (10 мин)

Опорная таблица «Нефтепродукты прямой перегонки и их применение» Таблица №2»

№ фракции

название

состав

tº кипения

применение

1

Бензин

2

Лигроин

3

Керосин

4

Газойль

5

Мазут

4). Применение нефтепродуктов, полученных перегонкой. Продемонстрировать слайд, предложить вопросы для беседы: На какие фракции разделяется нефть прямой перегонки? Где находит применение каждая из фракций? Каково основное применение нефтепродуктов, полученных перегонкой нефти? Ответы, на вопросы, обучающиеся находят в опорной таблице.

ХОД 2 УРОКА

5) Крекинг. Виды крекинга. (13-15 мин)

Нефтепродукты используют не только как топливо, но и для других целей - переработки и получения пластмасс, синтетических волокон, каучука, резины и т.д.

Объяснить, что дальнейшая переработка, полученных тяжелых фракций после перегонки нефти заключается в их разложении на более легкие и химической переработке.

Вводятся понятия: «крекинг» (термический, каталитический), «риформинг», «пиролиз», записать в тетрадь.

Презентация видов крекинга, продуктов, получаемых в результате этих процессов и их применение. Работа со схемой (Приложение 3)

Крекинг - термическое разложение нефтепродуктов, приводящее к образованию углеводородов с меньшим числом атомов углерода в молекуле.

В общем виде: Сnh3n+2 → C n-kh3(n-k) + 2 + Ckh3k

алкан с длинной цепью алкан алкен

пример:

С16 Н34 → С8 Н18 + С8 Н 16

гексадекан октан октен

Риформинг - прцесс термической или каталитической переработки светлых нефтепродуктов с целью получения высокооктановых бензинов, ароматических углеводородов и технического водорода. [ 7 ]

Пиролиз - Метод и процесс разложения веществ под действием высоких температур. [ 7 ]

Предложить вопросы:

Что общего в этих процессах? Чем они отличаются друг от друга? В чем заключается принципиальное отличие продуктов крекингов разных видов?

6). Месторождения нефти, добыча, транспортировка.

Презентация слайдов сопровождается рассказом учителя, отмечаются важнейшие районы запасов и добычи нефти в России, способы транспортировки.

7). Проблема загрязнения природной среды.

Предлагается заслушать сообщение, подготовленное одним из обучающихся, сопровождающееся показом слайдов, а затем вместе сделать общий вывод по изученному материалу: (10 мин).

Нефть является ценным сырьем не только для производства разных видов топлива, но и для производства многих органических продуктов. Задача химической науки на современном этапе состоит в уменьшении применения нефти как горючего, выработке и применении таких мер, которые позволили бы сохранить природную среду в местах добычи и переработки нефти.

Общеизвестна крылатая фраза Д.И. Менделеева о нефти: «Топить печь нефтью, все равно, что топить ее ассигнациями».

IV. Закрепление знаний, умений, навыков (15 мин)

Раздаются каждому обучающемуся листы с заданиями, и предлагается самостоятельно письменно выполнить задания: (Приложение 2).

1) к терминам: нефть, фракция, перегонка, крекинг, пиролиз, бензин, мазут, сформулировать утверждения или вопросы, заполнить кроссворд.

1

2

3

4

5

6

7

2) выполнить тест «Природные источники углеводородов»

  1. Главный компонент природного газа:

1) этан 2) метан 3) бутан 4) бензол 5) СН4

  1. Дополните фразу: «Нефть - это:

1) чистое вещество сложного строения 2) смесь разных веществ

3) смесь различных углеводородов переменного состава в зависимости от месторождения 4) смесь углеводородов постоянного состава

3. Процесс получения разных видов топлива из нефти:

1) разгонка 2) фракционная перегонка 3) крекинг 4) выпаривание

4. Процесс распада молекул «тяжелых» углеводородов до более простых под

действием высокой температуры и катализаторов:

1) термический крекинг 2) каталитический крекинг 3) крекинг 4) расщепление

5. Вещество, содержание которого в бензине определяет его марку:

1) н-гептан 2) октан 3) изооктан 4) бензол

V. Итог урока. (беседа) Что узнали? Чему научились? (3 мин)

VI. Домашнее задание: (2 мин)

учебник О.С. Габриелян10 кл., §10 с.58-66, упр.1-10 (устно), 9(п.)

Использованные источники:

  1. Примерная Программа учебной дисциплины Химия для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования. / ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России. - 2008

  2. Ерохин Ю.М. / Химия. Учебник для средних специальных заведений. - М.: Издательский центр Академия. 2002. - 384с.

  3. Глинка Н.Л. / Общая химия - Л.: Химия - 1988. - 704с.

  4. Перекалин В.В., Зонис С.А. / Органическая химия. - М.: Просвещение, 1982. - 560с.

  5. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н. / Химия. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2001. - 304с.

  6. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. / Химия: Органическая химия. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение. 2000. - 160с.

  7. Толковый словарь по химии и химической технологии. Основные термины / С.М. Баринов, Б.Е. Восторгов, Л.Я. Герцберг и др. Под редакцией Ю.А. Лебедева. - М.: «Русский язык». 1987. - 528с.

10. www.fcgsen.ru/12/documents/070504_Vliyanie_NGP…

botana.cc

[Н3.1] Химический состав нефти и газа

[Н3.1] Химический состав нефти и газа

Углерод и водород способны соединятся невероятным числом различных способов, порождая огромное число веществ, называемых углеводородами. В зависимости от числа молекул эти вещества могут быть газообразными, жидкими или твёрдыми. Нефть представляет собой смесь различных углеводородов, в которых преобладают алканы, нафтены и арены.

Алканы — наиболее простой класс органических веществ. Атомы углерода имеют возможность образовывать четыре связи — либо друг с другом, либо с водородом. В алканах задействованы все четыре связи и к атомам углерода присоединено максимально возможное число атомов водорода. По этой причине алканы также называют предельными углеводородами или насыщенными углеводородами. Примеры алканов — метан, этан, пропан, бутан, пентан.

Природный газ («сухой газ») состоит из 90 и более процентов метана (1 атом углерода, С1) и нескольких процентов этана (С2). Температура кипения метана — минус 161,5 градуса, этана — минус 88,6 градуса, поэтому обычно эти вещества представлены в газообразной форме. Продукты сгорания метан и этана бозопасны и экологичны — углекислота и водяной пар. По этой причине природный газ широко используется в бытовых газовых плитах.

Температура кипения пропана (С3) — минус 42,1 градус, бутана (С4) — минус 0,5 градуса. Эти вещества легко сжижаются при невысоком давлении. Сжиженным газом заправляют баллоны для дачных и туристических плит, он используется в качестве газомоторного топлива. Пропан-бутановую смесь можно наблюдать в прозрачных зажигалках. В смесях, предназначенных для холодной погоды, преобладает пропан, для тёплой погоды — бутан.

Пентан (С5) и более высокомолекулярные арены образуют бензиновую, керосиновую, дизельную и мазутную фракции.

Нафтены — более сложные по строению вещества, в них атомы углерода соединяются в циклическое кольцо. Слово происходит от греческого náphtha (нефть), поскольку нафтены впервые были обнаружены русским химиком Владимиром Васильевичем Марковниковым в нефти бакинских промыслов. Названия нафтенов образуются из названий алканов с приставкой «цикло-» — циклопропан, циклобутан, циклопентан. Циклометан и циклоэтан не существуют, поскольку одного или двух атомов углерода недостаточно для образования кольца.

Арены (ароматические углеводороды) были названы так потому, что первые найденные представители этого класса веществ обладали приятным запахом. Позднее оказалось, что многие арены пахнут весьма скверно, но название уже устоялось. Особенностью этого класса веществ является наличие в их структуре так называемого «бензольного кольца», изображаемого в виде шестиугольника с окружностью внутри. «Бензольное кольцо» стало символом нефтехимии, и неспроста — ароматические углеводороды служат важнейшим сырьём органического синтеза.

Кроме перечисленных веществ, нефть содержит асфальто-смолистые соединения, серу и соли металлов. Состав нефтей разных месторождений может очень сильно отличаться. Например, североморский сорт Brent содержит 0,37% серы, а поставляемый из Арабских Эмиратов Dubai Crude — 2% серы.

Комментариев:

neftianka.ru

Урок на тему: Нефть: состав, свойства, способы переработки. Применение нефтепродуктов.

состав, свойства, способы переработки. Применение нефтепродуктов.

1,2 урок.

Тип занятия – комбинированный урок с элементами проблемного изложения.

Форма проведения – урок-презентация.

Тема: Нефть: состав, свойства, способы переработки. Применение нефтепродуктов.

Проблемы загрязнения природной среды.

Цель: Сформировать у обучающихся первоначальные знания о нефти как важнейшем природном сырье для производства топлива и органических веществ, необходимых человеку в хозяйственной деятельности. Показать способы переработки нефти и применение важнейших нефтепродуктов. Раскрыть проблемы загрязнения природной среды нефтью и нефтепродуктами.

Задачи:

Дидактические: Рассмотреть состав и свойства нефти, познакомить со способами и условиями ее переработки и применением продуктов, полученных из нефти. Ввести понятия: ректификация, фракция, крекинг, риформинг, пиролиз.

Развивающие: Развивать познавательный интерес обучающихся, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы, самостоятельно работать с учебником, составлять опорные таблицы, формулировать вопросы, умение применять полученные знания к решению нестандартных задач.

Воспитательные: Продолжить воспитание навыков общеучебного труда, работы в парах, терпимости к другому мнению. Воспитание собственной ответственности и чувства бережного отношения к природной среде.

Основные знания и умения: Знать/понимать состав и свойства нефти, сущность процессов перегонки и крекинга, основные виды топлива, получаемых переработкой нефти и области их применения; уметь объяснять новые понятия, составлять уравнения химических реакций, отражающих процесс крекинга, объяснять значение нефти для развития экономики страны и проблемы загрязнения природной среды, связанные с нефтедобычей.

Вещества и оборудование: Образцы нефти, пробирки, стакан с водой, коллекция «Продукты нефтепереработки»; таблица «Перегонка нефти», раздаточный дидактический материал (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3), проектор, ПК, экран.

ХОД 1 УРОКА

I. Организационный момент. (3мин)

Объявление темы и целей урока.

II. Актуализация знаний. (7-10 мин)

2.1. Работа для класса:

Фронтальная беседа по вопросам:

  1. Какие природные источники углеводородов вам известны?

  2. Каков состав природного газа?

  3. Для каких целей используется природный газ?

  4. Чем отличаются попутные нефтяные газы от природного газа?

III. Изучение нового материала по плану: (20-25 мин)

1. Состав нефти

2. Физические свойства.

3. Перегонка нефти.

4. Применение нефтепродуктов, полученных перегонкой нефти.

5. Крекинг. Виды крекинга.

6. Продукты крекинга, их применение.

7. Месторождения нефти, добыча, транспортировка.

8. Проблема загрязнения природной среды.

Слово учителя. Предельные углеводороды от СН4 до С6 Н14 можно получить из природного и попутного нефтяных газов. Но для получения топлива для различных машин и многих органических веществ, таких как: пластмассы, волокна, каучуки, ядохимикаты и другие, большое значение имеют более тяжелые углеводороды: предельные, непредельные и ароматические. Именно эти углеводороды получают из нефти.

Предложить проблемный вопрос: Почему об экономической мощи страны судят по количеству добываемой и особенно потребляемой нефти?

В ходе беседы выяснить, что известно обучающимся о нефти из жизни и СМИ.

Продемонстрировать слайд презентации.

Далее изучение нового материала по плану.

1) Состав нефти. Продемонстрировать образцы сырой нефти в склянках. Предложить проблемный вопрос: Можно ли нефть считать веществом, а её состав выразить конкретной формулой? Для поиска ответа на вопрос, обучающимся предлагается проанализировать таблицу №1 (Приложение1) с одновременной демонстрацией слайда.

таблица №1

Нефть

(месторождения)

Содержание углеводородов, % от массы

предельные

циклопарафины

ароматические

Сураханское (Баку)

30,2

61,2

8,6

Соснинское (Сибирь)

52,0

36,0

12,0

Ромашкинское (Татария)

55,7

25,5

18,8

После анализа делается вывод с записью в конспект: нефть – это природная, сложная смесь углеводородов и поэтому состав нефти нельзя выразить одной формулой. Состав нефти непостоянный, он зависит от месторождений.

2). Физические свойства нефти. Продемонстрировать слайд с растворением нефти в воде, сделать вывод:

нефть – маслянистая жидкость от бурого до черного цвета с характерным запахом, не растворима в воде, плотность меньше воды. Температура кипения непостоянна.

Дополнить вывод информацией: нефти разных месторождений имеют несколько различные физические свойства, это объясняется их различным составом, т.е. состав определяет свойства.

3) Перегонка нефти. Предложить проблемный вопрос:

Какой способ можно применить для разделения углеводородов, входящих в состав нефти? (Если не ответят, то можно задать наводящий вопрос: как разделить смесь спирта с водой?) В ходе беседы установить, что разделение углеводородов, входящих в состав нефти основано на разнице их температур кипения. Для этого существуют специальные установки, на которых осуществляется процесс разделения углеводородов, называемый фракционной перегонкой. Ввести понятия: «ректификация», «фракция». Продемонстрировать слайд, предложить самостоятельную работу с учебником и опорной таблицей №2. (Приложение 1, таблица №2). (10 мин)

Опорная таблица «Нефтепродукты прямой перегонки и их применение» Таблица №2»

№ фракции

название

состав

tº кипения

применение

1

Бензин

2

Лигроин

3

Керосин

4

Газойль

5

Мазут

4). Применение нефтепродуктов, полученных перегонкой. Продемонстрировать слайд, предложить вопросы для беседы: На какие фракции разделяется нефть прямой перегонки? Где находит применение каждая из фракций? Каково основное применение нефтепродуктов, полученных перегонкой нефти? Ответы, на вопросы, обучающиеся находят в опорной таблице.

ХОД 2 УРОКА

5) Крекинг. Виды крекинга. (13-15 мин)

Нефтепродукты используют не только как топливо, но и для других целей – переработки и получения пластмасс, синтетических волокон, каучука, резины и т.д.

Объяснить, что дальнейшая переработка, полученных тяжелых фракций после перегонки нефти заключается в их разложении на более легкие и химической переработке.

Вводятся понятия: «крекинг» (термический, каталитический), «риформинг», «пиролиз», записать в тетрадь.

Презентация видов крекинга, продуктов, получаемых в результате этих процессов и их применение. Работа со схемой (Приложение 3)

Крекинг – термическое разложение нефтепродуктов, приводящее к образованию углеводородов с меньшим числом атомов углерода в молекуле.

В общем виде: Сnh3n+2 → C n-kh3(n-k) + 2 + Ckh3k

алкан с длинной цепью алкан алкен

пример:

С16 Н34 → С8 Н18 + С8 Н 16

гексадекан октан октен

Риформинг – прцесс термической или каталитической переработки светлых нефтепродуктов с целью получения высокооктановых бензинов, ароматических углеводородов и технического водорода. [ 7 ]

Пиролиз – Метод и процесс разложения веществ под действием высоких температур. [ 7 ]

Предложить вопросы:

Что общего в этих процессах? Чем они отличаются друг от друга? В чем заключается принципиальное отличие продуктов крекингов разных видов?

6). Месторождения нефти, добыча, транспортировка.

Презентация слайдов сопровождается рассказом учителя, отмечаются важнейшие районы запасов и добычи нефти в России, способы транспортировки.

7). Проблема загрязнения природной среды.

Предлагается заслушать сообщение, подготовленное одним из обучающихся, сопровождающееся показом слайдов, а затем вместе сделать общий вывод по изученному материалу: (10 мин).

Нефть является ценным сырьем не только для производства разных видов топлива, но и для производства многих органических продуктов. Задача химической науки на современном этапе состоит в уменьшении применения нефти как горючего, выработке и применении таких мер, которые позволили бы сохранить природную среду в местах добычи и переработки нефти.

Общеизвестна крылатая фраза Д.И. Менделеева о нефти: «Топить печь нефтью, все равно, что топить ее ассигнациями».

IV. Закрепление знаний, умений, навыков (15 мин)

Раздаются каждому обучающемуся листы с заданиями, и предлагается самостоятельно письменно выполнить задания: (Приложение 2).

1) к терминам: нефть, фракция, перегонка, крекинг, пиролиз, бензин, мазут, сформулировать утверждения или вопросы, заполнить кроссворд.

1

2

3

4

5

6

7

2) выполнить тест «Природные источники углеводородов»

  1. Главный компонент природного газа:

1) этан 2) метан 3) бутан 4) бензол 5) СН4

  1. Дополните фразу: «Нефть – это:

1) чистое вещество сложного строения 2) смесь разных веществ

3) смесь различных углеводородов переменного состава в зависимости от месторождения 4) смесь углеводородов постоянного состава

3. Процесс получения разных видов топлива из нефти:

1) разгонка 2) фракционная перегонка 3) крекинг 4) выпаривание

4. Процесс распада молекул «тяжелых» углеводородов до более простых под

действием высокой температуры и катализаторов:

1) термический крекинг 2) каталитический крекинг 3) крекинг 4) расщепление

5. Вещество, содержание которого в бензине определяет его марку:

1) н-гептан 2) октан 3) изооктан 4) бензол

V. Итог урока. (беседа) Что узнали? Чему научились? (3 мин)

VI. Домашнее задание: (2 мин)

учебник О.С. Габриелян10 кл., §10 с.58-66, упр.1-10 (устно), 9(п.)

Использованные источники:

  1. Примерная Программа учебной дисциплины Химия для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования. / ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России. - 2008

  2. Ерохин Ю.М. / Химия. Учебник для средних специальных заведений. – М.: Издательский центр Академия. 2002. – 384с.

  3. Глинка Н.Л. / Общая химия – Л.: Химия – 1988. – 704с.

  4. Перекалин В.В., Зонис С.А. / Органическая химия. – М.: Просвещение, 1982. – 560с.

  5. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н. / Химия. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2001. – 304с.

  6. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. / Химия: Органическая химия. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение. 2000. – 160с.

  7. Толковый словарь по химии и химической технологии. Основные термины / С.М. Баринов, Б.Е. Восторгов, Л.Я. Герцберг и др. Под редакцией Ю.А. Лебедева. – М.: «Русский язык». 1987. – 528с.

  8. http://www.liveinternet.ru/users/1983688/

  9. http://www.allprezentation.ru/news/111

10. www.fcgsen.ru/12/documents/070504_Vliyanie_NGP…

infourok.ru

Презентация на тему: Нефть, состав и свойства. Переработка нефти. Нефтепродукты, их применение.

Презентация по Химии "Нефть, состав и свойства. Переработка нефти. Нефтепродукты, их применение."

Презентация на тему: Нефть, состав и свойства. Переработка нефти. Нефтепродукты, их применение.

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Описание слайда:

по дисциплине «Химия»по дисциплине «Химия»по теме: «Нефть, состав и свойства. Переработка нефти. Нефтепродукты, их применение.» студентки гр. 1ГК-5СГБОУ СПО КГИС N1 Чистовой Елены Преподаватель: Гудкова Е.С.2010-2011гг

№ слайда 2 Описание слайда:

Нахождение нефти в природе Залежи нефти находятся в недрах Земли на разной глубине, где нефть заполняет свободное пространство между некоторыми породами. Сегодня нефть является одним из важнейших для человечества полезных ископаемых.

№ слайда 3 Описание слайда:

Нефть представляет собой смесь около 1000 индивидуальных веществ, из которых большая часть – жидкие углеводороды и гетероатомные органические соединения, остальные компоненты – растворенные углеводородные газы, вода, минеральные соли, растворы солей органических кислот и другие механические примеси (частицы глины, песка, известняка). Состав нефти нельзя выразить одной формулой т.к. нефть имеет различный состав в зависимости от месторождения.

№ слайда 4 Описание слайда:

Нефть – маслянистая жидкость от светло-бурого до черного цвета с характерным запахом. Она немного легче воды и практически в ней не растворяется. Нет определенной температуры кипения т.к. нефть – смесь различных углеводородов.

№ слайда 5 Описание слайда:

Цель переработки нефти— производство нефтепродуктов, прежде всего, различных топлив (автомобильных, авиационных, котельных и т. д.) и сырья для последующей химической переработки.

№ слайда 6 Описание слайда:

Из нефти выделяют разнообразные продукты. В начале из нее удаляют растворенные газообразные углеводороды (преимущественно метан). После отгонки летучих углеводородов нефть нагревают. Первыми переходят в газообразное состояние и отгоняются углеводороды с небольшим числом атомов углерода в молекуле, имеющие низкую температуру кипения. С повышением температуры перегоняются углеводороды с более высокой температурой кипения. Таким образом, можно собрать отдельные смеси (фракции) нефти.

№ слайда 7 Описание слайда:

Перегонка нефти осуществляется в установке, которая состоит из трубчатой печи 1, ректификационной колонны 2 и холодильника 3. Главный недостаток такой перегонки нефти – малый выход бензина (не более 20%).

№ слайда 8 Описание слайда:

Фракции нефти, их применение Чаще всего при перегонке получают следующие фракции, которые затем подвергаются дальнейшему разделению: 1) Газолиновая фракция (при дальнейшей перегонке получают: газолин, бензин – авиационный, автомобильный и т.д.).

№ слайда 9 Описание слайда:

2) Лигроиновая фракция (лигроин применяют как горючее для тракторов).

№ слайда 10 Описание слайда:

3) Керосиновая фракция (керосин после очистки применяют в качестве горючего для тракторов, реактивных самолетов и ракет).

№ слайда 11 Описание слайда:

5) Остаток после перегонки нефти – мазут (мазут также разделяют на фракции: соляровые масла – дизельное топливо, смазочные масла, вазелин).Из некоторых сортов нефти получают парафин. После отгонки остается гудрон (его широко применяют в дорожном строительстве).

№ слайда 12 Описание слайда:

Выход бензина из нефти можно значительно увеличить (до 70%) путем расщепления углеводородов с длинной цепью на углеводороды с меньшей относительной молекулярной массой. Такой процесс называют крекингом (от англ. to crack – расщеплять).

№ слайда 13 Описание слайда:

Различают два основных вида крекинга: термический и каталитический.Термический крекинг – расщепление молекул углеводородов, протекающие при высоких температурах.Каталитический крекинг – расщепление молекул углеводородов в присутствии катализаторов и при более низких температурах.

№ слайда 14 Описание слайда:

Нефть и экология Нефть и нефтепродукты являются наиболее распространенными загрязняющими веществами в окружающей среде. Основными источниками загрязнения нефтью являются: работы при обычных транспортных перевозках нефти, аварии при транспортировке и добычи нефти, промышленные и бытовые стоки.

№ слайда 15 Описание слайда:

Нефтяные углеводороды, попадая в Мировой океан, наносят огромный вред живым организмам. 1 капля нефти делает непригодным для питья 20 литров воды.

№ слайда 16 Описание слайда:

Постройка очистных сооружений, ужесточенный контроль за транспортировкой и добычей нефти, двигатели работающие за счет извлечения водорода из воды – это всего лишь начало списка того, что можно применить для очищения окружающей среды.

№ слайда 17 Описание слайда:

По предположениям геологов, к 2034 году иссякнут все имеющиеся в нашем распоряжении запасы нефти, если скорость её потребления сохранится таковой, какова она сейчас. Именно поэтому значение природного газа, попутных газов нефти и продуктов её переработки, а также каменного угля неуклонно растет с каждым днем для осуществления важнейших промышленных синтезов.

ppt4web.ru

Конспект урока "Нефть и продукты ее переработки"

Конспект урока "Нефть и продукты ее переработки"

Нефть и продукты ее переработки.

Цели урока:1.Рассмотреть состав, свойства, способы переработки нефти как топлива и сырья для получения органических веществ.2.Знать сущность перегонки, термического и каталитического крекинга, риформинга. Иметь представление о схеме процесса перегонки нефти, составлять уравнения химических реакций, отражающих процессы крекинга и риформинга.3.Дать понятие об октановом числе и детонационной стойкости бензинов. Показать значение важнейших нефтепродуктов и способы охраны окружающей среды от загрязнений.4.Рассмотреть месторождения нефти. Напомнить о существовании профессий, связанных с добычей нефти.

Оборудование урока: нефть, лигроин, бензин, керосин, соляровое масло, мазут, парафин, вазелин.

Плакаты: 1.Атмосферно-вакуумная установка перегонки нефти.2.Нефтепродукты и их применение.3.Состав нефти.4.Переработка нефти.

Ход урока:

  1. Определение нефти.

Изучая нахождение алканов, циклоалканов и ароматических углеводородов в природе, вы заметили, что они содержатся в нефти. Значит нефть- это смесь.

Нефть- это смесь углеводородов (алканов, циклоалканов и ароматических), ~150, с примесями других веществ.

Посмотрите, как выглядит нефть. Понюхайте. Капните в стакан с водой.

2. Физические свойства нефти: маслянистая жидкость с характерным запахом от светло-бурого до черного цвета, легче воды и нерастворима в ней. Поэтому, образует на поверхности воды пленку, не пропускающую воздух (одна из экологических проблем).

3. Состав нефти.

Так как нефть это смесь, то ее состав нельзя выразить одной формулой. Состав ее непостоянен и зависит от месторождения и преобладания содержащихся в ней углеводородов.

Различают нефть

Метановую Нафтеновую

(Грозненская) (Бакинская)

Ароматическую

(Уральская)

Редко встречается в нефти непредельные углеводороды (Канадская нефть).В природе в основном содержатся нефти смешанного состава.

4. Происхождение нефти.

Почему нефть различных месторождений имеет разный количественный состав углеводородов? Это зависит от происхождения нефти. Существует три основные теории происхождения нефти:

1.Космическая теория, предложенная в конце 19 в. русским геологом Н.А.Соколовым. Он предположил, что когда Земля была в огненножидком состоянии, то углеводороды из газовой оболочки проникли в массу земного шара, а в последствии при остывании выделились на его поверхности. Однако эта теория не объясняет ни географического, ни геологического распределения нефтяных месторождений.

2.Теория неорганического происхождения (карбидная), предложенная в конце 19 в. Д.И.Менделеевым. Ученый предположил, что в земной коре раскаленные карбиды металлов взаимодействуя с водой и образуют углеводороды, которые проходят по трещинам из глубоких слоев в зону осадочной оболочки земного шара, где путем их конденсации и гидрогенизации образуются нефтяные месторождения. Эта теория не получила признания среди геологов и химиков.

3.Теория органического происхождения, предложенная в конце 20 в. И.М.Губкиным. Он предположил, что нефть произошла из животно-растительных останков в толще различных осадочных пород много млн. лет назад. Эта теория находит свое подтверждение в том, что в нефти обнаружены некоторые азотистые органические вещества, являющиеся, вероятно, продуктами распада природных веществ, присутствующих в тканях растений. Данной теории придерживаются в настоящее время большинство ученых.

infourok.ru

Нефть, состав и свойства. Переработка нефти. Нефтепродукты, их применение

Нефть, состав и свойства. Переработка нефти. Нефтепродукты, их применение

1. Презентация

по дисциплине «Химия» по теме: «Нефть, состав и свойства. Переработка нефти. Нефтепродукты, их применение.» студентки гр. 1ГК-5С ГБОУ СПО КГИС N1 Чистовой Елены Преподаватель: Гудкова Е.С. 2010-2011гг

2. Нахождение нефти в природе

Залежи нефти находятся в недрах Земли на разной глубине, где нефть заполняет свободное пространство между некоторыми породами. Сегодня нефть является одним из важнейших для человечества полезных ископаемых.

3. Состав нефти

Нефть представляет собой смесь около 1000 индивидуальных веществ, из которых большая часть – жидкие углеводороды и гетероатомные органические соединения, остальные компоненты – растворенные углеводородные газы, вода, минеральные соли, растворы солей органических кислот и другие механические примеси (частицы глины, песка, известняка). Состав нефти нельзя выразить одной формулой т.к. нефть имеет различный состав в зависимости от месторождения.

4. Физические свойства нефти

Нефть – маслянистая жидкость от светло-бурого до черного цвета с характерным запахом. Она немного легче воды и практически в ней не растворяется. Нет определенной температуры кипения т.к. нефть – смесь различных углеводородов.

5. Способы переработки нефти

Цель переработки нефти— производство нефтепродуктов, прежде всего, различных топлив (автомобильных, авиационных, котельных и т. д.) и сырья для последующей химической переработки.Из нефти выделяют разнообразные продукты. В начале из нее удаляют растворенные газообразные углеводороды (преимущественно метан). После отгонки летучих углеводородов нефть нагревают. Первыми переходят в газообразное состояние и отгоняются углеводороды с небольшим числом атомов углерода в молекуле, имеющие низкую температуру кипения. С повышением температуры перегоняются углеводороды с более высокой температурой кипения. Таким образом, можно собрать отдельные смеси (фракции) нефти.Перегонка нефти осуществляется в установке, которая состоит из трубчатой печи 1, ректификационной колонны 2 и холодильника 3. Главный недостаток такой перегонки нефти – малый выход бензина (не более 20%). Трубчатая печь и ректификационная колонна

8. Фракции нефти, их применение

Чаще всего при перегонке получают следующие фракции, которые затем подвергаются дальнейшему разделению: 1) Газолиновая фракция (при дальнейшей перегонке получают: газолин, бензин – авиационный, автомобильный и т.д.).2) Лигроиновая фракция (лигроин применяют как горючее для тракторов).3) Керосиновая фракция (керосин после очистки применяют в качестве горючего для тракторов, реактивных самолетов и ракет). 4) Газойль – дизельное топливо.5) Остаток после перегонки нефти – мазут (мазут также разделяют на фракции: соляровые масла – дизельное топливо, смазочные масла, вазелин). Из некоторых сортов нефти получают парафин. После отгонки остается гудрон (его широко применяют в дорожном строительстве).

12. Крекинг нефти

Выход бензина из нефти можно значительно увеличить (до 70%) путем расщепления углеводородов с длинной цепью на углеводороды с меньшей относительной молекулярной массой. Такой процесс называют крекингом (от англ. to crack – расщеплять). Установка термического крекинга В.Г.Шухова, Баку, СССР, 1934Различают два основных вида крекинга: термический и каталитический. Термический крекинг – расщепление молекул углеводородов, протекающие при высоких температурах. Каталитический крекинг – расщепление молекул углеводородов в присутствии катализаторов и при более низких температурах.

14. Нефть и экология

Нефть и нефтепродукты являются наиболее распространенными загрязняющими веществами в окружающей среде. Основными источниками загрязнения нефтью являются: работы при обычных транспортных перевозках нефти, аварии при транспортировке и добычи нефти, промышленные и бытовые стоки.Нефтяные углеводороды, попадая в Мировой океан, наносят огромный вред живым организмам. 1 капля нефти делает непригодным для питья 20 литров воды.Постройка очистных сооружений, ужесточенный контроль за транспортировкой и добычей нефти, двигатели работающие за счет извлечения водорода из воды – это всего лишь начало списка того, что можно применить для очищения окружающей среды.По предположениям геологов, к 2034 году иссякнут все имеющиеся в нашем распоряжении запасы нефти, если скорость её потребления сохранится таковой, какова она сейчас. Именно поэтому значение природного газа, попутных газов нефти и продуктов её переработки, а также каменного угля неуклонно растет с каждым днем для осуществления важнейших промышленных синтезов.

ppt-online.org


Смотрите также